← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Greenpeace

К "зеленым" во всем мире относятся, как к неагрессивным сумасшедшим. Их не то чтобы любят, но принимают, как неизбежный факт, понимая, что хотим мы того или не хотим, но защищать все, что нас окружает, необходимо. Просто чтобы самим живыми остаться. Требования "зеленых" постоянны и неизменны во времени - повышение мер безопасности при вредных производствах, очистка воды и воздуха, прекращение ядерных испытаниях и т. д. Партий и организаций, объявляющих себя борцами за экологию планеты, тьма, хотя далеко не всегда они играют такую уж позитивную роль в истории человечества. К примеру, некоторые представители западногерманских "зеленых" были чуть ли не единственными в ФРГ, открыто сопротивлявшимися объединению Германии, - дескать, на охрану природы денег не хватит.

Все эти организации существуют исключительно на частные пожертвования, их довольно много, но выделяется среди них лишь Гринпис - главным образом, размахом своей деятельности (как, впрочем, почти все, созданное американцами). Существует он почти четверть века и насчитывает сегодня около тридцати представительств по всему миру. Отличается Гринпис от прочих организаций и методами своей борьбы со злодеями, устраивающими из планеты огромную помойную яму и истребляющими все живое. Поливать зеленой краской из баллончиков владельцев норковых шуб для ее члена - моветон. Масштабы гринписовских акций куда значительней, и направлены они не на обывателя, а на власть предержащих. Проводятся акции регулярно и в самых разных уголках планеты. Но при этом всегда соблюдается главный принцип - ненасильственный характер акций.

Официальной датой создания Гринписа считается 1971 год. Тогда была предпринята попытка предотвратить ядерные взрывы на острове Амчитка, в 800 км от побережья Аляски. Хотя, строго говоря, первое выступление в Штатах по этому поводу состоялось еще в 1969 году (ядерные взрывы производились там с 1964 года). Пытаясь помешать очередному испытанию ядерного оружия, 10.000 человек, протестующих против взрыва, перекрыли участок американо-канадской границы. Комиссия по атомной энергетике США проигнорировала требования демонстрантов, и взрывы состоялись. Через два года Штаты собирались повторить взрывы, на этот раз им противостояли более организованно. Горстка американских квакеров арендовала небольшое судно и направилась к острову Амчитка. Все они, как и следовало ожидать, были задержаны по дороге, и взрывы, конечно же, состоялись в назначенное время. Но резонанс в мире история получила, да еще какой. Трое участников нашумевшей акции создали комитет "DonХt Make a Wave" ("Не гони волну"), преобразованный затем в Гринпис.

На протяжение всех лет своего существования Гринпис постоянно предпринимал акции, направленные на спасение нашей планеты. Перечисление всех заняло бы тома, но упомянуть некоторые, пожалуй, стоит.

Одна из последних состоялась в мае 1995 года, в Северном море. Там, недалеко от берегов Норвегии, компания Shell собиралась утопить прямо в море принадлежавшую ей нефтяную платформу Брентспар. Платформа давно уже отслужила свое и проще всего, а главное - дешевле, было избавиться от нее именно таким образом. Об угрозе, которую представляла собой затопленная нефтяная платформа, ясное дело, хозяева компании не задумывались. Гринпис прознал о замыслах норвежцев и отправил в Северное море своих ребят. В течение двух месяцев двадцать представителей Гринписа жили на платформе. В их распоряжении была своя радиостанция и непрерывно курсирующие между берегом и платформой лодки и корабли. И конечно же, Гринпис раструбил об этом по всему миру. В результате платформу демонтировали на побережье.

Но долго без дела Гринпису сидеть не пришлось. Уже в конце июня 1995 года началась французская кампания. На лето прошлого года Франция наметила серию ядерных испытаний в южной части Тихого океана, на атолле Моруроа. Именно на это время пришелся печальный юбилей - 10 лет назад, 10 июля 1985 года, во время акции протеста против ядерных испытаний, производимых Францией на соседнем атолле Меджато в Новой Зеландии, было потоплено гринписовское судно "Rainbow Warrior" ("Воин радуги"). Корабль был уничтожен двумя бомбовыми ударами, произведенными по прямому указанию французского правительства. При этом погиб находившийся на корабле фотограф Фернандо Перейра. "Rainbow Warrior" был старым парусником, построенным в Англии еще в 1955 году, а в 1977 году приобретенным Гринписом. В 1985, только после ремонта, блестевший "Rainbow Warrior" отправился в свой последний рейс к берегам Новой Зеландии.

И вот, через десять лет, снова испытания ядерного оружия, и снова Франция. К месту взрывов было послано пять гринписовских кораблей. Все они были арестованы французскими властями. Испытания, как известно, состоялись, но вслед за этим французы объявили о своем решении подписать соглашение о прекращении ядерных испытаний. А "Rainbow Warrior" существует. Через несколько лет после катастрофы Гринпис приобрел новый корабль, назвав его именем затонувшего парусника.

После прошлогодних испытаний в Тихом океане была получена информация о том, что французы собираются поделиться данными о результатах ядерных испытаний с британцами - вероятно, именно поэтому английские власти очень спокойно реагировали на проведение соседями испытаний на атолле Моруроа. Что не осталось незамеченным Гринписом: во время официального визита французского премьера Жака Ширака в Лондон машину Ширака повсюду сопровождал автомобиль Гринписа, на котором была установлена огромная двухспальная кровать с лежащей на ней сладкой парочкой в масках Мейджора и Ширака.

Тем же ядерным испытаниям было посвящено и выступление Гринписа во время празднования 50-летия организации Объединенных наций. Со всех сторон вокруг здания ООН с небес плавно опускались люди на управляемых парашютах с плакатами, призывающими прекратить взрывы в Тихом океане.

Никаких национальных пристрастий у Гринписа нет. Пару лет назад они провели акцию в защиту Антарктиды на территории Германии. Люди, нарядившись пингвинами вышли на демонстрацию с требованиями создать в Антарктике национальный парк. Следуя немецким законам, полиция пыталась остановить несанкционированное выступление. Чем вызвала большую потеху у публики: получалось, что с площади пытались выдворить ни в чем не повинных животных.

В 1989 году Гринпис помешал запуску ракет "Трайдент" в международных водах недалеко от Флориды. В результате утечки информации из Пентагона (и такое случается) кто-то из Гринписа узнал о готовящемся запуске. Ракеты были установлены на подводной лодке, охраняемой двумя огромными кораблями ВМФ США. Сама субмарина находилась под водой, на поверхности видны были лишь перископ и антенна, к которой нахальные ребята из Гринписа и привязали свой флажок (небольшой кораблик и несколько лодок умудрились подойти вплотную, наплевав на внушительную, но не столь маневренную, как маленькие суденышки, охрану). Ракеты тогда так и не запустили, а скандал в Пентагоне был невообразимый.

Ядерные испытания - возможно, наиболее важная, но далеко не единственная забота экологов. Богатые государства вместо уничтожения отходов, произведенного по всем правилам техники безопасности, частенько просто завозят их в неограниченном количестве в государства победнее. Что будет с экологией этих стран, понятное дело, никого не волнует. Взять, к примеру, отработанные пестициды. Могла бы, конечно, Германия и сама их уничтожить, и без всяких последствий для собственной природы, да дороговато: тонна - 10.000 марок. Куда проще отвезти их в нищую Албанию и бросить там. Что в 1993 году и было сделано. Два года простояли эти контейнеры без движения, пока в 1995 году ими не заинтересовался Гринпис. Наняли огромный контейнеровоз, погрузили отходы и беспрепятственно провезли через две границы - албано-итальянскую и итало-французскую. Грузовик-то немецкий, никто и не остановил. При подъезде к немецкой границе машина с отходами перегородила одну из самых оживленных автострад, а те, кто в ней находился, приковали себя к машине цепями. И добились-таки своего - немцам пришлось принять свой груз обратно и утилизовать самим. Пусть дорого, но дома.

Как-то гринписовцы решили привлечь внимание к проблеме безопасности хранения и транспортировки опасных веществ. И на сей раз устроили шоу в Италии. Арендовали грузовик, прицепили на него таблички с надписью "Осторожно, радиация!" и беспрепятственно проехали на нем через весь Рим. Более того, полиция с готовностью останавливала ради него движение на улицах города, ни разу не поинтересовавшись происхождением грузовика и не спросив каких бы то ни было документов. Въехав в ворота Министерства безопасности Италии, грузовик остановился. Бочки с якобы радиоактивными веществами стали выносить и ставить на ступеньки министерства, и только это заставило власти забеспокоиться. Для начала представителей Гринписа забрали в полицию - к счастью, ненадолго. Потом все-таки сняли с должности министра безопасности. Римляне ужаснулись: ведь точно так же через весь Рим при желании смогут проехать и какие-нибудь террористы - стоит лишь прикрыться вывеской "Осторожно, радиация!".

14 ноября 1990 года четыре члена Гринписа пытались добиться отмены британских подземных ядерных взрывов в пустыне Невада. Добрались, как партизаны, до места взрыва и подождали, - естественно, не под землей, а на поверхности, над местом предполагаемого взрыва, - пока многочисленные видеокамеры их не засекут. Заметили их вовремя - за считанные минуты до взрыва. Арестовали и увезли на вертолете. А бомбу, превышавшую по мощности в 12 раз сброшенную над Хиросимой, все-таки взорвали. На два часа позже.

Успел "повоевать" Гринпис и на российской территории, хотя его представительство существует здесь всего семь лет. В октябре 1993 была предпринята акция на наших дальневосточных морских базах. Узнав, где и когда должен произойти очередной слив ядерных отходов, - отработанного топлива атомных подводных лодок, - члены организации направились в Японское море, чтобы предотвратить его. Тогда действия "зеленых" успеха не имели, но история получила огласку. На российское правительство было оказано давление, и теперь Россия предпочитает воздерживаться от подобных методов захоронения ядерных отходов - во всяком случае, пока.

Весьма оригинальная и действенная акция была проведена на нижегородском заводе "Красная Этна". Завод, не имеющий средств на установку очистных сооружений, преспокойно сливал в Волгу все свои отходы. Ни на какие уговоры администрация города, несмотря на всю свою прогрессивность, не поддавалась - денег не было. Гринпис установил на сливе пожарный насос и стал закачивать ядовитую жидкость обратно на завод. Успех был стопроцентный - завод закрыли.

И самая "свежая" акция организации состоялась в России, в Москве, во время встречи лидеров "Большой Семерки" с президентом Ельциным. Посвящена она была десятилетию чернобыльской катастрофы. 19 апреля Гринпис вывел на Москву-реку корабль и две моторные лодки: протестовали, правда, против всех АЭС в мире, не только Чернобыльской.

Гринпис, при всей своей авантюрности, занимается и делом сугубо формалистским - ведет статистику аварий и инцидентов, результатом которых были выбросы радиоактивных веществ. И издает "Календарь ядерной эры", зафиксировавший почти 400 происшествий. Список этот, конечно же, далеко не полон - о многих авариях и катастрофах ничего не известно. Информация о них до сих пор засекречена. Как правило, это касается всего, что было связано с военными программами или происходило в момент зарождения ядерной энергетики, когда статистика таких случаев еще не велась и человечество не представляло себе реальной угрозы, исходившей от развивающейся атомной индустрии. Открывается календарь первыми взрывами атомных бомб - в Хиросиме и Нагасаки.

Далее следует: 29 августа 1949 года атомное оружие было испытано Советским союзом, 3 октября 1952 года - Великобританией, на 12 лет позже то же самое сделали китайцы, на 14 - французы и т. д.

Как следует из гринписовского календаря, каждые пять-десять лет происходят аварии на атомных подводных лодках. 10 апреля 1963 года в Атлантике затонула американская субмарина "Thresher", все 123 члена экипажа погибли. Через пять лет, в той же Атлантике, у Азорских островов затонула американская же лодка "Scorpion" с 99 моряками на борту. В 1973 году советская подводная лодка К-56 столкнулась с исследовательским судном. В 1975 и 1978 годах произошла авария на наших подлодках К-447 и К-171, в 1984 году - на лодке К-131, в 1989 - на "Комсомольце".

А количество АЭС, потерпевших мелкие или крупные аварии, разбившихся бомбардировщиков с атомными бомбами на борту, случайных выбросов плутония, столкновений грузовиков с радиоактивными веществами, взрывов на складах ядерных боеприпасов, утечек радиации с оружейно-ядерных заводов - вообще огромно.

Гринписовцы, конечно, веселые ребята. Эдакие вездесущие микки-маусы, всеми способами проникающие туда, куда им соваться не положено. И акции они устраивают смешные. И воспринимают их во всем мире примерно, как солдатиков некоего современного "потешного полка". Наверное, в этом есть резон. Большая часть гринписовских акций не заканчивается ничем, кроме эффектного шума. Впрочем, он не совершенно бесполезен.

В конце концов, плевать всем на то, что французы что-то там взрывают у берегов Полинезии. Мало у кого в этой Полинезии есть родственники. Или в Антарктиде.

Есть только одно "но". Любая авария обязательно отразится на состоянии атмосферы в каждом уголке планеты, и отголоски взрывов, произведенных французским военным ведомством в Тихом океане, рано или поздно достигнут берегов Франции. И до тех пор, пока мы этого не поймем, Гринпис будет продолжать организовывать свои акции. Во всем мире. Без всяких национальных пристрастий. С вненациональной настойчивостью.

Новости туризма

Спецпредложения авиакомпаний

22.04 Air Arabia Казань - Найроби от 16 588 руб
22.04 Turkish Airlines Москва - Турин от 47 563 руб
22.04 Turkmenistan Airlines Москва - Бангкок от 28 854 руб
22.04 Уральские авиалинии Екатеринбург - Пекин от 24 357 руб
22.04 Nordwind Airlines Казань - Улан-Удэ от 14 200 руб
22.04 Pegasus Airlines Москва - Барселона от 16 205 руб
22.04 China Eastern Москва - Токио от 43 505 руб
21.04 Sichuan Airlines Остров Пхукет - Москва от 34 926 руб
21.04 China Southern Хошимин - Москва от 25 539 руб
21.04 Аэрофлот Екатеринбург - Гоа от 15 449 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах