"Кривой луг" в объятиях пятилепестковой розы
Этот город-замок практически незнаком украинским туристам. Злата Прага, престижные курорты Карловы Вары и Марианские Лазни, королевский замок Карлштейн, родина пражских грошей Кутна Гора… Список можно продолжать, но вряд ли до недавнего времени в нем нашлось бы место Чешскому Крумлову.
Здесь, почти у самой границы Австрии, на юге Чешской Республики, среди не столь многочисленных групп туристов встретишь и немцев, и австрийцев (которые зачастую являются "экономическими" туристами — жизнь дешевле чем в Мюнхене или Вене), и вездесущих китайцев, да и корейцев. Россиян не так много, как в той же Праге и Карловых Варах. А между тем гламурный, несколько кичевый облик Карловых Вар (субъективное мнение автора) не идет ни в какое сравнение с ошеломляющей красотой Чешского Крумлова — визитной карточки страны. Да, именно его 70-метровая башня, венчающая монументальный комплекс града и замка, второго по площади после Пражского Града, — официальная туристическая эмблема Чехии. Не случайно же ЮНЕСКО еще в 1992 году внесло в реестр культурного и природного наследия весь исторический комплекс Чешского Крумлова.
Змеевидная Влтава, не столь полноводная, как в Праге, но очень быстрая, очертила два старинных квартала — Латран и Старый город. Название город получил от роскошных лугов — Krumme Aue ("кривой луг").
Первое письменное упоминание о Старом городе на берегу быстрой Влтавы относится к 1274 году. Крумловский град "моложе" на 21 год. Он занимал важное стратегическое положение на юге Чешского королевства, потому представители знатнейших фамилий Витковцев, Рожмберков, Эггенбергов и Шварценбергов были деятельными фигурами европейской политики и участниками многих войн. Маршал Габсбургской империи Карл Филипп из Шварценберга — чехи пишут именно так — умудрился войти в мировую историю и как участник наполеоновского вторжения 1812 года в Россию (подданные Австрии, подневольные союзники, не отличились особым рвением в сражениях), и как один из победителей французского императора в грандиозной "Битве народов" под Лейпцигом в 1813 году. Более 20 лет (1601—1622) замок был собственностью императоров Габсбургов.
В средневековье чехи чаще вели наступательные войны, и даже во время восстания гуситов Чешский Крумлов "отделался легким испугом". Городу определенно везло. Лишь один раз ненадолго его оккупировали иноземцы: в 1648 году шведская армия на исходе Тридцатилетней войны приняла капитуляцию местного гарнизона, но после подписания Вестфальского мира Чешский Крумлов вновь зажил размеренной жизнью.
В новейшее время мало что изменилось. В 1938 году после Мюнхенского сговора Германии, Великобритании, Франции и Италии на семь лет без единого выстрела пришли нацисты; в 1945 году на своих "виллисах" въехали американцы. И тоже вскоре укатили. Чехословакия оказалась в орбите сталинского блока. Элегантный средневековый город с кривыми улочками, где причудливо смешались готика и ренессанс, барокко и классицизм, в 1949 году лишился своего рачительного хозяина из рода Шварценбергов, вынужденного эмигрировать. А еще раньше — и большинства исконных жителей-немцев, выселенных по указу президента Эдварда Бенеша. В 1968 году в город вошли оккупанты — советские части, проехавшиеся катком по "Пражской весне". Но все это преходящее, неповторимая атмосфера заштатного городка, жившего размеренной жизнью, практически законсервировалась. Даже в Праге модерн не на птичьих правах, здесь же продолжается феерия ренессанса и барокко.
Изюминок город имеет не одну и не две. Расскажем о самых-самых. Так, Чешский Крумлов — не только один из красивейших крепостных ансамблей в Европе. Воистину всемирную славу завоевал барочный театр, построенный в замке в 1682 году по повелению Яна Кристиана из Эггенберга, герцога Крумлова. Единственный "соперник" крумловского театра — Дроттнинхольмский в Швеции — также бережно хранит театральные фонды конца XVIII века. В 1997 году была закончена реставрация, и гид строго-настрого предупредил нас: никаких съемок со вспышкой, пожарные прибегут незамедлительно. Театр — достояние не только республики, но и всего мира.
Поражают воображение реквизиты и театральные костюмы (их около 600) тех времен. И сегодня можно в течение 12 секунд сменить гигантские декорации (их всего тринадцать), которые вводились в действие сложнейшей системой деревянной механики работы плотника Лоренца Макха. Лебедки, тросы, управляющие декорациями, трюмы, передвижные рамы, машины для создания световых и пиротехнических эффектов в мгновение ока переносили зрителя из роскошного зала в венецианском дворце в дебри сурового многовекового леса, военный лагерь или же… в тюремную камеру. Все это дополняла звуковая какофония: специальные машины имитировали цокот колес кареты, раскаты грома, свист ветра… Летающие аппараты, фейерверки, игра света и тени создавали иллюзию присутствия.
В последний уик-энд июня замок и Старый город Чешского Крумлова станут центром грандиозного театрального фестиваля "Ночь Барокко". Магическая атмосфера барокковой ночи вам обеспечена. История несчастной жизни и смерти Перхты из Рожмберка, насильно отданной за жестокого Яна из Лихтенштейна, и сегодня будоражит воображение. После ее смерти в 1476 году "Белая дама" в длинном белом платье появляется в замке то в белой перчатке (символ доброты), то в черной или красной (тогда жди беды).
А неделей ранее состоится знаменитый "Праздник пятилепестковой розы", собирающий тысячи музыкантов, артистов, комедиантов со всего мира. Город на три дня (в этом году с 16 по18 июня) как бы возвращается в век XVII, в годы правления Рожмберков. Танцы, театральные представления, забавы, гастрономические изыски… И вся эта праздничная вакханалия разворачивается в интерьерах замка. Еще род Витковцев, исконно чешский, важнейшей частью своего герба избрал пятилепестковую розу, но и Рожмберки оставили ее в качестве доминанты на своем гербе. Штирийцы (австрийцы) Эггенберги проигнорировали пятилепестковую розу, но последняя накрепко вошла в сознание крумловчан и по сей день остается символом города.
Маскарадный зал замка в Чешском Крумлове переносит нас в середину XVIII века, когда владели им уже князья Шварценберги, также австрийцы. Персонажи из итальянской комедии "дель’арте", владетельные особы, сиятельные сановники, их дамы в красочных костюмах и масках мирно уживаются со слугами — индийцами, персами, турками и двухметровыми гренадерами из гвардии императрицы Марии-Терезии, охраняющими вход в зал. Нашлось место здесь и синьору Панталоне, неизменному персонажу столь модных тогда итальянских комедий, и самому художнику Йозефу Ледереру, расписавшему маскарадный зал в 1748 году. Он мирно попивает кофе вне суеты мирской. Потому и нашел себе ваятель неприметное место на стене одной из оконных ниш.
Медвежий ров у замка — еще одна достопримечательность. И сегодня медведь и медведица разгуливают в своих владениях. С появлением в Чешском Крумлове медведей связана полулегендарная история. Один пан из Рожмберка взял в жены представительницу влиятельного итальянского рода Орсини. Orsa в переводе с итальянского — "медведица". Вот и на гербе Ружмберков два медведя поддерживают щит с темно-алой пятилепестковой розой…
Неполный день в Чешском Крумлове — срок, безусловно, недостаточный, чтобы прочувствовать ни с чем не сравнимую атмосферу города на Влтаве. Стоит вернуться…
За путешествие по Чехии автор благодарит туристическую фирму JASON TRAVEL, Чехтуризм и Чешские авиалинии.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах