← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Реверанс парижскому автобусу

Первая во Франции железная дорога соединила в 1832 году промышленные центры Лион и Сен-Этьен. 26 августа 1835 года, на два с небольшим года раньше петербуржцев, гудок паровоза услышали парижане: первый поезд отправился в столичное предместье Сен-Жермен, любимую до строительства в середине семнадцатого века Версаля загородную резиденцию королей Франции. Интересно отметить, что и первую российскую железную дорогу проложили между столицей и летней резиденцией императоров - Царским Селом; днем ее открытия стало 30 октября (11 ноября) 1837 года.

В сегодняшнем Париже шесть вокзалов: в правобережной части - Сен-Лазарский, Северный, Восточный и Лионский; через Сену от последнего - Аустерлицкий (Бородинского в Париже почему-то нет); к югу от центра города - Монпарнасский. В свое время вокзалов было больше, но, например, в бывшем Орлеанском в 1986 году открылся музей французского искусства II-й половины XIX-XX веков - знаменитый д'Орсэ. На месте вокзала Бастилия (он же Венсенский) к 200-летию Великой Французской революции (14 июля 1989 года) было возведено новое здание Оперы. Из действующих вокзалов лишь для Монпарнасского построили современное здание; прочим - по 100-150 лет. Лионский - открытый к Всемирной Парижской выставке 1900 года - напоминает наш Витебский: высокая башня, роскошные интерьеры в стиле модерн, фешенебельный ресторан "Голубой поезд", стены и потолки которого украшены видами местностей, куда уходят с Лионского вокзала составы. Перед вокзалом Сен-Лазар стоят две башни: одна сложена из бронзовых чемоданов, другая - из уличных часов.

19 июля 1900 года, в дни работы все той же Всемирной выставки, первые пассажиры спустились в парижское метро - четвертое по старшинству в мире после лондонского, нью- йоркского и будапештского и, в отличие от них, с первого же дня работающее на электрической, а не на паровой, тяге. Линия 1 протянулась через весь Париж от Ворот Майо до Венсеннских; позднее ее продлили на запад в квартал Дефанс, так называемый "парижский Манхеттен". Линия 2, огибающая центр Парижа с севера, частично проходит поверху, на эстакадах. Сегодня в Париже 13 линий метрополитена с 366 станциями, причем линии 3, 7, 10 и 13 имеют ответвления. Прибавим к этому четыре линии RER - скоростной электрички, подземной в черте Парижа и выходящей на поверхность за его пределами! Давайте мысленно представим себе развороченную Сенную площадь, где который уже год не могут достроить первый в Петербурге тройной пересадочный узел! А в Париже, к примеру, под площадью Республики пересекаются пять линий метро; под площадью Нации и у Гранд-Опера - по четыре линии метро и одной - RER; у Северного вокзала - три линии метро и две - RER; под площадью Шатле - аж семь линий - четыре метро и три RER! И - никакой толкотни! Дело тут не столько в относительно меньшем, чем, скажем, в Петербурге, пассажиропотоке, сколько в том, что между совмещенными станциями устроены длиннющие просторные подземные переходы, иногда - с горизонтальным эскалатором: ты стоишь - тебя везут! Собственно говоря, земля под Парижем ископана вся; почти у каждой достопримечательности есть "своя" станция метро или RER: "Лувр", "Елисейские поля", "Эйфелева башня", "Площадь Согласия", "Тюильри", "Дом Инвалидов", в крипте собора которого погребен Наполеон; "Сите" - остров на Сене, на котором находится Собор Парижской Богоматери; "Площадь Шарля де Голля - Этуаль" со знаменитой Триумфальной аркой; "Бастилия" (говорят, в тоннеле сохранились камни фундамента разрушенной еще в конце XVIII века крепости-тюрьмы).

А что же наземный транспорт? В 1889 году парижскую конку, медленно катившуюся по рельсам еще с начала 1860-х годов, сменил электрический трамвай, работавший без проводов, на аккумуляторе. Станция зарядки аккумуляторов была устроена на площади Бастилии; оттуда трамваи шли по Большим бульварам; у триумфальных ворот Сен-Дени, воздвигнутых в 1672 году Людвиком Четырнадцатым в честь побед в Голландии и Фландрии, поворачивали на Страсбургский бульвар и делали кольцо у Восточного вокзала. Вагоны, иногда сцепленные в тандем, были двухэтажными. Проезд внутри стоил 15 сантимов, на "империале" - 10. В 1892 году, одновременно с открытием в Киеве первой трамвайной линии в России, в Париже пошли трамваи с привычными нам токоприемниками. Этот вид транспорта просуществовал до 1938 года; сейчас действует только трасса в Сен-Дени - северном предместье Парижа, известное благодаря расположенной в нем Усыпальнице королей Франции. Троллейбусные же линии, просуществовав некоторое время на окраинах города, были затем демонтированы.

Со старых фотоснимков смотрят на нас кучера и пассажиры знаменитого парижского омнибуса. Вот он - громоздкий экипаж с маленькими передними и большими задними колесами в пять окон с каждой стороны, запряженный двумя или тремя лошадьми.

В 1906 году, т. е. на год раньше открытия автобусного движения в Петербурге, на улицы Парижа выходит первый автобус, к 1913 году полностью вытеснивший омнибус. Первый автобусный маршрут пролегал от Ворот Нейи по Елисейским полям, через площадь Конкорд с установленным в 1836 году египетским обелиском из Луксора и восемью женскими статуями, символизирующими восемь французских городов; по улице Риволи вдоль Тюильрийского сада и Лувра до городской ратуши. Ну а автобус в современном Париже имеет 55 маршрутов; самый "младший" - 20-й, самый "большой" - 96-й.

Вот он подкатывает к остановке, большой бело-зеленый автобус марки "Рено" (машины старой модели еще изящно "приседают" на задних рессорах, притормаживая). Через заднюю и среднюю двери пассажиры выходят, через переднюю - входят, здороваясь с водителем и показывая ему проездной билет или пробивая талон в автоматическом компостере, висящем за кабиной. Шофер непременно ответит вам "мерси, мсье (или мадам)", повторяя свое "мерси", наверное, десять тысяч раз на дню. В салоне под крышей - щит со схемой маршрута и всеми остановками (на каждой автобусной остановке укреплены такие же подробные схемы проходящих здесь маршрутов). В некоторых автобусах установлены мониторы: пока вы едете, вам дадут краткую информацию о проезжаемых достопримечательностях, курсе валют, погоде на завтра и т. д. Автобус тронулся, и сразу же один из пассажиров нажимает красную кнопку, которых в салоне несколько. В кабине водителя загорается табло; это значит, что среди пассажиров есть желающие выйти на следующей остановке...

Милый, милый парижский автобус! Прими сердечную благодарность от экскурсоводов и туристов Петербурга! Уютный, быстроходный, почти всегда непереполненный, ты незаменим для тех, кто хочет полюбоваться красотами твоего города! В самом деле, дорогие дамы и господа, зачем, передвигаясь по Парижу (кстати, и по Петербургу тоже!), забираться под землю?! Вот некоторые из автобусных маршрутов, проехать которыми должен каждый, посетивший Париж:

N 27: по бульвару Сен-Мишель через Латинский квартал выходит к Сене, пересекает ее, останавливаясь на левом берегу - у основанного по завещанию кардинала Мазарини Института Франции, на правом - на маленькой площади между Лувром и аркой Карусель (еще один памятник, сооруженный тщеславным Наполеоном); далее по широкому проспекту Оперы мчится к великому творению Шарля Гарнье.

N 29 привезет вас от Лионского вокзала через площадь Бастилии в старинный аристократический квартал Марэ - мимо Центра Помпиду, церкви Сен-Эсташ, в которой крестили Мольера, Ришелье и маркизу де Помпадур и отпевали Лафонтена и Мирабо; мимо круглой в плане площади Побед.

Автобусы NN 30 и 31 огибают соответственно с юга и севера Монмартрский холм.

На сам Монмартр можно приехать из центра города автобусами NN 85 - от Люксембурга, 74 - от Ратуши и 67; он делает кольцо на известной в среде любителей острых ощущений площади Пигаль.

N 38 из Латинского квартала въезжает через Сену на остров Сите, останавливаясь между Дворцом Правосудия и Собором Парижской Богоматери; далее через площадь Шатле по Севастопольскому бульвару направляется к Восточному вокзалу.

N 41 от Северного вокзала выходит к Опере, на бульвар Мадлен; по Королевской улице, на которой расположен "Максим" - самый фешенебельный ресторан Парижа, - на площадь Конкорд; с Елисейских полей сворачивает к Сене и пересекает ее по мосту Альма - прямо к Эйфелевой башне.

N 48: от Монпарнасского вокзала идет по улице де Ренн к старой церкви Сен-Жермен де-Пре, по улице Бонапарта, через Сену и Лувр; далее по старинной улице Ришелье мимо дворца Пале-Рояль, мольеровского театра Комеди Франсез и Биржи поднимается к Северному вокзалу.

N 63: по бульвару Сан-Жермен мимо Отеля Клони, в ансамбль которого входят руины древних Римских Терм, следует к музею д'Орсэ, далее - вдоль Сены до моста Альма и - на противоположную сторону к площади Трокадеро; с террасы расположенного на холме Трокадеро над Сеной дворца Шайо открывается изумительный вид на Эйфелеву башню и весь левобережный Париж.

N 65 связывает четыре вокзала - Северный, Восточный, Лионский и Аустерлицкий;

NN 58 и 70 идут через Новый мост;

N 83 - мимо Большого и Малого дворцов, построенных к открытию Всемирной выставки 1900 года.

N 69: от площади Бастилии по улицам Сен-Антуан и Риволи до площади Пирамид с позолоченной статуей Жанны д'Арк; через Королевский мост - на левый берег Сены, к комплексу Дома Инвалидов и Эйфелевой башне.

С другой стороны - из лабиринтов Люксембургского квартала и по бульвару Монпарнас - к Инвалидам, Башне и площади Трокадеро подвозит автобус N 82.

72-й маршрут берет начало от Ратуши, далее путь его пролегает по улице Риволи вдоль Лувра и протяженных аркадных зданий; через площадь Конкорд автобус выходит к Сене и так и идет по ее правобережным набережным до юго- западной окраины города.

И наконец, Елисейские поля - главная магистраль Парижа. К вашим услугам - автобус N 73: отправляясь с площади Дефанс, он проходит по всем Полям, с той же площади Конкорд (Согласия) сворачивает к одноименному мосту через Сену и делает кольцо у музея д'Орсэ...

Автор выражает искреннюю признательность за консультацию Евгению Дмитриевичу Шапилову.

Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта