← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Рацио и эмоцио финского ренессанса

В Финляндии период архитектуры с 1895 по 1915 год традиционно обозначают термином jugend/"югенд". Немецкое название стиля "модерн" финны выбрали не случайно – в это время спроектировано и построено немало зданий в бельгийско-немецком духе. Однако граждане Суоми не преминули выделить свою, оригинальную мелодию в замысловатой симфонии "югенда", и назвали ее национальным романтизмом…

Сглаженные углы; плавные переходы от стен к потолку; непрерывность волнистых линий, очерчивающих переплеты окон, порталы, стулья, светильники; фриз с ветвями и лианами; обои с цветочным орнаментом... Нижняя панель остекленного шкафа расписана в манере, характерной для прерафаэлитов. Сочетание различных фактур и материалов, наличие самых разнообразных видов инкрустаций из стекла, керамики и металла… Все в лад, все в унисон. Функциональность предметов, связь с природными формами, одухотворенность, органичность выстроенного пространства... Гостиная, в которую мы попали, – типичный пример европейского интерьера конца XIX – начала XX века – времени, более всего известного как "модерн". (Хотя, надо признать, у столь яркого, стремительно распространившегося по городам и весям Старого Света явления было немало и других наименований: "сецессион", "ар нуво", "югендстиль".) Новый век, новые формы, новые технологии и материалы… Чем интенсивнее процессы урбанизации, тем сильнее протест человеческого естества, в особенности естества художника, истосковавшегося по красоте природного мира. "Модерн" стал для творцов одним из видов романтического протеста против всего рутинного. Архаический культ камня, растений, животных, ностальгическая любовь к природе – все это воплощается в архитектуре. На смену механической комбинации деталей в зодчество снова приходит цельный образ. Архитекторы отказываются от привычной ордерной формы. Создаваемые ими странные, сказочные здания удивляют необычайными идеями и силуэтами. Новый стиль призван обновить все художественное оформление буржуазного быта.

В Финляндии период архитектуры с 1895 по 1915 год традиционно обозначают термином jugend/"югенд". Немецкое название стиля "модерн" финны выбрали не случайно – в это время спроектировано и построено немало зданий в бельгийско-немецком духе. Однако граждане Суоми не преминули выделить свою, оригинальную мелодию в замысловатой симфонии "югенда", и назвали ее национальным романтизмом…

Постройки этого направления формировали (и формируют до сих пор) исключительно комфортную среду обитания. Ведущие национальные романтики от архитектуры – зодчие Элиель Сааринен, Ларс Сонк, Армас Линдгрен, Герман Гезеллиус, Карл Гран, Кнут Васашерна и другие – открыли выразительность неровной, шершавой поверхности, облицованной гранитом или горшечным камнем, разнообразие и пластическое богатство разнофактурных сочетаний естественных и искусственных, традиционных и новых материалов. Было создано архитектурное бюро "Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен", спроектировано множество зданий, ставших национальной гордостью Финляндии. Хельсинки в начале XX века украсили Национальный музей, Национальный театр, Скандинавский банк, Дом врачей, железнодорожный вокзал. Мощная кладка и грубо отесанные блоки вызывают ассоциации с северными скалами, воскрешают в памяти древние кельтские предания о "злых камнях", привнося в обыденную городскую среду ностальгическую ноту. Здание телефонной станции и кафедральный собор в Тампере, созданные Ларсом Сонком, считаются шедеврами направления "югенд".

Национальный музей Финляндии (Хельсинки, Мусеокату, 1 – Маннерхейминтие, 34).

В конкурсе на создание здания музея первую премию получил проект бюро "Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен". Проект под названием "Карл XII" соединил в себе черты финских средневековых церквей, замковой европейской архитектуры и шведского барокко. Эффект соединения стилей разных эпох вполне подходит и к размерам, и к назначению этого огромного здания, служащего для размещения экспозиций по археологии, истории и этнографии Финляндии. Строительство музея велось с 1905 по1910 год, а открыли его лишь после создания экспозиций – в 1916-м.

Собор Св. Иоанна (Тампере).

В конкурсе на строительство новой Евангелической церкви в городе Тампере участвовали 23 архитектора. Первым был Ларс Сонк с проектом "Этернитас" (aeternitas (лат.) – вечность). Победу гарантировали представленная живописность силуэта и продуманность плана: скамьи для прихожан располагались так, чтобы с любого места можно было видеть и слышать священника; две массивные колонны не заслоняли алтарь – от них лучами шли диагональные проходы. Строительство началось в апреле 1902 года. Гранит везли из Мессякюля и Куру на баржах, а самые большие глыбы весом 10–15 тонн – на лошадях из Пинсиё. Стены возводились из грубоколотого гранита, порталы, ступени и цоколь – из пиленого; отполированы были только некоторые детали алтаря, в частности перила. Для кровли заказывалась специальная плитка.

Изнутри церковь украшена фресками и картинами художника Хуго Симберга на тему Апокалипсиса. Автор алтарной фрески "Воскресение" и витража в алтарном окне – живописец Магнус Энкель.

Строительство, продолжавшееся немногим более пяти лет, было завершено весной 1907 года. В 1924-м церковь Св. Иоанна стала собором.

"Дом врачей" (Хельсинки, Фабианинкату, 17 – Похьонен Макасииникату, 6).

Поначалу здание возводилось как жилищный кооператив для врачей – отсюда и название. "Необычный", "причудливый" – каких только эпитетов не употребляли современники Сааринена, Линдгрена и Гезеллиуса – архитекторов, спроектировавших и построивших этот дом в 1900–1901 годах. Башня – "странная", окна – "своеобразные", "удивительно-обширные" плоскости гладких стен... В верхней части углового эркера, если приглядеться, явно видится лицо – с окошечками-глазами, нависшими над ними "бровями" и носом-пилоном посередине, ниже – раскрытый рот полуциркульного окна. Дом и сейчас будоражит воображение… То, что это строение для своего времени – шаг вперед, подтверждает изучение плана. Архитекторы стремятся отказаться от типичной для доходного дома коридорной системы. Путем сдвига продольных несущих стен, замены части дверей на открытые проемы достигается относительная свобода планировки и текучесть внутреннего пространства. Много внимания уделено комфорту.

Бертель Юнг – коллега и современник авторов проекта – писал, что они исключили из своей терминологии понятие "квартира" и вместо него использовали слово "дом", а словосочетание "создание фасадов" заменили выражением "рождение уютной атмосферы".

Железнодорожный вокзал Хельсинки.

Короткое путешествие в мир финской архитектуры мне бы хотелось завершить у стен детища Элиеля Сааринена – хельсинкского вокзала – здания, в котором переплетены черты уходящего и грядущего стилей. Гибридом романтизма с рационализмом называют построенный в 1914 году вокзал некоторые историки архитектуры. Именно здесь прошла в начале XX века незримая граница между романтическим и рациональным в финской архитектуре, и строение стало в некотором смысле символом уходящего национального романтизма. Проявление этого стиля в петербургской архитектуре знаменитый Сергей Дягилев называл Северным возрождением.

В 20-е годы прошлого века в Финляндии вновь стали преобладать идеалы классицизма и более рациональное стилевое мышление (монументальным воплощением этого архитектурного стиля является здание парламента, спроектированное И.С.Сиреном), а с конца 20-х начал бурно развиваться функционализм. Всемирно известным представителем этого течения считается Алвар Аалто, открывший новую страницу в истории финского зодчества.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта