← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Жемчужина во мгле

Жемчужина мировой архитектуры, слеза на щеке времени? Как только не называли Тадж-Махал. Эта грандиозная усыпальница стала для Индии таким же символом, как Эйфелева башня во Франции

В истории Тадж-Махала тесно переплелись факты и легенды. Порой их просто невозможно отделить друг от друга. Точно известно одно: мавзолей был построен во второй трети XVII века императором династии Великих Моголов Шах-Джаханом в память о безвременно скончавшейся императрице Арджуманд Бану Бегам, более известной под именем Мумтаз-Махал ("Украшение дворца"). Вся прочая информация об истории создания памятника должна восприниматься с известной долей условности.

Ведь даже даты смерти Мумтаз-Махал и начала строительства дворца в различных источниках разнятся. И все же наиболее часто годом смерти императрицы называют 1631-й, а датой начала строительства – тот же 1631-й или следующий 1632-й.

Согласно легенде, в 1607 году юный принц Хуррам, впоследствии получивший титул "Правитель мира" (Шах-э-Джахан) встретил свою избранницу Арджуманд. Принцу было 15 лет, ей – 14, и она была дочерью главного министра при дворе его отца, императора Джахангира. Но жесткие правила, царившие при дворе Великих Моголов, требовали, чтобы наследник престола заключил династический брак с персидской принцессой. К счастью, ислам позволяет иметь больше одной жены, и все же влюбленным пришлось ждать долгих пять лет, прежде чем они смогли соединиться. "Украшением дворца" прозвал юную невестку ее свекор император Джахангир. Под этим именем она и вошла в историю.

Мумтаз-Махал была не только красива, но и ум-на. Она стала ближайшим советником императора, участвовала в заседаниях государственного совета (и мнение ее оспаривалось крайне редко), сопровождала мужа во всех военных походах. Во время одного из таких походов она и умерла в родах, подарив мужу четырнадцатого ребенка – девочку. Легенда гласит, что Мумтаз предчувствовала свою смерть, потому что незадолго до рождения ребенок заплакал у нее во чреве. Перед смертью она попросила супруга выполнить две ее просьбы – никогда больше не жениться и выстроить в память о ней прекрасную гробницу.

Безутешный Шах-Джахан несколько месяцев просидел в походном шатре над забальзамированным телом жены. Вышел из шатра он поседевшим, одряхлевшим и потерявшим интерес к жизни 39-летним стариком.

Он объявил, что во исполнение просьбы любимой жены намерен построить на берегу реки Джамны гробницу, равной которой на свете не было, нет и не будет. Главным зодчим император назначил выходца из персидского города Шираз устада (учителя) Ису Хана. Это была поистине "стройка века" – известно, что в ней приняли участие свыше 20 тыс. человек. История (точнее, очередная легенда) сохранила имена лишь нескольких. Среди строителей были француз Остен из Бордо, венецианец Веронео, мозаист Чиранджи Лал из Дели, каменщик Мохаммед Саджад из Афганистана, скульптор Ата Мохаммед из Бухары, а также другие мастера из различных районов Индии, Персии, арабского Востока и Центральной Азии.

Белый мрамор для мавзолея везли за несколько сотен километров – из Раджастхана. Длилось строительство долгих 22 года. Сегодня любой гид скажет вам: "Посчитайте, сколько башенок вон на той крыше. Их двадцать две – по одной на каждый год строительства".

Как гласит легенда, Шах-Джахан был настолько потрясен красотой мавзолея, что повелел отрубить руки зодчему, чтобы он не смог повторить этот шедевр.

Еще одна легенда утверждает, что на другом берегу Джамны Шах-Джахан собирался выстроить мавзолей для себя. Он был бы точной копией Тадж-Махала с одним отличием – строить его предполагалось из черного мрамора. Две усыпальницы должен был соединять ажурный черно-белый мост через реку.

Так или иначе – планам Шах-Джахана не суждено было сбыться. В 1658 году прокатился слух о его смерти (иногда утверждают, что ложный слух был пущен намеренно). После этого между наследниками сразу же развернулась кровопролитная борьба за престол. В ней победил самый жестокий из сыновей Шах-Джахана – Аурангзеб.

Расправившись с другими претендентами, Аурангзеб сверг отца с трона и заточил его в башне старой крепости – Красного форта Агры, в 2 км от Тадж-Махала. Лишь одну милость смог вымолить свергнутый император у сына – чтобы из окна темницы было видно его творение. Почти девять лет Шах-Джахан провел в заточении. После его смерти Аурангзеб оказал отцу последнюю милость, похоронив рядом с любимой женой в Тадж-Махале.

Трудно сказать, чем больше притягивает к себе миллионы людей Тадж-Махал – романтической историей любви, коварства и смерти или своим совершенством. Несомненно, это лучший образец индо-мусульманского стиля в архитектуре. Недаром название его переводится как "Венец дворца".

Нельзя сказать, что этот памятник возник на пустом месте. Столь совершенное творение было бы невозможным, если бы ему не предшествовал длительный период синтеза индийской, арабской, персидской и тюркской традиций зодчества. Одним из предшественников Тадж-Махала исследователи называют гробницу второго императора из династии Великих Моголов Хумаюна. Ее возвели в Дели столетием раньше, в середине XVI века.

В эпоху Великих Моголов зодчих в Индию, как правило, приглашали из мусульманских стран – Ирана, Турции, Центральной Азии. Орнамент же доверяли местным мастерам. В итоге строгий рационализм исламской архитектуры соединялся с иррациональным и мистическим мироощущением индуистов. И получался уникальный сплав строгости архитектурных форм с изысканностью и утонченностью декора.

Беломраморный мавзолей с четырьмя минаретами по углам – главный, но не единственный элемент архитектурного ансамбля Тадж-Махала. Помимо самой гробницы в него входят построенная из красного песчаника мечеть, строго симметричное ей здание для именитых гостей, прямоугольный сад, разделенный прудами и каналами на четыре зоны (чар баг или "четыре сада" – традиционный прием персидской парковой архитектуры) и наконец окружающая парк стена из красного песчаника с воротами. Створки дверей были сделаны из серебра, но их давно украли. Сейчас на территорию парка входят через ворота, сделанные из меди. По краям парковых водоемов высажены кипарисы – символ скорби в исламе (как, впрочем, и в христианстве, и в представлении древних римлян).

Симметрия в ансамбле Тадж-Махала соблюдается безукоризненно. Само здание усыпальницы (высота – 74 м) являет собой почти правильный куб со срезанными углами. Он покоится на квадратной беломраморной террасе, которая в свою очередь лежит на основании из красного песчаника. Четыре минарета по углам по назначению не используются: гробница – не мечеть, и муэдзин не взбирается на них, чтобы призвать верующих на молитву. Они добавлены исключительно из соображений симметрии.И даже здание для именитых гостей выстроено с единственной целью: чтобы у мечети, расположенной слева от усыпальницы, была симметричная пара. Здание так и называется – джаваб, по-арабски "ответ".

Единственный элемент, нарушающий строгую симметрию, – надгробие Шах-Джахана. Оно и понятно: мавзолей строился для Мумтаз-Махал, ее надгробие располагается строго посередине усыпальницы. Шах-Джахана похоронили уже значительно позднее, его надгробие просто поставили рядом.

Кстати, то, что посетители видят при входе в усыпальницу, – это ложные могилы, так называемые кенотафы. К месту упокоения Шах-Джахана и Мумтаз-Махал надо спуститься в подземелье.

Сквозь ажурные решетки окон пространство гробницы заливает солнечный свет. Он озаряет кенотаф Мумтаз-Махал практически все светлое время суток. Надгробие Шах-Джахана стоит ближе к стене, и лучи солнца падают на него лишь изредка. Главный купол усыпальницы – двойной: внешний, увенчанный шпилем, подчеркивает совершенство пропорций здания, а внутренний купол придает интерьеру мавзолея завершенность.

Практически все стены усыпальницы инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями. Черным мрамором выложены цитаты из Корана. А для прекрасных цветочных и геометрических узоров использовались агат, сердолик, лазурит, оникс, бирюза, янтарь, яшма, кораллы, разные виды кварца и мрамора. Сочетание монументальности огромного сооружения с тончайшей отделкой заставило окружающих говорить, что строить Тадж-Махал начинали великаны, а заканчивали – ювелиры.

В 2004 году вся Индия отмечала 350-летие завершения строительства Тадж-Махала. В торжествах приняли участие сотни тысяч человек. Однако масштабность этого юбилея не только не заслонила, а даже подчеркнула проблемы, которые накапливались столетиями. С особенной остротой они проявились в последние годы.

Как ни печально, но сегодня ученые все чаще говорят об угрозе разрушения, а то и полного исчезновения этого великого памятника истории и архитектуры. Одна из угроз, нависших над Тадж-Махалом, связана с изменением экологического баланса во всей Северной Индии и в долине реки Джамны в частности. Джамна неуклонно мелеет, а это ведет к нарушению баланса подпочвенных вод, в том числе и под фундаментом Тадж-Махала.

В прошлом году индийские ученые забили тревогу – минареты Тадж-Махала отклонились от вертикальной оси! Впервые это заметили в 1942 году, но, по мнению ученых, за прошедшие годы наклон увеличился. Правда, потом археологи провели тщательное исследование и установили, что паниковать рано: наклон трех минаретов составляет от 4 до 8 см, а четвертого – 22 см. По сравнению с 1942 годом наклон увеличился не более чем на 3 мм, а это можно списать на погрешность измерений. Как полагают специалисты, минареты изначально были воздвигнуты не строго вертикально, чтобы в случае землетрясения или иного природного катаклизма они упали в разные стороны, не повредив мавзолея и не причинив вреда находящимся в нем людям.

Но тут на Тадж-Махал свалилась новая напасть. Летом 2005 года во время муссонных дождей ливни пробили брешь в куполе здания. Под воздействием палящей жары, предшествовавшей сезону дождей, мраморные плиты расширились, затем дожди охладили их, и на стыках возникли трещины.

И все же главная опасность исходит не от стихии, а от человека. Прежде всего это загрязнение атмосферы промышленными и бытовыми выбросами. Белый мрамор Тадж-Махала с годами приобрел грязно-желтый оттенок. Ученым пришлось даже разработать специальную смесь для отбеливания стен на основе рецептов традиционной индийской косметики. Целый ряд промышленных предприятий в Агре и ее окрестностях закрыли. Более того, в прошлом году власти Индии объявили запрет на любое строительство в исторической зоне вокруг Тадж-Махала.

Мера совсем не лишняя. Окрестности мавзолея являют собой разительный контраст с этим великолепным памятником: в беспорядке понатыканные бесчисленные лавчонки, бродящие по грязным узким улочкам торговцы всяким барахлом и попрошайки, демонстрирующие настоящие или мнимые увечья. Все здесь подчинено одной цели: любой ценой нажиться на близости к Тадж-Махалу, который для этих людей давно превратился из символа индийской культуры в раскрученный торговый брэнд.

Аварийное состояние памятника привело к тому, что в 2004 году основные мероприятия юбилейных торжеств проходили не в самом Тадж-Махале, а в 2 км от него, в Красном форте. Специалисты опасаются, что скопление народа, вибрация и даже шум динамиков могут привести к обрушению стен.

Еще более кощунственно то, что великий памятник, ставший визитной карточкой Индии, постоянно угрожают разрушить террористы. В 1980-х годах его даже пришлось закрыть для ночных посещений. А ведь ночной вид Тадж-Махала при луне вообще не сравнить ни с чем! Запрет продержался 20 лет и был снят только в год 350-летнего юбилея.

Как только обостряются сложные отношения между Индией и Пакистаном (в последний раз это произошло в конце 2001 года после теракта в индийском парламенте), Тадж-Махал берут под усиленную охрану. Зимой 2002 года его пришлось закамуфлировать защитной сеткой – индийцы всерьез опасались авианалетов.

А в прошлом году полиция установила на стенах мавзолея 31 камеру видеонаблюдения, хотя против этого горячо выступала Археологическая служба Индии. Ученые опасались, что монтаж оборудования приведет к дальнейшему разрушению мрамора. Но в конце концов археологи уступили: безопасность людей важнее всего.

И все же, несмотря на эти негативные моменты, миллионы туристов из Индии и со всех концов планеты ежегодно устремляются к одному из самых известных памятников любви. Когда оказываешься на территории прекрасного парка, все внешнее, наносное отступает. Остается только всепоглощающая гармония, музыка веков, гимн великой любви, воплощенный в белом мраморе Тадж-Махала!

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

11.11 Аэрофлот Москва - Дели от 11 350 руб
11.11 Аэрофлот Москва - Дели от 41 629 руб
08.11 Аэрофлот Дели - Москва от 13 953 руб
18.10 Oman Air Москва - Дели от 44 053 руб
16.10 Oman Air Москва - Бангалор от 45 703 руб
16.10 Oman Air Москва - Гоа от 44 372 руб
16.10 Oman Air Москва - Мумбаи от 44 487 руб
13.10 Gulf Air Москва - Гоа от 34 762 руб
13.10 Gulf Air Москва - Гоа от 62 444 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах