← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Рейс в прошлое

Наступившая эпоха пронизана компьютерными технологиями, и скорость познания мира увеличивается пропорционально увеличению скорости обработки информации процессором. Но есть на планете места, в которых время, кажется, когда-то остановилось.

Так, отправляясь на полуостров Котч индийского штата Гуджарат, вдруг понимаешь, что это рейс "в прошлое". Кондуктор дергает за шнурок, привязанный к колокольчику в кабине водителя, автобус трогается, мужчины закуривают "биди", стремительно заполняя салон едким дымом. Мужчины здесь носят высокие тюрбаны, а женщины - яркие сари. Золотые сережки в носах женщин иногда настолько массивны, что женщины подвязывают их локоном волос. Конечная станция - древний портовый город Лакпот, поселение, расположенное в 34 км от индийско-пакистанской границы. Перед его посещением необходимо оформить специальный пропуск в полицейском участке.

Уже через несколько остановок проход между сиденьями автобуса завален мешками и ящиками, и новые пассажиры садятся на свой багаж. Свободных мест нет. В течение дня автобус несколько раз оказывается переполнен и несколько раз пустеет. Через семь-восемь часов пути по узкой неровной дороге наш автобус выезжает на небольшую желтую от песка равнину. Вдалеке, в свете заходящего солнца, угадывается длинная крепостная стена. Автобус за несколько минут достигает стен форта и через городские ворота въезжает внутрь.

Лакпот создает впечатление декораций, оставленных после съемок исторического фильма, где действие происходило лет триста назад. Город окружен крепостной стеной с бастионами. Никаких строений за крепостной стеной в Лакпоте нет. Город словно еще боится внезапных набегов и нападений. И старик на одной из крепостных башен, в белом, развевающемся на ветру халате, терпеливо всматривается в приближающийся автобус, подобно часовому. Поселение вместе с большой площадкой для игры в крикет занимает меньше половины площади форта. Маленькие аккуратные домики с черепичными крышами тесно прилеплены друг к другу, несмотря на то, что места внутри стен еще предостаточно. Все остальное - это песчаные дюны, поросшие колючками.

В Лакпоте нет гостиниц и гестхаусов. Остановиться здесь можно в храме у сикхов, которые предоставляют ночлег не только для паломников-единоверцев, но и для всех путешественников. Сикхи верят в одного бога, перерождение и карму. Кроме сикхского храма в Лакпоте есть древняя мусульманская гробница, мечеть и несколько индуистских храмов. А за фортом начинается Аравийское море, обнажающее во время отливов мокрый ил до самого горизонта. И, кажется, что Лакпот все еще ждет свои корабли, все еще хранит неприступность стен и мощь башен, не замечая, как изменился мир. Хотя сегодня он уже утратил свое портовое назначение.

Впрочем, именно в отношении индийского кораблестроения мир изменился не очень сильно. Процесс постройки судов в приморском городе Мандви на полуострове Котч остается прежним, несмотря на все аргументы XXI века в пользу новых технологий и материалов. Здесь строят огромные деревянные транспортные суда. И чтобы увидеть этих динозавров кораблестроения, мы отправляемся в Мандви. Наш небольшой рыбацкий баркас отплывает от пристани древнего города-порта Лакпот, взяв курс на древнюю судоверфь, которая со временем не потеряла своей актуальности. Проплывая вдоль западного индийского побережья, видишь, как песчаные дюны врезаются в Аравийское море, создавая километры пустых пляжей. Несколько раз нам встречались группы купающихся женщин, заходящих в воду в сари, и энергично машущих рукой проходящей лодке.

В Мандви заходит узкий залив Аравийского моря, по берегам которого и ведется строительство судов. Периодические приливы и отливы делают это место особенно удобным для кораблестроения, а потом и для спуска готового судна на воду. Здесь строят транспортные суда, способные перевозить около 2000 тон груза. Процесс строительства длится 2-3 года и ведется командой из 20-30 человек. Конечная стоимость такого судна - приблизительно 3 миллиона индийских рупий (около 70000 долларов США). В кораблестроении преимущественно используется лес, закупаемый в Малайзии. Это увеличивает стоимость работ, но желающих строить корабли именно здесь меньше не становится. На строящихся в Мандви судах можно заметить флаги Индии, Саудовской Аравии, Ирана и других стран, подданными которых являются судовладельцы, разместившие здесь свой заказ. Суда подобной конструкции используются для перевозки грузов между странами Азии и Африки.

На многочисленных верфях можно увидеть корабли на разной стадии производства. Одни подобно гигантским скелетам только начинают обшиваться досками, а на других рабочие уже заканчивают смолить борта и на носовой части художник аккуратно выводит последние буквы названия. Нависающие черными смолеными бортами над малоэтажными домиками, суда кажутся просто гигантскими.

Мандви - это еще и город капитанов. Определить принадлежность человека к этой касте легко по внешнему виду. Одетый всегда аккуратно и чисто, в белой рубашке и выглаженных брюках, он - воплощение самоуверенности и энергичности. Он говорит на хорошем английском, у него часы на цепочке, живые глаза и крепкий чай. На вопрос о том, трудно ли управлять таким большим кораблем, он только смеется и говорит, что куда труднее оставаться на берегу.

В Индии часто архаичность соседствует с современностью. Недалеко от Мандви, в городе Аланг, 20 000 рабочих день и ночь строят танкеры, военные корабли и современные транспортные суда. В 2002 году представители "Гринпис" посетили это предприятие под видом покупателей и собрали материалы, иллюстрирующие крайне тяжелые условия труда рабочих и высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Строительство же деревянных судов в Мандви на полуострове Котч едва ли когда-нибудь попадет в категорию "вредных" производств. И скорее всего, это уникальное явление постигнет судьба Лакпота, древнего порта без кораблей, превратив цветущий сегодня Мандви в город осиротевших без работы плотников, в опустевшие верфи. Однако последнее время город начинает пользоваться популярностью среди индийских туристов, приезжающих семьями отдыхать на тихие, спокойные и пустые пляжи полуострова Котч. У Мандви есть все шансы превратиться в туристический центр в будущем. А пока еще есть возможность увидеть индийский приморский городок кораблестроителей и капитанов до прихода сюда вездесущей туристической индустрии.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта