Тайна погребенного храма
На территории Гондураса, в Копане, археологи отыскали храм майя, построенный полторы тысячи лет назад
Матрешка в стране Гондурас
"Туннель был тесным. Дышалось с трудом. Освещение никуда не годилось. Здорово пришлось помучиться", - жалуясь, вспоминал доктор Николай Грубе, известный немецкий знаток культуры майя. Что было, то было. Теперь, совершив открытие, можно с улыбкой рассказывать о темноте, жаре, крохотном лазе. Главное сделано: вместе с американкой Линдой Шеле, специалисткой по расшифровке иероглифов, Грубе проник под "акрополь" (укрепленную часть) города Копана и спас от забвения одну из страниц истории этого древнего города-государства, лежавшего на юге страны майя.
Подземная часть Копана испещрена траншеями и туннелями, словно швейцарский сыр - дырами. Уже более ста лет археологи без устали роются в земле, на которой некогда высился могущественный центр майя - теперь это территория суверенного Гондураса. Для многих археологов пребывание на земле Центральной Америки было сопряжено с немалым риском и обернулось жертвоприношением на алтарь науки. Итак, миновало столетие. Шахты и туннели тянутся теперь на километры. Их можно сравнить с машиной времени, переносящей археологов изо дня сегодняшнего из жалкого провинциального мирка, на полторы тысячи лет назад в величественную эпоху, эпоху расцвета культуры майя. Постепенно ученые находят все новые и новые предметы, рассказывающие о тех далеких временах; понемногу подвигается и расшифровка иероглифов. Все детальнее воссоздается картина расцвета и падения великой цивилизации майя. Ее история - особенно показательный пример внезапного, катастрофического крушения высокоразвитой культуры в Месоамерике.
Ради чего же мучился Грубе? Чему он так радуется? Его изумила ступень лестницы. Всего одна лестничная ступень. На ней едва проступали иероглифы: время сильно разрушило надпись. Что же особенного было в этой лестнице? Она являлась частью древнего храма, который притаился внутри другого огромного храма - спрятался за массивными стенами, как одна матрешка в другой. Около 1300 лет назад строители майя аккуратно засыпали небольшой храм песком и выстроили над ним новую культовую пирамиду у археологов она числится теперь под названием "храм-16". Не стоит удивляться тому, что майя "захоронили" свой старый храм: многие величественные здания той эпохи сооружены именно по такому принципу - их наслаивали на старинные постройки - и в наши дни их можно очищать, словно луковицу. Впрочем, в данном случае строители поступили весьма необычно: засыпая старинный храм песком, они постарались не повредить ни малейшей его детали.
Обнаружили же потаенный памятник лишь в 1992 году. Гондурасский археолог Рикардо Агурчиа обследовал "храм-16". Рабочие, помогавшие ему, для чего-то пробили отверстие в одной из внутренних стен храма. Образовался лаз. "Вы выбираетесь из низко нависшего туннеля - и перед вами внезапно вырастает громадная стена. Высота ее - двенадцать метров. Это и есть фасад древнего храма. Он переливается голубыми, красными, желтыми красками", - увлеченно говорит Грубе. Ученые окрестили это скрытое от всех строение Розово-лиловым храмом. Фасад его украшала огромная - высотой более двух метров - маска верховного божества майя (изображали его в виде птицы). Виднелись также многочисленные, прекрасно сохранившиеся орнаменты.
Осмотрев парадную лестницу Розово-лилового храма, ученые заметили на одной из ее ступеней некий загадочный текст. Разобрать его археологи не сумели. Шеле и Грубе, знатоки древней письменности, целыми днями просиживали перед этой надписью. В туннеле было так тесно, что впереди непосредственно перед ступенькой мог уместиться лишь один человек. "Мы работали по очереди, и тот, кто работал, сообщал результаты другому, остававшемуся у него за спиной, а он уже заносил эту информацию в компьютер, который мы притащили с собой, и обрабатывал ее", - вспоминает Грубе.
Работа была долгой и утомительной. Приходилось срисовывать слабозаметные черточки иероглифов, освещая их карманным фонариком то с одной, то с другой стороны. Затем ученые пытались соотнести зарисованные знаки с уже известными иероглифами и старались восполнить очевидные лакуны - поврежденные участки надписи. В конце концов удалось разобрать эти загадочные символы, гласившие, что Розово-лиловый храм был освящен царем по имени Тцик Балам, то бишь "Прославленным Ягуаром", в 557 г. н.э. Имена майя часто кажутся странными, смешными. Однако ошибки тут нет: археологи распознали в этих иероглифах имена еще в ту пору, когда письменность майя оставалась неразгаданной.
Далее выяснилось, что и Тцик Балам тоже возвел свой Розово-лиловый храм над другим сооружением, - возможно, там погребен основатель династии. Целых два столетия Розово-лиловый храм оставался святилищем по тамошним меркам необычайно долго. Этим объясняется его археологическая ценность. Кстати, раскапывая храм, ученые тоже поступили весьма необычно. Очистив Розово-лиловый храм от насыпанной на него земли, они не стали разбирать скрывавшую его наружную постройку. Храм остался внутри храма, словно в пещере.
Вокруг него можно разгуливать, его можно осматривать со всех сторон. Кому "можно"? В данном случае ученым. И все же простые смертные тоже вправе полюбоваться погребенным храмом майя, отправившись в новый музей, открытый в Копане. Там по слепкам, сделанным с оригинала, храм воссоздан с поразительной точностью: повторены и маски, и элементы лепного орнамента, украшавшие подземный прототип.
Тем временем археологи продолжают раскапывать недра "храма-16". В прошлом году они расчистили основание Розово-лилового храма. Оно оказалось гораздо шире, чем ожидалось: 10 х 15 метров. Рядом, на этом же постаменте, были сооружены еще два небольших храма. Кстати, на них вообще нет лепного орнамента: все украшения вытесаны из камня.
Попробуем объяснить, почему майя отказались от своего традиционного искусства. На протяжении нескольких столетий майя выделывали лепные украшения из особой пластической массы, в состав которой входили гипс, известь, песок и вода. На обжиг известняка уходило немалое количество дров. "Древние майя изрядно нагрешили: они нанесли огромный экологический ущерб, вырубив леса на обширной территории. Вокруг крупных городов не осталось ни единого деревца. Леса перевели на дрова", критично заметил Грубе.
Итак, майя не могли украсить лепниной даже храм, построенный в 557 году. Значит, уже в VI в. н.э. леса в окрестностях Копана - в раскинувшейся здесь долине - были полностью сведены. В стране майя разразилась экологическая катастрофа.
Люди гибнут за нефрит
Политическая катастрофа наступила позже - через два столетия. Беда пришла 29 апреля 738 года. Властитель Буц' Тилив из Киригуа пленил "18 Кроликов" - тринадцатого правителя Копана. В цивилизации майя в эпоху поздней классики это была вполне обычная участь властителя.
Сия трагедия подвела итог двухсотлетнему соседству. За неделю до полного лунного затмения победители, устроив пышную церемонию, принесли в жертву царя "18 Кроликов" - в оригинале Waxaklahun Ubah K'awil (правильный перевод имени пока еще неизвестен). В тот день Копан потерял не только царя, но еще и мецената, покровителя искусств, по велению которого был воздвигнут великолепный храм - свидетельство немалых художественных амбиций, а также был разбит удивительный парк: парк составленный из одних лишь стел.
И вот царь погиб. В его родной державе стал править новый, че- тырнадцатый по счету, властитель. С его воцарением продолжилась изрядно пошатнувшаяся традиционная династия, ведь майя придавали традиции очень большое значение. И все же времена блестящих, пышных царствований в Копане прошли. Поражение было тем более обидным, что могучую метрополию со- крушил ее же собственный вассал Киригуа. Последствия военной катастрофы были столь значительны, что сказались даже на судьбе северных государств майя - на судьбе Тикаля и Калакмуля.
История Копана в привычном представлении начинается с появления здесь царской династии (426 г.н.э.). Якс К'ук' Мо, посланный Божественным Царем Тикаля за сотни километров от столицы в глубину джунглей, забрел в долину Копана. Здесь он и основал свою династию - воздвиг "семейные пенаты" и учредил культ бога, покровителя его собственной семьи. Через три дня Якс К'ук Мо повторил празднество в Киригуа - об этом сообщает еще одна надпись, высеченная на камне, которую ученым удалось недавно расшифровать. Копан лежал в плодородной речной долине, где столетиями селились крестьяне, возделывавшие маис. Царский город быстро разрастался. Недаром археологи ок- рестили его "Парижем майя": люди стекались сюда изо всех окрестных мест. Ученые обнаружили в Копане следы очевидного присутствия иностранных "гастарбайтеров". Во многом процветание городу обеспечило то, что его власти контролировали крупное месторождение нефрита в долине Мотагуа. Для майя нефрит был ценнее золота: из него изготавливали разнообразные маски и украшения, восхищающие нас и сегодня. Однако постепенно усилились и правители городка Киригуа. Им было сподручнее контролировать места добычи нефрита, к тому же власти Киригуа держали в своих руках и важный торговый путь, проложенный к Тихому океану. Цари Копана пытались вновь подчинить себе былые владения. Однако им это не удавалось. Не помогало и то, что Киригуа на протяжении трех с лишним веков формально пребывал в вассальной зависимости от Копана; не помогало даже то, что наместником Киригуа назначался кто-либо из родственников царя Копана.
Впрочем, в стране майя в ту пору имелись и другие, более значительные силы, определявшие картину политической жизни. В Петене, низменности на территории современной Гватемалы, располагались две сверхдержавы того времени: Тикаль и Калакмуль. Оба государства, окруженные когортой "братских народов", поддерживали на этой земле стратегический паритет "равновесие ужаса". Поэтому около четырех веков в стране майя сохранялось относительное спокойствие.
Копан был сторонником Тикаля. По этой причине власти Киригуа, отделившись от Копана, перебежали в другой лагерь и стали искать защиты у "большого брата" в Калакмуле.
В конце концов правители Киригуа все-таки победили. Царь Копана был пленен и казнен. Победу воспрявших вассалов восхваляли хвастливые алтари и стелы. Копан сразу же превратился в заурядное, незначительное государство. Пятнадцатый царь Копана Бутц' Ип ("Дым - его мощь") еще кичился, повелев выстроить Лестницу иероглифов. На ее 56 ступенях была отчеканена в камне вся история царей Копана (в общей сложности ученые насчитали здесь более 2000 отдельных иероглифов).
Однако уже следующий, шестнадцатый по счету властитель Копана, Якс Пас, столкнулся с серьезными внутриполитическими трудностями. Очевидно, эпоха единоличного правления в Копане прошла. Поэтому Якс Пас, следуя известному девизу - "Делиться лучше властью, чем головой" - уступил часть царских полномочий своим собственным братьям, а также нескольким высшим сановникам. Правда, он был еще полон амбиций, замышлял обширное строительство. Так, по его повелению был сооружен весьма претенциозный "храм-11", но в годы его правления даже представители сословия писцов - невиданное дело! - стали устанавливать стелы в свою честь.
Подобная смелость низов не просто знаменовала кризис - она свидетельствовала о стремительно нараставшем распаде державы. Речная долина давно уже была застроена дворцами и храмами. Крестьяне, растившие маис, давно уже были оттеснены на склоны холмов, теперь сплошь покрытых полями. Что оставалось им делать? Давно уже - вновь повторим это мрачное слово - весь лес на склонах холмов был безжалостно вырублен. Эрозию почвы было уже не сдержать сельское хозяйство переживало тяжелейший кризис. Между тем численность населения постоянно росла, однако прокормить его становилось все сложнее. В довершение всех бед, повидимому, произошел религиозный раскол, резко разделивший власть имущих и простолюдинов.
Конец истории города четко документирован. Каменный Якс Пас восседает на алтаре напротив последнего властителя Копана, У Кит Тока. На монументе, возведенном в честь интронизации, указана дата: б февраля 822 г.н.э. Это - последняя дата, что значится в истории Копана. На обратной стороне статуи художник начал вырезать рельеф - он так и остался неоконченным.
"Причиной внезапной катастрофы,- ставит диагноз Николай Грубе, - могла быть эпидемия, но, скорее всего, дело в каких-то социальных потрясениях: быть может, здесь произошло восстание. Несомненно, имела место некая стремительная насильственная развязка. Она и положила конец династии царей города Копана."
Да упокоится душа его в парах ртутных!
Раскопки в Копане продолжаются. В 1997 году пришло сообщение о том, что под Розово-лиловым храмом кроты от археологии отыскали самый древний храм города Копана. В нем, как предположили ученые, находится могила основателя династии - Якс Кук' Мо. Однако подступиться к ней было непросто: оказалось, что захоронение заполнено до краев очень ядовитым веществом - ртутью.
И все же, облачившись в защитные костюмы, ученые вскрыли залитую ртутью могилу. И вновь неожиданность: они обнаружили останки женщины, а не мужчины. Быть может, это жена основателя династии? Вскоре под ее останками обнаружилось новое захоронение. В нем был погребен мужчина. Все говорило о том, что покойному были оказаны очень высокие почести. Неужели в самом деле найдено место упокоения первого царя?
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах