← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Станция Агюль-дю-Миди - дорога в рай

В зависимости от того, какое время года стоит на дворе, на легендарную станцию Агюль-дю-Миди - одну из самых высокогорных канатных дорог в мире, ежедневно поднимается от двух до пяти тысяч зевак, альпинистов, лыжников, сноубордистов, парапланеристов и прочих сумасшедших. Для одних отсюда открывается дорога в рай (читай, знаменитый внетрассовый спуск по "Белой Долине", восхождение на высочайшую вершину Европы Монблан или несколько фантастических минут парения над долиной Шамони). Для других - только необыкновенная панорама Альп, на которую не жалко и тысячи кадров. А кого-то в этом заоблачном горном "храме" на высоте 3842 метра над уровнем моря после 10 минут переходов с уровня на уровень, от одной смотровой к другой начинает с непривычки пошатывать и подташнивать, и они просятся обратно вниз.

Равнодушным это место не оставляет никого. Я сам - жертва его невероятной энергетики и силы притяжения. И для меня это определенно дорога в рай. Но что есть Агюль-дю-Миди для тех, кто поднимается туда каждый день на работу, и каково это - отработать 10-часовую смену и переночевать дежурство на 3842 метрах?! Вопрос этот недавно разрешился. Дирекция канатных дорог Шамони в виде исключения решила, что один журналист ночью на станции (я зачем-то просился именно в ночь) много бед не натворит. На всякий случай, впрочем, меня пристроили в ночную смену к самому надежному сотруднику - директору профсоюза Compagnie du Mont-Blanc Жюлю Дюкро.


Вечером накануне с Жюлем и его отцом Дени обмывали свежекупленный "Фольксваген Поло". Сделка по российским меркам была невероятно успешной: Жюль втюхал за 1000 евро автосалону свой старенький "Рено", который еле доехал до магазина, добавил из своих и уехал домой на новеньком автомобиле. За его здоровье мы уговорили бутылку рома, коробку помидоров, здоровенную колбасу и два багета. А потом эти двое начали меня припугивать и подначивать, как это принято в пионерских лагерях со старшими.

Дени объясняет, что хорошо бы начать с ненастной ночи, когда ливень и молнии. Когда Жюлю и напарнику (ночуют на станции все время по двое) приходится заземлять антенны и прочее оборудование, а потом бегать и замерять не "сечет" ли где. Жюль, тем временем, вслух размышляет, как бы нам не застрять из-за погоды. "Сколько у тебя дней в Шамони? - Три. - А, ну к воскресенью-то может спустимся. - Что значит "может"? - Ну, а как трос обледенеет и замерзнет - считай, застряли. Сматывать и лед сбивать молотком нужно, а его там 2,8 километров, представляешь, сколько это?"

"Да-да, - поддакивает Дени. - Это самое паршивое, когда дождь тяжелый. Трос по всему диаметру обмерзает на кулак и провисает почти до ледника, а уж оттуда его выковыривать...". Про то, что на дворе март и дождя не будет, мне в голову уже не приходило. А он продолжает. "А у тебя голова на высоте как? Спать точно будет тяжело. Дам тебе таблетку - сегодня одну выпьешь, утром завтра, в два и там уже. Понял?"


Назавтра в 16.00 поднимаюсь на 3842 вместе с последними безумцами с лыжами. В 16.30 вниз идет последний вагончик с канатчиками, мусором, работниками кафетерия и сувенирной лавки на Агюль-дю-Миди. И все. Тишина. Только ветер свищет, деться от которого на открытых местах некуда. Вымерезаешь за минуты, пальцы без перчаток немеют за секунды. Если температура -20-25°С, как тут бывает в декабре-феврале, а ветер около 60 м/с на Агюль-дю-Миди будто все -50°С. Поэтому желающих заменить товарища на ночном дежурстве на Агюль-дю-Миди зимой обычно не бывает. Из-за ветра здесь тоже можно застрять: в 1999 году 6 дней из-за него не могли включить канатку. Так и жили неделю наверху двое счастливчиков.

Сама станция напоминает огромную крепость и, по сути, есть целый город проводов, коммуникаций и резервуаров. Повсюду комнаты и двери, лестницы, чердаки и подвалы, совсем не очевидные даже для бывающих тут регулярно туристов. Главное - проверить температуру примерно 20 тысяч литров воды в огромных пожарных жбанах (всего на станции около 43 тысяч литров в различных резервуарах). Самое страшное, что может произойти на Агюль-дю-Миди - это возгорание чего угодно и одновременно замерзание запасов воды для тушения. Поэтому температура воды всегда должна быть не ниже 14°С. Например, 10°С - уже катастрофа так как зимой до состояния льда с этого момента она замерзает в течении пары часов.

После пожарных емкостей очередь питьевой и технической воды, которой в трех специальных резервуарах около 4 тысяч литров. Если остается меньше 3 тыяч, утром заказывают еще тысячу, которую поднимают сюда из Шамони сменщики. Вообще все данные по станции, кабинам подъемника и троссам, тянущим их с промежуточной станции до Агюль-дю-Миди после осмотра записываются на "командном пункте" работников канатки и утром передаются коллегам вниз, чтобы те оценили перед запуском подъемника его состоянии и потребности станции наверху для нормального функционирования.

Со своими обязанностями ночующие на станции справляются быстро, не отвлекаясь на перекуры и болтовню, чтобы скорее окопаться в теплой подсобке, поужинать и не пропустить закат - световой день на Агюль-дю-Миди длится с 6 утра до 9 вечера, а то и дольше (к примеру, Шамони в 6 вечера зимой уже тонет в сумерках).

Жюль ходит по всем агрегатным и проверяет температуру движков и основных электрических приборов - теплые или остывают. Должны быть теплые. Время полшестого. Проверяем все окна и двери по всей станции, когда Эрик по рации сообщает, что кто-то застрял не то на выходе в "Белую долину", не то на пути в "Космик" (альпинистский приют, откуда стартуют восхождения на Монблан), и поднимается обратно на станцию.

Идем к единственному пешеходному выходу со станции - "пролому" в стенке одного из тоннелей, через который по гребню народ спускается первые несколько сот метров пешком до седловины, с которой стартует на лыжах в направлении "Белой Долины" или же идет пешком дальше по своему маршруту. Заползает немец с рюкзаком и лыжами, обветрившимися губами и сумасшедшими мутными глазами. "А это, ты что, здесь ночуешь? - спрашивает меня. - Ну да. - А где - в "подсобке"? - Не знаю еще. - А, ну ладно". И идет мимо. "Он тут третий день лазает, - говорит Жюль, - и сегодня поутру собирался сделать что-то великое, но, видимо, не срослось". Через час, в семь, этот Геракл уже спал в соседней с моей комнате. Правилами это не предусмотрено, но его и выставить-то некуда.


Рядом на кухне Эрик с Жюлем, закончившие осмотр и проверку вверенной им недвижимости, задраившие все и вся на станции, готовят ужин и болтают. Вареная картошка, жареное мясо, салат... Только сели есть, Жюль смотрит на часы, кричит "Бросай тарелку! Закат! Пропустим!" и бежит вон. Я как выскочил наружу, так про еду и забыл. Жюль говорил, что каждый раз провожает закат и встречает рассвет, некоторые из которых бывают фантастическими, но то ж слова! Солнце пряталось в сизую стену гор где-то далеко-далеко, слева розовым пузырем вздымался Монблан, ледник под ним растрескался красным, а еще ниже будто обветренными угольками горел маленечко в черноте крошечный Шамони... Видя, как придавила меня эта фантасмагория цвета, Жюль решил меня добить, и в 6 утра, после почти бессонной ночи, объявив по громкоговорителю побудку ровно как в пионерлагере, пригласил меня усугубить впечатление встречей рассвета. И, сдав пост коллегам, спускаясь со мной часом позже вниз на первой кабине сказал, глядя на Агюль-дю-Миди: "Теперь понимаешь, это не только для тебя дорога в рай".

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта