← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Монастырь белого облака

Путешественники, прибывающие в Пекин на несколько дней, очень быстро начинают нервничать и обретают "китайский синдром": даже недели не хватит, чтобы полюбоваться неисчислимыми памятниками столицы. Тут и Императорский Дворец, и Храм Неба, и Летний Дворец, и Великая стена и гробницы династии Мин. Но вот завершен осмотр Запретного города, и мы снова выходим на Тяньаньмэнь ("Площадь Небесного Спокойствия"). В 4-х километрах к западу от самой большой в мире площади находится самая крупная в Северном Китае даосская обитель Байюнгуань.

Стою перед входом в монастырь. На воротах цветистой арки 4 вывески: "Издательский отдел журнала "Китайский даосизм"; "Китайская даосская семинария; "Китайская даосская Ассоциация"; "Институт китайской даосской культуры". Рядом будка, откуда машет рукой привратник: входной билет - 10 юаней! (В пересчете - доллар с четвертью). Деньги нужны на реставрацию обители.

После реконструкции, которая потребовала два года напряженного труда (1985-1987) монастырь Байюнгуань (Белое облако) приобрел прежний величественный облик. 30 послушников, облаченных в старинные хитоны и гамаши, прошли обряд посвящения. Храм вновь могут посещать паломники и туристы.

В приемной Китайской даосской Ассоциации, которая размещается в монастыре, две картины. На одной - утренний пейзаж; на другой картине - два человека почтительно приветствуют бородатого мужчину, едущего на корове. Он восседает лицом к нам и настроен благодушно. Ездок этот не кто иной, как Лао Цзы. Его считают основателем даосизма. Это собственно ханьская религия, появившаяся в самом Китае, а не привнесенная извне.

Лао Цзы ("старый ребенок") был современником Конфуция (VI в. до н.э.) Согласно его учению, основой мирового порядка является "дао" - путь. Им следуют небо, звезды, планеты, Земля, неживые предметы и одушевленные существа. Движение по этому пути неизменно. Никто и ничто не может уклониться от дао. Все несчастья в жизни людей происходят от попыток противиться его предначертаниям.. Поэтому задача человека - посчтичь свое индивидуальное дао, а обязанность правителя - повести свой народ по правильному курсу. Поскольку дао в некотором смысле оказалось синонимом законов природы, последователи даосизма много сделали в области разработки натурфилософских идей.

В своем этическом учении даосизм выступал против ритуалов и искусственной конфуцианской иерархии в обществе. В сфере общественной жизни даосская доктрина выдвинула принцип "увэй" (недеяние), что означало отказ человека от всякой деятельности, "невмешательство в жизнь, которая развивается как бы сама собою". То есть "увэй" - это не бездействие, а образ жизни, не нарушающий гармонию окружающего мира.

Даосизм предписывает своим последователям делать огромное число упражнений, целью которых является "воспитание духа" и обретение долголетия. Этот комплекс требует поддержания диеты и отказа от мирских желаний. Из учения и практики даосизма исходит гимнастика "ци гун", которую практикуют миллионы китайцев.

...С обложки журнала "Чжунго дао-цзяо" ("Китайский даосизм") на посетителей смотрит седобородый старец в пышном головном уборе и с ритуальным жезлом в руках. А насельник обители цзюйши (священнослужитель), беседующий с гостями, одет более скромно. Штаны заправлены в белые чулки; волосы связаны узлом сзади и стянуты повязкой с пряжкой. Живой даос собственной персоной. Перед глазами встают персонажи произведений Пу Сунлина: лисы-оборотни, седобородые кудесники-даосы. С одним из их связано и нынешнее название монастыря - Байюнгуань - "Монастырь Белого Облака".

Откуда оно взялось? Ведь белое облако вроде бы не фигурирует среди даосских символов. Но обратимся к историческим хроникам. В 1224 году в храме этого монастыря, первоначально называвшегося "Тянь чан", поселился известный даос Цю Чан чунь Совершенный, спустившийся с Дасюэшань ("Большая снежная гора"). Когда старец скончался, он был похоронен в монастыре. Император Ши-цзун в середине ХУ1 века как-то посетил место погребения Цю Чан чуня. Был ясный день. И тут внезапно поднялся белый туман. "Сколь силен его, Цю Чан чуня, дух!" - подивился император. И предписал впредь именовать эту обитель "Монастырем Белого облака".

На территории монастыря несколько храмов; наиболее ранний - Yuan Chen - был воздвигнут в 1190 году. В период династии Тан (618-907) и Сун (960-1279) даосизм официально признавался государственной религией. В силу своего стремления постичь законы природы даосизм сделался теоретической основой математики, астрономии, медицины, геологии, а священнослужители этой религиозной системы стали носителями обширных знаний в области медицины.. Изобретатель пороха Сунь Сы-мяо был настоятелем даосского храма в перид правления династии Тан. По оценкам ученых, из 27 выдающихся ученых древнего Китая 25 были даосами или находились под влиянием даосизма.

В обители Белого облака наиболее интересен двухэтажный храм, построенный в 1428 году. Внизу - святилище "4-х небесных императоров", наверху - во всем величии скульптурная триада - главные божества даосского пантеона. В центре - Юань Ши (Yanshi), слева - Линь Бао (Lingbao), справа - Дао Дэ (Daode). Последний держит даосскую эмблему: круг пересекает изогнутая спираль. Это олицетворение двух начал, дающих жизнь: "инь" (женского начала) и "янь" (мужского начала).

Храм строился в непростое для даосизма время. После падения династии Сун (1279 г.) даосизм раскололся на две секты.Одна из них под названием "Цюань жен-дао" обосновалась в храме "Белого облака" в Пекине, а другая - "Жен идао" - в храме "Тигра и дракона" в провинции Янцзы. Первое направление, получившее широкое распространение на территории Северного Китая, делало акцент на индивидуальном совершенствовании, пользовалось более упрощенной процедурой посвящения, но предписывало строгие законы и правила монастырской жизни. Те, кто выбрал удел даоши, даосского монаха, подчиняют свою жизнь строгим правилам: носят одинаковую одежду, не женятся, живут при монастыре, не едят мяса.

Вторая секта, обосновавшаяся на юге Китая, уделяла большое внимание заклинаниям, молитвам, благочестию, справляла пышные религиознгые праздники. В отличие от "Цюань жен-дао" монахи "Жен идао" могли жениться, жить в своих домах и представляли собой на деле мирян, исповедующих даосизм.

Несмотря на то, что это учение долгое время господствовало в духовной и общественной сферах Китая, оно стало приходить в упадок с периода правления димнастии Цин (1644-1911 гг), так как стоявшая у власти манчжурская вершушка исповедовала ламаизм, а даосизм как религия коренных китайцев - ханьцев была подвергнута дискриминации. И, тем не менее, одна из правительниц династии Цин - вдовствовавшая императрица Цы Си (конец Х1Х - начало ХХ в.) подарила монастырю красные покровы, что свисают с потолка в зале "Сань цин гэ" - Храма высших божеств.

Во главе даосского пантеона стоит божество Юйхуан Шанди. Далее следуют его многочисленные собратья - небесный патриарх всего сущего Юаньши Пиянь, хранитель небесных сокровищ Тянь Чжун, яшмовый император Юй. Вокруг них группируются их вассалы - боги звезд, Луны, дождя, грома, снега, гор, лошадей, коров.

Неприметный служка в сером одеянии притулился сбоку от своего рода алтаря.. В его ведении - "второстепенные" божества; паломников здесь немного, и привратник коротает время за чтением газеты. А у главных алтарей поток молящихся не иссякает. Один за другим они становятся на колени, опускаясь на мягкую подушечку. Затем следуют три поклона, и после каждого цзюйши ударяет деревянной палочкой по большой железной чаше. Неотъемлемая часть убранства даосских храмов - колокола и барабаны. В даосских монастырях утром ударяют в колокол, а вечером - в барабан. (А в буддийских храмах и утром, и вечером ударяют только в колокол).

Всекитайская ассоциация даосов была учреждена в 1957 году. Помимо управления сугубо религиозными делами и исследованием древних рукописей, эта организация содержит даосскую семинарию в монастыре Большого Белого облака и ведет обучение нескольких десятков послушников. Даосская семинария была открыта в 1990 г., сменив одногодичные курсы. Обучение в семинарии длится два года. Согласно официальной китайсукой статистике, в стране насчитывается 1,5 тысяч даосских храмов и монастырей, более 25 тысяч даосских монахов и монахинь. Около 20 млн жителей Китая считают себя приверженцами даосизма.

Даже если эти цифры завышены, несомненно одно - философский трактат Лао Цзы "Даодэцзин" в нынешнем Китае более популярен, чем цитатники Мао. Ведь по словам писателя Лу Синя, "даосизм - основа Китая".

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта