В гостях у Сократа (музей деревенского быта)
В Омодос надо приезжать вечером, когда схлынут толпы туристов, опустеют живописные улочки села. После шумного дня, наполненного разноязыкой речью, суетой и хлопотами, покупками и продажами (другими словами, после встречи с туристами), — село отдыхает. Жители вышли во дворики, мужчины в кофейне обсуждают последние политические новости, женщины ведут разговор о своем, главным образом, о детях и внуках. Не торопясь, мы идем по мостовой, выложенной крупным камнем, отполированным до блеска тысячами шагов. В Омодосе мне приходится бывать часто, сопровождая русских паломников — ведь именно здесь, в центре села находится известный во всем православном мире монастырь Святого Креста. Сейчас монастырский храм является приходским, в нем бережно хранятся святые реликвии, среди них частица Животворящего Креста, глава апостола Филиппа. Омодос — непременное место паломничества по Святой Кипрской земле.
Сегодняшним вечером в этом красивейшем кипрском селе нас ждет не только посещение чудесного храма, но и встреча с человеком щедрой души, который бесконечно влюблен в свой край, знает и уважает его историю. Своими знаниями и находками наш герой готов поделиться с каждым, кто проявит интерес. У нашего рассказа есть и еще один немаловажный герой — старинный дом. Они нас ждут — дом и его хозяин…
По обыкновению, выйдя из боковых ворот монастыря, идем прямо по узенькой улочке мимо живописных домов, увитых виноградом, утопающих в цветах, чтобы через несколько десятков шагов оказаться у старинного дома. Его можно узнать сразу по большой вывеске "Сократис Сократу". Хозяин и хозяйка, Сократис и Деспула приветливо распахивают двери. Звучит традиционное "Кало". Нам предлагают присесть. И за чашечкой кофе неспешно течет беседа, она не может быть иной голубым закатным вечером в доме, который стоит на земле Омодоса полтысячелетия. Да, я не оговорилась, дому Сократиса более пяти веков. Подумать только, он — ровесник Иоанна Грозного. Хозяин дома пожилой, но подвижный человек, рассказывает: "Когда мы построили новый дом, с этими стенами расстаться было нелегко. Кое-кто советовал дом продать, а как это возможно? Ведь здесь мои предки жили с незапамятных времен. В старину все делали своими руками, поэтому каждая вещица, будь то простая глиняная чашка, полка, или нарядная узорная скатерть — все хранит тепло рук моих предков".
КАК МУЗЕЙ РОДИЛСЯ
А предки Сократиса — троодосские виноградари, были людьми бережливыми, никогда не спешили выбрасывать старые вещи, и это не имеет ничего общего с жадностью или скопидомством. Вначале была необходимость от нищеты, затем — уважительная память. Поэтому старинный дом оказался наполненным удивительными вещами: мебелью и утварью, инструментами и старинной одеждой, документами и фотографиями. Все это сложилось в увлекательный рассказ не только о прошлом семьи, но и о прошлом села, страны, народа. И решили Сократис и его жена превратить свой дом в музей деревенского быта.
С 1987 года принимает дом гостей и рассказывает о прошлом своим языком, языком старинных вещей. "Дядюшка Сократ, какой ваш любимый экспонат?", — спрашиваю у хозяина. Сократис надевает очки и ведет меня к резному книжному шкафу, наполненному старинными книгами. Оттуда извлекается небольшой, но увесистый том 1810 года издания "Толкование на псалмы Давидовы", и выразительно зачитывает отрывки о том, каким должен быть настоящий христианин: не предаваться излишествам, уклоняться от недобрых дел, трудиться в поте лица своего, стремиться к целомудрию. "Тогда жить будешь долго и будет тебе хорошо", — с чувством завершает Сократис. Наверное, ему удавалось следовать этим правилам, в свои восемьдесят лет он не выглядит старше шестидесяти.
У ОЧАГА
На первом этаже дома круглая кипрская печь. "Здесь всегда крутилась детвора", — вспоминает Сократис. "Запах пекущегося хлеба, с чем его можно сравнить. Ждем, когда бабушка отломит ароматный кусочек с хрустящей корочкой, а потом, закусывая хлеб апельсином (в отличие от хлеба, апельсины всегда были в избытке), бежит детвора по улочкам Омодоса, сверкая голыми пятками, по своим ребячьим делам. А взрослые целый день в трудах о хлебе насущном". Смотрю на печь и угадываю в этих очертаниях ее дальнюю родственницу из XV века до Рождества Христова. Изображение фурноса (круглой кипрской печи) встречается на древнейших сосудах, найденных археологами. В доме Сократиса над печью прямо в стену вставлен светлый камень, на котором причудливо выбит замысловатой вязью цветочный узор. Что это? Фрагмент античной колонны, финикийской стелы? На Кипре все возможно. Крестьянин, обрабатывая землю, вполне мог найти осколок античной чаши, алтарь языческого бога — это бывало часто в прошлом, случается нередко и теперь. Но в древности на Кипре не было Департамента античности. Все, что находил на своем участке крестьянин, он нес в свой дом. В хозяйстве все сгодится.
ЕЩЕ РАЗ О ЛЮБВИ
Очаг — средоточие дома, центр семьи. Вот мы и подошли к главному, о чем нам рассказывает дом. Семья — любовь и труд двоих, чудо рождения первенца, радости и печали многодетной семьи, бессонные ночи, заботы и тревоги, тяжелые будни и редкие праздники, наконец, уважаемая старость в окружении детей и внуков. В общем, "чтобы жить долго и чтобы было хорошо", — надо много трудиться. И спорятся все дела, если жизнь озарена светом любви. По тому, как бережно поддерживает Сократис свою жену, по добрым шуткам, которыми наполнены его разговоры с матушкой Деспулой, чувствуется, что закатные дни четы освещены этим умиротворяющим светом.
Но продолжим осмотр музея, ведь нас ждут его экспонаты.
Хотя как назвать этим сухим словом маленькую, но удивительную коллекцию свадебных нарядов семьи Сократиса. Их несколько, свадебных платьев невест и мужских костюмов. Разные эпохи, разные фасоны. Тот который из XVIII века – самый красивый. Платье невесты украшено кружевами, плетенными долгими вечерами в предвкушении свадебного пира, в предчувствии счастья. Костюм жениха очень похож на народный кипрский костюм. Его непременная часть — знаменитые "враки" — мужские шаровары Сейчас такие сохранились только в отдаленных горных селах, а еще мы можем их увидеть на артистах фольклорных ансамблей. Возвращались молодые из монастырского храма после венчания, шли по улице, осыпаемые по традиции розовыми лепестками и переступали порог дома, где предстояла им жизнь, наполненная трудами и заботами. Простые люди немногословны, они не пишут мемуаров, но то, как бережно хранятся свадебные наряды в доме, — точнее любых слов расскажет гостям об отношении киприотов к семье — как к высочайшей ценности. А вот интересно, кто из наших читателей может признаться, что бережно хранит свадебный наряд своей прабабушки?!
О ГЛАВНОЙ ЧЕРТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Когда говорят о добрых качествах кипрского народа, то одной из первых называют ту черту национального характера, которая бесспорна: любовь к детям. Нежность, умиление, трепетность в доме почти осязаемы. Они словно растворены в воздухе. В доме хранится очень много детских вещей: кроватки, игрушки и колыбель. Помню, в доме моей бабушки очень долго сохранялось крепление, на котором некогда висела колыбель. В ней по очереди спали все семеро детей. Во время очередного ремонта дедушка решил крепление разобрать. Бабушка его остановила: "Не надо трогать, здесь ангелы летали", — строго сказала она. В доме у Сократиса колыбель сохранилась, как сохранились и удивительные качельки. Эх, увидеть бы мне их лет двадцать пять тому назад, когда мы с мужем фантазировали, творя детскую комнату для первенца. Сделать такие качели несложно, а сколько радости ребенку, когда садится он в маленькое, настоящее седельце, вставляя ноги в стремена. И вот летит он во весь дух, раскачиваясь на качелях, словно на быстром коне мчится во весь опор. Если вы придете в гости к Сократису, он покажет много того, что делало детвору счастливой, но и готовило к жизни.
В ПОТЕ ЛИЦА
Мой спутник, инженер, в гостях у Сократиса впервые. Пока я умиляюсь вышивками и кружевами, которые искусно плетет матушка Деспула, Димитрис рассматривает еще одну удивительную коллекцию. "Уголок кипрского винодела" — так можно назвать ее. Ведь Омодос и соседняя деревня Келани, расположенная в нескольких километрах чуть выше, известны как национальный центр производства вина "Коммандария". В 2005 году исполняется 270 лет с того дня, как русский путешественник Василий Барский посетил эти края и описал, что стоит Омодос "на низких горах, на месте веселом при воздухе легком, при водах текущих, с многими виноградами пресладкими и исходит отсюда сладкое некое и крепкое вино, и во всем турецком царстве пресловутое даже до Италии, именуемой Коммандария яже чрез многие лета пребывает не вредно елико есть ветхо (т.е. не портится по истечении долгого времени, — прим авт.) толико сильнейше и благоуханнейше бывает".
Сократис показывает каменный чан, в котором виноград давили ногами на протяжении столетий. Здесь же механический пресс начала 19 века. Сократис подробно объясняет, как он работает. Понимаешь очень отчетливо, какого труда требует дело виноградаря и винодела. Путь от виноградной косточки до цветущей лозы, затем к спелой грозди и, наконец, к бокалу благоуханнейшего вина только в известной песне Окуджавы недалек, в реальной жизни он весьма тернист и не близок. Димитрис рассматривает удивительно практичные приспособления для облегчения нелегкого быта, удивляясь изобретательности и сметке обитателей дома, замечает: "Как же трудно жили!" Вот она, кофемолка из XVII века — каменная ступка и чаша. В ступке не менее двух килограмм, будешь растирать зерна ежедневно для утреннего кофе на всю семью — навсегда забудешь об артрите. "Что делать, стиральных машин не было, пылесосов тоже. Работа и работа, очень уставали в конце дня, но вот, что удивительно, меньше раздражались, ссорились, в отношениях были ровнее, спокойнее. Вместе со старым бытом что-то важное уходит из жизни", — чуть печально замечает Сократис.
НА ПОСОШОК
Отсюда не так просто уйти. Мы словно в добром плену у дома, который наполнен удивительными коллекциями. Все они живые, теплые и совсем не похожие на экспонаты в витринах других музеев. Может быть причина в том, что вещи не отделены от нас стеклом, что к этим экспонатам можно бережно прикоснуться рукой. Вот большой старинный ручной ткацкий станок. Хотите попробовать ткать — матушка Деспула покажет непростые операции, в результате которых создаются коврики, украшающие дом, делающие его теплее, уютнее. Коллекция оружия не оставит равнодушным ни одно мужское сердце…
Однако пора и в обратный путь. На посошок хозяин и хозяйка угощают нас коммандарией. Она янтарного цвета, душистая, с чуть уловимой терпкой горчинкой. Те, кто бывают у Сократиса часто, знают, что бокал вина он предлагает каждому гостю, редко кто потом откажет себе в удовольствии приобрести бутылочку- другую, тем более, что цена просто символическая. "Передайте читателям вашей газеты, что русские в нашем доме всегда желанные гости", — говорит Сократис и с гордостью показывает фотографию, на которой он изображен вместе с бывшим российским Послом г-ном Фокиным. Завершает нашу встречу хозяин словами: "В добрый час, главное, не спешите жить и чувствовать. Идите по жизни, не торопясь, внимательно рассматривая все, что Господь создал нам на радость. Чтобы впопыхах не пропустить что-то главное"…
А в двери дома стучат новые посетители, и гостеприимно распахиваются двери. Здесь всегда гостям рады.
Музей деревенского быта работает ежедневно, с утра и до вечера, вход свободный.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах