Заслуженные ухабы России и СНГ
Сибирские вершины
Комплексов, которые из-за удаленности от столицы можно отнести к горнолыжной экзотике, в России немало. Особенно в Сибири. Несмотря на то что в курортной иерархии они занимают последнее место, каждый уважающий себя российский горнолыжник просто обязан хоть раз в жизни покататься на сибирских трассах с их обилием снега и крепким морозцем. Самый продвинутый сибирский курорт – Шерегеш, расположенный в двух часах езды от Новокузнецка. Кататься здесь можно с конца октября до середины мая. Трассы горы Зеленой с перепадом 580 м обслуживают несколько бугельных и два подержанных австрийских кресельных подъемника. Прямо у подножия горы за последние несколько лет появилось десятка полтора уютных частных отелей с вполне приемлемым уровнем сервиса. О Шерегеше тепло отзываются сноубордисты и поклонники фри-райда – экстремального спуска по целинным склонам. Правда, зимой случаются морозы под сорок, но от этого никуда не денешься – Сибирь как-никак. Кресельный подъемник на Зеленую стоит 60-70 руб. за подъем. Двухместный номер со всеми удобствами в шале под горой обойдется в среднем в 2-2,2 тыс. руб. в сутки.
Другой известный сибирский курорт – гора Соболиная в Байкальске, на южном побережье знаменитого озера. Днем здесь – катание с отрогов хребта Хамар-Дабан с видом на Байкал, а вечером – водка с лучшей закуской в мире, омулем горячего копчения. До Байкальска удобно добираться на поезде – курорт расположен всего в трех часах езды от Иркутска и в нескольких минутах от железнодорожной станции на Транссибе. Максимальный перепад высот составляет 500 м, всего здесь с десяток трасс, в том числе для "чайников" и детей. Любителям внетрассового катания за 9 тыс. руб. предлагают однодневный тур, включающий доставку на склоны соседней горы Мамай на вертолете Eurocopter E-120 и не менее пяти спусков с нее. В будни дневной абонемент на подъемник стоит 400-850 руб. (здесь и далее даны цены в будни и выходные). Остановиться можно в одной из двух гостиниц, располагающих в общей сложности 170 местами. Одноместный номер обойдется в 450 руб. в сутки, а двухместные апартаменты повышенной комфортности стоят до 1,8 тыс. руб.
Для желающих покататься на Саянах идеально подходит гора Гладенькая в Хакасии. Хозяин "Русского алюминия" Олег Дерипаска вложил в нее несколько миллионов долларов, превратив в самый современный за Уралом горнолыжный комплекс: к услугам катающихся кресельные подъемники и четырехзвездный горный отель мирового класса. Трассы, самая длинная из которых протяженностью около 4,2 км, не дают соскучиться даже знатокам: максимальный перепад высот составляет 930 м – пожалуй, самый высокий показатель в Зауралье. На горе установлены два кресельных подъемника, которые позволяют добраться до отметки 1710 м.
Основной недостаток Гладенькой – удаленность от столицы Хакасии Абакана больше чем на 100 км. Впрочем, владельцы курорта стараются свести это неудобство к минимуму, включая трансфер в стоимость путевки. Цены в Гладенькой вполне приемлемые. Абонемент на подъемник стоит 200-400 руб. В будни место в шестиместном домике под горой обходится в 250 руб., номер "люкс" в санатории "Жарки" стоит 1,3 тыс. руб. В выходные цены поднимаются вдвое.
Наконец, совсем уж отчаянным любителям экзотики можно предложить скатиться со склонов действующих вулканов. Такую услугу предлагают только в России – на Камчатке. На полуострове пять горнолыжных комплексов, три из которых в черте Петропавловска-Камчатского. Самый обустроенный курорт – гора Морозная, расположенный в 10 минутах езды от местного аэропорта. Здесь пять трасс разного уровня сложности с перепадом высот до 500 м. Один подъем на бугельном подъемнике стоит 20 руб. Жить можно в 20 км от курорта на комфортабельной турбазе "Голубая лагуна" (800-1,2 тыс. руб. в сутки за двухместный номер). Прямо рядом с базой есть несколько горячих источников, куда знатоки советуют погружаться после катания. Катание на Камчатке привлекает еще и отсутствием морозов – зимой температура воздуха не опускается ниже 6-8°.
Уральская Европа
Самые современные в стране курорты – на Южном Урале. Абзаково, Банное и Завьялиха уверенно набирают популярность у любителей горнолыжного отдыха, так как здесь есть все, к чему успели привыкнуть побывавшие в Альпах россияне: комфортные отели, apres ski – развитая система развлечений после катания (работает даже аквапарк), качественный сервис, скоростные многоместные подъемники ведущих западных фирм, системы искусственного оснежения трасс. Новый курорт Банное даже имеет единственный в стране скоростной гондольный подъемник мощностью 2,8 тыс. человек в час.
Недостатки, впрочем, тоже есть: эксперты называют эти курорты полугорными, так как максимальная длина трасс здесь не превышает 2,5 км, да и то изрядная часть их приходится на пологие выкаты. Максимальный перепад высот в Абзакове составляет 311 м, в Банном – 450 м, в Завьялихе – 430 м. Так что продвинутым горнолыжникам здесь не особенно интересно. К тому же, как говорят знатоки, в пиковые даты часто возникают огромные очереди в бары, пункты проката и кассы по продаже абонементов. Зато для спокойного семейного отдыха с горнолыжным уклоном Южный Урал вполне подходит. Проживание здесь стоит довольно дорого. Место в двухместном номере санатория "Юбилейный" в Банном – 1-1,4 тыс. руб. в сутки; в гостинице "Каменный цветок" в Завьялихе – 950 руб. в будни и 1,5 тыс. руб. в выходные. Самые низкие цены в Абзакове, где место в двухместном номере стоит 300 руб.
По популярности с уральскими курортами вполне могут сравниться подмосковные горнолыжные комплексы. Самым модным и продвинутым из них считаются Сорочаны, расположенные в 50 км от МКАД по Дмитровскому направлению. Это любимое место московской горнолыжной тусовки. По уровню комфорта Сорочаны не уступают южноуральским курортам. Несколько кресельных и бугельных подъемников обеспечивают подъем на гору с перепадом высот до 90 м. Недостаточная крутизна трасс компенсируется наличием систем их искусственного оснежения и освещения. Абонемент на десять подъемов обойдется в 250-600 руб.
Среди других модных подмосковных мест проведения горнолыжного досуга – парк "Волен", Яхрома и Шуколово, также расположенные недалеко от Дмитровки. Уровень сервиса и катания везде примерно одинаков. Хотя "Шуколово", клуб Леонида Тягачева, который вошел в новейшую историю как личный тренер Владимира Путина по горным лыжам, безусловно, выделяется из общей массы. В Шуколове около десятка гор и несколько десятков подъемников; трассы длиной от 200 до 500 м всегда идеально выглажены, так как здесь постоянно тренируются российские национальные команды по горным лыжам. Трехчасовое катание здесь обойдется в 400-900 руб. В "Волене" 20 подъемов стоят 250-600 руб., в Яхроме – 220-550 руб. Наконец, рейтинг горнолыжных курортов был бы неполон без Степанова, обладающего самой протяженной в Подмосковье горнолыжной трассой – 1,1 тыс. м с перепадом высот до 110 м. Десять подъемов здесь стоят 300-700 руб.
Кавказские Альпы
Второе место в рейтинге отечественных горнолыжных курортов, безусловно, принадлежит Домбаю и Приэльбрусью. Недостатки горнолыжного Кавказа становятся очевидны вскоре после прибытия в аэропорт Кавказских Минеральных Вод: до поселка Домбай приходится добираться на машине три-четыре часа. В качестве альтернативы предлагается железнодорожный билет до станции Черкесск, откуда до Домбая всего час езды. Однако надо понимать, что в поезде придется провести около полутора суток.
Специалисты оценивают качество и возможности катания на Домбае как одни из лучших в мире. Катание здесь открыто с ноября по май. Автор этих строк своими глазами видел в поселке Домбай большую группу горнолыжных инструкторов из Французских Альп, которые приехали туда покататься. Дело было на майские праздники, когда большая часть французских горнолыжных станций уже давно закрылась. Поселок Домбай находится на высоте 1,66 тыс. м, а конечная станция канатной дороги "добивает" до 3 тыс. м над уровнем моря. На Домбае можно найти трассы любой категории сложности, что очень удобно для семейных выездов "на лыжи".
В последние годы курорт активно застраивают горными гостиницами и шале. Одновременно в поселке Домбай возводится несколько десятков мини-отелей, а в старых гостиницах активно реконструируется номерной фонд. Цены после реконструкции, понятно, возрастают. Так, в самой известной домбайской гостинице "Горные вершины" неделя проживания обойдется в 5-6,5 тыс. руб. на человека. А вот новые подъемники на Домбае строят, к сожалению, гораздо медленнее. Первую очередь новой гондольной дороги обещают запустить к началу весны, а ввод в строй всего комплекса запланирован лишь на будущий сезон. Поэтому трехчасовые очереди у подъемников, похоже, и в этом году никуда не денутся.
Не уступают лучшим европейским курортам по крутизне склонов и качеству снега и трассы Приэльбрусья. Их общая протяженность составляет около 35 км, что делает местные курорты Чегет и Эльбрус российскими лидерами в этой области. Как и в случае с Домбаем, самый главный недостаток курорта – малая пропускная способность подъемников. В высокий сезон иногда приходится ждать подъема на гору по два-три часа. К этому сезону руководство курорта обещало эту проблему решить, запустив сразу три новых французских подъемника, однако удалось возвести лишь часть опор, после чего строительство прекратилось. Поэтому очереди у действующих подъемников этой зимой сохранятся. Зато отелей предостаточно: помимо знаменитых гостиниц "Чегет", "Иткол", "Терскол" и "Вольфрам" появляются комфортные частные мини-гостиницы. Перед самым Новым годом на поляне Чегет открылся отель "Озон-Чегет", претендующий на комфортность и сервис еврокласса. Проживание в Приэльбрусье дороже, чем на Домбае: в большинстве гостиниц неделя обойдется минимум в 7-8 тыс. руб. на человека.
Черноморский Куршевель
Безусловным лидером среди российских горнолыжных курортов остается Красная Поляна. Одно из главных ее преимуществ – близость аэропорта в Адлере: всего-то 40 км езды по живописной горной дороге, и вы на высоте 600 м над уровнем моря, в уютном горном поселке. Конечно, 25 км трасс – по европейским меркам небогато. Но в России такого выбора надо еще поискать. Тем более что подобрать трассу по вкусу здесь может и ученик, и профессионал. Обслуживают трассы пять бугельных подъемников и три парнокресельных, последовательно поднимающих в начало семикилометрового спуска с перепадом 900 м. До сих пор в высокий сезон в очередях на кресельный подъемник можно было провести значительную часть драгоценного дневного времени. Этой зимой порядка стало гораздо больше: у подъемников появилась охрана, которая следит за ними и не пускает без очереди. Хозяева курорта пообещали этой зимой запустить на самом напряженном участке трассы еще один кресельный подъемник, однако пока его пуск откладывают.
Тем не менее эксперты считают, что у Красной Поляны есть все шансы превратиться в российский Куршевель. По крайней мере, именно в таком духе высказался недавно страстный горнолыжник Владимир Потанин, по совместительству глава компании "Норильский никель", получившей большой участок земли в районе Красной Поляны. Господин Потанин намерен возвести в Красной Поляне горнолыжный комплекс мирового уровня. Однако всем понятно, что на реализацию этих планов уйдет немало времени – вряд ли обещанный комплекс начнет работать раньше чем через пять-шесть лет.
Пока же к услугам краснополянских отдыхающих два десятка гостиниц, шале и турбаз. Несколько тысяч гостей готовы принять владельцы частных квартир и домов. Уровень проживания на любой вкус и кошелек: от затрапезных номеров советского образца на турбазе Министерства обороны до шале еврокласса в четырехзвездном отеле "Рэдиссон Пик-Лазурная", год назад получившего гордый титул лучшего горного отеля России. Самый скромный номер в "Лазурной" в низкий сезон обойдется минимум $110, президентская же вилла будет стоит $550. Номер на двоих в частной гостинице вполне реально снять за $50-60.
Киргизская Кашка-Су
Особняком стоят курорты стран СНГ. На просторах бывшего СССР разбросаны как вполне приличные горнолыжные комплексы, так и откровенные пережитки социализма. Так, в Грузии, несмотря на обилие гор, всего два заслуживающих внимания горнолыжных курорта. В Бакуриани, расположенном недалеко от знаменитого Боржоми, работает несколько трасс, сертифицированных по международным стандартам. Из Тбилиси на машине сюда можно добраться за два-три часа. Кресельный подъемник поднимает лыжников на высоту 2,85 тыс. м. Кроме того, есть несколько трамплинов и даже скоростная санная трасса. Но гораздо привлекательнее другой курорт, Гудаури. Это одно из немногих мест в Закавказье, пригодных для обслуживания иностранцев: в разгар сезона в Гудаури любят ездить европейские любители покататься на Кавказе. Условия здесь неплохие: снег лежит до середины апреля, три очереди австрийской кресельной дороги поднимают на высоту больше 3 тыс. м, максимальный перепад высот – примерно 850 м. Недавно открылся четырехзвездный отель "Марко Поло", цены в котором, как говорили в СССР, кусаются – около $50 за одноместный номер в сутки. Поэтому неиностранцы ради экономии живут в соседних деревянных коттеджах или снимают квартиру в поселке – это обойдется в $10-15. Цена дневного абонемента на подъемник – всего $10.
Самый знаменитый горнолыжный курорт Казахстана – Чимбулак, расположенный в живописном ущелье Медео, известном благодаря знаменитому ледовому стадиону. Этот утопающий в еловых лесах курорт находится всего в 25 км от Алма-Аты, что позволяет при желании ночевать в городе, а днем ездить на трассы. Но лучше, конечно, жить под горой, в гостинице "Чимбулак" или в одном из небольших горных отелей. Трассы здесь самые разнообразные – от простых и пологих до крутых, с уклоном до 45°. Подъемников целых семь: три кресельных, три бугельных и один детский лифт. В сочетании с перепадом высот почти в километр, обилием возможностей для фри-райда, специальным детским парком и развитой инфраструктурой это привлекает в Чимбулак массу иностранцев. Понятно, что, как и повсюду в бывшем Союзе, в пиковые даты подъемники Чимбулака не справляются с нагрузкой. Тем не менее дневной абонемент недешев – $30-38. Двухместный номер в гостинице под горой стоит $50-60.
До узбекских горнолыжных курортов Чимган и Бельдерсай от Ташкента 80 км. В Чимгане еще в советские времена выстроен огромный туркомплекс, состоящий из трех многоэтажных корпусов, а также отдельных коттеджей. Здесь работает одна бугельная и одна кресельная дорога, максимальный перепад высот – 385 м. Цена одного подъема – $1, места в гостинице – $10-12. В Бельдерсае, который в Узбекистане считается более престижным, чем Чимган, с жильем похуже, и вопрос проживания лучше решать не на месте, а еще до приезда. Те, кому все же удалось побывать на этом курорте, говорят, что бельдерсайские коттеджи поновее и получше чимганских, к тому же уютно расположены в хвойном лесу. Трассы Бельдерсая выгодно отличаются от чимганских. Они длиннее и круче: перепад высот достигает 770 м, а уклон местами доходит до 52°. Протяженность канатно-кресельной дороги больше 2 км, кроме того, есть еще 700-метровый бугельный подъемник. Подъем также стоит $1, а проживание обойдется в $86 за четырехместный домик.
Горнолыжный отдых в Киргизии, наверное, самый дешевый на всем постсоветском пространстве. Дневной абонемент на подъемник обойдется в среднем в 170 руб., а проживание – 300 руб. в сутки с человека за место на турбазе. В стране два основных курорта. Ближайший к цивилизации – горнолыжный центр Кашка-Су, расположенный в 35 км от Бишкека. Здесь два подъемника, включая кресельный, шесть основных трасс – от простых до самых сложных, а также небольшая турбаза человек на семьдесят. Перепад высот составляет 380 м. Посетители курорта наслаждаются отличным дешевым питанием, сауной с бассейном, бильярдным залом и даже катком. К тому же в пределах досягаемости находится еще несколько трасс и подъемников, так что катание можно существенно разнообразить. Обширным ассортиментом трасс может похвастаться и другой киргизский горнолыжный центр – "Орловка", расположенный в 130 км от Бишкека в сторону Иссык-Куля. Подъемники здесь исключительно бугельные, а турбаза рассчитана всего на 50 человек. Вид у нее неказистый, удобств минимум, но туалет с душем в номерах все же есть. А что еще нужно настоящему горнолыжнику?
Спецпредложения авиакомпаний
19.11 | Азимут | Тбилиси - Москва | от 9 628 руб |
19.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Москва - Тбилиси | от 8 146 руб |
19.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Батуми - Санкт-Петербург | от 9 600 руб |
19.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Санкт-Петербург - Батуми | от 7 850 руб |
19.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Санкт-Петербург - Батуми | от 17 450 руб |
18.11 | Азимут | Махачкала - Тбилиси | от 6 195 руб |
18.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Тбилиси - Екатеринбург | от 11 270 руб |
18.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Екатеринбург - Тбилиси | от 8 076 руб |
15.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Батуми - Сочи | от 5 280 руб |
15.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Сочи - Батуми | от 3 565 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах