Городской транспорт во Франции: личный опыт
Моя подруга приезжала ко мне на 5 дней. И брала проездной на неделю. Мы считали, вышло выгодно даже на 5 дней. Брала только на 1-2 зону, т.е. по городу. Теперь можно доплатить, а не как раньше платить полностью даже если у вас проездной на пару зон, но вы выезжаете за их пределы. Навиго на неделю стоит : 1-2 : 20,40 1-3 : 26,40 1-4 : 32,00 1-5 : 34,40
Кстати, чтобы сделать проездной, обязательно нужно идти в агенство. В автомате его не купить. И не забудьте фотографию. Забыла. Сама карта стоит 5 евро сверху. http://www.navigo.fr/forfait-navigo-semaine.html
Агенства - это что-то вроде "магазинов" RATP. Они в метро и находятся, но не на всех станциях. Я знаю, есть на Montparnasse и Convention. Много еще где. Просто я там никогда не пользовалась. На многих станциях вообще нету людей. Только автоматы. А если есть люди, то они даже бидеты не продают. Просто могут помочь советом. Но новый навиго они вам не сделают. Нужны специальные принтеры, чтобы его отпечатать.
У подруги Thalys из Амстердама опоздал в Париж на полтора часа. Отель у нас был на Parc de Exposicion, но у RER по вечерам случился ремонт, и пришлось искать обходные пути. Сайт парижского транспорта www.ratp.fr предложил вариант, что подруга едет до Aulnay-sur-Bois, там пересаживается на автобус 615 и едет до Villepinte, откуда до Parc de Exposicion - 18 минут пешком. Сама бы подруга дорогу никогда не нашла, и я пошла ее встречать. Почекала все возможные онлайн-карты, заложила еще 5 минут, потому что не поняла, как этот путь преодолеть за 18 минут - и пошла.
Оказалось, что пешеходных бордюров там нет вообще. Всю дорогу пришлось идти по газону вдоль автомобильной довольно оживленной дороги, а в одном месте и вовсе пришлось спуститься в неосвещенный тоннель под автострадой. Когда подруга доехала до Villepinte, мне еще минут 10 до него было идти.
При этом она нашла там информацию, что пущены какие-то замещающие автобусы, но по написанному на остановке расписанию автобус не пришел. Ее, а затем и меня - по дороге - подобрали сердобольные местные жители. И очень удивлялись, зачем я пошла пешком, и потом извинялись за сайт парижского транспорта, предложившего такой вариант.
Перед турникетами стоит несколько автоматов по продаже билетов, либо можно купить билет у кассира (кое-где есть только автоматы, а на месте кассира - инфопункт). Тут же сразу можно попросить и бесплатную карту метро.
Один билетик стоит 1,70 евро, купив пару раз по одному билетику мы решили купить-таки на двоих карне - набор из 10 билетов сразу (стоит 12 евро - экономия!) В итоге, кстати, мы купили карне еще один или два раза.
Такой билетик действует не только в метро, но и в наземном транспорте и даже на фуникулере на Монмартре.
Мы разобрались с прокатом великов буквально за 5 минут (ну, может, за 10 :), хотя до этого такого опыта не было. Так что с талончиком, который получите сразу на терминале и с велосипедами (как снять-поставить) разберётесь на месте, когда всё воочию увидите. Не переживайте.
Меню на англ. есть. Сбербанковская чипованная Виза проходит без проблем. Когда происходит разблокировка - точно не скажу, но явно недолго. Через пару дней у нас деньги точно были разблокированы (раньше мы их наличие просто не проверяли).
Во многих местах велосипедная дорожка проходит по краю дороги. Проблем с этим нет. Велосипедистов в Европе уважают и не обижают :) Где-то велодорожки идут по тротуарам. В парки, кажется, въезжают, но не уверена, что во все. В этом случае просто кинете велик на ближайшей велибовской парковке - они на каждом шагу. Мы ни разу не попадали, чтобы не было места для великов, хотя катались по самым туристическим местам.
В общем, ничего сложного и страшного в планируемом вами предприятии по прокату великов в париже нет. Когда сами там окажетесь - поймёте, что все ваши переживания были напрасны.
Прилетели в Париж к 9 утра - встреча была радостной и красивой, погода была отличной. Отель в центре города рядом с "Оперой Комик". До Лувра и Оперы - рукой подать. Без знания английского или французского вас поймут разве что в сувенирных лавках. Английский (разговорный) знают почти все. О городе - красивый, уютный, люди очень доброжелательные (помогут, подскажут на английском).
Брать машину в Париже - глупо: парковки все забиты, цены ломовые, улочки маленькие, движение серьёзное (впрочем, как и штрафы). Небольшое превышение скорости - около 80 евро. Мы с женой ездили на велосипедах, либо ходили пешком. Скутер брать тоже накладно (500-1000 евро - залог, около 40-50 евро в день). Велосипеды Velib - детище правительства, которое отдает дань экологии. По всему городу через каждые 300 метров пункты выдачи велосипедов (велики стоят пристёгнутые и автомат), все происходит автоматически. Чтобы это дело использовать нужна кредитка с 150 евро на счету и пин-код - вставляете кредитку, жмете английский язык и далее так:
По Парижу есть смысл передвигаться по билетикам "карне", если вы ездите раз-два в день. Есть детские "карнетики" по 5.70 за десяток, их не продает автомат - видимо, кассир должен видеть ребенка. Взрослые карне стоят 10.40 (или 11.20?) за десяток - их продает автомат. Кассир, если нет очереди, поможет разобраться. "Карт Оранж" он тоже купит вам в автомате - за ваши, понятно.
От аэропорта Шарль-де-Голль до Парижа билет RER (электричка) стоит 8.40 евро, на детей скидка. С Шарль-де-Голль теперь ездят в парк аттракционов "Астерикс". Мы поехали другим вариантом - через агенство на улице Риволи, возле парка Тюильри (ориентируйтесь на колесо обозрения, еще точнее - на выход из метро рядом с ним). За 2 взрослых и ребенка заплатили 160 евро (входные билеты в стоимости), нас отвезли в парк к 10 утра (сбор у агенства в 8.15), отъезд из парка в 18.30. Маловато, но там все равно не надышишься. По моим подсчетам мы переплатили всего 10 евро, но не дергались с электричками и пересадками.
Если вы приехали надолго и собираетесь много путешествовать, имеет смысл обзавестись Carte Orange, которая в течение недели даёт право проезда на любых видах транспорта (Metro, RER, автобусах и даже на монмартровском фуникулёре) с понедельника по воскресенье. Продаются эти карты в кассах метро. Это значительно выгоднее, чем покупать обычные талончики.
Если не собираетесь уезжать куда-то в пригороды, смело берите 1-2 зоны (это весь Париж) за 16.30 евро.
Не забудьте наклеить на оранжевую карточку свою фотографию, вписать имя и фамилию. А на маленьком магнитном билетике, который вам тоже дадут, написать номер самой карты. Сфотографироваться можно в специальных автоматах, которые называются Photomaton и находятся на многих станциях метро.
Кстати, билеты в парижском метро иногда проверяют серьёзные контролёры в синей форме. Более подробную информацию о парижском транспорте, а также удобные интерактивные карты метро и самого города вы найдёте на сайте www.ratp.fr. Сайт доступен и на английском.
Я сильно пожалел, что у моей кредитной карты "Альфа Банка" не было встроенного чипа, и вот почему. Несколько лет назад парижские градоначальники (некоторые из которых не только голубые, но ещё и зелёные) начали активно поддерживать велосипедистов. Иногда кажется, что в Париже для велосипедистов места больше, чем для водителей и пешеходов.
Однажды, прогуливаясь по какому-то парижскому бульвару, я был поражён наглостью людей на велосипедах, которые тренькали на меня своими звонками, а некоторые даже что-то недовольно бурчали, проезжая мимо. Я долго не мог понять, почему я им так неприятен, как вдруг обнаружил, что ¾ асфальтовой поверхности бульвара размечено под велосипедные дорожки, а я иду по самой середине этой веломагистрали!
В данный момент в Париже действует программа VELIB, суть которой заключается в следующем. В городе расположено большое количество точек проката велосипедов. Велосипед можно взять на одной точке, а оставить на другой. Первые полчаса вы катаетесь бесплатно, и этого вполне достаточно, так как точки проката располагаются друг от друга не более чем в 300 метрах. Только для того, чтобы воспользоваться этой системой, необходима не просто кредитка, а смарт-карта с чипом, потому что процедура получения велосипеда напрокат полностью автоматизирована. К сожалению, покататься по Парижу на велике мне в этот раз не удалось, но может быть это получится у кого то из вас.
Центр Лиона достаточно компактный, чтобы обежать его пешком.
Мы воспольльзовались лишь фуникулером на гору, где находятся римско-галльские развалины. Билет на фуникулер включает стоимость проезда туда-обратно, купить его можно в автомате около остановки. Автомат принимает евро-мелочь или банковские карточки. Билет нужно сохранять до конца поездки, потому что его нужно будет показать или пробить на выходе, а также использовать для обратной дороги.
И так как время уже поджимало, доехали от фуникулера до железнодорожной станции. На автобусных остановках висят карты с цветными обозначениями маршрутов. Мы нашли нужный маршрут и сели в нужный автобус без проблем. Билетик на одну поездку купили у водителя при посадке.
Метро в Париже довольно сильно отличается от привычного для нас метро московского или питерского образца.
Во-первых, линий значительно больше, расстояние между остановками меньше, и сеть метро настолько густа, что в любую точку Парижа можно без проблем добраться при помощи метро, достаточно иметь при себе его план. План метро и центральной части города всегда можно бесплатно взять в любом парижском отеле, в том числе, наверняка, и в том, где будете жить вы или попросить в кассе метро, когда будете брать билеты (тоже бесплатно).
Линии метро обозначаются просто номерами, и к тому же, каждая линия выделяется своим цветом, причем цвет линии на любом плане и на всех указателях в переходах метро совпадают. Это очень удобно. К тому же, парижское метро представляет собой симбиоз обычных линий метро и пригородных электричек. Пригородные линии обозначаются RER, на схемах они выделены более жирными линиями и нумеруются не цифрами, а буквами А, В, С и т.д. Линии RER имеют свои станции по всему городу (с соответствующим обозначением RER), а также на них можно попасть через переходы с обычных станций. Но, не забудьте, проезд по линиям RER дороже, чем в обычном городском метро и, если переходить с обычной линии на RER, вам придется доплачивать разницу и поэтому следует сохранять билеты до конца поездки.
Организация движения и станций тоже отличается от привычной нам схемы. Мы привыкли так: выходишь на нужную линию - и на станции поезда идут в одну и другую сторону. В Париже - не так: вам нужно найти не только станцию нужной вам линии, но и именно то направление, в котором вам необходимо двигаться. Направление определяется наименованием конечной станции линии. К примеру, чтобы попасть на станцию метро "Fort d'Aubervillers", неподалеку от которой находился наш отель, нам следовало выйти на линию 7, направление "La Courneuve" (это конечная станция в нашем направления). На противоположной стороне платформы могут отправляться поезда другой линии, поэтому не удивляйтесь, если увидите, как с одной станции поезда идут в одном направлении.
Однако, не пугайтесь, все станции и переходы снабжены большим количеством очень понятных указателей и схем, так что заблудиться практически невозможно. Просто, достаточно привыкнуть к этой схеме. Мы разобрались в ней буквально за одну первую поездку и далее каждый день ездили в метро без всяких проблем. Итак - входим в метро. Первым делом, естественно, надо купить билеты. Стоимость 1 билета (мы были в августе 2005 года) 1.4 евро. Недешево, как видите, но, если вы собираетесь ездить в метро не один раз, а к тому же путешествуете вдвоем или втроем, как мы, на билетах можно сэкономить. Для этого следует покупать их набором по 10 штук, такой набор называется "Карнет" и стоит 10.70 евро. То есть, экономия составляет 3.30 евро на десяток билетов. Продаются наборы на каждой станции в кассе (ее легко узнать по надписи "Information. Tickets". Подходите, говорите: "One carnet, pleas", подаете деньги - и получаете 10 билетиков с неизменным "Мерси". (Кстати, по этим билетам можно ездить не только в метро, но и в автобусе, трамвае и даже фуникулере на Монмартре).
Итак, купив билеты, направляемся к турникету, вставляем билет в специальный паз, он туда втягивается автоматически, проштамповывается и выскакивает из щели дальше на турникете. Загорается зеленый индикатор, и вы спокойно проходите через турникет.
ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае не выбрасывайте билет до конца проезда. Внезапно появившиеся контролеры могут потребовать предъявить билет и если его у вас нет - вас могут оштрафовать (на приличную сумму). Билет действует только на одну поездку - здесь принцип такой же, как у нас.
Далее, находим нужную посадочную платформу (по номеру линии и названию конечной станции вашего направления), пользуясь разноцветными указателями и ждем поезда.
Вот тут хочется сказать несколько слов отдельно о поездах парижского метро. На разных линиях можно увидеть вагоны разных типов. На некоторых линиях поезда метро идут на резиновом ходу, они подходят к платформе со своеобразным шелестом, что так непривычно для нас, привыкших к грохоту металла.
Еще одна очень важная деталь: в парижском метро двери вагонов автоматически не открываются. Для того, чтобы они открылись надо нажать специальную зеленую кнопку на двери, или повернуть вверх металлическую ручку. Кнопки или ручки есть как с внутренней, так и с наружной стороны дверей. Так что, если вы стоите на платформе, и около вас остановился вагон, чтобы открыть двери надо тоже нажать кнопку или повернуть вверх ручку.
Вагоны внутри тоже очень не походят на наши: они гораздо удобнее. В наших сидения располагаются вдоль стен вагона, т.е. реализуется принцип: перевести как стоячие). В парижском метро мягкие удобные сидения расположены поперек вагона (как в автобусе), если людей будет очень много, имеются и откидные сидения.
В некоторых местах метро выходит на поверхность и идет над ней, на уровне 2-3 этажа. Особенно это интересно в районе Монмартра: едешь и рассматриваешь проплывающие мимо дома и узкие улочки.
Итак, мы доехали до нужной станции, вышли из вагона, и теперь надо выйти на поверхность. Сделать это очень просто: идем по указателю "Sortie" (слово это по-французски значит "выход", а не то, что сразу же приходит на ум любому русскому человеку).
Парижское метро - довольно старое, поэтому оно не такое глубокое, как в Москве, на многих станциях вообще нет эскалаторов.
Еще один совет: когда соберетесь в Нотр-Дам и доедете до станции метро "Cite" - не спешите подниматься к выходу по лестнице, она там довольно длинная, а потому для всех, кто хочет облегчить процедуру выхода, рядом с торцом платформы имеется большой лифт (его легко можно найти по картинке-указателю). Когда войдете в лифт - не пытайтесь искать там какие-либо кнопки: их там попросту нет, наверху горит табло, на котором отсчитываются секунды в порядке убывания: 00 - пуск!
Станции метро значительно более скромные, чем в Москве, но уютные, в них нет той безвкусной подавляющей помпезности. На некоторых станциях устроены витрины с различными экспонатами, нечто вроде маленьких бесплатных музеев. На нашей станции "Fort d'Aubervillers" была устроена даже маленькая кактусовая роща.
Названия станций в поезде не объявляют (точнее объявляют только в самых новых составах, которых в метро еще не так много, да и то на французском), но на каждой станции написано ее название очень крупно, и в каждом вагоне есть схема линий метро со всеми станциями, так что никаких проблем это не вызывает. Работает метро с 5.30 до 0.30. Интервал между поездами 1-8 минут. В выходные дни количество поездов резко сокращается и интервалы, естественно, увеличиваются.
Спецпредложения авиакомпаний
23.09 | Gulf Air | Москва - Париж | от 70 047 руб |
22.09 | Air Serbia | Санкт-Петербург - Ницца | от 17 707 руб |
16.09 | Air Serbia | Казань - Лион | от 43 020 руб |
16.09 | Air Serbia | Казань - Париж | от 45 146 руб |
09.09 | Air Algerie | Москва - Париж | от 26 967 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Ницца | от 41 980 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Париж | от 44 888 руб |
07.08 | Азимут | Пермь - Марсель | от 6 920 руб |
30.07 | Turkish Airlines | Москва - Бордо | от 46 335 руб |
30.07 | Turkish Airlines | Москва - Лион | от 47 780 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах