← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Что теперь любят китайцы

Подъем китайской экономики непосредственно отразился на содержимом так называемой потребительской корзины.

Когда Китай лишь приступал к политике реформ и открытости, мечтой каждого китайца были велосипед, швейная машинка и наручные часы, то есть то, что местные журналисты окрестили "покупками стоюаневого уровня". Прошло каких-то десять лет, и в начале 90-х годов символами зажиточности стали цветной телевизор, стиральная машина и холодильник. Покупки, без которых не мыслила свою жизнь семья нормально работающих и зарабатывающих китайцев, перешли на уровень в тысячу юаней. Но и эта высота оказалась отнюдь не запредельной. Уже к концу 90-х годов новыми устремлениями жителей Поднебесной стали компьютер, сотовый телефон и кондиционер. Однако обладание этими вещами порадует в современном Китае лишь людей со средними доходами, китайские же нувориши главным показателем своего благосостояния уже года три считают загородный дом и машину представительского класса.

Чтобы подметить новые веяния в предпочтениях китайцев XXI века, вовсе не обязательно проводить сложные социологические опросы -- достаточно просто взглянуть со стороны на образ жизни современных жителей Срединного государства. Например, на обед гуляющего школьника зовут теперь не привычным ранее окриком из окна, а с помощью посланий по сотовому телефону. На сегодняшний день Китай является самым крупным в мире рынком мобильной связи. В стране насчитывается 180 миллионов пользователей сотовой сети, а в самом ближайшем будущем эта цифра, по оценкам, перешагнет рубеж 200 миллионов.

Так же стремительно растет и число пользователей Интернета. Если в самом начале 90-х годов подавляющая часть населения понятия не имела, что такое Интернет и "с чем его едят", то сегодня Интернет-кафе -- самое любимое место досуга и важнейший источник информации для китайской молодежи. По оценкам специалистов, количество пользователей мировой электронной сети достигло в Китае 60 миллионов человек. А дальнейшее пополнение рядов китайских "интернетчиков" позволит КНР в скором будущем перещеголять Японию и стать вторым в мире рынком, предоставляющим интернет-услуги.

Выросло за минувшее десятилетие и число обладателей бытовой техники. В 2002 году на каждую сотню городских жителей приходилось 117 телевизоров, 91 стиральная машина, 87 холодильников и 32 кондиционера.

Прогресс, хотя и не столь яркий, заметен в жизни жителей деревни. В село пришли цветное телевидение и мотоцикл. До 1993 года производство черно-белых телевизоров занимало лидирующие позиции и в несколько раз превосходило производство цветных. В настоящее время более 95 процентов продажи приходится на цветные телевизоры. В наиболее "продвинутых" деревенских семьях широкое распространение получила система VCD. "Надоели телепрограммы, я включаю ви-си-ди", -- можно нередко услышать даже от крестьянина. Сегодня на сотню деревенских жителей приходится 39 цветных телевизоров, 25 стиральных машин и 11 холодильников.

Как показывают многие социологические опросы, с каждым годом среди китайцев растет степень удовлетворенности жизнью. Если в 1999 году люди с "высокой степенью довольства собственной жизнью" составляли 52,8 процента от общего числа респондентов, то в 2001 году таких набралось уже 63,4 процента. Сами китайцы считают это результатом успешного развития китайской экономики. Однако с ростом доходов возрастает и придирчивость современных потребителей. Если раньше пределом мечтаний был обычный 16-дюймовый цветной телевизор, то теперь к списку требований прибавились огромный размер (вплоть до домашнего кинотеатра) и плоский экран, не излучающий вредные для человека волны. Телевизор стал не просто средством информации, а деталью интерьера.

Что касается сотового телефона, то и он давно уже перестал быть просто средством связи. Сейчас в его "обязанности" входит возможность посылать звуковые сообщения и рисунки, фотографирование и даже связь с Интернетом.

Выходят постепенно из моды и обычные компьютеры, все большее количество китайцев переходит на ноутбуки. Идет постепенный отказ от простых фотоаппаратов, предпочтение отдается лишь цифровой технике. Касается это и таких пунктов бытовой техники, как стиральная машина и холодильник, -- с полуавтоматов китайцы давно перешли на полностью автоматические стиральные машины, а холодильники за счет встроенных мини-компьютеров отображают состояние продуктов, хранящихся в их "недрах".

Интересно и изменение в сознании современных китайских потребителей. Когда-то давно, лет эдак 20 назад, китайцы жили по принципу "что имеет сосед, то и мне любо". К такой психологии прибавлялся и крайне скудный выбор. Поэтому вся страна слегка походила на инкубатор -- все носили одинаковую одежду и покупали одинаковые вещи. Максимальное отличие, существовавшее два десятилетия назад, заключалось в цвете и размере, а про дизайн и модели никто даже не задумывался. Сейчас любая вещь -- от туфлей до машины -- призвана подчеркивать индивидуальность обладателя и, следовательно, быть непохожей на другие. Китайцы перестали оглядываться друг на друга и обратились к покупке тех вещей, которые отвечают именно их личным вкусам и пристрастиям. Из 10 подростков на вопрос "Если бы у вас были лишние деньги, на что бы вы их потратили?" 3 человека ответили "ноутбук", двое захотели новый сотовый телефон, еще двое предпочли бы потратить деньги на плеер МП3, один из опрошенных захотел цифровой фотоаппарат, другой -- систему DVD, а последний -- оборудование для скалолазания.

Заметный сдвиг произошел и во взглядах китайцев на одежду. В 80-х годах одежда рассматривалась главным образом как средство не мерзнуть в холодные дни, в начале 90-х китайцы кинулись слепо подражать моде, одеваясь в "хиты сезона" без учета особенностей собственной фигуры, возраста и положения. XXI век -- время, когда одежда стала служить средством подчеркнуть свой социальный статус и свою неповторимость. В китайских городах появились мировые марки: "Гуччи", "Пьер Карден", "Ив Сен Лоран", "Кристиан Диор", "Шанель" были встречены китайскими модницами с восторгом, поскольку качество, символизируемое именем фирмы, стало в конце 90-х годов главным соображением, которым китайцы руководствуются отныне при покупке одежды и обуви. Другое дело, что многие китайские "гуччи" -- подделка, но, с другой стороны, качество фальшивой продукции тоже растет!

Огромные средства стали тратиться на оплату различных услуг. Проведенный недавно в 31 городе КНР опрос показал, что 34 процента населения за 2001 год больше всего денег вложили в образование детей, в том числе и в обучение за границей. 13 процентов предпочли потратиться главным образом на путешествия как по Китаю, так и за рубежом. Все большее значение начинает уделяться в Китае здоровому образу жизни. Следствие этого -- бешеная популярность экологически чистых продуктов, дорогих медицинских центров и спортклубов. Наиболее зажиточные люди все чаще обращают свои взоры в сторону таких "благородных" и недешевых видов спорта, как гольф, боулинг и конный спорт.

Стремительный рост личных доходов населения, возможный благодаря успехам китайской экономики, заставил большинство китайцев по праву возгордиться своей страной. 85 процентов опрошенных согласились с тем, что международный статус Китая повысился, и связали это главным образом со вступлением КНР в ВТО и выбором Пекина в качестве столицы Олимпийских Игр 2008 года.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта