← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Кабала

Кабала - один из древнейших и значительных городов Азербайджана. Название Кабалака впервые упоминается в письменных источниках во второй половине I века, точнее в "Естественной истории" Плиния Старшего, который, вероятно, встретил это название у римлянина Верона, жившего в II-I веке до н.э. Раскопки Кабалы начались с середины XIX в. (Яновский, Д.Шарифов, Р.Эфендиев, И.Джафарзаде и др.).

Развалины Кабалы находятся к востоку от с.Чухур-Кабала на возвышении между реками Карачай (Кабалачай) и Джаурлучай (Калачай) и прилегающей к ним территории. Городище занимает 250 000 кв.м. Древний ров делит городище на две части. К северу от рва - Сельбир, к югу - Кала.

В 1959 г. в 3-4 км к юго-востоку в местечке Шакалья поляна (Чаггалы таласы) выявили третью часть (храмовая зона и рыночная площадь). Позднее нашли районы Кямалтепе, Внешний город, Квартал ремесленников, а также селения Сеидтала, Узунтала, Гафарлы, Каратепе с их некрополями. Все они вместе, вероятно, и составляли комплекс г.Кабала.

Сельбир охватывает период с III в. до н.э. по XII в. н.э. Площадь - более 120 000 кв.м. Общая часть развалин крепостных стен - более 1400 м. Выявлены остатки 10 башен, двух больших и одних малых ворот. Река Джаурлучай размыла большую часть восточной окраины Сельбира. Трудно судить о его первоначальном виде. Кала существовала в I - середине. XVIII века. Площадь около 130 000 кв.м. Сравнительно неплохо сохранились наземные части пяти полукруглых башен (высота 5-12 м, толщина стен - 5 м, внутренний диаметр - 5 м) и крепостных стен (высота 3-7 м, толщина - 5 м).Основания башен и стен из обработанного известняка прямоугольной формы, верхняя часть - из обожженного кирпича.

Ширина Южных ворот - 4,8 м. Башни и стены восточной части Калы смыты Джоурлучаем. Общая длина крепостных стен Калы достигает 1600м. В Кямалтепе находилась Джума-мечеть. Байыр шехер (Внешний город) - поселение площадью 100 000 кв.м.

В Чаггалы были найдены в 1959 г. обломки кровельной черепицы и каменные базы колонн. Квартал ремесленников (в 1 км к северо-востоку от Сельбира и Калы) - в с.Яныг ер (Горелая земля) - площадью 100 000 кв.м. В 1982 г. здесь были обнаружены остатки двух печей - для обжига кирпичей и для обжига гончарных изделий. Толщина культурного слоя в Сельбире - 2,5-3 м. Здесь обнаружено три культурных слоя (первый - III в.до н.э. - V в н.э., второй - VI-X вв., третий - XI-XII вв.). Выявлены христианские (XI в.) и мусульманские (XI в.) захоронения.

На территории Калы толщина культурного слоя не менее 5 м. В отличие от Сельбира жизнь здесь не прерывалась. С I в. до середины XVIII в. образовались 4 культурных слоя (горизонты античного времени, раннего, развитого и позднего средневековья). Это обосновано нумизматическими и другими археологическими материалами.

Кабала в III в. до н.э. - III в. н.э.

Гай Плиний Секунд в "Естественной истории" пишет о Кабалаке - первенствующем городе в Албании, укрепленном городе. Птолемей (I-II вв.) в "Географическом руководстве" пишет о Хабале. Кабала до 464 г. была столицей Кавказской Албании, после чего столица была перенесена в Партов (Барду). Размеры и вес найденных в Сельбире черепиц говорит о значительной величине и прочности древних зданий города. Кровельная черепица античного времени впервые в Азербайджане была найдена в Кабале.

Датируемая II в. до н.э. - I в. н.э. подобная черепица выявлена в Чаггалы и Сеидтале. Башня, найденная в Сельбире, имеет форму квадрата (10х10 м) и сохранилась на высоту до 14 м. Во входной части и внутри башни найдены черепки керамической посуды, характерной для эпохи ялойлутепинской культуры. В Кале на цоколе, выявленном с помощью шурфа, заложенного в 1983 г. у башни, были обнаружены фрагменты ялойлутепинской керамики ( III-I вв. до н.э.) черного и розового цветов и обломки античной черепицы. Это дает основание отнести возведение стен Сельбира и Калы к кануну или к I в. нашей эры.

Основная часть археологического материала Сельбира, относящегося к древнему периоду Кабалы, составляют фрагменты керамической посуды - кувшины с одной ручкой черного, розового и красного цветов, вазы на одной и трех ножках, молочники, сосуды. Найденные при раскопках остатки зерна, железные плуги, зернотерки, ступы, фруктовые косточки, большие кувшины (кюпы) для хранения зерна, фруктов и вина, различная керамическая посуда для продуктов животноводства, кости мелкого и крупного рогатого скота, большое количество украшений, железное оружие (наконечники для стрел и копий, ножи, кинжалы), древние монеты, буллы и другие остатки материальной культуры подтверждают, что в античный период в хозяйственной жизни Кабалы важное место занимали земледелие, животноводство, садоводство, ремесла и торговля.

Древние кабалинцы еще в III-II вв. до н.э. широко пользовались деньгами. Клады, обнаруженные вблизи Кабалы (с.Дизахлы, Даллякоту), серебряная монета парфянского царя Готарза (40-51), найденная в Сельбире говорят об этом.

Имеются серебряные монеты, чеканенные от имени Александра Македонского, селевкидских, греко-бактрийских, парфянских царей, римских императоров, сасанидских государей. Исследователи полагают, что 500 серебряных монет из Дизахлинского клада чеканены в Кабале и являются албанскими.

Сельбирские погребения можно разделить на три типа: обычные грунтовые, кувшинные и ванночные. Во всех трех типах древних погребений в Кабале скелет лежит на правом боку, головой на юг, лицом к востоку. Это позволяет полагать, что поклонение огню в религиозных взглядах древних жителей Кабалы занимало важное место. Древние кабалинцы верили в потустороннюю жизнь - вместе с умершим в могилу клали орудия труда, оружие, бытовую утварь и др.

Кабала в IV-VIII веках

В раннесредневековых источниках Кабала именуется Капалак, Капага, Хуала и др.С начала IV в., когда царь Урнайр распространил в стране христианство, в столице Кавказской Албании Кабале находилась епископская кафедра (епископство). Во второй половине V в., когда Албания временно потеряла независимость и на нее усилились набеги северных кочевников, столица из Кабалы переносится в Партов (Барду). Но роль Кабалы в политической, культурной и духовной жизни страны значима.

После смерти албанского царя Вачагана III (510) Албания, до конца VI в. потеряв свою независимость, превращается в марзпанство Сасанидского Ирана, управляемое наместником. Во время правления иранского шаха Кубада (488-531) проведен ряд строительных и реставрационных работ.

В зону Кабалы частые набеги совершали хазары. Установив господство на целый век, они превратили Кабалу в свой административный центр. Не случайно захватившие Кабалу арабы называли город Кабала-Хазар.

В 737 г. в период правления халифа Мервана арабы в последний раз отбили Кабалу у хазар и установили здесь свое господство. Пласты культурных слоев Сельбира и Калы 6-8 вв. небогаты материалом. В них обнаружены фундаменты стен, остатки стен, пол, обломки черепицы (более мелкой, по сравнению с древней). Интересно, что кабалинцы проводили в город тайные подземные водопроводы. Выявлены очаги, тендиры, ямы, канализация, остатки бань. Очаги делятся на 4 типа: кострища, полукруглые, прямоугольные и мангалы. С конца 7 века хлеб в Кабале начали выпекать в тендирах бочкообразной формы диаметром 70-80 см и высотой 1 м. Обнаружили и большие тендиры (диаметр - 1,5 м), а также ямы - погреба глубиной 1,6-2 м (для хранения продуктов). В таких ямах были найдены арабские медные монеты 8 века.

В этот период в экономике Кабалы важное место занимали земледелие, скотоводство и садоводство. Относящиеся к 4-8 вв. гончарные печи, орудия ювелирного производства (формы для серег, колец, медальонов, тигли для плавки металла, паяльная лампа, ложка и др.), очаг и орудия труда фармацевта, украшения, металлические изделия, осколки стеклянной посуды, веретена, металлические деньги показывают, что в раннем средневековье большое место в экономической жизни городского населения занимали гончарное, ювелирное, фармацевтическое, стеклодувное дело, ткачество, работа по металлу и камню, а также торговля.

В конце 8 века появился гончарный круг и было налажено производство глазурованной посуды. С 8 века в Кабале преобладают монеты аббасидских халифов. Стало распространяться мусульманство, о чем свидетельствует Джума-мечеть на Кямалтепе.

Кабала в IX-XIII веках

В ходе начавшегося распада халифата возникали и усиливались феодальные государства в Азербайджане.В конце IX-начале X в. к северу от реки Куры, наряду с Шеки и Ширваном, возникает Кабалинское феодальное владение. Его правителем в эту пору был Анбаса ал-Авар по прозвищу Анбаса Кривой или Одноглазый Лев. Как следует из источников X в., Кабала была городом, "полным жизни и благосостояния". Границы Кабалы были укреплены крепостями.

В 1025 году после захвата правителями Ширвана крепости Гурзул, Кабала попала в вассальную зависимость от правителей Ширвана.В 1067 г. Ширван захватили сельджуки. Кабалинским правителем был в это время двоюродный брат ширваншаха Ферибурза Лешкеристан. Воспользовавшись ситуацией, население Кабалы восстало, Лешкеристан был убит, а город объявлен независимым. Ширваншах Ферибурз, заключив союз с сельджукским султаном Али-Арсланом, в 1068 г. пошел походом на Кабалу, взял ее, уничтожил множество горожан и разграбил город. Кабала вновь попала в вассальную зависимость от ширваншахов.

В 1120 г. на Кабалу напал грузинский царь Давид III, захвативший в городе "большое количество золота, серебра и разных богатств". Несмотря на это, в XII в. Кабала оставалась вассалом ширваншахов. По сведениям Ибн ал-Асира, в период монгольских нашествий Кабала была занята кыпчаками. Имело место вторжения и захват Кабалы монголами.

В результате археологических исследований выяснено, что до конца X в. Кабала в основном все еще состояла из Сельбира и Калы, окруженных прочными крепостными стенами.В слое, лежащем над мусульманским кладбищем, обнаруженным в Сельбире, выявлен богатый жилой горизонт XII в. Бесспорно, что Сельбир XII в. жил богатой и оживленной жизнью.

Археологических материалов, относящихся к периоду после XII в., на территории Сельбира нет. Однако в Кале жизнь продолжалась.

В IX - начале XIII в. Кабала как феодальный город переживала период своего расцвета. Именно в это время возникли и получили развитие Внешний город и Квартал ремесленников. Раскопками на территории Внешнего города обнаружены остатки фундаментов в свое время тесно расположенных домов, изобилие обоженного кирпича, булыжники. Раскопки на территории Квартала ремесленников выявили две печи - печь по обжигу кирпичей и гончарную печь (каждая размером 6,5х4,5 м).

В первой за один раз обжигали около 15 000 кирпичей. Мощное производство работало на рынок. Через каждые 50-60 м обнаружены остатки производственных очагов. Основной строительный материал в Кале - кирпич.

В культурном слое города, относящемся к IX-XIII вв., обнаружены в большом количестве очаги, тендиры, ямы, линии подземного водопровода из глиняных труб. Производство глазурованной керамики переживало тогда пору своего наивысшего расцвета. Тогда же и начали ставиться на донышках сосудов клейма изготовлявших их мастеров. В экономике города, наряду с земледелием и садоводством, большое место занимали гончарное, ювелирное, стеклодувное дело, производство шелка, ткачество и другие ремесла. Помимо арабских монет IX-X вв., в Кабале найдены монеты ширваншахов, дербентских правителей, Ильдегизов. Торговые связи древней Кабалы обширны.Господствующая религия - мусульманская. За стенами Калы возникли мусульманские кладбища Шехидляр, Мюджаур пири. Джума-мечеть продолжала оставаться на Кямалтепе.

Кабала в XIV - первой половине XVIII веков

Как сообщали Низамеддин Шами, Шарафеддин Али Язди, Хамдаллах Казвини и другие, в 1385 г. Кабала превратилась в военный лагерь Тимура. Долгое время живший и творивший в Кабале поэт Бадр Ширвани (1387-1450) пишет, что в начале XV в. эмиром Кабалы был молодой, образованный и щедрый Шуджаэддин Ардашир. Его стараниями Кабала стала славным городом с величественным дворцом эмира.В конце XV в. Кабала подверглась нападениям Сефевидов. В 1500 г., когда шах Исмаил Сефевид вступил в Ширван, ширваншах Фаррух Ясар, не сумевший организовать оборону Шемахи, отошел в укрепленную Кабалу и здесь стал готовиться к схватке с шахом Исмаилом. Историк Искендер Мюнши пишет, что Тахмасиб I Сефевид, желая наказать сторонников Турции в Ширване, в 1538 г. посылает туда своего брата Алгаса с 20-тысячным войском. Алгас захватывает Кабалу и берет в плен 300 самых почтенных ее граждан.

В конце XVI в. земли Ширвана были захвачены турками и поделены на санджаги (округа). Кабала стала одним из таких округов. В начале XVII в. в Кабале правил турецкий наместник Магомет Эмин паша. Как пишет А.Бакиханов, в 1727 г. турецкий султан назначил наместником в Шемаху Гаджи Давуд-бека, а в Кабалу - Сурхай-хана. Спустя год Сурхай-хан подчинил себе земли Шемахи и Агдаша. В 1733 г. Сурхай-хан собрал в Кабале против Надир-шаха 20-тысячное войско из кабалинцев, лезгин и шекинцев, а также остатков турецких солдат. В 1734 г. в бою с Надир-шахом Сурхай-хан был разбит и бежал в дагестан. В том же году Надир-шах занял Кабалу.

После смерти Надир-шаха в середине XVIII в. иранские войска оставили Азербайджан. В это время уроженец Шеки Гаджи Челеби подчинил Шекинский и Кабалинский округа. Но вскоре Кабала - вновь центр самостоятельного округа (1749 г. - Агамоглан).

Таким образом, даже до середины XVIII в. Кабала не потеряла своего экономического, политического и военного значения. Жизнь в Кабале продолжалась до начала XIX в. (Кала, Кямалтепе). Помимо множества остатков стен, очагов, глиняных водопроводных труб, больших кувшинов и черепков бытовой посуды, украшений, металлических изделий, были найдены монеты Хулагуидов, Джелаиридов, Сефевидов. Среди монет имеются индийская монета XVIII в. и отчеканенная в России в 1817 г. двухкопеечная монета. К сожалению, строительный горизонт этого периода беден.

Жизнь в Кабале прекратилась в конце XVIII в., продолжаясь на территории Внешнего города, находящегося во впадине (по азербайджански чухур). Отсюда название Чухур-Кабала. Здесь жизнь прекратилась в 30-х годах XIX в. Остерегаясь селевых потоков со стороны Карачая, население его перебралось на новое место (на территорию современного села), которое также назвали Чухур-Кабалай.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

16.04 AZAL Уфа - Баку от 15 045 руб
16.04 AZAL Волгоград - Баку от 12 088 руб
16.04 AZAL Сочи - Баку от 13 072 руб
16.04 AZAL Астрахань - Баку от 12 124 руб
16.04 AZAL Минеральные Воды - Баку от 13 178 руб
16.04 AZAL Махачкала - Баку от 11 141 руб
16.04 AZAL Самара - Баку от 15 192 руб
16.04 Уральские авиалинии Баку - Екатеринбург от 43 325 руб
12.04 AZAL Казань - Баку от 14 988 руб
10.04 AZAL Грозный - Баку от 9 467 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах