Транспорт в Финляндии: личный опыт
Основные линии - это треугольник: граница России - Вайниккала - Хельсинки - Турку - Тампере. Самый интенсивный междугородний трафик между Хельсинки и Тампере. Эта линия - электрифицированная двухпутка на всем протяжении, там несколько пассажирских поездов в час, за исключением ночного перерыва на 3-4 часа. Турку - Хельсинки в среднем один поезд в час. Турку - Тампере примерно один поезд каждые два часа. Поезда есть нескольких видов, это скоростные "Пендолино", Интерсити, Экспрессы, ну и местные электрички. Есть ночной поезд "Санта-Клаус-Экспресс" из Хельсинки в Кемиярви в Лапландии с современными спальными двухэтажными вагонами. Пожвижной состав разных лет выпуска но поезда чистые, ездить приятно. Скорости достаточно высокие, Турку-Тампере, обычный не Интерсисти поезд держал в среднем 120-140 кмч, Тампере - Хелсинки обычная электричка шла часто 160 кмч, "Пендолино" тоже 160 кмч, на некоторых участках до 220 кмч.
Цены. Они достаточно высокие, в среднем на уровне других стран Западной Европы. Например, Тампере - Хельсинки, расстояние примерно 180 километров. Цены на билеты такие: Пендолино -36,5 евро, время в пути 1 час 30 минут, Интерсити - 31 евро 1 час 45 минут, местный поезд 24 евро и в пути 2 часа. Как видно, разница во времени не принципиальная, чтобы платить в 1,5 раза дороже. Я поехал на местном поезде. Если брать билет за неделю и раньше, то обойдется примерно на 10% дешевле. Бывают еще какие-то спецпредложения. Цены и расписание можно посмотреть на неплохом сайте: www.vr.fi. Есть английская и русская версии.
Очень хороший общественный транспорт в Хельсинки и некоторых крупных городах, напр. Эспоо. Однако если Вы планируете свое путешествие по регионам Финляндии, в частности по Югу - Западной Уусима, то наилучшим вариантом будет путешествие на автомобиле. Достопримечательности разбросаны по региону и часто в городе есть что посмотреть только на 1-2 часа и выпить чашку кофе. А потом надо переезжать в другой город и вот здесь с общественным транспортом могут быть проблемы. На второстепенных дорогах - 3-5 автобусов в сутки - это норма. Или 5-7 поездов по единственной приморской ветке на юге страны. Может получиться, что попав в одно место на автобусе, дальше продолжить поездку получится только на следующий день или нужно будет взять такси.
Есть еще одна неприятность - даже в маленьком городе, например Лохья, есть много остановок автобусов - примерно 10-15. Однако определить на карте заранее, где какая остановка - практически невозможно. Сайт автоперевозчика (www.matkahuolto.fi) тоже выдает остановки списком. Поэтому, если Вы планируете поездку на общественном транспорте, то сразу проверяйте, где находится отель, как к нему доехать и какая рядом остановка. Т.к. большинство местных жителей передвигаются на личных авто, то часто даже на стойке информации отеля узнать информацию об автобусах крайне сложно. Они просто этого не знают. Скорее всего Вам предложат взять такси.
Такси.
В малых городах стоянки такси на ж/д вокзале или автостанциях. Обычно там стоит 1-2 машины. Если такси нет, то рядом со знаком такси всегда есть номер телефона - нужно звонить. Поймать такси просто на улице - шанс близкий к нулю.
Однако радует, что оплата фиксированная, по счетчику. 5,70€ - посадка и сюда входит метров 500 поездки и далее 1,5€ за км. Ночью применяется повышенный тариф. Если сели 4 человека (вместо 1-2х), то добавляется разовый платеж - примерно 6€.
Оплата возможна по карточке. Дают детальный чек - за что заплатили и за сколько километров.
Если Вы хотите уехать из отеля утром в конкретное время, то такси надо заказывать еще вечером. Пунктуальность гарантируется.
Класс "А" нам не достался, пришлось взять класс "В". Тоже самое,что и "А", только без окна. Каюты чистые и есть всё необходимое, кроме фена, берите его с собой. Пастельное бельё из IKEA. Впрочем там мы только ночевали, т.к. втавали очень рано, для выхода в город.
Мы сразу взяли на все дни завтраки и ужины, о чём не пожалели. Кормили очень хорошо и вкусно, выбор блюд очень разнообразен. Люди, которые не стали брать в турагенствах эту услугу, либо платили каждый раз, когда приходили в этот ресторанчик, либо ели в барах и кафешках, которых на борту очень много, и денег на это потратили даже больше чем мы.
На лайнере имеется - магазин дьюти-фри, сауна, бассейн, рестораны, кафе, бар, дискотека, детская комната, кинотеатр. Короче, скучно никому не будет. Только надо отметить - цены в этих заведениях процентов на 20-30% выше, чем мы привыкли видеть в городе. Персонал очень отзывчивый и вежливый, помогут и поскажут если нужно. На борту све цены в евро.
Хельсинки
По городу мы гуляли сами, без гида.
Город не большой. Лайнер останавился прямо в центре города. Здесь имеются торговые центры, рядом рынок с сувенирами и кафешки, везде можно расчитаться по карте, а не только наличными евро.
Мы прогулялись по пристани, посетили Успенский собор, благо это рядом и можно пешком пройтись.
Пользовался услугами этого парома туда и обратно, в августе сего года.
- Животрепещущий для многих вопрос алкоголя. При входе вас вопрошают, есть ли у вас спиртное. Если вы отвечаете "нет" - ваш багаж ощупывают и пропускают. Если вы отвечаете "да", либо алкоголь обнаруживается при пальпации вашего багажа - его (спиртное) просят извлечь, упаковывают в пакет с биркой и оставляют тут же, при входе. При выходе возвращают.
- Дьютик работает практически сразу после отхода парома (т.е. с 19-ти с небольшим). Ассортимент спиртного там меня не порадовал (я, правда, не любитель оного), была пара наименований приличного шампанского, ликёр "Старый Таллин"... Приличных коньяков (т.е. армянских большой выдержки) не было.
- Яства. Есть ресторан "шведский стол", стоит 30 евро с носа. На мой взгляд, лучше сэкономить и поесть в кафе внизу. На "шведском столе" ничего необычного нет, вина есть столовые (белое и красное, ничего особенного), наливаются бесконтрольно из графинов, в которые доливаются персоналом из 20-ти литровых бутылок. В этот ресторан туристов пускают порциями, отводя каждой порции на еду по часу времени. Вообще народу туда ломится много, как на ужин, так и на завтрак.
- В казино интеллектуальных игр нет. Есть "Блек Джек", есть покер (сдаётся 5 карт, а потом вы можете часть их поменять, по анте за каждую сменяемую карту), рулетка, автоматы и т.п. Я там играть не стал.
- Каюты. В 4-местных каютах без окна очень тесный санузел. Лично мне (я вполне средней комплекции и роста) принять душ из-за его размеров было сложно. В остальном каюта напоминает купе поезда, с той лишь разницей, что есть санузел и небольшая прихожая (пространство перед ним).
- Внизу есть сауны и бассейн, но я туда не ходил. Также не ходил в кино и прочие места: дело было летом, много времени провёл на палубе, вооружившись биноклем.
Есть ресторан a-la carte, он дорогой, одно блюдо запросто может стоить 30-50 евро, я туда не ходил.
Есть кафе внизу, там можно взять солянку за 4 евро, какое-нить горячее блюдо вроде блинчиков, куска пиццы, каши и т.п., можно взять кофе, чай, кусок пирога... В общем, на 15 евро там можно наесться от пуза. Для ужина и завтрака рекомендовал бы именно это кафе. Отдельно есть бар.
Везде (в кафе и дьютике) принимаются банковские карточки MasterCard, Visa, AmEx (по American Express есть даже какие-то скидки) и DCI.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах