← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

В чешских высоких школах иностранцев любят, как родных

Российский студент в чешском вузе - явление пока не слишком частое. Но интерес россиян к чешскому образованию явно растет - и не без причин. Во-первых, многие россияне сейчас уезжают в Чехию, иногда на время, поработать, а чаще насовсем, и их дети, естественно, учатся в чешских школах, гимназиях, университетах. Молодые люди едут в Чехию и специально - учиться: чешское образование хорошо котируется в мире, при этом с этого года с иностранцев, как и с чехов, за учебу денег не берут. Да и ассимилироваться россиянину в Чехии все же проще, чем, например, в Германии, где образование тоже бесплатно.

Время жить и время выживать

Есть в истории чешского образования замечательные даты. В 1348 году в Праге король чешский и император священной римской империи Карл IV основал первый в Центральной Европе университет, и поныне носящий его имя. В университете были теологический факультет (долго остававшийся крупнейшим в мире), а также юридический, медицинский, гуманитарных и математических наук. В 1573 году был учрежден университет в Оломоуце. Первая техническая школа в Центральной Европе, открытая в 1717 году, выросла в крупнейший чешский технический университет. В XIX веке появляются Технический университет в Брно, Академия изящных искусств и Академия прикладного искусства и архитектуры в Праге.

Чешская культура и чешское образование были традиционно частью общеевропейской культуры, причем передовой частью. Это не случайно - развитие техники, земледелия, животноводства, лесного хозяйства требовало квалифицированных специалистов, и чешская система образования всех уровней успешно справлялась с этой задачей.

В нашем веке образованию в Чехии было нанесено несколько жестоких ударов. После окупации фашистской Германией все университеты были закрыты. Короткий период между освобождением от фашизма в мае 1945 года и коммунистическим путчем в феврале 1948 года был коротким и не мог быть слишком успешным. Сталинско-бериевская "хирургия" не пощадила образование: оно должно было строиться под диктовку "первой страны социализма". На практике это означало монополию государства на образование, однотипность образования (один тип школы, общие учебные планы), приспособление гуманитарных наук (прежде всего истории) к целям коммунистической идеологии. Активно внедрялись мифы: об одинаковых способностях во всех социальных группах населения, о высоком качестве советской системы образования. Цель же была одна: создать стандартного человека, социалистического гражданина, "совка".

Сорок лет чешское образование было насильно отторгнуто от европейского. После бархатной революции Чехия принимает срочные меры: школа деполитизируется и либерализируется, открываются 6-8-летние гимназии (в восьмилетнюю, например, принимают после пятого класса основной школы), появляются частные и церковные учебные заведения, сроки получения среднего образования увеличиваются до 13 лет.

Большую роль в "возвращении Чехии в Европу" сыграла организация по экономическому сотрудничеству и развитию, (OECD), в 1992 году подготовившая отчет о высшем образовании в стране. В 1995 году Чехия стала полноправным членом этой организации.

Чехия присоединилась к Международным нормам классификации образования (ISCED), и все уровни образования оценивает в соответствии с этими нормами.

С прошлого года действует новое Положение об условиях нострификации аттестатов, выданных заграничными учебными заведениями - в соответствии с Договором о признании документов о высшем образовании в европейском регионе, который, как известно, был принят в Лиссабоне в апреле 1997 года.

В апреле 1998 года в Чехии принят новый широкомасштабный Закон Ь 111 о высших учебных заведениях (закон вступил в силу в январе этого года). А в мае учительский журнал призвал общественность страны к дискуссии, опубликовав "Концепции образования и развития системы образования в Чешской республике". Предлагается обсудить возможность получения полного среднего образования 65-75 процентами молодых людей страны, увеличения средней продолжительности образования в 2005 году с 14,7 лет до 16,7 лет (до уровня Европейского Союза), управления школами на принципах, принятых в Европейском Союзе. Ставится задача довести финансирование высшего образования к 2002 году до 6 процентов ВНП (в 1998 году уровень финансирования составлял около 4.5 процентов. Для сравнения: в 1998 году в России на образование - и высшее, и среднее - было выделено 2 процента ВНП).

Кубики и вариативность

На сегодняшний день система образования в Чехии складывается из отдельных взаимосвязанных кубиков, удобных и логически оправданных.

В трехлетнем возрасте ребенок переступает порог детского сада (mateЮskЗ дkola), в шестилетнем - основной школы (zЗkladnТ дkola), которая бесплатна и обязательна для посещения в течение девяти лет: пять лет - первая ступень, четыре года - вторая. Вторую ступень можно закончить и в гимназии, поступив в нее после пятого или после седьмого класса (соответственно, вторая ступень - это первые четыре года восьмилетней гимназии или первые два года шестилетней). Можно поступать в гимназию и закончив вторую ступень в основной школе.

В гимназию идут те, кто способнее, кто стремится к более широкому среднему образованию и намерен учиться дальше. После девяти лет основной школы в гимназии учатся еще четыре года, заканчивая ее в 19-летнем возрасте. Эти четыре года в систему обязательного обучения не входят.

Чешская гимназия престижна, нужно выдержать конкурс. Завершается она экзаменами на, как бы сказали в России, аттестат зрелости, по-чешски maturita. Это полное среднее образование. "Матуритные" испытания предусматривают два обязательных предмета: "чешский язык и литература", "иностранный язык". Два других предмета выбирает сам студент. Ведь гимназии могут иметь гуманитарный либо естественнонаучный и математический уклон. Но в любом случае они - ступенька на пути в университет.

Но более 80 процентов выпускников основных школ устремляется в средние профессиональные школы и средние профессиональные училища, где можно раньше получить специальность. Какую именно, выпускники решают заранее с помощью родителей и специалистов-психологов, призванных дать грамотный совет при выборе профессии. Специалисты беседуют с подростками, не диктуя, не запрещая, не ограничивая их, оставляя за ними окончательное решение.

В распоряжении консультантов - региональные ориентирующие карты по выбору профессии, составленные с учетом прогнозируемой ситуации на рынке труда. Во время беседы выясняются склонности, интересы девятиклассников: какой характер деятельности им по душе (торговля, услуги, программирование, монтаж, обслуживание станков и оборудования и многое другое), какие средства труда им нравятся больше (вычислительная техника, ручные приборы и инструменты, производственные станки, и т. п.), в каком рабочем пространстве им приятнее находиться (канцелярия, мастерская, магазин, больница, касса...). Сейчас у каждого выпускника есть вполне реальная возможность подыскать подходящую профессиональную область, а по региональной ориентирующей карте выбрать конкретную специальность и конкретное учебное заведение в данном регионе. (О возможностях для российских старшеклассников продолжить образование в чешской профессиональной школе читайте в этом же номере "i", с. 7.)

Учащиеся 9-х классов уже до 1 марта должны сдать директору школы заявку с указанием того учебного заведения, в которое они собираются поступить. А в апреле они уже пишут контрольную работу в своей будущей школе.

Длительность обучения в профессиональных школах разная. Четырехлетние школы сочетают профессиональную подготовку с программой средней школы, выпускники получают среднее образование и могут либо работать по специальности, либо идти учиться дальше. Трехлетние школы завершаются испытаниями по специальности, "матуриты" они не дают. Выпускники могут при желании закончить двухлетний дополнительный курс, дающий полное среднее образование, и претендовать на университетскую скамью.

В школах и училищах со сроком обучения один-два года можно получить разнообразные рабочие профессии.

В самое последние годы получили распространение и пользуются спросом так называемые интегрированные средние школы, совмещающие преимущества средних профессиональных школ и средних профессиональных училищ.

Основные и средние школы Чехии могут быть государственными и негосударственными (частными, церковными), последние пребывают в меньшинстве.

К специальным типам средних профессиональных школ относится консерватория, где в течение 6-8 лет обучают пению, музыке, танцам, драматическому искусству. Высшего образования, в российском понимании, консерватория не дает. Его получают в университетах, которые относятся к категории "высоких" школ.

Чтобы не путаться в терминах, уточним, что институтов - как высших учебных заведений для студентов, в Чехии нет. Любое учебное заведение - дkola. Сначала основная, затем - средняя, за ней - высшая, а после нее - высокая. Высшая школа, таким образом, выше средней, но ниже высокой.

Где может учиться выпускник средней школы? Вариантов несколько - надо оценить свои способности и склонности. Лежит ли душа к живой практической работе или к научной, исследовательской, кабинетной?

Приобретающий в последние годы популярность тип школы - высшая (не "высокая"!) профессиональная школа со сроком обучения 2-3,5 года (в зависимости от профиля). Это, можно сказать, начальная ступень инженерного образования. Выпускников готовят к практической работе на хорошем профессиональном уровне, не пичкая его лишней теорией, которая ему никогда не пригодится ни в работе, ни в жизни.

В 1998 году в Чехии было уже 168 таких школ, которые приняли на себя 23 процента всех поступивших хоть куда-нибудь выпускников средних школ. Средний по стране конкурс - 2 человека на место.

Высокая - та, что выше высшей

Но притягательнее и престижнее - высокая школа. Число студентов в чешских университетах за период с 1990-91 по 1997-98 годы выросло на 40 процентов.

Лихорадка поступления начинается весной, еще до "матуриты". Кандидаты в студенты знакомятся с условиями приема и требованиями, рассылают заявки сразу в несколько учебных заведений. Это не возбраняется: дерзайте и пробуйте! Поскольку качество образования в средних школах отличается друг от друга и оценки в аттестатах сопоставлять трудно, университеты, как и в России, проводят приемные экзамены (правда, в отличие от России, только в форме письменных работ и тестов).

В Чехии 23 университета со 115 факультетами. В 1998 году они получили 256.000 заявок, присланных 107.000 абитуриентами (в среднем 2,4 заявки на каждого поступающего; рекордсменом стал выпускник средней школы, разославший 19 заявок). Принять всех желающих университеты не могут - конкурс выдержали 40 процентов абитуриентов. На юридических факультетах претендовало в среднем 10 человек на место, на художественных - 9,3, на гуманитарных и общественнонаучных - 7, на экономических - 5,4, на педагогических - 4,8, на медицинских и фармацевтических - 3,7, на земледельческих и ветеринарных - 3,4, на технических - 2.

Факультет должен сообщить о результатах приемных испытаний в течение 15 дней. Абитуриент имеет право ознакомиться со всеми материалами, на основе которых было принято решение, и в случае несогласия потребовать пересмотра в течение 30 дней. Оценки в аттестате об окончании средней школы в расчет не принимаются. Впрочем, не исключена ситуация, когда они могут сыграть свою роль: в борьбе за последние места в списке между соперниками, набравшими одинаковый балл на приемных испытаниях.

Широту и глубину образования в университетах можно также варьировать - в зависимости от целей и склонностей.

Трех-четырехлетняя программа обучения, завершающаяся госэкзаменом и защитой работы, принесет титул бакалавра (Вс). Четырех-шестилетняя программа (для бакалавров - двух-трехлетняя), также завершающаяся госэкзаменом и защитой дипломной работы, даст титул магистра (Mgr), (MUDr) (в медицине) и т. д. или инженера (Ing). Обе эти программы дают один и тот же образовательный уровень и к научной квалификации не ведут. Еще три года докторантуры с последующим госэкзаменом и защитой диссертации увенчают студента титулом доктора (PhD). При непрерывном обучении по всем трем программам достижение наивысшего титула потребует семи-девяти лет труда, молодому ученому будет уже лет 27-28.

Как и везде, высшие ступени образования - для тех, кто жаждет с головой уйти в науку, заниматься фундаментальными исследованиями в своей области, публиковать труды, пополнить кадры профессуры.

Кстати, титулы в Чехии - это очень серьезно! Если в России - куда ни плюнь, непременно попадешь в советского инженера, то здесь такого обесценивания высшего образования не произошло. Уважение к инженеру традиционно. Можно, конечно, улыбнуться, видя сокращение (Ing) перед фамилией государственного чиновника у входа в его кабинет, в прессе, в рекламном объявлении, в списках кандидатов в депутаты, на кладбищенской плите, на почтовом ящике, на кнопке звонка, на двери квартиры, на вывеске магазина, торгующего, например, мясом и копченостями. Легче всего предположить, что это бывший инженер-электрик переквалифицировался в мясники, если не знать, что титул инженера присваивается не только в технике, но и в сельском хозяйстве.

Каждый юрист, каждый врач указывает на дверях приемной и на визитной карточке уровень своего образования. Это логично. Клиент или пациент должен знать, чьими услугами он полузуется. Не так просто научиться различить нюансы в титулах. (PhDr), например, означает "доктор философии" и свидетельствует о том, что носитуль титула закончил магистерский курс в гуманитарной, педагогической или общественнонаучной области, но докторантуры не кончал, иначе он носил бы титул "доктора", обозначаемый (PhD)...

Во всех чешских университетах в 1997/98 учебном году насчитывалось 166.000 студентов (из них 3.500 - иностранцы). В самом крупном и старейшем из них - Карловом, где несколько медицинских факультетов, фармацевтический, юридический, философский, физико-математический, естественнонаучный, педагогический, общественных наук, три теологических, - 30.600 студентов. Наибольшее число университетов находится в Праге (их здесь 8) и в Брно (5).

Два других крупнейших пражских университета - это Чешский технический университет (ЙeskО vysokО uЛenТ techickО) и Экономический университет (VysokЗ дkola ekonomickЗ):

В Чешский техническом университете около 17.000 студентов, факультеты: инженерно-строительный, механический, электротехнический, атомной физики, архитектуры, транспорта. Экономический университет - 12.000 студентов, факультеты финансов, международных отношений, коммерческий, информатики и статистики, экономики и государственного управления, менеджмента.

В Праге же находятся Академия музыкального искусства, Академия художеств, Академия искусств, архитектуры и дизайна (Художественно-промышленная высокая школа), химико-технологический университет, земледельческий университет.

Крупнейшие университеты Брно: Масариков университет, 14.400 студентов, факультеты медицины, права, гуманитарных и математических наук, естественных наук, педагогический, экономики и управления, информатики, социологии; Технический университет (VysokО uЛenТ techickО v Brne), более 13.000 студентов, факультеты: инженерно-строительный, машиностроительный, электротехники и ЭВМ, химический, бизнеса и менеджмента, технологический, архитектурный, изобразительного искусства. В Брно находятся Ветеринарный и фармацевтический университет, Земледельческий и лесной университет им. Менделя, Академия музыкального искусства имени Яначека.

Старинный университетский город - Оломуц. Оломуцкий университет носит имя Франтишка Палацкого, чешского историка, философа, ученого и политического деятеля середины XIX века. Сегодня здесь обучается 10.500 студентов. Факультеты: теологический имени Св. Кирилла и Мефодия, философский, естественных наук, физической культуры, медицинский, педагогический, права.

Продолжают список "высоких" школ: Западночешский университет в Пльзени, Югочешский университет в Чешских Будейовицах, Университет им. Пуркыне в Усти-над-Лабем, Остравский университет, Силезский университет в Опаве, Университет в Пардубицах, Педагогический университет в Градце Кралове, Технический университет в Либерце, Технический университет в Остраве.

"Высокие школы Чехии по давней традиции дают качественное образование", - говорит проректор Югочешского университета Иржи Дивишик, - "Репутация чешской высокой школы и за рубежом весьма солидная. У выпускников, желающих поработать за границей, нет проблем с работой, а оплата там в несколько раз больше, чем у нас. Обычно они уезжают на несколько лет, приобретают опыт, а возвращаясь, идут в процветающие фирмы. Чаще всего отправляются в Германию, Англию, другие страны Европы, а то и в США. Наибольший успех сопутствует нашим биологам, они принимают участие во многих зарубежных грантах и работают по очень серьезным программам. В то же время и наш университет привлекателен и для иностранцев. Их у нас сейчас около 120, абсолютное большинство в докторантуре... Японцы, канадцы, граждане стран Африки...".

Югочешский университет не так уж мал: 5.000 студентов, 5 факультетов: педагогический, биологический, земледельческий, здравоохранения и социального обеспечения, теологический. Современные корпуса общежитий, нормальные условия (в комнатах по два человека). Правда, мест для всех желающих, к сожалению, не хватает. Увы, с общежитиями и в других университетах проблемы...

Новый закон о высшем образовании вносит в университетскую жизнь серьезные изменения. Университеты перестали быть государственными организациями - в том смысле, что управляются они теперь органами самоуправления, связь с министерством образования - лишь финансовая. За образование студенты не платят, если осваивают программу за отведенное на нее количество лет плюс один год. Кто не справился, обязан платить.

Как россиянину поступить в чешский вуз

Приятный сюрприз преподнес новый закон иностранцам: университет для них тоже бесплатный. При одном условии: если они учатся вместе с чешскими студентами на чешском языке. Иными словами, иностранец ничем не должен отличаться от чеха. В то же время, весной, он рассылает заявки в интересующие его университеты, наряду с чехами сдает приемные экзамены, набирает проходной балл и поступает на желаемый факультет. Он, как и чех, оплачивает жилье, питание, учебники, страховку. Только формальности, связанные с иностранной полицией, он должен улаживать как иностранец.

Документ об окончании средней школы у себя на родине должен быть нострифицирован. Эту операцию проводят чешские управления школ, в чьем ведении находятся аналогичные средние школы. Разница в длительности обучения в средней школе в России и Чехии роли не играет.

Уровень знания чешского языка для поступающих в университет иностранцев должен быть таким, чтобы они свободно общались с экзаменаторами, точно излагали свои мысли. Конечно, если заграничный студент изберет своей специальностью чешский язык и литературу, то от него и грамотности потребуют, как от чеха. На иностранцев, готовых стать "чехами", университеты получают такие же дотации, как на "своих". Смысл? По словам проректора Дивишика, "лучше учить умного иностранного студента, чем глупого своего".

В чешских университетах существуют и программы на иностранных языках (на английском, немецком и даже на русском), они могут быть любого уровня (на получение степени бакалавра, магистра, доктора). Реализация таких программ является внутренним делом университета. Иностранец, обучающийся в университете не на чешском языке, оплачивает свое образование. Цену такой учебной программы определяет университет без каких-либо ограничений. Цена может год от года меняться, о чем университет обязан сообщать до подачи заявок абитуриентами, т. е. ранней весной.

Аккредитация программ на иностранных языках - дело для университета кропотливое и небыстрое. Югочешский университет, например, готовит на биологическом факультете программы на английском языке по двум специальностям, но время их реализации пока не пришло.

Новым законом определяются и условия получения стипендий: за выдающиеся результаты в учебе, в научной, исследовательской, творческой деятельности, а также в случае тяжелого социального положения. Это в равной степени распространяется и на чешского студента, и на иностранного, обучающегося вместе с ним. Конкретные условия получения стипендий, их размер и сроки выплаты устанавливает сам университет. (Положения Закона не распространяются на тех иностранных студентов, которые получают образование в рамках международных соглашений, заключенных их странами с Чешской республикой - по обмену.)

Чешский - язык хоть и родственный, но все-таки иностранный

Надо думать, что теперь, с принятием нового закона об образовании, иностранцы валом повалят в чешские университеты: учеба бесплатна, есть реальная возможность получить стипендию, да и страна, по европейским меркам, недорогая. Первая проблема на пути к цели - чешский язык. Для русскоговорящего он проще, чем для немца или англичанина: все-таки родственный, славянский. Грамматически ближе, хотя фонетически сильно отличается. Учить его лучше в Чехии, полностью погрузившись в среду: языковую, бытовую, культурную.

Беседую с замдиректора Института языковой и профессиональной подготовки Зденькой Остмайеровой. Этот институт (сstav jazykovО a odbornО pЮipravy) имеет долголетние традиции в обучении чешскому языку зарубежных абитуриентов. Десятимесячный курс (два семестра с экзаменами в конце каждого) начинается 15 сентября и заканчивается в июне. Учебная нагрузка 30-35 часов в неделю. В первые две недели - только чешский. С октября количество часов чешского начинает постепенно уменьшаться, уступая место предметам, лежащим в основе будущей специальности. Они у каждого абитуриента свои: история, математика, физика, химия, биология, черчение, экономика, компьютер и др.

Учебные центры института расположены в нескольких городах. Подебрады (около 50 километров от Праги) готовят иностранцев в гуманитарные, технические, экономические университеты, Марианске Лазне - в медицинские, ветеринарные, фармацевтические. Центры имеют общежития и собственные столовые. Цена курса, включая основные учебные пособия, на 1999/2000 год - $3.090. Общежитие стоит $80-120 в месяц, медицинская страховка обойдется примерно в $30 в месяц. Стоимость обеда в столовой - около доллара.

Впрочем, для кого-то обучение на этих курсах может оказаться и бесплатным - более того, и стипендию могут дать. Для этого надо попасть в квоту, которую имеет каждая страна - а квот немного.

Начиная с февраля, студенты Института рассылают заявки в интересующие их университеты. Цена приемных испытаний у каждой "высокой школы" своя: $10-15. "Но институт наш поступления не гарантирует. Ведь очень многое зависит от абитуриента, от его воли, настойчивости, трудолюбия, одаренности" - подчеркивает пани Остмайерова.

Посылая своих детей учиться за границу, многие родители надеются, что смогут уберечь их от российских бед, и те, получив образование, найдут себе место в более благополучной стране. И есть шансы, что эти надежды оправдаются. Но в рыночной экономике, как известно, выигрывают те, кто инициативнее, изобретательнее, тщеславнее, деятельнее, кто больше умеет и точно знает, чего хочет. Если такие задатки в характере есть, образование наверняка пойдет впрок. Везти же за границу привычные "тройки", лень, расхлябанность, необязательность, отношение к труду как к наказанию, да еще тратить на это деньги - обидно!

Истины, разумеется, банальные. Аbeceda. По-чешски - азбука.

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах