Рейс в прошлое
Наступившая эпоха пронизана компьютерными технологиями, и скорость познания мира увеличивается пропорционально увеличению скорости обработки информации процессором. Но есть на планете места, в которых время, кажется, когда-то остановилось.
Так, отправляясь на полуостров Котч индийского штата Гуджарат, вдруг понимаешь, что это рейс "в прошлое". Кондуктор дергает за шнурок, привязанный к колокольчику в кабине водителя, автобус трогается, мужчины закуривают "биди", стремительно заполняя салон едким дымом. Мужчины здесь носят высокие тюрбаны, а женщины - яркие сари. Золотые сережки в носах женщин иногда настолько массивны, что женщины подвязывают их локоном волос. Конечная станция - древний портовый город Лакпот, поселение, расположенное в 34 км от индийско-пакистанской границы. Перед его посещением необходимо оформить специальный пропуск в полицейском участке.
Уже через несколько остановок проход между сиденьями автобуса завален мешками и ящиками, и новые пассажиры садятся на свой багаж. Свободных мест нет. В течение дня автобус несколько раз оказывается переполнен и несколько раз пустеет. Через семь-восемь часов пути по узкой неровной дороге наш автобус выезжает на небольшую желтую от песка равнину. Вдалеке, в свете заходящего солнца, угадывается длинная крепостная стена. Автобус за несколько минут достигает стен форта и через городские ворота въезжает внутрь.
Лакпот создает впечатление декораций, оставленных после съемок исторического фильма, где действие происходило лет триста назад. Город окружен крепостной стеной с бастионами. Никаких строений за крепостной стеной в Лакпоте нет. Город словно еще боится внезапных набегов и нападений. И старик на одной из крепостных башен, в белом, развевающемся на ветру халате, терпеливо всматривается в приближающийся автобус, подобно часовому. Поселение вместе с большой площадкой для игры в крикет занимает меньше половины площади форта. Маленькие аккуратные домики с черепичными крышами тесно прилеплены друг к другу, несмотря на то, что места внутри стен еще предостаточно. Все остальное - это песчаные дюны, поросшие колючками.
В Лакпоте нет гостиниц и гестхаусов. Остановиться здесь можно в храме у сикхов, которые предоставляют ночлег не только для паломников-единоверцев, но и для всех путешественников. Сикхи верят в одного бога, перерождение и карму. Кроме сикхского храма в Лакпоте есть древняя мусульманская гробница, мечеть и несколько индуистских храмов. А за фортом начинается Аравийское море, обнажающее во время отливов мокрый ил до самого горизонта. И, кажется, что Лакпот все еще ждет свои корабли, все еще хранит неприступность стен и мощь башен, не замечая, как изменился мир. Хотя сегодня он уже утратил свое портовое назначение.
Впрочем, именно в отношении индийского кораблестроения мир изменился не очень сильно. Процесс постройки судов в приморском городе Мандви на полуострове Котч остается прежним, несмотря на все аргументы XXI века в пользу новых технологий и материалов. Здесь строят огромные деревянные транспортные суда. И чтобы увидеть этих динозавров кораблестроения, мы отправляемся в Мандви. Наш небольшой рыбацкий баркас отплывает от пристани древнего города-порта Лакпот, взяв курс на древнюю судоверфь, которая со временем не потеряла своей актуальности. Проплывая вдоль западного индийского побережья, видишь, как песчаные дюны врезаются в Аравийское море, создавая километры пустых пляжей. Несколько раз нам встречались группы купающихся женщин, заходящих в воду в сари, и энергично машущих рукой проходящей лодке.
В Мандви заходит узкий залив Аравийского моря, по берегам которого и ведется строительство судов. Периодические приливы и отливы делают это место особенно удобным для кораблестроения, а потом и для спуска готового судна на воду. Здесь строят транспортные суда, способные перевозить около 2000 тон груза. Процесс строительства длится 2-3 года и ведется командой из 20-30 человек. Конечная стоимость такого судна - приблизительно 3 миллиона индийских рупий (около 70000 долларов США). В кораблестроении преимущественно используется лес, закупаемый в Малайзии. Это увеличивает стоимость работ, но желающих строить корабли именно здесь меньше не становится. На строящихся в Мандви судах можно заметить флаги Индии, Саудовской Аравии, Ирана и других стран, подданными которых являются судовладельцы, разместившие здесь свой заказ. Суда подобной конструкции используются для перевозки грузов между странами Азии и Африки.
На многочисленных верфях можно увидеть корабли на разной стадии производства. Одни подобно гигантским скелетам только начинают обшиваться досками, а на других рабочие уже заканчивают смолить борта и на носовой части художник аккуратно выводит последние буквы названия. Нависающие черными смолеными бортами над малоэтажными домиками, суда кажутся просто гигантскими.
Мандви - это еще и город капитанов. Определить принадлежность человека к этой касте легко по внешнему виду. Одетый всегда аккуратно и чисто, в белой рубашке и выглаженных брюках, он - воплощение самоуверенности и энергичности. Он говорит на хорошем английском, у него часы на цепочке, живые глаза и крепкий чай. На вопрос о том, трудно ли управлять таким большим кораблем, он только смеется и говорит, что куда труднее оставаться на берегу.
В Индии часто архаичность соседствует с современностью. Недалеко от Мандви, в городе Аланг, 20 000 рабочих день и ночь строят танкеры, военные корабли и современные транспортные суда. В 2002 году представители "Гринпис" посетили это предприятие под видом покупателей и собрали материалы, иллюстрирующие крайне тяжелые условия труда рабочих и высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Строительство же деревянных судов в Мандви на полуострове Котч едва ли когда-нибудь попадет в категорию "вредных" производств. И скорее всего, это уникальное явление постигнет судьба Лакпота, древнего порта без кораблей, превратив цветущий сегодня Мандви в город осиротевших без работы плотников, в опустевшие верфи. Однако последнее время город начинает пользоваться популярностью среди индийских туристов, приезжающих семьями отдыхать на тихие, спокойные и пустые пляжи полуострова Котч. У Мандви есть все шансы превратиться в туристический центр в будущем. А пока еще есть возможность увидеть индийский приморский городок кораблестроителей и капитанов до прихода сюда вездесущей туристической индустрии.
Спецпредложения авиакомпаний
11.11 | Аэрофлот | Москва - Дели | от 11 350 руб |
11.11 | Аэрофлот | Москва - Дели | от 41 629 руб |
08.11 | Аэрофлот | Дели - Москва | от 13 953 руб |
18.10 | Oman Air | Москва - Дели | от 44 053 руб |
16.10 | Oman Air | Москва - Бангалор | от 45 703 руб |
16.10 | Oman Air | Москва - Гоа | от 44 372 руб |
16.10 | Oman Air | Москва - Мумбаи | от 44 487 руб |
13.10 | Gulf Air | Москва - Гоа | от 34 762 руб |
13.10 | Gulf Air | Москва - Гоа | от 62 444 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах