← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Белый крест на красном поле

Когда-то датчанам принадлежала территория, далеко простиравшаяся за нынешние границы королевства. Но сегодня дальних потомков викингов вряд ли возбудишь имперской романтикой или призывами "возвращения исконных земель". Они вволю повоевали в прошлом, захватывая чужие земли и теряя свои, и в конце концов усвоили главный урок: лучше жить мирно, сыто и спокойно на своей малой родине, чем множить проблемы и проливать кровь, бесконечно расширяя границы.

Начиналось же все совсем не мирно. Археологи считают, что первые люди – кочевые охотники – появились на полуострове Ютландия в последний ледниковый период, около четырнадцати с половиной тысячелетий назад. Прошло еще восемь тысяч лет, и с наступлением эпохи неолита охотников на этих землях сменили скотоводы. А в V-VI веках нашей эры на полуостров пришло германское племя данов – свободных землепашцев, которые, однако, не упускали случая побряцать оружием, потрепать соседей и обратить в рабов тех, кого удалось захватить в плен. Даны построили первые города в Ютландии и на островах архипелага, который мы сегодня называем Датским.

Кто не слыхал о викингах? Многие ошибочно считают их единым народом, хотя на самом деле точнее говорить о целой группе древних жителей Скандинавии (на Руси их звали фризами, в Западной Европе – норманнами), объединенных не столько общей кровью, сколько общим промыслом. Викинги были прирожденными завоевателями, поэтому обосновавшиеся на землях Ютландии фермеры недолго оставались в стороне от общего нордического поветрия и тоже стали совершать морские набеги на соседние земли. Военные кампании потребовали военной же дисциплины и единоначалия, и неслучайно именно в "эпоху викингов" на полуострове возникло первое датское государство.

Влиятельные вожди датских племен выбрали короля – Горма по прозвищу Старый. А столицей нового королевства стал укрепленный город Йеллинг в самом сердце Ютландии. Было это в начале X века.

Горм Старый умер, передав трон сыну – Гарольду I Синезубому, о чем повествуют руны на знамени- том Йеллингском камне – первом письменном упоминании о "королевстве Дания". Сам того не осознавая, отец Гарольда положил начало самой старой королевской династии в Европе.

Датский след в русской истории

При Гарольде Дания приняла и христианство – вслед за своим королем, крещеным в 965 году. Как и в других странах средневековой Европы, союз двух властей – светской и духовной – позволил объединить страну в единую феодальную пирамиду.

Но прошло чуть более века, и после смерти очередного потомка Горма – Кнуда I Великого, присоединившего к Дании Англию с Норвегией, "северная империя" распалась. До конца XIV века продолжался период анархии, усугубленный страшной эпидемией чумы 1350 года, которая выкосила население Дании почти на две трети. В очередной раз попытку объединить под своей властью не только собственную страну, но и ближайших соседей предприняла королева Маргрете I. По Кальмарской унии 1397 года под власть датских королей перешли Швеция (с Финляндией) и Норвегия (с Исландией). Этот "северный союз" продержался по меркам европейского средневековья на удивление долго – почти полтора века. Он распался лишь в 1523 году, когда в Швеции народное восстание сбросило власть "захватчиков-датчан" и возвело на шведский трон своего предводителя, принявшего имя Густава I Вазы. А Норвегия "отпала" от Дании (оставив ей, правда, свои островные владения – Гренландию, Исландию и Фарерские острова) лишь в начале XIX века – после окончательного поражения Наполеона.

Долгие века насчитывает и история отношений Дании с Россией. Первый союзный договор "московиты" заключили с "фризами" еще в конце XV века. Среди прочего, договор этот гарантировал купцам обеих стран свободу торговли. Спустя четыре столетия объединились кровными узами и два царствующих дома – Ольденбурги и Романовы. В ноябре 1866 года в Санкт-Петербурге пышную свадьбу сыграли великий князь Александр (будущий император Александр III) и датская принцесса Дагмар – мать последнего русского царя Николая II.

А был ли мальчик?

И все же никакой датский монарх не может похвалиться той всемирной славой, которая досталась на долю одного датского принца. И благодарить за это датчане должны простого актера, более того – англичанина! Ведь по официальной версии, которую, правда, многие оспаривают, автором "Гамлета" считается Уильям Шекспир.

Бывал ли английский драматург на родине Гамлета – неизвестно, но, вероятнее всего, он знал о пьесе своего коллеги и соотечественника Томаса Кида о датском принце Гамлете, которая шла в Лондоне еще в 1580-х годах. Кид, в свою очередь, мог почерпнуть сюжет у французского писателя Франсуа де Бельфореста, а тот – у знаменитого автора хроник XII века Саксона Грамматика. В изложении последнего история принца Амлета – сына короля Горвендила и королевы Геруты – свидетельствовала: "неладно что-то в датском королевстве". Так на самом деле и было. Брат короля Фенгон убил отца Амлета и вступил в кровосмесительный брак с его матерью, после чего оскорбленный в лучших чувствах принц, прикинувшись сумасшедшим и войдя в доверие Фенгона, в конце концов отомстил, убив "захватчика трона и ложа королевы". Но дальше сюжеты исторической хроники и шекспировской драмы расходятся: свершив правосудие, исторический принц Амлет бежит в Англию, женится на шотландской королеве Гермутруде, вместе с шотландцами побеждает короля Англии и с триумфом возвращается на родину. А там его ждет законный трон и семейное счастье вместе с женой и матерью. У шекспировского Гамлета, как мы знаем, все сложилось куда печальнее.

Зато он, перед тем, как отомстить и погибнуть, произнес бессмертное "быть или не быть", прославив не только английскую литературу, но и датскую историю. Ведь именно благодаря Шекспиру миллионы людей знают, что в Дании есть замок Эльсинор.

Башни времени

На самом деле Эльсинором (Хельсингёром) называется город на севере острова Зеландия, где расположен один из замков датских королей – Кронборг.

Это поистине кладовая Времени – каменные стены замка были свидетелями всех происходивших здесь событий благодаря его исключительно важному стратегическому положению. Он находится на берегу пролива Эресунн, в самом узком его месте. Всего четыре километра воды отделяет датский Хельсингёр от шведского Хельсингборга – поэтому тот, кто смог укрепиться на одном из берегов пролива, контролировал проход в Балтийское море.

В 1420-х годах это сообразил и датский король Эрик, решивший брать дань за прохождение Эресунна с любых судов, которые шли из Северного моря на Балтику или обратно. На месте нынешнего замка была заложена крепость Кроген. Замок много раз перестраивался, выдержал не одну осаду и не один пожар, в конце концов превратившись в загородный дворец в стиле эпохи Возрождения, ничем не напоминающий мрачную "Данию – тюрьму", где задыхался от нехватки воздуха шекспировский принц.

Хотя Кроген, сменивший имя на Кронборг, в свое время послужил и тюрьмой, – в XVII веке там содержали преступников. Прагматичные датские короли выбрали самый эффективный вид труда для своих заключенных, – те должны были постоянно ремонтировать и реставрировать тюрьму. Причем фронт работ для них не сокращался, Дания вела бесконечные войны с соседями, главным образом со шведами. На протяжении XVI–XVIII веков таких войн было шесть, и каждая оставляла след на внешнем облике Кронборга. Захватив крепость, шведы всякий раз разрушали ее почти до основания, а после их изгнания датские короли восстанавливали и укрепляли свою твердыню с помощью новых заключенных.

Во время наполеоновских войн Дания решила впервые соблюсти нейтралитет. В глазах объединенной Европы, воюющей против Наполеона, это было равносильно союзу с "узурпатором". И Кронборг снова стал свидетелем исторического события. Совершив блестящий маневр, английская эскадра под командованием адмирала Паркера (в заместителях у которого был лорд Нельсон), неуязвимая для слабых крепостных батарей Кронборга, смогла без потерь пройти через пролив в Балтийское море.

До середины ХХ века замок служил казармой – сначала датским солдатам, а во время Второй мировой войны – немецким, оккупировавшим Данию. И лишь после изгнания захватчиков Кронборг наконец обрел заслуженный покой, став музеем.

Королевство всеобщего благоденствия

За полторы тысячи лет потомки викингов сумели передраться, кажется, со всеми соседями по континенту, и только в прошлом веке пришли к нейтралитету. А еще Дания пережила реформацию, абсолютизм, аграрную реформу, промышленную революцию, провозглашение демократической конституции в 1849-м, нейтралитет в Первой мировой войне, оккупацию страны и движение Сопротивления – во второй. Но самое главное – свершилось превращение Дании из "великой державы" в маленькую страну, территория которой только за позапрошлое столетие съежилась почти на две трети. А национальное возрождение здесь проходило под лозунгом "внешние потери должны быть компенсированы за счет внутренних успехов". И последние не замедлили явиться.

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах