Чему и как могут научить в Индии
"Как? Ты едешь учиться в Индию?" — удивлялись мои друзья. Мне и самой еще недавно такая идея не приходила в голову. Казалось, Индия, принадлежащая скорее к развивающимся странам, не способна предложить стоящее образование. На деле все оказалось иначе. К тому же я попала в один из лучших университетов страны.
Идея поехать учиться за рубеж — теперь не редкость. У нашей молодежи большей популярностью пользуются интенсивные курсы изучения иностранного языка в стране, где живут носители этого языка. Обычно программа рассчитана на 2—6 недель. Уехать на более длительный срок готовы отважиться далеко не многие, даже если есть деньги.
"Если тебе так уж хочется получить высшеее образование за рубежом, то почему бы не поехать учиться в Германию — там, по крайней мере, теоретически, образование бесплатное", — говорили мои коллеги по факультету журналистики МГУ. "Или в Чехию, — предлагали другие, — это недорого и к тому же близко". "Нет, поезжай в Англию, это так престижно, — советовали третьи, — или в Голландию, где все легализовано". "Тогда уж лучше в Америку", — говорили те, кто, наверное, насмотрелся голливудских фильмов.
А я поехала в Индию. Так сложились обстоятельства. Впрочем, скажу с самого начала: индийское образование неплохо котируется в мире. За вполне умеренные деньги индийцы готовы обучать кого угодно. Можно приехать по программе Индийского совета по культурным отношениям (ICCR). Эта организация выделяет деньги на стипендию для иностранных граждан при получении положительного ответа от университета, в который были направлены анкеты соискателя. Именно от ICCR в Индию приезжает большинство русскоговорящих студентов из бывших республик Советского Союза.
Я же оказалась в Центральном университете Хайдарабада, где состав иностранных студентов очень пестрый, благодаря семестровой программе SIP (программа обучения в Индии). Эта программа платная, учащиеся могут выбрать дисциплины из разных областей знаний и прослушать лекции по этим предметам. Так как это только часть курса, то по окончании семестра они получают лишь сертификаты без присвоения какой-либо квалификации.
Первая неделя в кампусе, как я и подозревала — самый сложный период: ведь надо завоевать место под солнцем. По договору представители программы должны встречать студентов в аэропорту и вообще много чего должны. На деле все оказалось не так, много суровее. Начну с того, что меня никто не встретил. Те, кто должен был меня встретить, просто ждали, пока я доберусь до их офиса. Как-нибудь, да доберется!
В офисе тоже себя не очень обременяли. Мне просто дали телефон тех, кто уже учится в моем университете и говорит по-русски, а затем отправили в кампус на другой конец города. Отправили, не удостоив даже моторикши, не говоря уж о такси, — довели до остановки общественного транспорта и "утрамбовали" вместе с чемоданом в автобус со свисающими из дверей и окон местными жителями.
Прибыв в кампус, я быстро поняла, что обустроиться самой, без посторонней помощи практически нереально. Проблема в том, что сразу после многочасового перелета и поисков офиса администрации я так устала, что неспособна была ничего соображать. А соображать надо, иначе толком не справиться с невероятным объемом бумаг, которые необходимо заполнить. Причем, это совсем не легкая задача — понять последовательность их заполнения и места сдачи.
Между тем до тех пор, пока с бумагами не будет наведен полный порядок, получить собственную комнату невозможно; следовательно, передохнуть и собраться с мыслями для войны с индийской бюрократией тоже негде. Одним словом, без телефона тех, кто сам прошел через все преграды, обойтись сложновато. Мне даже негде было оставить чемодан и понять, с посещения какого чиновника следует начать битву.
Надо заметить, что индусы очень любят фотографии на документы (только для регистрации в полиции надо 10 штук). А вот любят ли они работать — большой вопрос, для меня во всяком случае. Официально рабочий день начинается в 10 и заканчивается в 5, но приходят на час позже и уходят служащие на час раньше, в середине дня устраивают обед часа на полтора. Внутреннее спокойствие и умиротворенность не позволяют им торопиться. Подписи для одной бумаги можно прождать два часа, если не напоминать каждые 5 минут, что "ай нид ит аржентли" (они мне срочно нужны), что я и делала, как заведенная.
Пройдя, наконец, все круги бумажного ада, я стала обладателем комнаты 3 на 3 метра с решеткой на окне и железной койкой. Выяснилось при этом, что матрас надо покупать самой. Индийские студенты живут в таких комнатах по двое.
Жизнь в отдельной комнате невозможна без ведра. У каждого студента должно быть хотя бы одно ведро. Если ведро есть, то можно мыть полы, в нем можно стирать вещи, в него же набирать горячую воду, чтобы поливать себя из ковшика. Это совсем не значит, что в хостеле нет уборщицы, прачки и душа. Есть, но уборщица приходит только по выходным в 7—8 утра, прачка — это не особо старательный старичок, а в душе из-за известкового налета истекают всего три струйки воды, причем холодной — горячая идет только из крана перед душевыми кабинками. Так что лучше иметь ведро.
Понимаю, что такое описание быта вполне может ужаснуть постороннего человека и отбить малейшее желание когда-либо очутиться в индийском общежитии. Но, как ни странно, все описанные тяготы мало заботят обитателей студенческих общежитий. Даже порхающие по комнате на манер ночных мотыльков рыжие тараканы не вызывают такой резкой неприязни, как наши, скромно и тихо ползающие по кухне. А ящерицам можно даже порадоваться — они очищают комнату от пауков.
Все неудобства я вскоре просто перестала замечать, они стали органичной частью моего нового жизненного уклада. Возможно, это произошло потому, что больше нет никаких других раздражающих факторов. Нет пробок, шума на улицах, ругани в очередях, толчеи в метро, грязных подъездов, слякотного межсезонья и неприязненных взглядов не очень дружелюбной публики.
Территория университетского кампуса — это терра инкогнита, которую надо тщательно исследовать, чтобы уяснить что к чему. Она находится за городской чертой и поражает своими размерами. Условно ее можно разделить на две составные части: одна — это хостелы (общежития), учебные помещения и прочие постройки, вторая — природные владения. Несколько озер, скалистые плато, джунгли, бамбуковые заросли, — все служит местом обитания для многочисленных представителей фауны, облюбовавшей эти места. Даже на асфальтированной дорожке, не говоря уж о лесных тропах, можно запросто повстречать диких кабанов, змей, черных быков, белых священных коров, хамелеонов, игуан, обезьянок и павлинов. Последние, правда, предпочитают околачиваться на помойках, и, чтобы увидеть их, далеко в джунгли ходить не надо. В озере можно наткнуться на питона, именно поэтому даже в самые жаркие дни мало кто отваживается залезать в воду. Так что основное развлечение во время прогулок — это попытки покорить разбросанные повсюду огромные каменные глыбы.
Инфраструктура университеткого городка — это в основном малоэтажные строения, каждое со своей функцией. Помимо мужских и женских общежитий, учебных зданий, административного блока и нескольких точек питания, на территории расположены преподавательский городок, библиотека, которая работает круглосуточно, торговая площадка с небольшими лавками (овощи, бакалея, канцтовары, ателье, сапожник, книги и т.д.) и спортивный комплекс, где можно заниматься практически всеми видами спорта, начиная с баскетбола и кончая йогой. В кампусе не хватает только своего бассейна, жаль, конечно, потому что я в Москве регулярно ходила плавать. Но в 10 минутах езды на велосипеде находится городской стадион с открытым бассейном. За 3 доллара в месяц студенты могут пользоваться им в любое время, так что я сохраняю свои привычки.
Вообще цены в Индии практически на все виды товаров и услуг приятно поражают, особенно в первое время. Позже сознание переключается на восприятие в местном масштабе, и ужин в ресторане за 5 долларов переходит в разряд удовольствия отнюдь не ежедневного, так как на территории кампуса самое дорогое блюдо стоит всего доллар. Особо экономные питаются в столовой: в ней день питания обходится всего в полдоллара, а меню напомнило мне старый анекдот: "Что у нас на обед? — Овсянка, сэр" — здесь с поправкой на рис.
Откровенно говоря, вся еда в кампусе наводит тоску, особенно на тех, кто не способен есть острую пищу, причем не только на иностранных студентов, но и на добрую половину местных, приехавших из других областей Индии. Готовить при отсутствии холодильника, нормальной кухни и драгоценного времени довольно утомительно и не выгодно с экономической точки зрения. Так что от этого варианта я сразу отказалась.
Идеальный вариант — иметь какое-либо средство транспорта, чтобы без проблем выезжать за покупками в город. Да и для передвижений по кампусу тоже лучше иметь колесного друга. Путь пешком до какого-нибудь отдаленного корпуса может занимать более 20 минут. Приплюсуйте к этому столько же на обратную дорогу, и получится довольно существенное время. Еще одна причина, по которой следует передвигаться не на своих двоих, это жаркий климат. А на велосипеде (байке), скутере обдувает ветерком.
Интересно было наблюдать, особенно по приезде, свежим взглядом местные нравы. Своеобразной особенностью индийских учебных заведений является четкое размежевание на М и Ж. То, что для мальчиков и девочек общежития отдельные, можно даже не уточнять, это само собой разумеется. Но помимо этого для них существуют отдельные столовые, а в тренажерном, спортивном залах и в бассейне — специально выделенные ледис-часы, когда мужчинам вход воспрещен. То есть, в принципе девушки могут приходить в любое время, но даже иностранцы предпочитают не выглядеть белыми воронами и придерживаются заданных временных рамок.
Любопытно, что деление по полу заложено у индийцев где-то на подсознательном уровне. К примеру, мои однокурсницы и однокурсники абсолютно нормально общаются между собой, вместе ходят на прогулки и сидят в кафешках, но в классе, выбирая для себя место, непроизвольно делятся на мужскую и женскую половину.
Индийцы вообще до крайности традиционны. Подавляющее большинство девушек в университете ходят в национальных костюмах, которые поражают невообразимыми сочетаниями цветов. Индийцы гордятся своими обычаями и любят устраивать для иностранцев своеобразные демонстрационные показы своего жилья, семьи и религиозных обрядов. Трудно поверить, что в этой стране возможна отмена кастовой системы, к чему стремятся разве что выходцы из самых низших слоев населения. Остальные же могут красиво рассуждать о равенстве и демократии, но на деле не готовы расстаться с какими-либо из своих привилегий и чувством превосходства над другой кастой.
В особую группу можно выделить индийцев из северо-восточных регионов страны. По внешности они больше напоминают китайцев, одеваются как европейцы, что, по всей видимости, связано с тем, что они христиане: держатся обособлено, ощущая себя чужаками, каковыми они являются как раз из-за своей нетипичности и отрицания кастовой системы.
В целом индийцы довольно дружелюбный народ. Конечно, не бывает правил без исключений, но практически каждый готов помочь тебе в любую минуту. Главное — относиться к ним с такой же приветливостью. Если в разговоре с официантом повышать голос или высказывать раздражение, то ответной реакцией может стать полное ее отсутствие. Обслуживающий персонал просто сделает вид, что не понимает вас или не замечает.
Каков же на вкус гранит науки в Индии? Самый сложный момент в процессе обучения — научиться понимать, что говорят преподаватели и твои однокурсники. Говорят они на английском, но если не знать об этом заранее, то их речь вполне можно принять и за какой-нибудь другой язык. При этом, надо отметить, что само владение языком практически у всех на высоте, некоторые даже разговаривают на английском лучше, чем на родном. Но вот непривычное для европейского уха произношение неискоренимо. Первое время было очень трудно на слух воспринимать лекции. Тяжело приходится на лекциях даже американцам, которым должно быть проще — ведь для них английский не иностранная речь, разница только в акцентах. Однако и им требуется определенное время, чтобы начать понимать лектора. Что уж говорить о тех, для кого английский не родной!
К характерным особенностям студентов хайдарабадского университета можно отнести довольно трепетное отношение к учебе: я заметила, что нерадивых учеников там почти нет. Во многом это связано со статусом заведения. По индийским меркам попасть в этот университет совсем не легко, а, следовательно, надо дорожить своим местом. Для иллюстрации приведу мой разговор с одним из однокурсников:
— Твои родители работают в правительстве?
— Нет, почему ты так решил?
— Но ведь без связей сюда так сложно поступить!
Итак, все дорожат своим местом. Кроме того, как я скоро поняла, индийцы любят все делать по правилам. Буквально и прямолинейно. К примеру, если перед ними на дороге лежит камень, они не обойдут его и не перепрыгнут, а будут толкать его перед собой вперед. Если в расписании значится лекция, надо обязательно присутствовать. Пусть даже те же два часа, проведенные в библиотеке, принесут в пять раз больше пользы. Лекцию пропустить нельзя. Некоторым студентам уже за 30, но они никогда не будут курить на глазах у преподавателя.
Если говорить о самом процессе обучения, то студенты здесь не перегружены предметами. За семестр возможна аттестация всего по четырем дисциплинам, остальные, если и внесены в расписание, все равно останутся без оценок, а, значит, на совести обучающегося.
Но это, с одной стороны. А с другой — преподаватели довольно пристально следят за посещаемостью и могут из-за пропусков не допустить до главного экзамена в конце семестра. Помимо главного экзамена каждый месяц проводятся промежуточные — по каждому из четырех предметов. Форма сдачи всегда письменная, цель — выжать наибольшее количество текста. Как это ни грустно, учителя не всегда смотрят на содержание, оценивая исключительно объем работы. При этом для разговоров каждый преподаватель готов уделить время любому из учеников лично, особенно иностранцам, а читать письменные ответы им лень. Зачем тогда проводить письменные экзамены, остается загадкой.
Уже прошло два месяца, как я в университете. В один из первых дней за ужином я спросила двух студентов, которые отучились два года и уже покидали Хайдарабад: "Вам не грустно было оставлять своих друзей, когда вы сюда уезжали? Вы по ним сильно скучаете?" Они удивленно переглянулись и ответили: "Это только в начале о них вспоминаешь, а потом тебе так же тяжело будет отсюда уезжать, возможно, даже тяжелее". И действительно, прошло совсем немного времени, а родной серый город и любимых друзей заволокло в сознании туманом, как будто это было не со мной и очень давно в каком-то фильме.
Спецпредложения авиакомпаний
16.09 | Uzbekistan Airways | Казань - Гоа | от 36 270 руб |
16.09 | Uzbekistan Airways | Санкт-Петербург - Гоа | от 38 514 руб |
16.09 | Uzbekistan Airways | Москва - Гоа | от 33 176 руб |
12.08 | Аэрофлот | Екатеринбург - Гоа | от 34 291 руб |
12.08 | Аэрофлот | Екатеринбург - Гоа | от 45 431 руб |
26.07 | Аэрофлот | Москва - Гоа | от 65 473 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах