← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Обитель любопытствующих

Буддистских монахов интересуют подробности интимной жизни русских...

Говорят, что понять Индию можно через ее запахи. Возможно, это так и есть: запахи в этой стране преследуют повсюду — пряные, густые, сладкие, приторные, приятные и не очень — иногда даже кажется, что их слишком много и они слишком сильные. Дарамсала — небольшое горное поселение на севере Индии, штат Химачал-Прадеш — не исключение. Чтобы рассказать о нем, прежде всего нужно рассказать о его запахе, который достоин пера Патрика Зюскинда. Основное полотно запаха составляет свежий и чистый горный воздух, в который органичным узором вплетаются ароматы леса и причудливых растений, уличной еды и сладких благовоний из монастырей.

Этот запах пьянящей свежей струей пробрался к нам в автобус примерно в шесть утра, когда мы подъезжали к Мак-Леод Ганжу (верхнему району Дарамсалы). Он настолько отличался от букета запахов той, другой Индии, которая осталась внизу, что мы просто прилипли от изумления к окну и, затаив дыхание, разглядывали окрестности. А они, надо сказать, впечатляли: поселок расположился в предгорьях Гималаев; с одной его стороны возвышаются заснеженные пики Дхолорадской гряды, а с другой открывается вид на долину холмов Кангра, воплощающую собой одновременно умиротворение и величие.


Как только первые солнечные лучи начинают золотить белоснежные вершины, все вокруг просыпается: мелодичными трелями заливаются утренние птицы, где-то лает собака, уже слышны голоса людей, а тем временем на фоне лазурного неба появляются горные орлы, совершающие свой ежедневный облет окрестностей в поисках добычи. Поселок начинает жить своей обыденной жизнью. Перемешиваясь с прохожими и туристами, на улицах появляются садху (индуисты-аскеты) в оранжевых одеждах и с трезубцами в руках, а из монастырей после утренних занятий выходят буддистские монахи.

Сегодня Дармасала известна в первую очередь как резиденция Его Святейшества далай-ламы XIV и штаб-квартира правительства Тибета в изгнании. Вынужденные покинуть свою родину, многие тибетцы последовали за своим лидером и обосновались в Мак-Леод Ганже. Здесь тибетские традиции активно поддерживаются и развиваются: основаны Тибетский институт медицины и астрологии, библиотека тибетских рукописей и архивы, а также Тибетский институт исполнительских искусств. Культура и обычаи этого малочисленного народа органично вплелись в жизнь индийского севера, и кажется, что они жили тут всегда. Это обманчивое ощущение, однако, быстро исчезало, когда мы видели в кафе и в магазинах фотографии горы Кайлаш и дворцов Лхасы.

Сердце Дарамсалы — это, несомненно, буддистский храм Тсуглаг Кханг, находящийся прямо перед резиденцией далай-ламы. Местные жители называют его Главным Храмом. Его Святейшество периодически проводит здесь публичные аудиенции, и при удачном стечении обстоятельств можно лично поприветствовать духовного и политического лидера Тибета. К огромному сожалению, мы далай-ламу в Дарамсале не застали — он был в Японии с визитом.

Главное украшение Тсуглаг Кханга — статуи трех воплощений Будды: Будды Шакьямуни, Падмасамбхавы (Драгоценного Учителя) и Авалокитешвары (Будды Сострадания). Сам далай-лама считается реинкарнацией этого третьего божества. История статуи Авалокитшвары довольно любопытна: изваяние было заказано королем Тибета в VII веке и установлено в центральном храме Лхасы. Во время китайского вторжения, когда многие центры буддисткой науки и философии были закрыты, а рукописи, книги и статуи выброшены на улицы и уничтожены, жителям Лхасы удалось отыскать в горах мусора более-менее сохранившиеся куски лика Авалокитшвары и переправить их контрабандой через Непал как раз на север Индии, в Дарамсалу. Обломки первоначального изваяния стали частью современного образа.


С раннего утра и до позднего вечера вокруг Главного Храма проходят все желающие совершить кору (это тибетское слово обозначает совершение паломничества, выражающееся в обходе по часовой стрелке какого-либо святого места, будь то монастырь, ступа, храм или гора). По древней тибетской традиции вся территория вокруг храма увешана разноцветными флажками, оставленными верующими.


Однажды во время коры с нами вдруг заговорил один из тибетских монахов. Он с настойчивым любопытством задавал порой наивные вопросы об укладе европейской семьи и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Его интересовало всё: и сексуальные отношения, и количество времени, которое должно пройти после знакомства до свадьбы. Несколько раз он спросил — а принес ли брак счастье в наши души? Мы отвечали искренне, насколько это возможно, а монах в свою очередь долго извинялся и объяснил свое любопытство тем, что выбрал для себя аскетический путь и у него никогда не было женщины. Это была странная беседа, монах все время смеялся, но не потешался, а, как-то внутренне раскрываясь, помогал и нам самим найти для себя ответы на такие простые, казалось бы, вопросы. Обойдя храм, мы попрощались: монах обмотал свое бордовое одеяние на себе так, что у него стали смешно торчать уши, а сам он продолжал смеяться — то ли над нами, то ли над собой, а, может быть, и над всем миром, который казался ему таким забавным…

Мы несколько раз поклонились нашему собеседнику и пошли своей дорогой: близился полдень, а это значит, что на открытой площадке перед храмом начинались философские дебаты монахов. Наблюдать за этим действом — неописуемое удовольствие. Дебаты представляют собой, с одной стороны, театральное, с другой — все же значимое для воспитания мероприятие: монахи разделяются на пары и начинают вести полемику. Один монах стоит и высказывает свои тезисы, логически пытаясь их доказать своему оппоненту, в завершение мысли он сильно хлопает в ладоши и топает ногой, добавляя к своим словам энергетический посыл. Другой сидит и с явным сарказмом отвечает ему — "да брось, чудак, ты сам себе противоречишь…" Галдят они очень громко, и слышно их издалека, поэтому вокруг этой открытой площадки в полдень всегда можно найти нескольких благодарных зрителей (в основном путешественников), пришедших понаблюдать за этим поистине захватывающим зрелищем.


Во всех людях, находящихся здесь, есть что-то общее, выражающееся в отношении к этому месту. Побывав в Мак-Леод Ганже однажды, многие влюбляются в него всем сердцем и остаются навсегда. Поэтому этот район представляет собой пеструю мозаику обычаев и традиций различных народностей — к основному населению (собственно, местным индусам и осевшим здесь тибетцам) приплетаются кашмирцы, панджабцы, непальцы и европейцы.

При всем этом Мак-Леод Ганж приникнут удивительным спокойствием. Прогулка по улице с магазинами одежды и сувениров — всегда удовольствие. Продавцы ненавязчиво и порой даже лениво интересуются у прохожих: как дела, как проходит день, что вы думаете о том, чтобы как-нибудь зайти на чашечку кофе в его магазин? Здесь подобные разговоры кажутся милыми и ненавязчивыми, в отличие от других городов Индии.

Кафе и ресторанчики в Мак-Леод Ганже — это отдельная история. Маленькие индийские сколоченные из фанерных листов забегаловки, где готовится чай-масала и рис, чередуются с уличными торговцами пельменями момо (с картофелем или овощами) и с совершенно особыми по атмосфере тибетскими кафе. В этих кафе все напоминает о Тибете — фотографии, пришпиленные на стены, музыка, блюда в меню... Сделано это все не для удовлетворения туристического интереса, а для того, чтобы как можно точнее воссоздать ощущение родного дома.

Здесь за чашечкой чая вам может предложить сыграть партию в шахматы буддийский монах, а пока вы будете размышлять над своим ходом, он неторопливо расскажет вам историю своей жизни… В другой раз с вами разговорится владелец кафе или официант — и у каждого будет своя история, не всегда веселая и легкая, но в их словах не услышишь обиды или злобы. Эти исполненные достоинства и доброжелательности люди, сохраняющие даже в самых непростых ситуациях теплоту в сердце, произвели на нас самое благоприятное впечатление и заставили о многом задуматься.


Стоит заметить, что алкоголь здесь не продается практически нигде. Также в меню вы не найдете и блюда из мяса: "Animals are not a food" — эта фраза встречается здесь практически также часто, как и лозунг "Free Tibet". Зато многообразие вегетарианских блюд восхищает и вызывает острое желание познать секреты простой и здоровой пищи. Благо многочисленные курсы и классы кулинарного искусства, открытые в городке, позволяют это сделать.

В Дарамсале также можно познать тайны восточного массажа, освоить игру на национальных инструментах, выучить хинди или тибетский язык, не говоря уж о многочисленных школах йоги и медитативной практики. Кстати, именно здесь, на склонах холмов, покрытых гималайским дубами и кедрами, среди рододендронов и вечнозеленых сосен, стажируются и учителя различных направлений йоги и философских школ, которые впоследствии преподают в самых разных уголках планеты.

Про Дарамсалу говорят, что "здесь бьется сердце эволюции человеческого сознания". Кто знает — быть может, это так и есть. По крайней мере, возможность оказаться в таком месте, где соединяются природная красота с древней мудростью и знаниями, оценит каждый, кто мечтает отстраниться от суеты современного мира и заглянуть внутрь себя.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта