← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Путешествие на теплый север

Дания - это не только Русалочка, Дюймовочка, Stimorol и Tuborg. Это самая спокойная и неторопливая в мире страна. В июле здесь не жарко, зато в январе не холодно - ничего удивительного, что мы возобновили наши <Автопутешествия> прямо посреди зимы, после суматошных Новых годов.

Датчане - очень спокойные люди. Они никуда не торопятся. Официанты в ресторане легко могут забыть про вашу еду, а прачечная в отеле может забыть постирать ваши вещи. Вне крупных городов жизнь совсем уж неторопливая. Магазины закрываются в семь вечера, а по субботам в пять, а то и в два-три (зависит от величины населенного пункта). Но все это совсем не портит настроения, потому что и вы, сами того не замечая, начинаете жить в таком же спокойном режиме.

Копенгаген

Копенгаген - довольно большой город (чуть более миллиона жителей), представляющий собой приятное сочетание старинной и современной скандинавской архитектуры. Старый город - это узкие мощеные улицы, высокие мрачноватые каменные дома, башни и шпили. Средняя часть города застроена в XIX и XX веках. В Копенгагене стоит посмотреть королевский дворец, погулять по улицам, посмотреть на Русалочку, если заметите ее. Неплохо посетить парк развлечений <Тиволи>, который является одним из самых старых парков такого типа в Европе. Хотя аттракционы здесь, конечно, не для летчиков. Можно заглянуть в копенгагенский Музей эротики. Мой друг Сорен говорит, что это лучший музей в Европе. И действительно, здесь много деликатных вещиц.

Ездить по центральной части Копенгагена на автомобиле - занятие сложное и неблагодарное. Поэтому многие местные жители перемещаются по городу на велосипедах. И делают они это независимо от того, во что одеты. Не удивляйтесь, когда мимо вас будут проноситься мужчины в костюмах, белых рубашках и галстуках и женщины в строгих офисных юбках. Сорен предупреждает, что по велосипедным дорожкам ходить нельзя - задавят. Зато любой приезжий может совершенно бесплатно стать велосипедистом.

В городе работает специальная программа "Бесплатный велосипед". Эти велосипеды стоят на парковках и отличаются пестро раскрашенными непрозрачными колесными дисками. Чтобы отделить велосипед от парковочного устройства, надо кинуть в отверстие монетку в 20 датских крон. Накатавшись вдоволь, вы ставите велосипед на любую другую парковку и получаете обратно свои деньги.

А вот найти здесь автомобильную парковку здесь сложно, как в центре любого крупного европейского города. То есть найти-то ее, конечно, можно, но не сразу. А парковаться где попало здесь не принято - штрафуют без снисхождения и на большие деньги ($200-300). Сорен говорит, что и на парковках тоже не стоит расслабляться. Ни в коем случае нельзя занимать места, обозначенные инвалидным знаком, или места для электромобилей (они оборудованы специальной розеткой). Да, и конечно, нельзя парковать автомобили на велосипедных дорожках.

Копенгаген-Мальмо-Копенгаген

В Дании нет гор, как в Швейцарии и Испании, нет такого немыслимого количества замков, как во Франции и Германии, море холодное и погода, как правило, не балует. Датское спокойствие и благополучие само по себе является достопримечательностью. Но сегодня мы едем в Швецию.

За неимением больших рек датчане строят мосты через море. Последний грандиозный проект был завершен летом позапрошлого года. И если раньше попасть из Дании в Швецию на автомобиле можно было лишь паромом, то теперь доехать до Швеции можно по мосту через пролив Эресунн. Всего час - и вы уже на другом берегу, в Мальмо. А там и до Осло недалеко - меньше 500 км, да и до Стокгольма всего 600.

От датского берега до шведского 16 км. Проезд платный, около $27 в одну сторону. Сначала вы едете по четырехкилометровому туннелю, потом туннель выныривает из моря на искусственный остров, откуда, собственно, и начинается мост. Длина его свободной подвесной части 492 м, высота над морем - 57 м, с 20-этажный дом. Под автомобильным уровнем, на другом этаже моста, - железная дорога.

За мостом - Швеция. От Дании она здесь почти не отличается. Разве что некоторые дорожные знаки раскрашены чуть по-другому. Да и дорогие автомобили встречаются чаще. Налоговое законодательство в Дании таково, что, покупая машину, хозяин должен заплатить налогов и таможенных пошлин практически столько же, сколько она стоит. Поэтому если в Дании вам попадается автомобиль представительского класса, то в 90 случаях из 100 у него будут либо германские, либо шведские номера.

Несмотря на то что Мальмо - городок маленький и спокойный, припарковаться в центре прямо на улице весьма проблематично. Поэтому мы нырнули в первый попавшийся подземный паркинг. Поставив машину на парковку и заплатив автомату деньги (автомат готов был принимать либо шведские кроны, либо кредитную карточку одного вида - American Express), мы отправились гулять по старому центру. А когда вернулись обратно, то совершенно беспрепятственно покинули паркинг: никаких шлагбаумов на выезде, никаких проверок оплаты. Можно было и не платить! Но Сорен говорит, что здесь никому бы и в голову не пришло так поступить.

Копенгаген-Хельсингер-Хорнбек-Копенгаген

Другой день - другой маршрут. На этот раз нам предстоит объехать Зеландию (старую). Если отправиться по трассе 152 на север Зеландии, то здесь во всей красе перед вами предстанет датская Ривьера. Извилистая дорога будет идти через леса и поля вдоль побережья пролива Эресунн. Здесь можно увидеть, как живут состоятельные датчане.

Однако датское представление о роскоши своеобразно. Скромность и, если хотите, аскетичность являются одними из главных особенностей этой очень богатой страны. О состоятельности хозяев можно судить только по автомобилям. Больше нигде в Дании не встретить такого обилия дорогих машин. Хотя московскому жителю представленный автомобильный ряд может показаться довольно скромным.

Город Хелсингер находится на севере Зеландии, у самого узкого места пролива Эресунн. Главная его достопримечательность - замок Кронборг. Здесь у вас есть шанс - не знаю, насколько он вас обрадует - встретить массу соотечественников: посещение замка Принца Датского, видимо, входит в обязательный туристский минимум.

Ну а мы едем дальше на север, в Хорнбек. Летом, как ни удивительно, на здешних песчаных пляжах купаются и загорают. Но надо сказать, что погода в Дании неустойчива. Летом, как правило, бывает несколько теплых и даже жарких недель. Но если днем светит солнце и температура под 30, это вовсе не значит, что к вечеру не пойдет дождь и не похолодает градусов на 10-15. Впрочем, Сорен, как и многие датчане, считает, что это ничего, если летом холодно: погреться можно на юге Европы. Зато зимой хоть и сыро, но тепло - 5-10.

Пляжи на севере Зеландии действительно роскошные. И песка много, и есть на что посмотреть: корабли идут из пролива Каттегат в Эресунн. Яхты, катера, большая марина: Бинокль в этих местах - вещь первой необходимости.

Возвращаемся мы в Копенгаген другой дорогой - по автостраде (они здесь называются europavej) Е47. Она тоже идет вдоль побережья Эресунна, только чуть дальше от береговой линии. Автострады и простые дороги, даже второстепенного значения, в Дании необыкновенно ровные. Видимо, поэтому здесь так много аварий. Водителю становится скучно, и он просто засыпает... Ограничение по скорости на автострадах 110 км/ч, на обычных дорогах - 80, в городе - 50. Сорен говорит, что езда со скоростью 120-130 км/ч не считается серьезным нарушением, однако если вас засекли с большим превышением скорости, наказание может быть очень суровое. С другой стороны, если ехать слишком быстро, то Дания может кончиться. Чуть добавил газу - и ты уже в Германии.

Копенгаген-Вайле

Настала пора отправиться на материк. Наш путь лежит из Копенгагена на запад через остров Фюнен на полуостров Ютландия. Трасса Е20 идет через всю страну от Копенгагена до западного побережья. Проехав через Зеландию, мы оказываемся у пролива Большой Бельт. Мост через него тоже построили совсем недавно, в 1998 году. Переправа через Большой Бельт состоит из двух больших мостов, Восточного и Западного, и одного тоннеля для железной дороги.

Сначала вы проезжаете Восточный мост. Это семикилометровое сооружение является вторым в мире по длине подвесным мостом, намного обогнавшим оба стамбульских моста между Европой и Азией. Длина его основного пролета - 1624 м. Высота моста над водой - 75 м. (Самый длинный подвесной мост - Akashi Kaikyo в Японии, длина его основного пролета 1911 м.)

Восточный мост заканчивается на небольшом острове Спрого (Сорен говорит, что на этот остров лет сто назад высылали на общественные работы проституток, но теперь здесь никто не живет). На этом же острове начинается Западный мост, где автомобильная и железная дороги идут на одном уровне до берега острова Фюнен. Длина этого моста 6,6 км. Проезд через Большой Бельт тоже платный, цена рассчитывается автоматически, исходя из веса и габаритов машины. Для среднеразмерного легкового автомобиля она составит около $30.

Большой Бельт позади. Трасса Е20 пересекает Фюнен по кратчайшему пути. Переезжаем совсем маленький по датским масштабам мост через пролив Малый Бельт, и вот мы уже в Ютландии. Еще через 20-25 км - Вайле, небольшой городок на берегу одноименного фьорда. Никаких особенных достопримечательностей в Вайле нет, кроме разве что фабрики Stimorol и очень высокого моста через фьорд (ну нет в Дании больших рек!). Здесь мы покидаем автостраду и едем дальше по обычной двухполосной дороге.

Вайле-Биллунд-Гивскуд

Сорен решил, что раз уж мы заехали в эти края, мне непременно надо увидеть два знаменитых тематических парка. Они находятся не очень далеко друг от друга, так что обернемся за день. Первый - парк Legoland в Биллунде. Туристы с детьми обычно застревают здесь дня на три.

Пока дети до позеленения катаются на аттракционах и пялятся на архитектурные композиции из пластмассовых кубиков, родители оттягиваются в многочисленных пивных. А поскольку датчане - очень спокойные родители и даже вид собственного ребенка, обнимающего урну, не вызывает у них никаких эмоций, они отпускают своих отпрысков в вольное путешествие по парку.

В 15 км к северу от Биллунда в городе Гивскуд расположен сафари-парк. Сафари-парк представляет собой несколько огромных вольеров с экзотическими животными. Здесь можно понаблюдать вольно пасущихся жирафов, бизонов, страусов, зебр, антилоп. Остается напрячь фантазию и представить на месте елок пальмы. Особая гордость парка - семья горилл и вольер со львами. Только и те и другие с неохотой выходят из своих убежищ. И если первым, похоже, просто надоел этот людской зоопарк, то вторые просто ленятся, дремлют целый день где-нибудь в кустах.

Гивскуд-Рингкебинг-Рибе

Ну а теперь - на северо-запад, к Северному морю. Сорен говорит, что ехать лучше по второстепенным дорогам, тогда можно почувствовать настоящую Данию, а также увидеть волосатых коров и ветряные электростанции.

Большинство датских дорог - двухполосные. При въезде в каждый маленький город висит электронное табло. Оно показывает скорость вашего автомобиля и, если требуется, предлагает ее снизить. Пересечения дорог вне городов, как правило, используют круговое движение. Но здесь следует помнить, что, в отличие от наших правил, в Дании при круговом движении преимущество имеет тот, кто движется по кругу (то есть правило помехи справа в данном случае не действует). Это правило было введено в Дании лет двадцать назад. Сорен рассказывает, что в течение нескольких месяцев после того, как правила изменились, датчане методично врезались друг в друга на развязках. Однако потом привыкли и обнаружили, что такая схема даже удобнее, особенно там, где большой поток машин.

Городок Рингкебинг находится на берегу фьорда с таким же названием. Отсюда и далее до самого Сондервика, который расположен на берегу Северного моря, можно наслаждаться прелестными картинами типичного датского курорта. Маленькие дачные домики, больше похожие на огородные хозблоки, и тьма автомобилей с жилыми прицепами. Датское побережье Северного моря очень популярно у немцев (до границы с Германией совсем близко). Они приезжают сюда на машинах и живут по нескольку дней, пока стоит теплая погода.

Едем дальше по косе между морем и фьордом. Здесь широкие песчаные белые пляжи отделены от дороги высоченными, не чета прибалтийским, дюнами. Жаль, что погода успела испортиться - пронизывающий ветер не дает возможности вдоволь полюбоваться пейзажами. Едем на юг, через Эсбьерг в Рибе.

Рибе - самый старый город Дании. Первое упоминание о нем относится к 860 году. После пожара 1580 года город был построен заново. Большая часть сохранившихся до нашего времени домов построена в XVII веке. Самое трудное в Рибе - это поверить в то, что здесь все настоящее: дома, собор, мельница, фонари, изгороди и множество современных автомобилей.

От Рибе до германской границы совсем недалеко - километров 50-60. Так что можно продолжить путешествие. Ну а мы с Сореном возвращаемся в Копенгаген. Поедем не по автострадам, а по маленьким дорожкам:

P.S. Заправки в Дании ничем особенным не отличаются от остальной Европы, а бензин, как и всюду, стоит около доллара. Поэтому напоследок несколько слов о еде. Еда в Дании - это Еда с большой буквы. Причем и рыба и мясо одинаково хороши. Некоторые проблемы вызывает меню: в ресторанах, даже самых дорогих, не всегда найдется англоязычный вариант. Если и есть несколько экземпляров, все они, как правило, в нужный момент как раз заняты. И даже если вы знаете английские названия абсолютно всех рыб, не факт, что их знает официант. Чтобы понять, какую все-таки рыбу вы едите, лучше иметь при себе датский словарь (если вам, конечно, не все равно). Я вот так до сих пор и не знаю, какая из них была рыба-пила.

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах