Обычаи и традиции Бутана
Бутанцы являются одним из самых самобытных этносов планеты. В местном населении соединились черты древнейших горных племен Азии, кочевых и полукочевых народов Индокитая и многочисленных народов индийского субконтинента. Как единое государство Бутан сформировался в начале XVII в. А так как процесс объединения раздробленных княжеств проходил под руководством тибетских лам, религиозные институты и духовная власть здесь до сих пор явно доминируют над светскими атрибутами общества.
Бутанцы очень гостеприимны и скромны. Среди местных добродетелей числятся религиозность, уважение к себе и к окружающим, трудолюбие и вежливость. При этом последняя черта здесь иногда принимает гротескные формы - бутанец никогда и ничего не требует, а всегда интересуется мнением собеседника и пытается мягко настоять на своем варианте решения проблемы. При этом даже вполне очевидное решение, ввиду желания сторон уступить собеседнику, может "согласовываться" довольно длительное время. Но сами бутанцы при этом явно стараются настоять на своем, что иногда приводит к комичным ситуациям. Учитывая эту черту, не стоит выражать свое желание в категоричной форме, проще спросить местного жителя его совета, а если он несколько неудобен - постараться в отстраненной форме привести его к нужному решению. Это касается многих аспектов местной жизни - даже на рынках и магазинах таким образом можно вполне корректно намекнуть на возможность предоставления скидок. В отличие от своих соседей, бутанцы довольно бесхитростны и с удовольствием идут на какие-то мелкие послабления просто ради удовольствия общения (торговаться здесь не принято). Многие считают бутанцев замкнутыми и неприветливыми людьми, однако это не так - местные жители просто очень стеснительны, причем даже мужчины (исключение составляют лишь дети).
Бутанские культовые сооружения можно подразделить на три типа - "чортены" (ступы, устанавливаются на каком-то памятном месте), "хлакханги" (храмы) и "гомпа" (монастыри). Также характерной бутанской формой является "дзонг" - укрепленный монастырь, более похожий на замок приличных размеров. Дзонги являются центрами областей Бутана и выполняют одновременно культовые и административные функции. По традиции храм или ступу обходят в направлении движения часовой стрелки слева. Обычно у входа в каждый дзонг или гомпа установлен молитвенный барабан "кюрде" с мантрами (священными текстами), а чаще несколько барабанов или даже целые галереи из барабанов, крутя которые верующие возносят молитвы. Священные буддийские тексты почитаются в Бутане как главный идеологический ориентир, отсюда и уважительное отношение бутанцев к книге. Исписанную бумагу здесь никогда не выбрасывают, а обязательно предают огню, как человека.
Общественная и политическая жизнь Бутана сильно зависит от религиозных праздников и астрологических событий. Королевские астрологи каждый год составляют гороскопы, и если на какой-то месяц или день выпадает неблагоприятный прогноз, то монарх своей властью просто отменяет этот календарный период и заменяет его другим. Поэтому здесь никого не удивляет отсутствие в календаре какой-то определенной даты или наоборот - наличие двух одноименных месяцев при полном отсутствии каких-то других.
Несмотря на относительно невысокий уровень дохода (в среднем месячный доход на душу населения не превышает $20), бутанцы имеют репутацию довольно состоятельных людей и всячески это подчеркивают. Лучшим способом поддержать свое реноме здесь является постройка большого дома (в королевстве разрешено строить дома только в национальном стиле), красиво украшенного резьбой и росписями, часто довольно фривольными. Жилым обычно является второй этаж, на который ведет довольно крутая лестница, а первый этаж и чердак используются для хозяйственных нужд. Обязательно наличие комнаты для медитации и отдельной кухни. Особое внимание уделяется чистоте - чисто везде, и дома, и на улице. Даже рынки, которые здесь обычно устраиваются по субботам, являют явный контраст с аналогичными мероприятиями где-нибудь в Индии или Мьянме.
С 1989 года в обязательном порядке введено ношение в общественных местах национальной одежды. Традиционной мужской одеждой является национальный бутанский халат "гхо", из-за большой длины подвязываемый широким матерчатым поясом на талии или заколотый у колен. Женщины носят очень похожий на сари предмет одежды, именуемый "кира". Его обычно особым образом оборачивают вокруг тела с большим запахом, закрепляя декоративными элементами. В любое учреждение или храм местного жителя просто не пустят без наличия национальной одежды. Статус бутанца подчеркивается материалом одежды и особым шарфом, повязываемым через левое плечо. Цвет шарфа и является отличительным признаком - рядовые бутанцы носят белый шарф, чиновники - красный, а желтый - высшая знать и монахи.
Туристам не возбраняется ходить в свободной одежде европейского кроя. Некая формальная одежда (жакет и галстук для мужчин, длинное платье для женщин) может потребоваться только в случае посещения официальных мероприятий или при визите в бутанский дом. В случае каких-то фестивалей и религиозных церемоний сами бутанцы одеваются очень нарядно, поэтому здесь тоже не помешает какая-то приличествующая случаю одежда, однако к иностранцам обычно относятся довольно снисходительно и особых проблем с одеждой не бывает. Но в штаны и куртки одеваются здесь только индусы.
Тхимпху и другие крупные города Бутана славятся довольно непринужденной провинциальной атмосферой. В 19-00 здесь все практически вымирает - не работают магазины, закрыты рестораны и кафе, на улицах почти никого. Днем же здесь можно легко оказаться в компании высокопоставленного правительственного чиновника или монаха, при этом должностные лица совершенно безбоязненно "выходят в народ" и присутствуют практически на всех праздничных мероприятиях наравне с простым людом. Поэтому неудивительно, что бутанцы очень уважают своего монарха и правительство. Королевский дом, надо признать, прилагает немалые усилия и к модернизации страны, и к сохранению её культурной самобытности. При этом здесь нет недостатка в продуктах питания, образование и медицина для местных жителей бесплатны, безработицы нет, также как и резкого социального неравенства. Поэтому обсуждать политику властей или как-то их критиковать здесь настоятельно не рекомендуется.
Многие животные, в первую очередь собаки, считаются в Бутане священными, поэтому не стоит удивляться обилию на улицах городов целых стай бродячих собак и кошек - на самом деле это не одичавшие животные, а, если можно так выразиться, общественные. Их кормят и берегут всем населенным пунктом, а убийство их приравнивается к покушению на жизнь человека.
Характерной особенностью Бутана является повсеместное распространение "дома" (бетель). Бетель обладает тонизирующим действием, поэтому бутанцы поголовно, от мала до велика, жуют его практически круглые сутки, и оттого обладают характерным красно-коричневым налетом на зубах и темными губами. Отсюда же и характерные красные пятна на тротуарах.
Бутан. Монастырь Святого Сумасшедшего
Из всего разнообразия и непохожести особенно выделяются истории и легенды о великих религиозных учителях. Один из самых почитаемых, лама Друкпа Кюнле, известный во всем Бутане, как "Святой Сумасшедший". Читать дальше →
nikitozvl | 2013
Статьи про Бутан
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах