Австралия. Лаперуз
Недалеко от Сиднея на побережье, в районе Ботани-бей, стоит высокая каменная стела. Ее возвели в честь великого французского мореплавателя Жана Франсуа Галло де Лаперуза. Но какая связь между ним и Австралией? Дело в том, что после отплытия Лаперуза от этих берегов в январе 1788 г. живым его никто больше не видел. Отважный французский капитан исчез навсегда, хотя дальнейшие, скажем прямо, не очень активные поиски и дали некоторые сведения о том, что с ним могло произойти.
Первые европейские исследователи не нашли в Австралии ни серебра, ни золота, ни пряностей, ни других полезных вещей. На первый взгляд эта южная земля в Тихом океане оказалась абсолютно бесполезной. Джеймс Кук, присоединивший Новый Южный Уэльс к британской короне, даже не нашел здесь пресной воды. Он вообще поначалу решил, что этот материк непригоден для жизни. Тем не менее предположить, что на такой огромной территории нет вообще ничего полезного, было бы непростительной глупостью. Не удивительно поэтому, что явный интерес ко вновь открытым землям стали проявлять французы. Вопрос колонизации Австралии принял принципиальный характер. Неожиданно англичане нашли простое решение: они стали отправлять сюда преступников и каторжников.
После многомесячного плавания к берегам Австралии причалил первый английский флот с заключенными на бортах. Официальное открытие колонии состоялось 7 февраля 1788 г. торжественным поднятием британского флага.
Не успел первый губернатор сэр Артур Филлип как следует обосноваться в первом городе новой колонии Сиднее, как его уже посетили первые гости. На самом деле, города еще не было, когда к берегам Ботани-бей подошли два французских корабля "Буссоль" и "Астролябия". Это был не кто иной, как Жан Франсуа Галло де Лаперуз собственной персоной. Французы были удивлены этой встрече ничуть не меньше англичан. Они не рассчитывали найти здесь никого, кроме аборигенов, подробно описанных в своем докладе капитаном Куком. Что же привело к этим берегам французские корабли?
К сорока годам Лаперуз достиг вершины карьеры морского офицера. Участие в восемнадцати кампаниях, большей частью против Англии, снискало ему славу отважного и опытного морского волка. Не удивительно поэтому, что именно ему Людовик XVI поручил возглавить четырехлетнюю тихоокеанскую экспедицию, в задачи которой входило найти и присоединить к Франции все земли, ускользнувшие от зоркого глаза капитана Кука.
1 августа 1785 г. два пятисоттонных фрегата "Буссоль" и "Астролябия" вышли из Бреста по направлению к Южной Америке. В январе будущего года они обогнули мыс Горн и сделали короткую остановку в чилийском порту Вальпараисо. Отсюда Лаперуз отправился на просторы Великого Южного моря, как в то время называли Тихий океан. Следующие два года корабли несколько раз пересекли его из конца в конец. Французы побывали на острове Пасхи и на Гавайских островах, где нашел свою смерть капитан Кук. Они прошли вдоль западного побережья Северной Америки и после остановки на Филиппинах заглянули в Макао. Эта португальская колония в Азии издавна считалась надежным и единственным убежищем европейцев в Китае. Затем Лаперуз открыл пролив между островами Сахалин и Хоккайдо, названный теперь его именем.
Несмотря на тщательнейшую подготовку кампании, неудачи постоянно преследовали отважных французов. Например, 21 человек погиб во время замеров глубины дна недалеко от Аляски, а на Самоа вооруженные дубинами дикари убили 12 человек, в том числе и капитана "Астролябии" Флерио де Лангля. Но все это было цветочками по сравнению с тем, что ждало весь экипаж в будущем.
Последней точкой, до которой добрались французы, была Австралия. В конце января 1788 г. Лаперуз покинул эту английскую колонию, обещая вернуться на родину в середине 1789 г. Однако обещанного возвращения не произошло ни через год, ни через два. У французов были свои проблемы: якобинцы, революция, взятие Бастилии, гильотина и другие малоприятные вещи. До поисков пропавшей экспедиции долго не доходили руки. Первая попытка 1793 г. по разным причинам потерпела неудачу и одновременно стала последней.
Первые достоверные сведения поступили лишь в мае 1826 г. от ирландского торговца и авантюриста Питера Диллона. На островке Тикопиа архипелага Санта-Крус один из дикарей показал ему серебряную рукоять от шпаги, на которой были выгравированы четыре буквы: "JFGP". Не нужно было быть лингвистом, чтобы понять, что это значило: Жан Франсуа Галло де Ла Перуз. Дикарь рассказал, что выменял эту вещь у жителей острова Ваникоро.
Тамошние туземцы, в свою очередь, рассказали, что много лет назад во время шторма два больших корабля налетели на рифы недалеко от берега. Один сразу же затонул, унеся с собой на дно большинство экипажа, а вот другому удалось некоторое время держаться на плаву. Но что еще удивительнее, всего за пару лет до прибытия Диллона двое чужеземцев - вождь и слуга - еще жили на острове среди туземцев.
Много лет спустя со дна кораллового рифа Ваникоро были подняты якоря и пушки, ядра и предметы с названиями кораблей: "Буссоль" и "Астролябия". Не осталось никаких сомнений, что именно здесь нашла свой конец одна из самых блистательных французских исследовательских экспедиций. Но вот что произошло с ее капитаном, до сих пор остается загадкой. Судя по найденной рукояти шпаги, Лаперуз смог пережить тот ужасный шторм. Но не понятно, был ли именно он тем самым человеком, который больше тридцати лет ждал спасения от пославших его соотечественников, но так и не дождался.
Однако для истории Франции экспедиция Лаперуза все-таки сыграла свою судьбоносную роль. Дело в том, что за право отправиться в плавание с Лаперузом шла жесточайшая борьба. Среди тысяч претендентов был и безвестный шестнадцатилетний младший лейтенант из парижской военной школы. Он был включен в предварительный список команды, но в дальнейшем его имя из него вычеркнули. Юноша остался во Франции и, как оказалось, не зря. Этим шестнадцатилетним лейтенантом был корсиканец по имени Наполеон Бонапарт. Судьба уготовила ему гораздо более интересную судьбу, чем жизнь Робинзона Крузо на затерянном в Тихом океане островке Ваникоро.
Спецпредложения авиакомпаний
24.10 | Sichuan Airlines | Москва - Сидней | от 78 075 руб |
24.10 | Sichuan Airlines | Москва - Мельбурн | от 75 918 руб |
23.09 | Turkish Airlines | Москва - Сидней | от 97 546 руб |
04.09 | Thai Airways | Москва - Сидней | от 208 011 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах