← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Богатые тоже скучают

Лет триста назад жизнь в султанате Бруней била ключом. Султаны правили островом Борнео и большим куском нынешних Филиппин, воевали с соседями, пиратствовали в окрестных морях. В результате такой активности подвластная им территория сжималась, как шагреневая кожа. И вот уже в 20-х годах нашего века, когда от былого величия Брунея почти ничего не осталось, там нашли нефть. С тех пор султанат стал очень скучным государством. Оно настолько богато, что там не происходит ничего интересного.

Сегодняшний Бруней - это два клочка побережья Борнео. Друг от друга их отделяет район, который более сильные соседи успели отхватить у султаната перед самым началом нефтяного бума. По происхождению и языку брунейцы близки к жителям соседних Индонезии и Малайзии. А по стилю жизни страна больше напоминает эмираты Персидского залива.

Это страна без подоходного налога и почти без общественного транспорта (зачем - ведь у всех есть автомобили). Роскошные государственные и общественные здания всегда пустынны. Они слишком велики для 260-тысячного населения. Еще большее сходство с эмиратами залива Брунею придают уличные вывески, написанные арабской вязью. Говорят брунейцы практически на том же языке, что малайцы и индонезийцы, но если соседи пишут латинскими буквами, то у брунейцев две равноправные графические системы - латинская и арабская.

Официально страна называется Бруней-Даруссалам ("Убежище мира"), и брунейцы, действительно, живут очень мирно. Они не пьют алкоголя, продажа которого здесь запрещена с 1991 года. В школах в обязательном порядке изучают "Мелайю Ислам Бераджа" - национальную идеологию, превозносящую достоинства малайской культуры, ислама и монархии. (Этот предмет очень напоминает теорию "православия, самодержавия и народности", которую в нашей стране внедрял министр просвещения граф Сергей Семенович Уваров в 30-40-х годах прошлого века). Оппозиционные партии не запрещены, но как-то не вызывают интереса у аполитичных граждан.

В столицу (и единственный город) султаната - Бандар-Сери-Бегаван - самолеты из Москвы не летают. Чтобы попасть сюда, надо сделать пересадку в Сингапуре, Бангкоке, Куала-Лумпуре или Джакарте. Остановиться в одном из этих городов надо еще и для того, чтобы получить брунейскую визу. Посольства в России у султана нет.

Что касается денег, стоит взять с собой пластиковую карточку одной из международных платежных систем. Оплата по ним принимается в султанате повсеместно. С карточкой в Брунее вы можете обойтись без обмена денег и вообще без наличности.

Кстати, местные банки тоже не очень любят бумажные купюры. При обмене за наличную иностранную валюту платят процентов на 10 меньше, чем за дорожные чеки.

Официальная денежная единица Брунея - брунейский доллар (B$). Он стоит ровно столько же, сколько сингапурский доллар. Последний обращается в Брунее наравне с национальной валютой. Все остальные дензнаки, включая доллары США и рингитты соседней Малайзии, здесь надо менять на местные.

Разумеется, никакого "черного" рынка в этой суперблагополучной стране нет. Единственное место, где тут меняют деньги, - это банки. Официальный курс брунейского доллара на прошлой неделе равнялся 1,4085 за один доллар США.

Правительственные учреждения в этой строгой мусульманской стране закрыты по пятницам. Но коммерческие фирмы придерживаются "европейской" рабочей недели. В частности, банки открыты с 9.00 до 15.00 с понедельника по пятницу, и до 11.00 - в субботу. Наличные по кредитным карточкам можно получить через оператора в банке или через сеть круглосуточных банкоматов, принадлежащую Hong Kong & Shanghai Bank.

В Бандар-Сери-Бегаване банк проще всего найти на улице Pemancha. Кстати, совсем недалеко от нее стоит одно из самых замечательных сооружений не только Брунея, но и всего мусульманского Востока. Это огромная современная мечеть имени Омара Али Сайфуддина - отца нынешнего султана. Султану Омару граждане Брунея должны быть глубоко признательны за то, что в 1963 году, когда соседние султанаты Борнео объединились с Малайей в Федерацию Малайзии, правитель благоразумно воздержался от участия в этом проекте. Поступи он иначе, нефтяные доходы Брунея пришлось бы делить на 19 миллионов малазийцев, и как знать - быть может, пользы от природного богатства брунейцы имели бы не больше, чем жители нашей Тюменской области. Но Омар сохранил сокровище в руках своего крошечного народца. И сегодня его сын - правящий султан Хассанал Болкиах Муизаддин Ваддаулах - считается обладателем самого большого личного состояния в мире, да и остальные граждане султаната на бедность не жалуются. Но делать там, по большому счету, нечего.

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах