Тикаль
Известно, что все великие цивилизации древности развивались в условиях теплого климата, в долинах рек, чьи ежегодные разливы повышали плодородие почвы и создавали благоприятные возможности для земледелия. Так было везде - в Месопотамии, Индии, Египте, Китае, но только не в северной Гватемале. Древние майя, бросая вызов судьбе, строили свои белокаменные города в непроходимых джунглях.
За 15 веков до Колумба, раньше индусов и арабов, майя использовали в математике понятия нуля, предсказывали солнечные и лунные затмения, а пути движения Венеры вычисляли с ошибкой всего в 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, живописи, скульптуре. При этом древние строители не знали металлов, не имели представления о колесе и гончарном круге. Майя, по сути, жили еще в каменном веке. Вся культура древнего народа создавалась мускульной силой человека. Изящные храмы, дворцы и пирамиды росли как грибы. Так продолжалось до X века нашей эры. После внезапной катастрофы всякое строительство прекратилось, люди уходили с обжитых мест и города погружались в зеленую пучину тропической растительности. К моменту прихода конкистадоров от золотого века цивилизации майя осталась лишь туманная легенда в памяти ее потомков-индейцев. Однако жизнь в этих местах угасла не совсем.
В 30 минутах езды от Тикаля, самого значительного памятника древних майя на территории Гватемалы, расположено озеро Петен-Ица. С ним связана забавная история. В 1525 г. через эти места проходила карательная экспедиция Эрнана Кортеса. Конкистадоры направлялись в Гондурас, чтобы подавить восстание мятежного лейтенанта Кристобаля де Олида, который отказался подчиняться губернатору Кортесу. Измотанный походом через джунгли, губернатор не стал покорять индейцев. Перед тем как двинуться дальше в Гондурас, конкистадор попросил местного вождя Канека присмотреть за своим конем Морсильо, который поранил ногу, пробираясь через зеленый ад джунглей. На обратном пути завоеватель обещал забрать коня. Однако сделать этого ему не довелось. После ухода Кортеса вождь поместил коня в храм и стал кормить мясом, почитая животное как бога, ибо индейцы считали, что грохот испанских пушек происходит от ржания лошадей. Конь Морсильо мяса не ел и вскоре сдох. Испугавшись гнева Кортеса, вождь приказал изготовить статую коня в натуральную величину. Он назвал нового бога Циминчак, или Громовой Тапир. Статую разбили монахи францисканцы, которые явились сюда в 1618 г. для обращения индейцев с озера в христианство. Озерные жители говорят, что обломки лошадиного бога до сих пор покоятся на дне озера Петен-Ица.
Но вернемся в одну из 18 столиц древнего царства майя. Первооткрыватели руин города в XIX веке дали ему со слов местных индейцев романтическое название Тикаль, что значит "Место, где слышны голоса духов". Здесь проживало не менее 10 тыс. человек. Общая площадь комплекса составляет порядка 160 кв. км.
Чем же объясняется невиданный взлет величайшей из всех доколумбовых цивилизаций Америки? Многие ученые связывают этот феномен с развитой системой земледелия у майя. В древности жизнь населения, особенно земледельцев, была строго регламентирована. Распорядок всех дел, в том числе и сельскохозяйственных работ, был предусмотрен их календарем с точностью до дня. Жрецы составляли предписания для жителей в соответствии занятиями богов в тот или иной отрезок времени. Рядовым индейцам оставалось лишь следовать примеру своих богов. Любое нарушение распорядка расценивалось как кощунство. Нарушителя без особых разговоров клали на жертвенный алтарь. Наиболее почитаемым из божеств был повелитель дождя и ветра Кашеш. Его изображали, как персонажа, с длинным крючковатым носом и кривыми клыками. В руках он держал топор, факел и палку-копалку - для ведения подсечно-огневого земледелия. Позднее Кашеша стали называть Чаком. Он был владыкой шестого из 13 небес верхнего мира.
Как ни странно, но болотистые джунгли Гватемалы могли прокормить 2-3 млн. человек. Плодородие почв после сбора урожая быстро восстанавливалось. В 80-х гг. с помощью аэрокосмических съемок ученые обнаружили, что территория расселения индейцев покрывалась огромной сетью каналов, которые выводили влагу из болотистых почв. В результате дикие джунгли превращались в цветущие сады. Майя из Гватемалы вели активную торговлю с мексиканскими племенами индейцев, которые влияли на культуру жителей Центральной Америки. Некоторые архитектурные сооружения Тикаля походят на постройки в Теотиуакане.
Под лестницами и полами храмов, под основаниями каменных алтарей и стел до сих пор находят тайники, в которых индейцы прятали дорогие для них предметы: нефритовые украшения, сосуды, раковины, предметы из обсидиана. В храмах проводились не только пышные религиозные обряды. Под пирамидальным основанием культовых сооружений находились захоронения правителей и наиболее выдающихся членов общества. Гробницы, как правило, соединялись со сводчатым храмом наверху специальным каналом для души покойного правителя, психодуком. Главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя. Надо сказать, что и простые смертные, следуя примеру знати, хоронили своих покойников под полами обычных жилищ.
Непременным атрибутом города-государства являлось присутствие в нем дворцовых помещений. У исследователей нет единого мнения о назначении этих построек. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти постройки как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита.
К IX веку нашей эры жизнь городов-государств в северной Гватемале либо прекращается, либо сводится к минимуму. Строители перестали возводить храмы, стелы и алтари. Многолюдные рынки замерли, роскошные дворцы опустели. Города остались нетронутыми, как будто их обитатели собирались вскоре вернутся. Но они не вернулись. Города окутало безмолвие. Дворы заросли травой. По мнению некоторых ученых, на северных территориях Гватемалы в течение всего ста лет погибло не менее одного миллиона человек. Многие связывают это с сильными землетрясениями, засухой, даже эпидемиями лихорадки и малярии. Но подобные гипотезы не выдерживают критики. Одно время была популярна версия о социальных потрясениях. На раскопках в Тикале археологи с удивлением обнаружили, что многие каменные скульптуры оказались намеренно испорченными, хотя считалось, что за всю 600-летнюю историю Тикаля здесь никогда не было завоевателей-чужеземцев. Это позволило ученым сделать вывод о назревании в царстве майя нечто вроде революционной ситуации, которая переросла в массовые беспорядки. Когда успех восстания стал очевидным, бунтовщики, как предполагают археологи, накинулись на каменные изваяния, а заодно перерезали всех особ царственного рода. Но и эта версия не нашла своего подтверждения, так как вряд ли несколько десятков крупных городов-государств опустели только из-за возмущения низов.
В последнее время исследователи все же склоняются к мысли о том, что до царства майя чужеземцы все же доходили. Причем первыми здесь побывали теотиуаканцы. Вслед за ними джунгли Гватемалы посетило кровожадное мексиканское племя пипиль. Ему-то и приписывали лавры победителей воинственных майя-киче. Однако эта версия гибели великой культуры также оказалась не бесспорной, поскольку пипиль появились в Гватемале уже после заката золотого века майя.
В 90-х гг. американские ученые нашли связь между циклами изменения солнечной активности и периодами подъема и упадка цивилизаций. Оказалось, что пятнообразовательная деятельность солнца меняется через 3744 года. Это число было известно астрономам майя. Любопытно, что очередной спад солнечной активности совпадет с датой окончания последней эпохи, крах которой предсказывали жрецы майя, то есть с 23 декабря 2012 г. Современными исследователями было установлено, что пик наименьшей солнечной активности совпал с периодом упадка индейской цивилизации. Сокращение активности солнца повлияло на гормональную активность индианок, а следовательно, и на их плодовитость. В результате этого численность населения городов-государств стала стремительно сокращаться, а детская смертность достигла небывалых размеров за всю историю существования городов-государств. Майя стали уходить с севера Гватемалы на юг, в горные районы, туда, откуда они, собственно, и пришли.
Как бы то ни было, но ученые продолжают строить догадки и гипотезы о гибели некогда могущественного царства. Однако вплоть до сегодняшнего дня ни одна из версий исследователей не является безупречной.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах