Транспорт во Франции: личный опыт
Моя подруга приезжала ко мне на 5 дней. И брала проездной на неделю. Мы считали, вышло выгодно даже на 5 дней. Брала только на 1-2 зону, т.е. по городу. Теперь можно доплатить, а не как раньше платить полностью даже если у вас проездной на пару зон, но вы выезжаете за их пределы. Навиго на неделю стоит : 1-2 : 20,40 1-3 : 26,40 1-4 : 32,00 1-5 : 34,40
Кстати, чтобы сделать проездной, обязательно нужно идти в агенство. В автомате его не купить. И не забудьте фотографию. Забыла. Сама карта стоит 5 евро сверху. http://www.navigo.fr/forfait-navigo-semaine.html
Агенства - это что-то вроде "магазинов" RATP. Они в метро и находятся, но не на всех станциях. Я знаю, есть на Montparnasse и Convention. Много еще где. Просто я там никогда не пользовалась. На многих станциях вообще нету людей. Только автоматы. А если есть люди, то они даже бидеты не продают. Просто могут помочь советом. Но новый навиго они вам не сделают. Нужны специальные принтеры, чтобы его отпечатать.
Когда летели в Рио в Шарль Де Голе задержали наш самолет больше чем на 12 часов (по документам у меня осталось 12).
Тех у кого был шенген или паспорта не требовали оного - расселили в гостиницу. Оставшиеся (примерно 20 человек 50/50 русские и китацы) были снабжены пледиками и выдворены в проход между терминалами. К пледикам прилагалась зубная паста и щетка. Кроме того еще когда задержка рейса планировалась на час была выдана бутылочка воды/пакетик сока на человека и пока стояли в очереди и нам обещали что сделают транзитную визу - по 2 печеньк на человека. ВСЕ. Про хамство сотрудников аэропорта промолчу, его к делу не пришьешь.
спали мы в итоге на таких симпатичных банкеточках. На полу он мне предложил спать считая, что я не понимаю, что он говорит. Вообще первый раз видела такой цирк - говорит специально хамские пренебрежительные вещи, при этом мило улыбается и очень доброжелательно водит руками. Полностью рассинхронены вербальная и невербальная составляющая.
Чеков никаких никому не дали. Я уже когда в инете вычитала про компенсацию и пошла за документом подтверждающим задержку - мне тоже так мило "ой, а что вам надо? да? А может не надо? не ну мы дадим конечно"
думаю если бы специмально попросила именно ваучер на питание и именно у какого-то конкретного сотрудника я бы его получила - но сами ни-ни. Ни лишнего движения.
Удобнее всего долететь на самолете. Но если едет семья с детьми или компания с кучей вещей, снявшая домик в маленькой корсиканской курортной деревне - это означает машину и паром.
Паром на Корсику (и Сардинию по совместительству) отправляется из французских Тулона и Ниццы и итальянских Ливорно и Савонны и прибывает через 6-8 часов в Бастию и Ажаксьо. Фото сделаны на рейсах Тулон-Бастия (франц.паром) и Бастия-Савонна (итал.паром). Это красивый лайнер характерного желтого цвета.
Чистота и уют произвели очень приятное впечатление, несмотря на страшный бардак, творившийся в отсеках парковки машин при посадке и высадке.
С автомобильным отсеком неприятная часть поездки заканчивается. Из него мы поднимаемся в просторные залы для пассажиров на этажах парома. Вот, например, этот зал с большими мягкими креслами и телевизором. Это не просто зал на посидеть. В нем - самые дешевые "спальные" места. Билеты на "кресла" стоят всего 8 евро на человека. Покупающих такие билеты очень много, хотя переправа длится 6-8 часов в зависимости от пунктов посадки и назначения. Популярнее всего ночной паром, по понятным причинам - жалко терять день на переправу.
Не все купившие билеты на кресла их занимают. Многие, особенно с детьми, из машинного отсека несутся наверх, стараясь обогнать других. Они занимают мягкие банкетки, стоящие вдоль стен и расстилают на них спальные мешки - здесь можно будет спать лежа.
Вдвоем или вчетвером можно доехать с бОльшим комфортом в двухместной или четырехместной каюте. Так называемая "внутренняя" каюта стоит дешевле, не имеет душа, туалет в коридоре, и в ней нет иллюминатора. На двоих человек с машиной поездка во внутренней каюте будет стоить около 300 евро в оба конца, если купить билеты за несколько месяцев. Для пассажиров не имеющих душа предусмотрены общие душевые комнаты. В них большой предбанник с раковинами и душевые кабинки с дверями. Здесь очень чисто. Спросом они пользуются небольшим. Днем душ не нужен. А утром паром приходит в 6 утра, и люди, кое-как продравши глаза, спускаются к машинам.
Четырех- или двухместная "внешняя" каюта имеет большое квадратное окно-иллюминатор, но в ней нет ни душа ни туалета. Вместе с машиной путешествие в ней будет стоить около 470 евро в оба конца. А так как мы взяли билеты поздно, за месяц до поездки, то нам достался лишь самый люкс: каюта повышенного комфорта с душем и туалетом внутри.
Первая часть нашего путешествия от Тулузы до Бордо сначала проходила вдоль Гароннского канала (http://fr.wikipedia.org/wiki/Canal_de_Ga
Вдоль всего этого канала проложены пешие и велодорожки для прогулок. Но покрытие на них, как видно на фото, не асфальтовое. Поэтому езда по таким дорожкам доставляет немного удовольствия, по крайней мере, таким велосипедистам, как мы, которые привыкли к хорошему асфальту и к большей скорости. К тому же и виды вдоль всего канала довольно однотипные и быстро наскучивают - видишь перед собой сам канал и лесополосу, отделяющую его от полей.
Иногда, правда, встречаются очень крутые инженерно-технические сооружения.
В общем, проехав вдоль канала до городка Moissac, на следующий день мы решили ехать дальше по нормальному шоссе.
Однако отмечу, что для тех, кто любит ездить на велосипеде по велодорожкам и по проселочным дорогам, маршрут через всю Францию вдоль этого канала может быть очень интересен, так как реально можно проехать всю страну на велосипеде, практически не выезжая на асфальтированные дороги с машинами.
Прокатились на idTGV. Поезд как поезд. Но есть, пожалуй, два ключевых момента.
На билете было написано, что посадка заканчивается за пять минут до отправления поезда. Оказалось, что дело в том, что половина состава - это обычный поезд SNCF, а половина - idTGV. Первая половина - живет своей жизнью, а idTGV - своей. Начиная с его первого вагона, перрон перегорожен контроллерами, которые проверяют билеты еще на подходе к поезду. И потом еще нужно успеть добежать до своего вагона: билеты-то с местами. Поэтому приходить действительно лучше заранее.
У нас были билеты в тихий вагон Dzen (в отличие от "шумного" Zap). После отправления в вагон зашел человек и громко прокричал, что этот вагон - тихий, в нем нельзя шуметь и даже разговаривать. И - шок! - даже маленькие дети сидели тише воды. А когда мы с подругой о чем-то заговорили, на нас сразу стали шикать. Пришлось замолчать%)
В билете было написано, что нам положены жестко две сумки: чемодан и ручная кладь, и все, жестко. Причем указаны максимальные размеры чемодана. Но не показалось, что кто-то за этим следит. Чемоданы мы точно видели больше, чем было указано в требованиях.
Купив билет Бордо-Париж, который должен был отправиться в 08.18, я подгоняла под него разные варианты транспорта в Аквитании, в итоге мне очень подошла электричка Аркашон-Бордо, которая должна была уйти со станции Биганос в 7.39. О том, что она есть, мне сообщал не только сайт sncf, но и расписание 610 автобуса, которое рекомендовало именно эту стыковку.
За сутки до отправления лезу на сайт sncf обновить в голове информацию, и вижу, что электрички в 7.39 нет, есть - в 7.49, что означает, что даже если она придет вовремя, на пересадку на поезд до Парижа у меня в Бордо будет ровно 5 минут. А верить, что французские электрички ходят по расписанию, я уже не могла. Но что делать? Делать нечего.
Приезжаю на вокзал в Биганосе на автобусе 610 с 5-минутным опозданием, захожу на вокзал, покупаю билет на ter и вижу, что на табло светится ближайший поезд - 7.54. Паникую, ищу кассу, нахожу там кассиршу, говорящую на английском, и она мне сообщает, что я могу не волноваться: табло неправильное, поезд в 7.49 придет. И он пришел. И даже опоздал в Бордо всего на 2 минуты. Но черт возьми!
Поезд, кстати, хороший. И идет очень быстро. Поездка от Биганоса до Бордо стоит 8 евро.
Междугородние автобусы в Аквитании: 601 (Бордо - Кап-Ферре) и 610 (Кап-Ферре - Аркашон) ни разу не пришли вовремя.
Один раз мы уехали с остановки минут на 10 раньше, чем написано в расписании, и были очень рады, что пришли заранее. И все остальные разы автобусы опаздывали, причем два раза 601 автобус опоздал значительно: на 17 и 25 минут! А 610 опоздал на пять минут, хотя я стояла на остановке третьей от конечной, то есть случайно в пути его ничего не могло задержать - он просто поздно выехал.
В общем такое ощущение, что приходить на остановку нужно минимум минут за 15 до времени в расписании, и запросто можно простоять на ней почти час. Ну и, конечно, подгадывать следующие стыковки нужно с большим запасом.
Зато, что удобно, в автобусе над водителем висит экран, на котором высвечиваются все остановки. А поездки, вне зависимости от расстояния, стоят смешных 2,5 евро.
У подруги Thalys из Амстердама опоздал в Париж на полтора часа. Отель у нас был на Parc de Exposicion, но у RER по вечерам случился ремонт, и пришлось искать обходные пути. Сайт парижского транспорта www.ratp.fr предложил вариант, что подруга едет до Aulnay-sur-Bois, там пересаживается на автобус 615 и едет до Villepinte, откуда до Parc de Exposicion - 18 минут пешком. Сама бы подруга дорогу никогда не нашла, и я пошла ее встречать. Почекала все возможные онлайн-карты, заложила еще 5 минут, потому что не поняла, как этот путь преодолеть за 18 минут - и пошла.
Оказалось, что пешеходных бордюров там нет вообще. Всю дорогу пришлось идти по газону вдоль автомобильной довольно оживленной дороги, а в одном месте и вовсе пришлось спуститься в неосвещенный тоннель под автострадой. Когда подруга доехала до Villepinte, мне еще минут 10 до него было идти.
При этом она нашла там информацию, что пущены какие-то замещающие автобусы, но по написанному на остановке расписанию автобус не пришел. Ее, а затем и меня - по дороге - подобрали сердобольные местные жители. И очень удивлялись, зачем я пошла пешком, и потом извинялись за сайт парижского транспорта, предложившего такой вариант.
Традиционно не испытываю никаких иллюзий по поводу CDG - много раз летала из каких-то сомнительных ангаров. Но сейчас "Аэрофлот" вылетает из теримала 2С - и он вполне себе хорош (неожиданно!).
Тихо, спокойно, мало народа (наверное, мне повезло), есть бесплатный интернет (правда, подключается на 15 минут после регистрации с именем-фамилией-емейлом).
Очень длинная галерея. Начинается с общего дьюти-фри (с хорошим выбором вин и приятными ценами на настоящее шампанское) и двух кавиар-баров с безумными ценами на морепродукты и шампанское. Если хочется перекусить, то на них можно не вестись - дальше еще будет еда.
В самом конце галереи, рядом с гейтом С89, находится потрясающее кафе Bert's. С отличной лаундж-зоной, сделанной под библиотеку. Ценны относительно гуманные. Вкусный киш, свежий салат и бутылочка неплохого белого вина - 17 евро. В лаундж-зоне рядом с абсолютно каждым столом есть розетки!
Магазины - вполне стандартные, но хорошие.
У французкой SNCF завелось что-то типа дочки - под названием iDTGV. Ходит по нескольким направлениям - самым популярным. Билеты продаются только онлайн, и распечатать из тоже можно только онлайн (в кассе или автоматах сделать это невозможно). Цены могут быть более привлекательными, чем у основного SNCF. Покупать можно как на основном сайте, так и на www.idtgv.com.
Проблема в том, что в отличие от основного SNCF, iDTGV не работает с российскими картами напрямую. Но у меня получилось разрушить стену. Через их фейсбук я написала им, что не могу купить билет. Мне ответили, что на их емейл я могу написать, какой билет и на какой поезд пыталась купить. Я написала. Они нашли мою заблокированную транзакцию и - авторизировали мою карту! И теперь я могу покупать билеты на iDTGV, что успешно и сделала.
Из специфичного:
- обязателен выбор между двумя типами вагонов: idzen (спокойный) или izap (для шумных компаний и детей);
- ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно распечатать билет самостоятельно. Сделать это на вокзале невозможно;
- можно вносить изменения, но за 12 евро - если онлайн, и за 17 евро - если по телефону. Но не позднее, чем за 5 часов до поездки;
- у них ограничение по багажу. You can take 2 pieces of luggage for free (details below). If you take more than two pieces of luggage, you will have to pay an extra charge of €35 per piece of luggage (on the iDTGV website in "My travel options"), within the limit of 2 extra pieces of luggage per person. If you did not pay this extra charge when you booked, the payment will cost you €45 on board.
- two pieces of hand luggage (suitcases, rucksacks, travel bags) per traveller; or
- one hand luggage and an object per traveller (a children’s pushchair, a wheelchair, a bicycle with its wheels removed and placed together in a special protective cover of 1.20 x 0.90m maximum, a surfboard placed in a protective cover of 1.20m x 0.90m maximum, a pair of skis, a monoski or a snowboard, a bag containing a ‘small-sized’ domestic animal; or
- a piece of hand luggage per traveller and a piece of luggage of 50cm x 50cm x 50cm ; or
- a piece of hand luggage per traveller and a musical instrument.
Около станции метро Castellane на av. du Prado есть неприметная автобусная остановка. Нужный маршрут №21. Интервал примерно 30 минут. Мы сели на этот автобус и доехали до конечной, сидя, кстати. Конечная остановка на av. du Luminy в районе какого-то студенческого городка или чего-то в том же духе. Собственно, от остановки уже понятно куда идти. Немного в горку к воротам парка.
А дальше мы просто гуляли по тропинкам парка и дошли в итоге до отличных видов каланок.
Перед турникетами стоит несколько автоматов по продаже билетов, либо можно купить билет у кассира (кое-где есть только автоматы, а на месте кассира - инфопункт). Тут же сразу можно попросить и бесплатную карту метро.
Один билетик стоит 1,70 евро, купив пару раз по одному билетику мы решили купить-таки на двоих карне - набор из 10 билетов сразу (стоит 12 евро - экономия!) В итоге, кстати, мы купили карне еще один или два раза.
Такой билетик действует не только в метро, но и в наземном транспорте и даже на фуникулере на Монмартре.
Для осмотра Парижа очень удобен опен-тур. Четырёхцветные открытые даблдекеры, каждый цвет соответствует определённому маршруту, я на таких уже несколько городов объехал. www.parislopentour.com/paris-circuit.php. Сел на него, вышел, погулял, пофоткался, садишься на следующий. Дают цветные наушнички, которые можно потом презентовать кому-нибудь на работе как сувенир из Парижа. Для пешего перемещения по городу предпочитаю метро. Его я нахожу во многом удобней московского, неглубокое и станции чаще расположены, двери в вагонах нужно открывать самим, дети это как приключение воспринимают.
На такси в Париже передвигаюсь редко. Особого смысла в этом не вижу, да и счетчик продолжает щёлкать, когда вдруг попадаешь в пробку. Равнодушно созерцать такое могут только мазохисты, обычному же человеку это достаточно тяжело вынести. Короче, на метро везде без проблем. Хотя некоторые станции по вечерам опасны и в них даже есть на поворотах в переходах большие зеркала на стенах, чтобы ты, подходя, видел, кто там из-за угла нападает. Ну и нечего поздно шляться.
Мы разобрались с прокатом великов буквально за 5 минут (ну, может, за 10 :), хотя до этого такого опыта не было. Так что с талончиком, который получите сразу на терминале и с велосипедами (как снять-поставить) разберётесь на месте, когда всё воочию увидите. Не переживайте.
Меню на англ. есть. Сбербанковская чипованная Виза проходит без проблем. Когда происходит разблокировка - точно не скажу, но явно недолго. Через пару дней у нас деньги точно были разблокированы (раньше мы их наличие просто не проверяли).
Во многих местах велосипедная дорожка проходит по краю дороги. Проблем с этим нет. Велосипедистов в Европе уважают и не обижают :) Где-то велодорожки идут по тротуарам. В парки, кажется, въезжают, но не уверена, что во все. В этом случае просто кинете велик на ближайшей велибовской парковке - они на каждом шагу. Мы ни разу не попадали, чтобы не было места для великов, хотя катались по самым туристическим местам.
В общем, ничего сложного и страшного в планируемом вами предприятии по прокату великов в париже нет. Когда сами там окажетесь - поймёте, что все ваши переживания были напрасны.
Билеты на французские поезда нужно покупать на сайте www.voyages-sncf.com. Там множество тарифов, и за полтора-два месяца можно купить подешевле.
Мы протупили и опоздали. Дорога нам предстояла, в любом случае, с пересадкой, так оказалось, что если покупать сегменты отдельно, то "дешевые" места еще есть! Но радовалась я рано. Потому что нормальный электронный билет можно было купить только на первый сегмент. Для второго пришлось выбрать вариант gare ou boutique (то есть получить потом билет на одном из французских вокзалов). А на обратный путь не было уже ни электронного билета, ни gare ou boutique, только borne libre service (получение в автомате) или envoi gratuit par courrier (по почте, не в Россию, разумеется).
С автоматом вариант скользкий, т.к. это нужно делать по пластиковым картам, только с чипом, причем не по всем. Но коллективный разум утверждает, что эти билеты тоже можно получить в той же кассе. В общем, деваться некуда - протестируем на себе. Собралась покупать. Не тут-то было! При выборе функции borne libre service система вообще не принимает наши карты!
Чего я только не пыталась делать! В итоге нашла путь это обойти. Если покупать билеты на сайте железных дорог www.tgv-europe.com. Причем нужно обязательно выбрать страну проживания Россию, иначе вас перебросят все на тот же национальный сайт www.voyages-sncf.com.
Прилетели в Париж к 9 утра - встреча была радостной и красивой, погода была отличной. Отель в центре города рядом с "Оперой Комик". До Лувра и Оперы - рукой подать. Без знания английского или французского вас поймут разве что в сувенирных лавках. Английский (разговорный) знают почти все. О городе - красивый, уютный, люди очень доброжелательные (помогут, подскажут на английском).
Брать машину в Париже - глупо: парковки все забиты, цены ломовые, улочки маленькие, движение серьёзное (впрочем, как и штрафы). Небольшое превышение скорости - около 80 евро. Мы с женой ездили на велосипедах, либо ходили пешком. Скутер брать тоже накладно (500-1000 евро - залог, около 40-50 евро в день). Велосипеды Velib - детище правительства, которое отдает дань экологии. По всему городу через каждые 300 метров пункты выдачи велосипедов (велики стоят пристёгнутые и автомат), все происходит автоматически. Чтобы это дело использовать нужна кредитка с 150 евро на счету и пин-код - вставляете кредитку, жмете английский язык и далее так:
По Парижу есть смысл передвигаться по билетикам "карне", если вы ездите раз-два в день. Есть детские "карнетики" по 5.70 за десяток, их не продает автомат - видимо, кассир должен видеть ребенка. Взрослые карне стоят 10.40 (или 11.20?) за десяток - их продает автомат. Кассир, если нет очереди, поможет разобраться. "Карт Оранж" он тоже купит вам в автомате - за ваши, понятно.
От аэропорта Шарль-де-Голль до Парижа билет RER (электричка) стоит 8.40 евро, на детей скидка. С Шарль-де-Голль теперь ездят в парк аттракционов "Астерикс". Мы поехали другим вариантом - через агенство на улице Риволи, возле парка Тюильри (ориентируйтесь на колесо обозрения, еще точнее - на выход из метро рядом с ним). За 2 взрослых и ребенка заплатили 160 евро (входные билеты в стоимости), нас отвезли в парк к 10 утра (сбор у агенства в 8.15), отъезд из парка в 18.30. Маловато, но там все равно не надышишься. По моим подсчетам мы переплатили всего 10 евро, но не дергались с электричками и пересадками.
Железные дороги Франции
Расписания, стоимость билетов, маршруты www.sncf.fr/ и www.voyages-sncf.com/leisure/fr/launch/home/. Есть мнение, что удобнее пользоваться www.reiseauskunft.bahn.de/bin/query.exe/d.
Региональные поезда TER: www.ter-sncf.com/. Для просмотра расписания нужно представлять себе, в каком регионе или департаменте расположен нужный вам город.
Региональные поезда Transilien: www.transilien.com/web/site и www.idf.sncf.com/web/site/. Что-то вроде пригородной электрички региона Иль-де-Франс (Припарижье, так сказать).
Высокоскоростные поезда TGV. Благодаря им можно пересечь всю страну почти за 3 часа.
Можно здорово сэкономить, забронировав билеты на сайте www.idtgv.com/fr/index.php - что-то вроде поезда-дискаунтера. Правила, соответственно, те же: дешевле всего покупать билеты сильно заранее, тарифы невозвращаемые, бланков билетов не положено – только е-тикеты (распечатываете билет на обычном принтере и предъявляете контролеру, желательно – со своим ID).
Международные перевозки скоростными поездами
Высокоскоростные поезда Eurostar (Лондон - Париж, Брюссель): www.eurostar.com/
Высокоскоростные поезда TGV Lyria (Франция - Швейцария). www.tgv-lyria.fr и www.tgv-lyria.com. Помните, что для Швейцарии пока еще нужна швейцарская виза!
Высокоскоростные поезда Thalys (Франция - Бельгия - Нидерланды, Германия): www.thalys.com.
Высокоскоростные поезда Artesia (Франция – Италия): www.artesia.eu
Высокоскоростные поезда Elypsos (Франция – Испания). Можно добраться до Мадрида или Барселоны. www.elipsos.com.
Проездные туристические билеты по Франции
InterRail One Country Pass: www.interrailnet.com/one_country_pass_france и www.europeanrailguide.com/railpasses/index.html.
Советы
Если вы путешествовали по Швейцарии на поезде, то вы знаете, что у швейцарцев имеется огромное количество т.н. панорамных поездов – благодаря которым можно осмотреть ряд уникальных природных красот и просто любоваться прекрасными видами гор и озер. Нечто подобное есть и у французов – о туристических поездах и маршрутах, которые вы можете совершить, подробно написано здесь www.trainstouristiques-ter.com/index2.asp (в стоимость билетов включен проезд на поезде, автобуса до интересных мест, экскурсии).
И, как обычно, немного субъективных заметок о французских поездах.
Кассы на вокзалах, как правило, делятся на кассы дневные и кассы на поезда, которые отправляются в течение ближайшего времени. Правда, обычно народ на все это не смотрит и толпится в кассы обоих типов. Неважно, покупаете вы билет на сегодня или на послезавтра – стоимость его одинакова (если вы бронируете билет по инету и сильно заранее, тогда да - он стоит дешевле, плюс на билеты бывают акции – как у авиакомпаний).
Если вы плохо владеете французским языком и произношением (как мы), то лучше всего написать название города, до которого вы собираетесь ехать, на бумажке – были случаи, когда нам чуть не продали билет в другой город. В лучшем случае вас просто не поймут, а объяснения займут время - Английского языка французские кассиры, как правило, не понимают.
Если маршрут сложный, как, к примеру, пункт А – пункт В – пункт С – пункт А, то не надо подавлять кассира своим интеллектом и знанием английского – и вам, и ему будет гораздо проще (а людям в очереди – и быстрее), если вы заранее уточните, когда отправляется нужный вам поезд и напишете для кассира небольшую шпаргалку. Лучше – в столбик, как показывает практика, кассиры не всегда понимают, что на все отрезки пути, написанные через черточку, нужен билет. Поэтому идеальная шпаргалка должна выглядеть так:
пункт А (11:07) – пункт В
пункт В (15:35) – пункт С
пункт С (18:21) – пункт А
Проверяйте билеты не отходя от кассы! Если вы обнаружили ошибку в билете прямо у стойки, кассир переоформляет ее бесплатно, если вы отошли от стойки, эта же процедура обойдется вам в 2 евро.
Как правило, в билетных кассах принимают к оплате карты. Билеты продаются и через билетные автоматы, но автоматы принимают к оплате только чиповые карты.
Приходить покупать билет нужно сильно заранее до отхода поезда: кассиры работают неторопливо, а среди местного населения распространена привычка насиловать кассиру мозг – в этой, всего лишь двухнедельной, поездке мы неоднократно сталкивались с тем, что какая-нибудь бабушка полчаса стоит и что-то рассказывает кассиру, тот что-то ищет по папкам, а вы (и хвост в человек 10) в это время наблюдаете, как поезд, на котором вы планировали уехать, отходит от перрона без вас. При этом когда бабушка от кассы наконец-то уходит, оказывается, что билет она не купила – то ли проконсультироваться пришла, то ли пообщаться. Выходом из подобной ситуации может служить покупка билетов сразу на весь день /всю поездку (если она у вас четко спланирована), и, таким образом, приходя на вокзал, вы только компостируете билет.
Кстати, о компостировании. Компостируются все билеты, кроме билетов на скоростные поезда, где четко указан ваш поезд, время его отправления, и ваше место. Билеты проверяют! Если вы едете по е-тикету, то контролер считает штрих-код с вашего билета и может попросить удостоверение личности (у нас ни разу не спросили, правда).
Как я уже сказала выше, на скоростных поездах в билетах четко проставлено время отправления поезда, ваш вагон и место. В региональных и пригородных поездах можно заходить в любой вагон своего класса и садиться где хочешь. Но при этом билет покупается на конкретный перегон от А до Б. Про какие-то особые правила, типа итальянского "6 часов, в течение которых можно выходить на любой станции перегона, на который куплен билет, и садиться на любой и ехать дальше", мне не известно. Можно выходить и оставаться какое-то время только на станциях пересадок. Непрокомпостированные билеты без проставленной даты действительны в течение 2 месяцев.
При покупке билета кассир спрашивает, когда вы поедете – сегодня или в другой день. А вот по какому принципу проставляется дата на билете в таком случае, я так и не поняла – несколько раз при покупке билета "на сегодня" нам выдавали билет с текущей датой, но чаще билет мог быть использован 2 месяца с момента продажи.
Полезные ссылки:
Про ночные поезда rw.travel.ru/rw_europe/night_train.html
Железные дороги стран мира rw.travel.ru/rw_world/
Автор будет очень признателен за дополнения:)
Если вы приехали надолго и собираетесь много путешествовать, имеет смысл обзавестись Carte Orange, которая в течение недели даёт право проезда на любых видах транспорта (Metro, RER, автобусах и даже на монмартровском фуникулёре) с понедельника по воскресенье. Продаются эти карты в кассах метро. Это значительно выгоднее, чем покупать обычные талончики.
Если не собираетесь уезжать куда-то в пригороды, смело берите 1-2 зоны (это весь Париж) за 16.30 евро.
Не забудьте наклеить на оранжевую карточку свою фотографию, вписать имя и фамилию. А на маленьком магнитном билетике, который вам тоже дадут, написать номер самой карты. Сфотографироваться можно в специальных автоматах, которые называются Photomaton и находятся на многих станциях метро.
Кстати, билеты в парижском метро иногда проверяют серьёзные контролёры в синей форме. Более подробную информацию о парижском транспорте, а также удобные интерактивные карты метро и самого города вы найдёте на сайте www.ratp.fr. Сайт доступен и на английском.
Я сильно пожалел, что у моей кредитной карты "Альфа Банка" не было встроенного чипа, и вот почему. Несколько лет назад парижские градоначальники (некоторые из которых не только голубые, но ещё и зелёные) начали активно поддерживать велосипедистов. Иногда кажется, что в Париже для велосипедистов места больше, чем для водителей и пешеходов.
Однажды, прогуливаясь по какому-то парижскому бульвару, я был поражён наглостью людей на велосипедах, которые тренькали на меня своими звонками, а некоторые даже что-то недовольно бурчали, проезжая мимо. Я долго не мог понять, почему я им так неприятен, как вдруг обнаружил, что ¾ асфальтовой поверхности бульвара размечено под велосипедные дорожки, а я иду по самой середине этой веломагистрали!
В данный момент в Париже действует программа VELIB, суть которой заключается в следующем. В городе расположено большое количество точек проката велосипедов. Велосипед можно взять на одной точке, а оставить на другой. Первые полчаса вы катаетесь бесплатно, и этого вполне достаточно, так как точки проката располагаются друг от друга не более чем в 300 метрах. Только для того, чтобы воспользоваться этой системой, необходима не просто кредитка, а смарт-карта с чипом, потому что процедура получения велосипеда напрокат полностью автоматизирована. К сожалению, покататься по Парижу на велике мне в этот раз не удалось, но может быть это получится у кого то из вас.
Центр Лиона достаточно компактный, чтобы обежать его пешком.
Мы воспольльзовались лишь фуникулером на гору, где находятся римско-галльские развалины. Билет на фуникулер включает стоимость проезда туда-обратно, купить его можно в автомате около остановки. Автомат принимает евро-мелочь или банковские карточки. Билет нужно сохранять до конца поездки, потому что его нужно будет показать или пробить на выходе, а также использовать для обратной дороги.
И так как время уже поджимало, доехали от фуникулера до железнодорожной станции. На автобусных остановках висят карты с цветными обозначениями маршрутов. Мы нашли нужный маршрут и сели в нужный автобус без проблем. Билетик на одну поездку купили у водителя при посадке.
Нам нужно было добраться из Лиона в Мотье. Как это лучше сделать, мы заранее посмотрели на сайте www.voyages-sncf.com. Сайт работает только на французском языке, но нет проблем выбрать начальную и конечную станции, указать дату поездки и отметить галочкой "прямой поезд" или "с пересадками". Наверное, там же на сайте этот билет можно было купить, но мы заморачиваться не стали.
Билет купили за пару часов до опраления на железнодорожной станции Лиона (имейте в виду, что в Лионе станций несколько, и желательно заранее знать, с какой из них пойдет нужный вам поезд). Мы сунулись в автомат по продаже билетов, но нашли там только французский язык. И пошли в кассу. Кассы делятся на окошки, которые продают билеты на поезда, отправляющиеся в течение часа, и на окошки, которые продают билеты на все остальные поезда. Над окошками светится, на каких языках говорят кассиры: предлагались французский, английский, испанский и итальянский языки.
В поезде несколько раз мимо нас ходил контроллер. Один раз проехала тележка с кофе и круасанами.
PS: тогда же мы купили билет на обратный путь из Мотье в Лион, но когда мы прибыли на станцию, выяснилось, что "train is broken". Мы так и не поняли: то ли лавина на пути сошла, то ли очередная забастовка. Служащий железнодорожной станции предлагал воспользоваться опциональным автобусом, который должен пойти по такому же маршруту - но так как расписания у опционального автобуса не было, а нам нужно было шевелиться быстро, то мы тут же на автостанции купили билет на прямой автобус Мотье-аэропорт Лиона, а билеты на "сломанный" поезд SNCF сдали в кассе безо всяких проблем (с нас удержали 1 евро) уже после фактического отправления несуществующего поезда.
Мы с приятелем арендовали машину во Франции в сентябре 2005 и столкнулись с некоторыми трудностями, о которых хочу рассказать. Может, кому пригодится эта информация.
1) Мы бронировали в Europcar через интернет недели за 2-3 до момента начала аренды. После бронирования сразу пришло письмо, что наша бронь еще до конца не подтверждена. Тут надо отметить, что мы забронировали тачку с коробкой-автомат (GOLF 2.0 TDI automatic), а такие машины во Франции не очень легко достать, как я понял. Но понял я это уже во Франции, когда нас обломали с этой тачкой.
Обо всем по порядку. Как я уже сказал, после бронирования мне пришло письмо, что бронь еще не совсем подтверждена. Но если в течение 2 дней с нами не свяжутся из Европкара (по почте или по телефону), то можно считать, что бронь подтверждена. С нами никто не связывался, и мы решили, что все ок. Честно говоря, вариант, что нас обломают с тачкой мы даже не рассматривали. Все мои знакомые, которые брали на прокат машину в европе, говорили что проблем не будет.
Честно говоря, к такому кидалову мы не были готовы! В результате мы потеряли один день на поиски нового авто.
2) Международные права. Переде тем как ехать во Францию, мы узнали по поводу этих прав, но делать их не стали, т.к. все нам говорили, что и по нашим пластиковым карточкам дают на ура. Нам же в одном офисе Hertz не дали тачку только потому , что у нас не было этих самых международных прав! В другой конторе, где мы в результате взяли тачку (National Citer), нас тоже спросили про международные права. Хотя потом дали и по таким.
Вывод: лучше сделать их и перестраховаться!
Метро в Париже довольно сильно отличается от привычного для нас метро московского или питерского образца.
Во-первых, линий значительно больше, расстояние между остановками меньше, и сеть метро настолько густа, что в любую точку Парижа можно без проблем добраться при помощи метро, достаточно иметь при себе его план. План метро и центральной части города всегда можно бесплатно взять в любом парижском отеле, в том числе, наверняка, и в том, где будете жить вы или попросить в кассе метро, когда будете брать билеты (тоже бесплатно).
Линии метро обозначаются просто номерами, и к тому же, каждая линия выделяется своим цветом, причем цвет линии на любом плане и на всех указателях в переходах метро совпадают. Это очень удобно. К тому же, парижское метро представляет собой симбиоз обычных линий метро и пригородных электричек. Пригородные линии обозначаются RER, на схемах они выделены более жирными линиями и нумеруются не цифрами, а буквами А, В, С и т.д. Линии RER имеют свои станции по всему городу (с соответствующим обозначением RER), а также на них можно попасть через переходы с обычных станций. Но, не забудьте, проезд по линиям RER дороже, чем в обычном городском метро и, если переходить с обычной линии на RER, вам придется доплачивать разницу и поэтому следует сохранять билеты до конца поездки.
Организация движения и станций тоже отличается от привычной нам схемы. Мы привыкли так: выходишь на нужную линию - и на станции поезда идут в одну и другую сторону. В Париже - не так: вам нужно найти не только станцию нужной вам линии, но и именно то направление, в котором вам необходимо двигаться. Направление определяется наименованием конечной станции линии. К примеру, чтобы попасть на станцию метро "Fort d'Aubervillers", неподалеку от которой находился наш отель, нам следовало выйти на линию 7, направление "La Courneuve" (это конечная станция в нашем направления). На противоположной стороне платформы могут отправляться поезда другой линии, поэтому не удивляйтесь, если увидите, как с одной станции поезда идут в одном направлении.
Однако, не пугайтесь, все станции и переходы снабжены большим количеством очень понятных указателей и схем, так что заблудиться практически невозможно. Просто, достаточно привыкнуть к этой схеме. Мы разобрались в ней буквально за одну первую поездку и далее каждый день ездили в метро без всяких проблем. Итак - входим в метро. Первым делом, естественно, надо купить билеты. Стоимость 1 билета (мы были в августе 2005 года) 1.4 евро. Недешево, как видите, но, если вы собираетесь ездить в метро не один раз, а к тому же путешествуете вдвоем или втроем, как мы, на билетах можно сэкономить. Для этого следует покупать их набором по 10 штук, такой набор называется "Карнет" и стоит 10.70 евро. То есть, экономия составляет 3.30 евро на десяток билетов. Продаются наборы на каждой станции в кассе (ее легко узнать по надписи "Information. Tickets". Подходите, говорите: "One carnet, pleas", подаете деньги - и получаете 10 билетиков с неизменным "Мерси". (Кстати, по этим билетам можно ездить не только в метро, но и в автобусе, трамвае и даже фуникулере на Монмартре).
Итак, купив билеты, направляемся к турникету, вставляем билет в специальный паз, он туда втягивается автоматически, проштамповывается и выскакивает из щели дальше на турникете. Загорается зеленый индикатор, и вы спокойно проходите через турникет.
ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае не выбрасывайте билет до конца проезда. Внезапно появившиеся контролеры могут потребовать предъявить билет и если его у вас нет - вас могут оштрафовать (на приличную сумму). Билет действует только на одну поездку - здесь принцип такой же, как у нас.
Далее, находим нужную посадочную платформу (по номеру линии и названию конечной станции вашего направления), пользуясь разноцветными указателями и ждем поезда.
Вот тут хочется сказать несколько слов отдельно о поездах парижского метро. На разных линиях можно увидеть вагоны разных типов. На некоторых линиях поезда метро идут на резиновом ходу, они подходят к платформе со своеобразным шелестом, что так непривычно для нас, привыкших к грохоту металла.
Еще одна очень важная деталь: в парижском метро двери вагонов автоматически не открываются. Для того, чтобы они открылись надо нажать специальную зеленую кнопку на двери, или повернуть вверх металлическую ручку. Кнопки или ручки есть как с внутренней, так и с наружной стороны дверей. Так что, если вы стоите на платформе, и около вас остановился вагон, чтобы открыть двери надо тоже нажать кнопку или повернуть вверх ручку.
Вагоны внутри тоже очень не походят на наши: они гораздо удобнее. В наших сидения располагаются вдоль стен вагона, т.е. реализуется принцип: перевести как стоячие). В парижском метро мягкие удобные сидения расположены поперек вагона (как в автобусе), если людей будет очень много, имеются и откидные сидения.
В некоторых местах метро выходит на поверхность и идет над ней, на уровне 2-3 этажа. Особенно это интересно в районе Монмартра: едешь и рассматриваешь проплывающие мимо дома и узкие улочки.
Итак, мы доехали до нужной станции, вышли из вагона, и теперь надо выйти на поверхность. Сделать это очень просто: идем по указателю "Sortie" (слово это по-французски значит "выход", а не то, что сразу же приходит на ум любому русскому человеку).
Парижское метро - довольно старое, поэтому оно не такое глубокое, как в Москве, на многих станциях вообще нет эскалаторов.
Еще один совет: когда соберетесь в Нотр-Дам и доедете до станции метро "Cite" - не спешите подниматься к выходу по лестнице, она там довольно длинная, а потому для всех, кто хочет облегчить процедуру выхода, рядом с торцом платформы имеется большой лифт (его легко можно найти по картинке-указателю). Когда войдете в лифт - не пытайтесь искать там какие-либо кнопки: их там попросту нет, наверху горит табло, на котором отсчитываются секунды в порядке убывания: 00 - пуск!
Станции метро значительно более скромные, чем в Москве, но уютные, в них нет той безвкусной подавляющей помпезности. На некоторых станциях устроены витрины с различными экспонатами, нечто вроде маленьких бесплатных музеев. На нашей станции "Fort d'Aubervillers" была устроена даже маленькая кактусовая роща.
Названия станций в поезде не объявляют (точнее объявляют только в самых новых составах, которых в метро еще не так много, да и то на французском), но на каждой станции написано ее название очень крупно, и в каждом вагоне есть схема линий метро со всеми станциями, так что никаких проблем это не вызывает. Работает метро с 5.30 до 0.30. Интервал между поездами 1-8 минут. В выходные дни количество поездов резко сокращается и интервалы, естественно, увеличиваются.
Спецпредложения авиакомпаний
18.12 | FlyOne Armenia | Москва - Париж | от 31 790 руб |
13.12 | AJet | Москва - Париж | от 33 200 руб |
13.12 | AJet | Москва - Париж | от 63 300 руб |
06.12 | Pegasus Airlines | Казань - Марсель | от 35 053 руб |
06.12 | Pegasus Airlines | Казань - Париж | от 33 923 руб |
22.09 | Air Serbia | Санкт-Петербург - Ницца | от 17 707 руб |
16.09 | Air Serbia | Казань - Лион | от 43 020 руб |
16.09 | Air Serbia | Казань - Париж | от 45 146 руб |
09.09 | Air Algerie | Москва - Париж | от 26 967 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Ницца | от 41 980 руб |
Интересные страницы на Travel.ru
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах