Страна, в которой порядок
В своей неустанной борьбе с хаосом Германия не раз изумляла мир. Десятилетиями ей, например, не давала покоя проблема рождаемости. Этот процесс вызывал у нее раздражение своей непредсказуемостью и бесконтрольностью и, в конце концов, привел к созданию огромного числа всевозможных теорий его упорядочивания. А в современном государстве власти выделяют немалые деньги на исследование так называемых "автомобильных пробок ниоткуда", пытаясь определить, откуда же они все-таки берутся и как с ними бороться.
Впрочем, прекрасно налаженный комфорт и система социальной поддержки, отличные коммуникации и завидная стабильность - это тоже один из результатов прагматизма и стремления к порядку. Разумно организованное бытие весьма положительно влияет на человека: неслучайно Германия - страна долгожителей. Так что пресловутый немецкий Ordnung выглядит сегодня достойным залогом вполне счастливой жизни. Немецкий ум всегда стремился разбить на категории и упорядочить окружающую его реальность, а то, что упорядочить не мог, решительно переделывал. Эта его особенность стала источником большинства национальных достоинств и недостатков. Спросите немецкую хозяйку, почему белье для сушки должно быть вывешено строго определенным образом, и услышите в ответ: таков порядок. Когда и кем он был определен - неизвестно, но любой истинный немец и в самом деле считает, что порядок превыше всего.
Почти 43 года назад китайцы с удивлением узнали, что потеряли монополию на самое известное фортификационное сооружение на земле. В далекой Германии возводилось что-то если и не сопоставимое по размаху с их Великой стеной, то достойное звания нелепейшего создания рук человеческих. В ночь на воскресенье 13 августа 1961 года военнослужащие и полицейские Восточного Берлина поделили свою бывшую столицу фактически на два государства. Линия этого раздела пролегла через мосты, кладбища, парки, улицы и даже дома. К утру берлинцы обнаружили, что живут в разных городах. Толпы людей бродили по обе стороны заграждений, не имея возможности попасть на работу, увидеться с близкими и не понимая, что же теперь делать. Заградительный комплекс длиной в 140 км и шириной 100 метров, построенный с учетом последних достижений в пограничном строительстве, в окончательном виде представлял собой следующее. На первой линии - забор с сигнализацией. Далее - 295 сторожевых вышек с автоматчиками. Между ними - проволока, при прикосновении к которой срабатывали осветительные ракеты.
Еще дальше - 244 бункера с бойницами для ведения заградительного огня. Параллельно стене тянулась бетонная полоса, которую патрулировала полиция. Следующая линия представляла собой комбинацию противотанковых рвов, контрольно-следовой полосы и мачт с прожекторами. И, наконец, - всемирно известная стена из железобетонных плит с проложенной поверху толстенной трубой. В общем, рушить четырехметровую стену было трудно. Но радостно.
Воссоединение двух Германий, символом которого стал снос Берлинской стены, оказалось делом сложным и длительным. Отрезвление после всеобщей эйфории наступило быстро. Люди, сорок лет существовавшие в разных социальных системах, почти не понимали друг друга.
Жизнь восточных немцев кардинально переменилась. Переход к рыночной экономике пробудил наиболее работоспособную и деятельную часть населения, но вызвал закрытие многих предприятий. Под вопросом оказалась полученная ранее профессиональная квалификация, и не всегда оправданно: офицеру высокого ранга в объединенной армии могли предложить лишь чин сержанта(!), а инженеру - пособие по безработице. Кстати, и уровень безработицы в пяти новых немецких землях составил около 30%, а заработная плата в среднем почти в два раза ниже, чем на западе.
Несмотря на гигантские вложения - более 900 миллиардов немецких марок - восстановить полноценную экономику пока не удалось. Пожилые люди вдруг почувствовали себя социально незащищенными и затосковали по бывшей ГДР. Молодежь с восторгом устремилась на запад страны, но обнаружила, что там ее никто не ждет. Да и западные немцы восприняли объединение неоднозначно. О том, что воссоединение германской нации - благо, говорят все, но нередко добавляют: делать это надо было по-другому. Как? Рецептов бесчисленное множество. Объединенные немцы ждут, что коррективы в действительность внесет время.
Кто не видел Берлина - не видел страны, утверждают жители германской столицы. Конечно, десятилетия раздела не лучшим образом сказались на его облике, но не смогли окончательно переменить его лицо, сформированное 750-летней историей. Считают, что в Берлине все всегда было самым лучшим - кинотеатры, пивные, автомобили, музыка… Берлинцы шутя называют столицу деревней. И действительно - некоторые районы ведут свой особенный, чем-то перекликающийся с деревенским образ жизни. Еще считают Берлин "простаком" - шумным и непосредственным. В любом случае это открытый город: на его улицах можно услышать французскую, испанскую, турецкую, английскую и русскую речь. Число эмигрантов достигает 440 тысяч человек.
Притом, что в городе каждый может быть счастлив на свой фасон и жить, как ему нравится. Большим достижением берлинцы считают свое умение не мешать окружающим и не вмешиваться в чужие дела.
В последнее десятилетие Берлин похорошел, оживился, восстановил старые и приобрел новые градостроительные ансамбли смелых архитектурных решений. Правда, некоторым его восточным районам еще не хватает традиционной немецкой чистоты, а их жителям, возможно, толерантности. Но уж с этим-то берлинцы справятся.
Социологические опросы утверждают - главной ценностью немецкой нации было и остается желание иметь полноценную семью. Однако на рубеже тысячелетий в стране неуклонно снижается рождаемость, растет число разводов и гражданских браков. В чем же дело? Немецкая молодежь и в самом деле не считает брак обязательным. Достаточно уже того, что можно просто жить вместе, вести общее хозяйство, лет в 30 завести ребенка - одного на двоих, активно строить карьеру и дом и… не думать о разводе и дележе имущества. Но перед теми, кто решил обзавестись полноценной семьей, встают иные проблемы. Уровень образования молодых женщин в современной Германии, как правило, выше, чем у мужчин. Это позволяет им на равных конкурировать с противоположным полом, но требует сдержанного отношения к вступлению в брак. Тем более что супруг редко может стать им поддержкой. В отличие, скажем, от соседней Австрии, лишь около 15% немецких мужчин принимают участие в ведении домашнего хозяйства. Это соотношение не меняется даже с появлением детей, и более 60% женщин откровенно жалуются на недостаток свободного времени. Подавляющее большинство мужей не считают семью помехой профессиональному и социальному росту. А 75% женщин-руководителей любого уровня вынуждены от нее отказаться. И потому в Германии отнюдь не преувеличением звучит фраза, что мужчине семья прикрывает тылы, а у женщины - висит на шее.
Октоберфест - невиданный пивной карнавал - ведет свою историю от древних крестьянских праздников сбора урожая и конца полевых работ. Вообще-то он считается общенациональным торжеством и гремит по всей Германии, но именно баварский, мюнхенский считается главным и самым показательным. Его девиз близок русской пословице: "Сделал дело - гуляй смело". Как делают "свое дело" немцы, давно знает весь мир. А вот как они с душой умеют гулять, лучше всего видно на Октоберфесте. Около семи миллионов человек бездумно веселятся и поглощают водопады пива. Играют сотни оркестров. Заполнены все бесчисленные бары, вдоль аллей разбиты гигантские павильоны, вмещающие по нескольку тысяч людей. В каждом подают свое пиво, и число его сортов, говорят, достигает пяти тысяч. Специально подготовленные и отобранные баварки, крупные, полногрудые, олицетворяющие здоровье и цвет нации, разносят литровые кружки пенного напитка, свиные ножки, сосиски, квашеную капусту. Апофеоз наступает, когда люди берут друг друга под руки и, мерно раскачиваясь, запевают песню о том, что "пока ре- ка Изер несет свои воды, в славном Мюнхене не исчезнут веселье и уют".
Октоберфест, кстати, считается крупнейшим праздником мира и занесен в Книгу рекордов Гиннесса. За время его проведения выпивается более семи миллионов литров пива, съедается 1200000 жареных цыплят и сосисок, около 65000 порций свиных ножек и 84 быка. А количество мусора и пищевых отходов после двух дней торжества превышает 500 тонн.
К важнейшим из занятий любого уважающего себя немца относится забота о собственном здоровье. К числу его слагаемых традиционно относят охрану окружающей среды, организацию и поддержание лечебных курортов и здравоохранения, развитие фармакологии, достаточный отдых, полноценное, в национальном понимании, питание и обязательный секс. Злые языки утверждают, что англичане занимаются им по необходимости, французы из любви к процессу, индусы по соображениям религии, а для немцев он не более чем утренняя чистка зубов. Некоторые считают, что понятие стыда для немца весьма относительно. Обнаженное тело, каким бы оно ни было, им представляется "естественным состоянием человека". Немцы не понимают, зачем сексуальные отношения двоих окутывать неким флером интимности, если они столь же естественны, как обязательные требования гигиены.
Обилие сексуальной тематики на телевидении и в прессе, даже в серьезных изданиях, способно поразить иностранца. Иногда это объясняют естественным старением нации и желанием общества "стимулировать" таким образом половое поведение своих граждан. Немцы говорят о сексе увлеченно, но уж очень спокойно, как может англичанин рассуждать о садоводстве.
Спецпредложения авиакомпаний
13.12 | AJet | Москва - Берлин | от 21 700 руб |
13.12 | AJet | Москва - Берлин | от 54 600 руб |
23.08 | Air Serbia | Сочи - Нюрнберг | от 33 173 руб |
05.07 | Turkish Airlines | Москва - Мюнхен | от 43 266 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах