← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Безопасность в горах

Зимой люди делятся на две категории: тех, кто мужественно переносит зиму как неизбежное зло, и тех, кто из снежной зимы извлекает максимум удовольствий. Правда, удовольствия эти подчас сопряжены с опасностями. Популярность зимнего альпинизма и горного туризма, рост интереса к ски-турам и внетрассовому катанию приводит в горы большое количество людей, порой совсем не готовых к встрече с серьезными проблемами. Каждый год приносит энное количество смертей и несчастных случаев в результате схода лавин. Хотя таких случаев могло бы быть меньше, если бы люди не относились к лавинной опасности легкомысленно. Это касается в равной степени и опытных лыжников, и новичков. Просто надо принять как данность, что в лавине можешь оказаться ты сам. Профи хвастают интуицией и утверждают, будто у них есть ощущение опасности того или иного участка, которое приходит с годами. Но и они когда-то были новичками, и не одно только везение позволило им выжить и приобрести такую интуицию. К тому же большинство из отдыхающих вовсе не намерено становиться профи.

Возникает вопрос: а может ли вообще новичок или редко катающийся лыжник хотя бы минимально обезопасить себя, наслаждаясь катанием в горах? Оказывается, может, но только зная некоторые основные принципы возникновения и схода лавин. По крайней мере, нижеследующую информацию мне удалось получить, изучив контент сервера RASC (Russian Alpine Ski Club).

Вы хорошо представляете себе, что такое лавина? Она может сойти везде, где снег лежит на достаточном уклоне. Снег располагается на склоне последовательными слоями, которые могут иметь различные характеристики. Лавина сходит, когда один слой скользит по другому (поверхностная лавина, она же доска), или когда сходят целые пласты снега непосредственно до самой поверхности склона (полная глубина). Лавина бывает сухой или влажной, в зависимости от наличия в снеге свободной воды, может начинаться в одной точке или сходить плитой. В принципе, лавина - это любой сход снега, достаточно мощный, чтобы сбить человека с ног. Итак, выходя покататься, не забудьте учесть несколько факторов. Они помогут вам оценить вероятность появления лавин.

Погода - пожалуй, очень важный фактор, так как влияет на состояние снежного покрова. Прогноз погоды может дать некоторую информацию о лавинной обстановке еще до выхода из дома, хотя погода в горах труднопредсказуема и переменчива. Понижение температуры, снегопад, юго-восточный ветер 25 миль в час, например, означает повышение лавинной опасности на северо-западных склонах.

Снежный покров - просто посмотрите на склон, если видимость хорошая, можно увидеть следы недавних сходов лавин, области накопления снега, оценить дрейф свежего снега. Таких склонов надо по возможности избегать. Дальше, на меньшем расстоянии от лавиноопасных участков, проверьте глубину проваливания ноги в снег при ходьбе, рост карнизов, легкость схода небольших досок (поверхностных лавин). Опытные лыжники в своем регионе катания знают места - своего рода "индикаторы" лавинной опасности. Пообщайтесь с местными лыжниками или теми, кто здесь катается давно, и может подсказать такие места. Берегитесь и таких признаков лавинной опасности:

-Крутые, открытые склоны, особенно выпуклые.

-Большое количество свежевыпавшего снега (все, что больше 20 см).

-Сильные ветры, особенно ночью.

-Карнизы и другие свидетельства недавней ветряной активности.

-Признаки прохождения лавины на ближайших трассах.

-Признаки недавних лавин на других, похожих склонах.

-Трещины в снежном покрове.

-Скрипящие звуки, звуки барабанного типа от пустот под снежным покрытием.

-Звуки капающей воды, шарики сырого снега, катящиеся вниз по склону.

Если сомневаетесь, не спускайтесь по этому склону. Лучше не поехать, чем погибнуть. Возможно, ваш маршрут подвержен лавиной опасности, но примите следующие предосторожности, чтобы уменьшить риск:

-Пересекайте солнечные склоны как можно раньше. Основное правило - солнечные южные склоны не место для катания после 11 утра, когда солнце нагревает них.

-Минимизируйте время, которое вы проводите в солнечных местах, таких как прямые ложбины или очевидные "крутяки", где предыдущие лавины снесли деревья.

-Планируйте свой путь так, чтобы придерживаться гребней или нижнего уровня желобов. Отдайте предпочтение безопасным местам, таким как скопления деревьев и скалам внизу, а не над собой

-Высвободите все снаряжение, которое вы должны будете быстро отбросить при попадании в лавину (рюкзак, целинные стропы и палки).

-Проходите склон по очереди, соблюдая безопасную дистанцию между членами группы. Не считайте склон безопасным, если другие пересекли его успешно. Члены группы должны ждать в безопасном месте, наблюдая за движущимся лыжником.

-Не останавливайтесь на солнечных склонах. Если вы упали, продолжайте движение так быстро, как только это возможно. Вы можете подождать с очисткой своих очков до безопасного места.

Удержать такой объем информации в голове, обалдевшей от зимнего солнца, отдыхающим нелегко. Да и учесть все факторы, наверное, невозможно. И если вы попали в лавину, не сходите с ума: есть несколько правил, которые надо быстро и четко выполнять. Правда, я обнаружила два несколько различных свода таких правил - переводы оригиналов, обозначенных как "Complete Skier" и "Sport Scotland Avalanche Information Service". Получайте на всякий случай оба.

Первый в переводе Д. Кузнецова:

-Попытайтесь уклониться от лавины, избежав оползня или выехав в сторону.

-Если ускользнуть невозможно, снимите свои лыжи, палки и рюкзак. Попытайтесь "плыть" по направлению к краю лавины, или, по крайней мере, держаться на поверхности.

-Попробуйте удержаться за любой неподвижный объект, который вы сможете найти, например, скалу или дерево.

-Если вы в опасности быть похороненным под снегом, продуйте легкие и свернитесь "калачиком". Защитите свой рот и нос руками, наденьте капюшон, если он у вас есть. Сохраняйте руки в этой позиции, и у вас появится шанс раскопать себе пространство для дыхания, когда лавина остановится.

-Прежде всего, соблюдайте тишину и спокойствие, сохраняйте свой воздух и силу. Кричите, только если вы услышите кого-то рядом. Снег поглощает звук, и вы можете только зря расходовать кислород, имея очень маленькие шансы быть услышанным.

Второй список советов в переводе Alex Dem:

-Постарайтесь задержать свое движение в лавине, используя ледоруб или лыжную палку. Это может привести к тому, что вы окажетесь у вершины лавинного конуса.

-Кричите! Другие люди могут увидеть вас.

-Постарайтесь переместиться в сторону или выпрыгнуть выше линии отрыва.

-Если лавина сходит мощной плитой - пробуйте удержаться на верхушке снежного блока.

-Избавьтесь от рюкзака, лыж и т.д.

-Попробуйте катиться как бревно в сторону выхода из лавины.

-Иногда помогают плавательные движения.

-Когда лавина замедляется, пробуйте выбраться на поверхность. Делайте отчаянные усилия, постарайтесь высунуть хотя бы одну руку.

Надеемся, что эти советы будут полезны, но не пригодятся.

Новости туризма

Спецпредложения авиакомпаний

19.04 Победа Владикавказ - Дубай от 5 155 руб
19.04 S7 Новосибирск - Калининград от 19 485 руб
19.04 Аэрофлот Москва - Сочи от 4 728 руб
19.04 Уральские авиалинии Екатеринбург - Ереван от 17 898 руб
19.04 Turkish Airlines Казань - Любляна от 40 369 руб
19.04 Smartavia Москва - Улан-Удэ от 12 687 руб
19.04 Utair Тюмень - Анталья от 43 170 руб
19.04 Ред Вингс (Red Wings Airlines) Челябинск - Минск от 6 823 руб
19.04 China Eastern Москва - Сеул от 23 058 руб
18.04 Якутия Москва - Новосибирск от 4 261 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах