Гюльчатай, открой личико, или Краткая история афганской паранджи
Где на Среднем Востоке самые красивые женщины? Если верить средневековой поэзии, в Кашмире. В Иране в ХIII -- ХV веках идеальным считался тюркский этнический тип, о чем свидетельствует характерный разрез глаз всех гурий на классических персидских книжных миниатюрах. Какой же силы была эта красота, если еще Омар Хайям обещал за одну-единственную родинку на ланите милой отдать целый Самарканд с Бухарой! А чуть позже поэзия обнаружила целые сонмы писаных красавиц в несколько, казалось бы, неожиданном месте -- в афганских горах...
Увы, проверить справедливость восторженно-экстатических вздохов Абдуррахмана Моманда, Казем-хана Шайды и прочих классиков афганской любовной лирики просто так не удастся. Что скрывается под глухой паранджой с сеткой в районе лица -- положено знать только отцу, мужу, брату и самым близким родственникам женского пола, а больше никому.
Эта самая паранджа благодаря религиозной ретивости талибов стала, наравне с запретом учиться и работать, чуть ли не главным символом бесправия и рабского положения афганок.
Когда во времена правления "исламских студентов" делегации афганских правозащитниц появлялись в Евросовете, там все впадали в предынфарктное состояние. Но вообще-то в Афганистане это самая обычная одежда женщин почти во всех городах, а тем более в сельской местности. Единственное исключение составляли пуштунки-кочевницы, никогда ее не носившие и заработавшие себе вполне заслуженную славу исключительно эффектных женщин.
В начале ХХ века эмир-реформатор Аманулла-хан Гази (1919--1929) предпринял попытку "раскрепостить" соотечественниц. Кончилось это ничем, а фотографии его собственной супруги в европейской одежде, сделанные во время турне монаршей четы по Европе в 1928 году, с успехом заменяли антиправительственные листовки во время восстания Бача-и Сакао. Вот, смотрите, мол, как неприлично ведет себя королева и как непристойно она одевается.
Потихоньку "раздеваться" афганки начали уже в 60-х годах прошлого века. Но коснулось это только представительниц высших слоев общества, столичной интеллигенции и разве что средних городских слоев. Все остальные же как надевали паранджу лет в 7--8, так и носили ее всю жизнь как исламскую одежду, не ощущали при этом никакого "принижения и дискомфорта".
Пик "эмансипации" пришелся на конец 70-х -- 80-е годы. Уже первые "женские" декреты Революционного совета Демократической Республики Афганистан увеличили брачный возраст, отменили левират (обязанность вдовы выходить замуж вторично за брата покойного мужа), ограничили калым (выкуп за невесту) символической суммой и вообще открыли женщинам официальный доступ к образованию и рабочим местам. В том числе и к военной службе. Афганки служили даже в органах госбезопасности. Ношение паранджи стало делом добровольным. Эффект получился интересный: жительницы Кабула, Джелалабада, Мазари-Шарифа и других крупных городов действительно стали считать ее символом бесправия и с радостью скинули, а их деревенские товарки чувствовали, что их раздевают догола при всем честном народе...
Моджахеды, пришедшие к власти в апреле 1992 года, с этой дилеммой покончили. Женщинам было предписано появляться на людях только в исламской одежде. Выглядело это так -- никто, конечно, не позволял афганкам щеголять по улицам в мини-юбке или брюках, что было вполне возможно в королевские времена или при "коммунистах", но и не требовал категорически прятать лицо. Плотной накидки-чаршафа, закрывающей голову, но оставляющей открытым лицо, было достаточно для местных "мухтасибов" (блюстителей нравственности).
Талибы же с "женским вопросом" перестарались так, что нарушение прав женщин при них стало притчей во языцех.
"Студентов" не стало -- афганки бросились наверстывать упущенное. Уже вышел в свет первый женский журнал "Малалай", скоро появится еще один -- "Руз" ("День"), он станет аналогом французского журнала "Эль". Издания будут рассказывать читательницам о моде и косметике, детях и кухне, словом, обо всем, что нужно и интересно представительницам прекрасной половины человечества независимо от того, в какой стране они живут.
Правда, все-таки сомнительно, что "Руз" станет незаменимым для женской части населения деревни Мадахейль уезда Шинкарак или какого-нибудь другого афганского Урюпинска. Ведь чтобы читать журналы, для начала надо вообще уметь читать.
Интересные страницы на Travel.ru
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах