← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

В египетской обители крестоносцев

Архимандрит Августин (Никитин)

Побывать в Египте нынче просто. Страна эта безвизовая, широко открытая для туристов. В любом пункте въезда - в аэропорту, на морском вокзале или шоссейном КПП - одна и та же процедура: вы покупаете за 15 долларов марку, похожую на почтовую, и сами наклеиваете ее в свой паспорт. Это и есть ваша виза - сроком на месяц.

Туристы, впервые оказавшиеся в Египте, рвутся, естественно, к пирамидам Гизы, к старинным мечетям Каира, в портовую Александрию. Но вот первый голод утолен, и можно "копать глубже"; на очереди - Луксор, Карнак, Асуан, реже - храмовый комплекс Абу-Симбел на самом юге страны.

Впрочем, для некоторых знакомство с Египтом ограничивается Хургадой - курортной Меккой "новых русских". Из случайно услышанного разговора "сладкой парочки": "Нет, мне не жалко 150 баксов на экскурсию в Каир. Но, пойми, на пирамидах мы теряем день отдыха". И еще, из той же серии. На обратном пути в самолете рассказываю соседу о своей поездке по Египту и упоминаю про Абу-Симбел. В ответ: "Знаю! Был такой коньяк!"

Если об Абу-Симбеле кто-то что-то слышал, то про Думьят (в Европе он известен как Дамьетта) в таком разговоре упоминать вообще нет смысла - напитка под таким названием нет. А между тем с этим городком, лежащим на севере страны, связаны самые яркие эпизоды из истории крестовых походов.

Про них каждый из нас слышал еще в школе. Освежим старые знания. Первый крестовый поход, предпринятый по призыву папы Урбана II, начался в 1096 году. Его целью было провозглашение освобождения Иерусалима и Гроба Господня от власти мусульман. И она была достигнута: в 1099 году Иерусалим (Аль-Кудс, Святой, как называют его арабы) пал. Вскоре после этого было образовано Иерусалимское королевство, во главе которого встал Готфрид Бульонский.

Однако арабские правители духом не пали, объединились и нанесли крестоносцам ряд тяжелых поражений. Потерпев неудачи в ходе трех последующих походов, рыцари убедились, что традиционный путь к Палестине - через Босфор и вдоль средиземноморского побережья - чреват для них новыми потерями. Вот почему при подготовке очередного крестового похода было решено совершить бросок в Египет. Целью для нападения была избрана Дамьетта - крупный город-крепость, торговая соперница Александрии.

Если взглянуть на карту Египта, то нынешний Думьят можно отыскать на одном из судоходных рукавов в дельте Нила, близ Порт-Саида. Оказавшись в последнем и имея несколько свободных дней, можно отправиться в исторический град. Как там нынче обстоят дела? Утром иду пешком на автовокзал. Вот и он. До отправления автобуса еще полчаса. Этого достаточно, чтобы, полистав путеводитель, найти краткие сведения о средневековой Дамьетте. Осада города, к которому крестоносцы приплыли 27 мая 1218 года, продолжалась полтора года. Вначале рыцари сумели захватить крепостную башню. Для этого они превратили свои корабли в плавучие осадные механизмы и использовали длинные штурмовые лестницы. Однако защитники Дамьетты сдаваться не собирались. Их неожиданными союзниками стали разлив Нила и эпидемия, разразившаяся среди воинов Христа.

Несколько месяцев ни та, ни другая сторона не имела решающего перевеса. Многие рыцари, отчаявшись в успехе, весной 1219 года покинули войско и вернулись в Европу. Но другие упорно продолжали осаду. Окруженный со всех сторон город переживал голод. Египетский султан аль-Адиль находился тогда в Дамаске. Получив с некоторым опозданием известие о захвате дамьеттской башни крестоносцами, он умер от горя.

Бразды правления принял его старший сын аль-Камиль. Чтобы спасти Дамьетту, новый султан предложил крестоносцам снять осаду города, пообещав взамен передать им Иерусалимское королевство и заключить мир на 30 лет. Однако эти предложения были отвергнуты. В ночь на 5 ноября 1219 года крестоносцы приступом взяли Дамьетту и разграбили ее. Население города за время осады сократилось почти втрое: из 8 тысяч жителей в живых остались 3 тысячи. Папа Гонорий III поздравил ратников с победой.

Однако, как вскоре выяснилось, радость была преждевременной.

Между победителями вспыхнули раздоры, что заметно ослабило их силы. Тем не менее они решили продолжить завоевание Египта и в середине 1221 года осадили Мансуру - город, лежащий к югу от Дамьетты. Но как раз в это время начался бурный разлив Нила. Лагерь крестоносцев затопило. Защитники города, заранее приготовившиеся встретить водную стихию, отрезали врагам путь к отступлению. "Лица мусульманской национальности" со всех сторон теснили рыцарей, и те запросили мира. Его было решено заключить сроком на 8 лет, о чем и был подписан соответствующий документ 30 августа 1221 года. Как и было условлено, крестоносцы покинули Дамьетту.

А теперь перемахнем сразу в XIX век. В 1834-1835 годы в этих краях побывал русский государственный муж Авраам Сергеевич Норов (1795-1869). Участник Отечественной войны 1812 года, министр народного просвещения, он дважды совершил паломничество на Ближний Восток. В своей книге "Путешествие по Египту и Нубии" он пишет: "Египет имеет на Средиземном море только два порта: Александрию и Дамьятта, и с того времени, как Мегмет Али (наместник Египта с 1805 по 1848 год) нашел для себя выгоднейшим сосредоточить все дела в Александрии, Дамьетта утратил, сравнительно, свою портовую важность".

В Дамьетту А.С. Норов следовал по Нилу на парусном судне. На его пути лежал город, который, как и Дамьетта, занимает видное место в истории крестовых походов. "Вскоре появились высокие минареты Мансуры, столь знаменитой поражением армии французского короля Людовика, прозванного Святым, - и пленом этого христолюбивого монарха, - пишет автор. - С северной стороны Мансуры проходит канал Ашмун. Тут был полонен доблестный Людовик..."

Продвижение по Нилу было неспешным и продолжалось в ту пору не один день. А наш путь на автобусе от Порт-Саида до Думьята занимает всего час.

Да, Дамьетте в средние века досталось изрядно. Очередному нападению она подверглась во время крестового похода под седьмым порядковым номером. Начат он был под предводительством французского короля Людовика IX, того самого, о котором упоминает Норов. В начале июня 1249 года крестоносцы высадились в устье Нила и с ходу заняли Дамьетту, где взяли богатую добычу. Воодушевленные успехом, они осадили крепость Мансуру и в начале февраля 1250 года овладели ею.

Тем временем арабы собрали значительное войско во главе с султаном Муаззамом Туран-шахом. Им удалось потопить флот крестоносцев, стоявший у Мансуры, и отрезать рыцарей от Дамьетты, служившей им базой снабжения. Христовы воины в панике бежали из Мансуры, где им угрожала голодная смерть. Тысячи рыцарей попали в плен. К восторгу мусульман, в числе захваченных оказался и сам Людовик IX. Отпущен он был в мае 1250 года за огромный выкуп. При этом было поставлено условие, что крестоносцы уйдут из Дамьетты.

Однако униженный пленением Людовик решил продолжить крестовый поход и остался в Палестине еще на четыре года. Во Францию был отправлен гонец с повелением двинуться на подмогу королю против "неверных". Однако французская знать, считавшая, что урока, полученного в Египте, более чем достаточно, игнорировала призывы своего монарха. Тщетно прождав в Палестине добровольцев, Людовик IX в апреле 1254 года покинул Ближний Восток и возвратился на родину...

Попав в современный Думьят, я попытался представить себе, как он выглядел в эпоху крестовых походов. Город был защищен тройным поясом стен и мощной башней, высившейся на островке посреди Нила. С Дамьеттой ее соединял мост. Кроме того, через реку были протянуты толстые железные цепи, преграждавшие доступ к городу со стороны Нила. К сожалению, до наших дней эти старинные сооружения не дожили. Но разочаровываться рано: город вознаградит гостей обилием красочных зрелищ.

Вечером в Думьяте царило праздничное оживление. Я попал туда в канун Рамадана - мусульманского поста - и наглядно ощутил сокровенный смысл слов: "Последний, нонешний денечек..." Завтра в городе будет тишина. Пока же набережная запружена толпами гуляющих. Среди них снуют продавцы сладостей, орехов. Слышны звуки барабанов. Особым спросом пользуется бумажный шутовской колпак с "тещиным языком" наверху. "Околпаченные" подростки счастливы: они дуют в гибкую трубочку, пропущенную через этот экзотический головной убор, и над головой у них распрямляется длинная забавная "колбаса". Товар идет нарасхват: на Востоке любят, чтобы игрушка была яркой, чтобы все прыгало, крутилось, пищало.

Празднование заканчивается поздно ночью. Утром выхожу из гостиницы в надежде что-нибудь перекусить. По православному календарю только что закончился Рождественский пост, а тут сразу начался мусульманский. Пожалуй, это уже перебор... Однако и местный люд, и иностранцы вправе поступать в соответствии со своими привычками. Помимо мусульман в Египте проживают несколько миллионов коптов-христиан. Так что нужно искать коптскую харчевню, где меня "поймут правильно".

У дверей одного из трактиров в ожидании гостей сидит владелец. На запястье его правой руки татуировка - небольшой крестик. Так копты отмечают свою принадлежность к христианству. Это знал и Норов, у которого про коптов сказано: "Я заметил знамение креста, выжженное на их руках". Захожу в заведение. В передней пусто, зато в глубине, за ширмами и занавесками, чинно завтракает коптское семейство. Сажусь в закуток и получаю свою порцию риса. Такие здесь "правила игры": нельзя искушать постящихся мусульман. До вечера им не разрешается не только есть, но и пить. Днем, во время жары, на еду не тянет, а вот насчет питья...

Особым спросом в Египте пользуется сок из сахарного тростника. Он хорошо растет вдоль берегов Нила и очень дешев. Стебли пропускают через пресс между двумя цилиндрами-барабанами, и сок стекает по желобу в жбан со льдом. Захожу в "соковыжималку". Разгар жары, солнце в зените. Но заведение не пустует. То и дело сюда заходят жаждущие. Бодрящую жидкость им наливают в большие полиэтиленовые пакеты, и они уносят колыхающиеся емкости домой. Продавец наполняет стакан и приглашает меня в сторонку, за ширмочку.

Дело идет к вечеру, и мусульмане готовятся к "разговлению". Столики вынесены на улицу, так что транспорту не проехать. Впрочем, машин и нет - водители тоже проголодались. "Первая смена" откушала, и за столики садится очередная партия едоков. Сажусь со "второй сменой" и получаю четверть жареного цыпленка с рисом. Соседи быстро управляются с едой вручную, а мне, видите ли, требуются вилка и нож. Их поиски отнимают время, начинаю есть с опозданием. Вокруг все уже закончили трапезу, и обслуга быстро убирает столы с проезжей части. Приходится дожевывать цыпленка в одиночестве. Но кусок не лезет в горло: сижу посреди улицы за столиком один, а с обеих сторон снова поток машин...

На следующий день продолжаю знакомство с городом. А.С. Норов отмечал, что "прекрасные дома и мечети Дамьетты ежедневно разрушаются, но и в своем упадке напоминают прежний блеск города". При этом он добавлял: "...одна из мечетей украшена прекрасными колоннами, которые перешли сюда из развалин Тенезуса и Туна, поглощенных морем". Нынче Думьят медленно возрождается, о чем свидетельствуют новые здания.

Прохожу мимо строящейся мечети. Рабочие заняты делом и лишь искоса посматривают на иностранца, редкого в этих краях. Зато для мальчишек появилось неожиданное развлечение. Словно голодные комары, они набрасываются на странника хищной стаей. "Е нэйм? Вич кантри?" - слышится со всех сторон. Им глубоко наплевать, как зовут незваного пришельца и из какой он страны. Главное - показать зачатки знаний английского языка, полученные в школе.

А взрослые в отношении к иностранцу - сама доброжелательность. Отложив дела, гостя доведут до места, передадут из рук в руки, в общем, пропасть не дадут. Он для них как ребенок: по-арабски не говорит, алфавита не знает, даже в цифрах путается. Ведь привычные для нас "арабские" цифры здесь пишутся иначе. А те заученные слова, которые странник произносит на "правильном" арабском, никто не понимает - здесь в ходу местный диалект.

Извозчики с гостем тоже любезны и даже ласковы. Один из них предлагает прокатиться по окрестностям города. Цена умеренная, как тут откажешься? И вот мы выезжаем на дорогу, проходящую вдоль зеленых полей. А на горизонте видны паруса рыбацких фелюг - ведь Думьят стоит на одном из рукавов дельты Нила. Хани - так зовут моего "водителя кобылы" - мусульманин и соблюдает пост. Но он заканчивает (дело идет к вечеру) и приглашает меня на ужин в "умму" - местную общину. Мы возвращаемся в город - наша лошадь по кличке Банго уже притомилась. Но Хани напоследок устраивает скачки. Мы пытаемся обогнать мальчишку, сидящего на ишаке, а эта парочка с истинно ослиным упрямством не желает сдаваться. Сверх условленной суммы Хани просит еще один фунт. Это не бакшиш, а на корм для Банго, который сегодня хорошо потрудился. Ну как тут откажешь!

Потом отправляемся ужинать, а точнее, завтракать. Рассаживаемся на коврики неподалеку от торгового квартала. Перед каждым стоит плошка с нехитрым угощением: рис, ломтики картофеля, зелень. Хани объясняет, что все это - бесплатно. Расходы берут на себя три владельца близлежащих магазинов. Они выказывают уважение общине, а члены "уммы" - торговцам. Так что все здесь уважаемые люди. Но к еде никто пока не притрагивается, все смотрят на экран цветного телевизора, стоящего тут же, прямо на тротуаре. Вот пошла заставка: вид минаретов Мекки сменяется "ближним планом" - изображением Каабы; начинается чтение Корана. Руки едоков тянутся к плошкам: время пошло.

Чай мы пьем уже в другом месте - Хани ведет меня к своему знакомому трактирщику. Здесь же сидят любители кальяна. Перед каждым стоит шиша - сложное приспособление, и курильщики, затягиваясь, "пускают пузыри", прогоняя дым через сосуд с водой.

За короткое время пребывания в Думьяте не было возможности заняться неспешной работой в местном архиве, погрузиться в чтение фолиантов, выискивая следы пребывания крестоносцев у стен этого города. Впрочем, все что можно здесь наверняка обшарили западные историки. И все же один "след" выявить удалось.

Сажусь в автобус, уходящий из Думьята в Порт-Саид. Мое место - позади водительского. За пять минут до отправления кабину занимает молодой шофер. Жара еще не спала, и на нем легкая майка, из тех, что тоннами отправляют с Запада "третьему миру" и на базарах продают на килограммы. На спине по-английски крупная надпись: "Крусэйдер" ("Крестоносец").

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта