Депутат Калевалы
В классовых битвах
Тойво Антикайнен родился 8 июня 1898 года в Сернесе, рабочем квартале Хельсинки, в семье обойщика. В девять лет мальчик начал продавать газеты, школьником вступил в кружок юных социалистов, в шестнадцать стал членом Социалистического союза рабочей молодежи, а еще через год оказался в рядах социал-демократической партии Финляндии. (Пока в Европе грохотала Первая мировая, в Суоми все шире разворачивалась борьба за независимость: буржуазия связывала свои надежды с Германией, а социал-демократы мечтали о построении пролетарского государства.)
После Февральской революции Антикайнен фактически возглавил деятельность по восстановлению детской социалистической организации, численность которой неумолимо росла. Впереди его ждали пропагандистская работа в Турку и встреча на съезде социал-демократов с будущим "отцом народов". Возможно, именно тогда Иосиф Сталин обратил внимание на энергичного молодого человека, ратовавшего за силовые действия против капиталистов.
После провозглашения в Финляндии советской власти и создания Совета рабочих уполномоченных Антикайнен отправился в Хельсинки и был избран секретарем столичной рабочей организации, фактически управлявшей городом.
Ратные подвиги
Летом 1918 года Антикайнену с соратниками удалось бежать в Россию, где ленинское правительство предложило им на выбор несколько мест для поселения.
Тойво как представитель финских эмигрантов отправился сначала в город Буй Вологодской губернии, а затем в Семипалатинск. Однако наступление белых остановило его в Перми, и он был вынужден устроиться рабочим в железнодорожное депо.
Оседлая трудовая жизнь длилась всего нескольких недель. Уже в июле пылкий партиец вступил в Красную армию и с одним из добровольческих отрядов оказался в Петрограде, где занялся формированием финского стрелкового полка.
Когда подопечные Антикайнена отбыли на Восточный фронт, сам он остался в колыбели революции, чтобы в августе 1918-го принять участие в учредительном съезде финской компартии. Политическая карьера молодого человека шла в гору: на Первом съезде российского комсомола он представлял всю коммунистическую молодежь Суоми.
Окончив весной 1919 года командные курсы, Тойво принял под свое начало пулеметную команду, входившую в состав 1-го стрелкового полка красных финнов. На ее счету были ликвидация Олонецкой Республики, Видлицкая операция. А после того как инициатива в Восточной Карелии была перехвачена большевиками, пулеметчиков перебросили на Мурманское направление, где они составили ядро только что сформированного 164-го полка.
С отчаянной храбростью Тойво сражался под Ухтой и штурмовал бастионы Кронштадта. Пламенной речью и личным примером увлекал он за собой подчиненных, отдавал необходимые распоряжения, принимал верные решения. Неудивительно, что командование доверило этому 23-летнему бойцу руководство крайне рискованной, даже авантюрной, операцией.
Лыжней Антикайнена
В октябре 1921 года в Восточной Карелии вспыхнуло антисоветское восстание. Противостоящие большевикам силы насчитывали около шести тысяч бойцов, и каждый десятый из них был добровольцем, прибывшим "спасать соплеменников". Мобильные партизанские отряды хорошо ориентирующихся в местных лесах лыжников успешно теснили красные части. И тогда было решено громить мятежников с трех сторон.
Особая роль отводилась лыжному отряду красных финских курсантов, которым предстояло уничтожить неприятельские штабы и склады в тылу белых – от станции Массельской до деревни Кимасозеро – и, самое главное, перерубить коммуникации, связывающие повстанцев с Финляндией. Однако даже для умелых лыжников такой рейд был задачей не из легких.
В отряд набирались только добровольцы, и каждый помимо отменной физической подготовки должен был обладать еще и "политической сознательностью", степень которой определялась лично Антикайненом.
7 января 1922 года отряд из 136 отборных молодых финских красноармейцев прибыл поездом на станцию Массельскую, после чего совершил 70-километровый лыжный марш до деревни Паданы. Бойцы были одеты в полушубки, ватные штаны, валенки, белые маскхалаты и вооружены новенькими автоматами Федорова, гранатами и шестью пулеметами Мэдсен. Продукты питания – консервы, сахар и сало – каждый брал без ограничений (лишь шоколад и спирт выдавались по норме).
После того как отряд вторгся на вражескую территорию, первым делом были захвачены четыре "языка", которые сообщили, что в деревне Пененга находится отряд из 15 человек под командованием поручика Лассу. Стремительным броском курсанты преодолели Массельский кряж и внезапным налетом овладели Пененгой, взяв в плен всю вражескую заставу.
Далее были взяты Реболы, и Антикайнен сумел скрытно выдвинуть свои роты к Кимасозеру, где располагался главный штаб мятежников. На полной скорости съехав на лыжах с горы, курсанты в считанные минуты заполнили улицы Кимасозера. Бой длился менее получаса. Сорок шесть белофиннов попали в плен и девять погибли. Со стороны курсантов не было ни одного убитого. Чтобы лишить неприятеля базы, курсанты сожгли часть строений, после чего двинулись к деревне Барышнаволок, где находилось около 300 повстанцев. Исход штурма также решила внезапность, хотя белым приходились сражаться с немногочисленным и измученным долгим переходом противником.
В местечке Кондоке отряд обнаружил 400 человек повстанцев, которые отступили, так и не приняв боя. Последним эпизодом 1100-километрового рейда стало участие красных курсантов во взятии Ухты – столицы мятежного края.
Впоследствии о подвигах финских лыжников была написана повесть Радия Фиша "Падение Кимасозера" и снят фильм "За нашу Советскую Родину!", где роль Антикайнена сыграл популярный актер 30-х Олег Жаков. Сам Антикайнен удостоился высшей советской награды – ордена Боевого Красного Знамени, а переходы по "лыжне" его имени стали традиционным мероприятием карельских спортсменов. Наш герой не только прочно утвердился в руководстве финской компартии, но и стал в своей страны главным специалистом по военным вопросам. Правда, для реализации своего боевого опыта ему требовалось разжечь в Суоми революцию. Чем товарищ Антикайнен и занялся.
"Приговор я приму с высоко поднятой головой"
В 1920-1930-х годах финские левые силы в значительной степени оправились от разгрома. Едва ли не все коммунистические лидеры время от времени посещали свою родину и из подполья руководили выступлениями пролетариата. Тойво с его ораторскими способностями и героической репутацией добился в этой деятельности поистине выдающихся успехов.
Однако в 1934 году правительство Свинхувуда двумя сильными ударами смогло ликвидировать угрозы и "справа" и "слева". Профашистские группировки так и не оправились после неудачного мятежа в Мянтсяля, что же касается подпольщиков-коммунистов, то за ними развернулась настоящая охота.
Антикайнен был арестован 6 ноября 1934 года в деревне Кирконуме. Власти устроили над ним показательный процесс, инкриминируя ему четыре обвинения: 1). Сожжение в Кимасозере финского добровольца Анти Марьониеми; 2). Экспроприации, проведенные в 1918 году в Выборге: 3). Членство в запрещенной компартии: 4). Убийство в 1918 году на станции Рийхимики крестьянина Исотало.
Во время процесса Антикайнен достаточно логично аргументировал свою непричастность к убийствам и одновременно выступал с пламенными речами в защиту собственных взглядов. О степени "объективности" суда свидетельствует тот факт, что из 69 свидетелей обвинения были допрошены все, а из 20 свидетелей защиты – лишь трое. И все же убедительных доказательств того, что Исотало был убит лично Антикайненом или по его приказу, так и не обнаружилось. Относительно эпизода с Марьониеми Антикайнен разъяснил, что финский доброволец спрятался на чердаке дома, который курсанты подожгли вместе с другими зданиями во время отхода.
Реквизиции в Выборге защите пришлось списывать на форс-мажор Гражданской войны. Что же касается принадлежности к КПФ, то в своей заключительной речи Антикайнен заявил: "Можно уничтожить меня, но нельзя уничтожить дело революции, которому принадлежит моя жизнь. Коммунизм победит! Интересы революции для меня –высший закон!"
Поскольку политическая составляющая процесса была слишком очевидной, в защиту Антикайнена началась целая кампания. Демонстрации в его поддержку прошли в Париже, Нью-Йорке, Стокгольме, Копенгагене. Тем не менее Тойво приговорили к пожизненной каторге.
Своевременная смерть
На свободу Антикайнен вышел в мае 1940 года, после конфиденциального обращения советского правительства к финскому. В СССР он сразу же занял "забронированное" за ним место депутата от Калевальского района (Карело-Финской ССР) в Верховном Совете.
В начале Отечественной войны в качестве представителя Коминтерна Антикайнен приступил к организации партизанско-диверсионных отрядов и пропагандистской борьбе против неприятеля. Успехи и в той и в другой сфере оказались достаточно впечатляющими. Специальные группы начали операции в тылу финнов, а на пропагандистском фронте произошел эпизод, который в обстановке осени 1941 года выглядел поистине удивительным: 18 сентября на сторону Красной армии перешли сразу 70 финских военнослужащих.
Срочно прибывший в Беломорск Антикайнен лично занялся "фильтрацией" перебежчиков, после чего отправился в Архангельск… 4 октября 1941 года самолет, на котором он летел, разбился. Причины авиакатастрофы так и остались неизвестными.
Рассуждая об участи Антикайнена, советские историки обычно упоминали "смерть на взлете". Но такой ли несвоевременной она была? Люди с такой отвагой и энергией были полезны во время войны, но как бы этот человек-легенда вписался в новую систему советско-финских отношений, сложившуюся всего через три-четыре года?
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах