Линия Мажино: казематы Esch
На него я наткнулся тоже совершенно случайно. Целью моего дня был подземный форт линии Мажино, куда я и направлялся. Как вдруг прямо возле дороги заметил небольшой военный бункер со стоящим на крыше американским танком. Я остановился и подошел ближе, но была суббота и музей был закрыт, так как он работает лишь по воскресеньям. На следующий день я решил вернуться и познакомиться поближе с этим реликтом Второй мировой войны.
На входе развеваются французский и немецкий флаги, как символ дружбы между нациями. Что ж зайдем внутрь.
После окончания войны фортификационные сооружения линии Мажино принадлежали армии, которая использовала крупные объекты в качестве складов для военной амуниции, а те, что помельче, были заброшены и затем разграблены, постепенно скрывая за густой растительностью свои суровые бетонные корпуса, напоминающие о страшном периоде европейской истории. Такая же судьба постигла и этот бункер. После войны он был заброшен и постепенно пришел в состояние близкое к этому. В конце 1980-го года муниципалитет деревушки Hatten решает соорудить мемориал в память об ужасных событиях Второй мировой войны. В качестве места для сооружения мемориала выбирается каземат Esch, на крышу которого устанавливается в 1985-м году в качестве памятника американский танк.
Так выглядит сегодня музейный комплекс на базе каземата Esch.
А так он выглядел в 1989 году (фото: http://www.lignemaginot.com/)
После сооружения мемориала возникает идея создания музея на основе заброшенного бункера. Начинается кропотливая работа по реконструкции бункера. Большинство объектов линии Мажино были очень типичными, поэтому восстановить бункер до оригинального состояния было не сложно, и постепенно внутренние помещения бункера приобретают свой первозданный вид. Также расширяется экспозиция на прилегающей к бункеру территории.
Я был единственным посетителем за то время, что я провел тут. Лишь на выходе после осмотра всего музейного комплекса я встретил новых посетителей - русскоязычную семью с ребенком. Благодаря отсутствию людей можно было отлично погрузиться в атмосферу этого места и сделать хорошие фотографии.
Рядом с самим казематом выставлено много реликтов оборонной инженерии середины прошлого века, но к их осмотру я вернусь позже.
Вокруг красивая и безлюдная местность сельскохозяйственной провинции.
При более близком приближении к бункеру становится заметно то, как неслабо его потрепало во время боевых действий.
Табличка над входом указывает на год сооружения бункера - 1931-й.
Перед тем, как перейти к осмотру внутренней экспозиции, предлагаю ознакомиться с устройством этого бункера. На официальном сайте бункера (http://www.lignemaginot.com/) была очень подробная схема, на которой все наглядно показано.
Команда обслуживающая бункер: один офицер, два унтер-офицера и 21 солдат. Площадь занимаемая бункером 28 x 18 метров, высота 7,5 метров. Толщина стен от одного метра в тыльной части бункера до двух с половиной метров во фронтовой части. Вооружение: 2 орудия 37 мм, 4 пулемета, 6 ЧМ, 2 миномета 50 мм, бойницы для гранатометов.
Бункер был оснащен своим колодцем, из которого вода при помощи насоса закачивалась в резервуар, дизель-генератором, снабжающим электроэнергией весь бункер в случае боевых действий, фильтро-ветиляционной установкой, комнатами отдыха личного состава и двумя башнями, из которых велось как наблюдение за территорией так и стрельба.
План бункера Esch
Начнем обзор с правой части бункера, там расположен небольшой музей с кучей военных артефактов, которые при наличии времени можно рассматривать очень долго.
Но честно признаться я не большой любитель такого рода музеев. Для меня идеальный музей - тот в котором все оставили как было в оригинале. Я не люблю витрины с мелочевкой, манекены и прочую музейную атрибутику.
Если знать французский тут есть что почитать - оригиналы документов, удостоверений и прочих бумаг военного времени.
А это уже оригинальная часть комнаты ведения огня (не знаю как правильно она называется). Слева виден интересный прибор - это автоматический телеграф для передачи и получения команд. По принципу работы похож на те, что используются на судах и подводных лодках. Такими приборами были укомплектованы все бункера и форты линии Мажино.
В этой же комнате большое собрание моделей военной техники времен Второй мировой войны.
Представлена как советская техника...
...так и французская, американская и немецкая.
А вот это уже поинтересней. Один из бункеров линии Мажино в разрезе. Очень детальная и качественная модель, которая дает понять, как выглядит подземная часть подобных сооружений.
Детализация модели впечатляет.
Это комната отдыха личного состава а также место работы офицера. За спиной манекенов стоит огромная двухярусная кровать для отдыха военных. К сожалению все это отгорожено стеклом и из-за бликов сделать нормальную обзорную фотографию не получилось.
Идем в левое крыло бункера. Тут уже поинтересней, меньше музейности и больше оригинальных деталей. На фото видна маленькая дизель-генераторая установка, вырабатывающая ток для освещения, работы водяного насоса и электропривода фильтро-вентиляционной установки. На всякий случай освещение везде продублировано керосиновыми лампами.
В правой части кадра предмет, с которым у меня связано куча воспоминаний из детства - танковый перископ (триплекс). Так как мое детство прошло возле танкового полка, этого добра у нас было навалом. В одном старом сарае мы даже оборудовали штаб, вмонтировав туда триплекс для наблюдения за дорогой. Посмотрел в этот танковый перископ и сразу столько воспоминаний из детства!
А это уже комната ведения огня в правом крыле. Тут также расположена небольшая выставка вооружений.
Лестница в одну из башенок из которой велось круговое наблюдение а также минометный и пулеметный огонь. Справа подъемный механизм для доставки стрелку оружия и боеприпасов.
Так купол башенки выглядит снаружи. Как видно во время боевых действий ему тоже досталось.
В левой части фотографии можно заметить фильтро-вентиляционную установку. Привод от электромотора, но при выходе из строя генератора можно осуществлять вентиляцию в ручном режиме. При необходимости во всем бункере можно было создать избыточное давление, чтобы воспрепятствовать проникновению внутрь отравляющим газам.
Как видно по табличке над входом бункер был построен в 1931 году, но строительство началось в 1930-м. Это был один из первых бункеров построенных в этом регионе для защиты дороги ведущей к Рену, именно по этой дороге ожидалось наступление немцев в случае войны. Свое имя бункер получил от названия местности " Esch ", что на эльзасском диалекте означает "борона земледельца".
10 мая 1940 года началось наступление немецкий войск на Францию. Во время боевых действий 1940-го года каземат не сильно пострадал. Так как основные боевые действия велись совсем в других местах. В результате 22 июня Франция капитулировала и все французские войска были разоружены. Фортификационные сооружения линии Мажино были отданы немцам. Солдатам было приказано покинуть казематы, оставив там все оружие, боеприпасы и инвентарь.
Вот воспоминания одного из солдат, служащих в 1940-м году в бункере "Esch":"К 26 июня нам пришел приказ быть готовыми к сдаче каземата немцам. Приказано было оставить в бункере карты с планами местности, вооружение, боеприпасы и все оборудование. Разрешено было уносить лишь свое личное оружие, но без патронов. Также можно было взять с собою покрывала, еду, табак, спирт и перевязочные материалы. Старший сержант должен был остаться после отбытия всего личного состава для передачи ключей и инструкций немцам. 30 июня личный состав каземата "Esch" и других казематов округа отправились в деревню Hatten, где провели ночь. Все дома в деревне были полностью пустыми, население было полностью эвакуировано. 1-го июля произошел первый контакт с немецкой армией, мы были обезоружены и отправлены пешим ходом под палящим солнцем к городу Haguenau, что в более чем двадцати километров от деревушки Hatten. Нас разместили в бывшей казарме Кавалерии просто на земле с постеленной соломой. К этому времени у нас закончилась еда и повезло тому, кто смог унести с собой немного больше еды, чем остальные. Немцы никак не были готовы к столь большому числу военнопленных и продовольственное снабжение отсутствовало. Начиная с 13 июля 1940-го года немецкая власть начинает понемногу освобождать пленных эльзасцев и лотарингцев в алфавитном порядке. 15 июля пришла моя очередь, тогда я возвращаюсь в свой родной город Мец и счастливый обнаруживаю моих родителей живыми. Мне было 24 года."
Крыша бункера с двумя башнями со следами боевых действий и танком, установленным тут в качестве памятника в 1985-м году.
Американский танк "Шерман" на крыше бункера, именно эти танки сражались в кровопролитном бою, произошедшем в 1945 году в этих местах.
Частокол из врытых в землю рельс с целью препятствия продвижению вражеских танков. Такие противотанковые заграждения простирались в предвоенное время во многих местах линии Мажино на сотни километров. Вдобавок они усиливались сетью из колючей проволоки для предотвращения прохождения вражеской пехоты.
На территории музея расположены также различные виды ДОТов, для сооружения которых часто использовали башни устаревших или списанных танков.
А это уже бронеколпак - огневая точка, выполненная целиком из металла.
Бывали разных видов и форм.
Самые же разрушительные события в истории бункера произошли в 1945-м году. 1-го января Гитлер начинает операцию Нордвинд (Северный ветер) - военную операцию немцев против войск США и Франции, ареной для которой стал Эльзас и Лотарингия.
После мощной атаки немцев американцы отступают и укрываются в казематах линии Мажино в том числе и здесь в укреплениях возле деревни Hatten. 8 января 1945 года в этом регионе начинаются бои с применением артиллерии, танков и пехоты. Каземат Esch тогда оказался в центре боевых действий. Под мощным огнем немцев американцы вынуждены были оставить каземат и он переходит к немцам, которые располагают в нем наблюдательный пункт, командный пост и медпункт для раненых.
Вскоре американцы предпринимают контратаку при поддержке массированного артиллерийского огня. В ходе контратаки несколько американских танков атакуют правую огневую комнату бункера, откуда ведут мощную оборону немцы. Несмотря на прямые попадания танковых снарядов бункер выдержал эту атаку и комната не пострадала.
Следы от этой атаки вы видите на снимках.
Сражение Hatten-Rittershoffen унесло много человеческих жизней: погибло около 3000 немецких и американских солдат. В результате этой битвы американцы 21 января снова отступают к городу Haguenau, но позже возобновляют контратаку. Постоянные бои и перемещение линии фронта то в одну сторону то в другую, повлекли за собою много человеческих жертв среди мирного населения деревушки Hatten, где 83 гражданских лица расстались со своей жизнью. Сама же деревня была стерта с лица земли.
После войны деревушка Hatten была объявлена " мученической деревней ". И действительно, она сильно отличается от других эльзасских деревушек. В ней практически не сохранилось старой архитектуры. Вся застройка современная, послевоенная.
Деревня Hatten, в 1945-м году. (фото: A.A.L.M.A.)
На этом я заканчиваю свой краткий исторический экскурс. Но тема линии Мажино в моем блоге еще не закончена.
Вся информация, использованная при подготовке статьи взята с сайта: www.lignemaginot.com
Спецпредложения авиакомпаний
23.09 | Gulf Air | Москва - Париж | от 70 047 руб |
22.09 | Air Serbia | Санкт-Петербург - Ницца | от 17 707 руб |
16.09 | Air Serbia | Казань - Лион | от 43 020 руб |
16.09 | Air Serbia | Казань - Париж | от 45 146 руб |
09.09 | Air Algerie | Москва - Париж | от 26 967 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Ницца | от 41 980 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Париж | от 44 888 руб |
07.08 | Азимут | Пермь - Марсель | от 6 920 руб |
30.07 | Turkish Airlines | Москва - Бордо | от 46 335 руб |
30.07 | Turkish Airlines | Москва - Лион | от 47 780 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах