Исфаган: история в архитектуре
Вся история Ирана - это история битв и сражений благородных рыцарей и полководцев на бескрайних просторах иранской цивилизации во имя выживания и сохранения культуры и древней цивилизации.
В различных уголках этого обширного пространства можно встретить свидетельства сражений отважных воинов за сохранение и расширение пределов страны. Сказания об их подвигах, украсивших историю страны, передавались от поколения к поколению, от человека к человеку.
В этом ряду особое место занимает город Исфаган, который на протяжении веков был сердцем иранской земли. Исфаган - величественный град ее. Роскошные шахские дворцы, высокие купола мечетей и гармоничные здания медресе, обрамленные тенистыми аллеями и благоухающими садами, являют собой замечательный образец воплощения науки и религии, говорящий сам за себя.
Рассматривать этот город с близи означает постоянно удивляться и восхищаться, прежде всего, сохранности его архитектуры.
Сады и уголки зеленой природы, разбросанные по городу и наполняющие его своим благоуханием, делают путешествие по Исфагану радостным для любого путешественника. В этом городе человек отдыхает душой.
Во все исторические эпохи имя Исфагана неизменно блистало на скрижалях эпохи. Человека, путешествующего по глубинам истории своей страны, сопровождают воспоминания о битве Надершаха Афшара с Мохаммад-шахом Индийским, борьбе сефевидского шаха Исмаила с ханом Узбеком и других событиях, донесенных до нашего времени в изображениях на камне (историки подтверждают точность этих изображений).
Исфаган, окруженный городами Ардестан, Махаллат, Абаде и Наджафабад, является одним из самых красивых городов мира, а его исторические памятники стоят в одном ряду с самыми редкими и уникальными памятниками истории Ирана.
Жители этого раскинувшегося на большой площади города (его даже называют из-за этого "полмира") практически все как один обладают замечательным чувством юмора, энергичны, инициативны, наделены великолепным художественным вкусом. Используя имеющиеся здесь природные ресурсы, полезные ископаемые и воды реки Заянде, они добились больших успехов в сельском хозяйстве и горнорудной промышленности.
Река Заянде, протекающая в этом городе, - это образ красоты и символ любви и искренности. Своим течением, отражающими все цвета радуги волнами на поворотах, а также знаменитыми 33 мостами, мостом Хаджу и др. она вызывает неповторимую радость в сердцах туристов, съезжающихся со всего мира и с других концов Ирана, чтобы насладиться этим зрелищем.
Рассказывают, что шейх Лотфолла-хан во времена сефевидского шаха Исмаила разделил воды реки Заянде, берущей свое начало с Зардкух (Желтой горы), дабы навсегда сохранить себе зелень, утоляющую жажду водами этойреки.
Около 800 деревень прорыли отводные каналы от этой полноводной реки, чтобы напоить свои поля и пашни и продлить жизнь цивилизации на этой земле. Эта река настолько полноводна, что ее название трансформировалось из Заррин-руд (Золотая река) и Зенде-руд (Живая река) в Заянде-руд (Родящая река).
33 моста с тридцатью тремя просветами были построены в 1011 г. по хиджре Аллаверди-ханом по приказу сефевидского шаха Аббаса I. Их длина 300 м, а ширина - 14 м. В их архитектурном решении применен кирпич и сарудж (известковый раствор с золой). Несколько поодаль от этого сооружения находится мост Хаджу, построенный шахом Аббасом II в 1060 г. по хиджре. Его длина 132 м, а ширина -12 м. Этот мост с точки зрения отделки изразцами и архитектурного изящества не имеет себе равных.
Древнейший мост Исфагана - мост Шахрестан, - который такжерасположен на реке Заянде, отстоит от моста Хаджу на 3 км. Он был заложен при Сасанидах, а достроен при Дейламитах и Сельджуки-дах. Можно также отметить мосты Калле и Марнан, которые также повествуют о древней истории этого края, о том, как живительные потоки воды из реки Заянде оживили широко раскинувшиеся луга и поля Исфагана.
При въезде в Исфаган взгляд путешественника приковывают к себе площадь Имама, здание Али-Капу, мечеть шейха Лотфоллы, мечеть Имама и раскинувшийся вокруг базар. Проехав эту часть города, гость видит перед собой мосты реки Заянде, знаменитые исфаганские минареты, в частности Качающиеся минареты, минарет Сарван, минареты мечети Али, мечети шейха Лотфоллы и соборной мечети, а также десятки других архитектурных памятников, любование которыми доставляет радость и истинное наслаждение ценителям искусства и простым туристам. Наверное, нет такого человека, которому хватило бы одной поездки в этот город, в эту сокровищницу архитектурных красот древности.
Ровные улицы и перепутанные переулки Исфагана словно ведут рассказ о древности цивилизации, пустившей корни в этом городе.
По словам историков, древние евреи называли этот город "Илмания" или "Илам", что означало "парс", или "перс". Говорят, что перс Кийомарс стал первым падишахом Ирана и стал расширять территориальные границы своего государства - Парфии - именно с Исфагана (Илама).
История города Исфагана, пережившего древних евреев, Пиш-дадидов, Сельджукидов, Бундов, Сасанидов и Сефевидов, начинается в третьем тысячелетии до нашей эры. Предание относит появление этого города к периоду, на 1000 лет более раннему, чем восстание Каве-кузнеца (героя "Шахнаме") против тирана Зохака Мардуша, относившегося к народности Ад.
Некоторые историки относят появление этого города к эпохе Тахмурса, третьего падишаха династии Пишдадидов первой ступени. Следует отметить, что арабы называли этот город Абу-ль-Мо-лук (Отец царей).
Как бы то ни было, не подлежит сомнению тот факт, что кто бы ни построил этот город, он обладал знаниями и мудростью, талантом и мастерством. Он, несомненно, принял во внимание качество земли, климата, близость реки и другие географические особенности этой местности.
В 1006 г. по хиджре, на одиннадцатом году правления сефевидского шаха Исмаила, этот город стал столицей. Шах Исмаил выбрал его местом своего пребывания из-за природных красот этого города. В то же время был реализован новый градостроительный план, возродились земледелие и все сельское хозяйство, а также городская жизнь Исфагана, которые достигли большого прогресса по меркам той эпохи.
Исфаган восхваляется во множестве стихов и песен на персидском, арабском и тюркском языках, хотя и сам этот город - песня истории, записанная на бумаге пером историков. Памятники, оставшиеся от ушедших эпох, украшают как страницы истории, так и стихотворные собрания поэтов.
Жемчужная комната, то есть зал, подвальное помещение с бассейном которого разукрашено позолотой и драгоценными камнями, называется также "Дом Ашрафа", так как там жил Ашраф-афганец. Это здание представляет собой собрание архитектурных красот.
Еще хотелось бы отметить здание "40 колонн" с великолепным залом, потолок которого отделан зеркалами, а опорой четырем из двадцати его колонн служат большие каменные глыбы, по сторонам которых высечены изображения львов с пышной гривой. Бассейн, расположенный между этими четырьмя колоннами выполнен из мрамора, а вода наливалась в него через пасть каменных львов.
За зданием "40 колонн" расположен летний павильон, представляющий собой красивый зал с высоким позолоченным потолком, на котором изображены некоторые из шахов династии Сефевидов, большинство которых, судя по историческим свидетельствам, изображены очень точно. В частности, можно отметить упомянутые в начале этого очерка батальные сцены с участием шаха Исмаила и Надер-шаха.
Это одно из интереснейших и привлекательнейших исторических мест Исфагана, которое увлекает каждого посетителя вместе с собой на поле брани иранских шахов.
Собственно, сам Исфаган можно назвать "городом архитектуры", ибо на каждом шагу, в каждом его переулке и улочке можно найти то, что осталось от какого-нибудь замечательного здания, павильона или другого архитектурного шедевра, притаившегося от взглядов людей. Каждое здание несет в себе упоминание об известных исторических лицах.
Среди исторических зданий этого города можно выделить Пятничную мечеть, которая замечательна своими искусными украшениями и местом ночных молений с массивными колоннами, украшенными лепниной. Историки относят строительство этой мечети к эпохе Дейламитов. Рядом с мечетью расположен мавзолей Маджлеси.
Исфаган - это город, в котором впервые в Иране появилось печатное дело и первая типография. Это колыбель иранской науки. Конечно, этот вопрос следует изучать более пристально, однако сразу же бросаются в глаза два аспекта этого города - политико-религиозный и историко-культурный.
Что касается политико-религиозного аспекта, то обилие мечетей, монархических сооружений и выросших до небес минаретов говорит само за себя. Тот факт, что в этом городе находятся церкви и синагоги религиозных меньшинств Ирана, свидетельствует о религиозной и политической свободе в этом крае, которая соблюдалась с давних времен и существует сейчас.
С историко-культурной точки зрения, существование знаменитых мостов, кварталов, известных ворот, сохранившихся со времен Илама и Пишдадидов, а также древних клинописных произведений свидетельствует об историко-культурном круговороте в этом городе.
С первого взгляда представляется, что медресе "Чахар Баг" (Четыре сада), построенная во времена сефевидского шаха Султан-Хусейна, - это дверца камня драгоценного перстня истории. Это медресе одно из самых величественных и красивых во всем Иране.
Первая иранская типография была создана на юго-западе Исфагана в церкви Ванак, в районе Джульфа. Здесь впервые было напечатано Священное Евангелие. В этом же районе находятся знаменитые церкви св. Акопа, св. Георгия и Девы Марии.
Как пишут некоторые историки, название исфаганской Джульфы происходит от Азербайджанской Джульфы: шах Исмаил поселил в свое время в Исфагане ремесленников из азербайджанской Джульфы для оживления культуры и выполнения художественных работ.
Этот город, находящийся в благоприятных климатических условиях и располагающий такими замечательными современными отелями, как Шах Аббас, Исфаган, Иран-тур, Сирус и Касри, природными достопримечательностями (роща Джиб, водопад, река Заянде, сады и парки) и памятниками архитектуры, постоянно принимает гостей со всего Ирана и из других стран мира.
Во взгляде и в голосе исфаганцев чувствуется приветливость и любовь. Их ласкающий слух местный говор так же сладок, как знаменитый исфаганские "гяз" (вид сладостей), который является лучшим гостинцем из этого города и украшением стола всех иранцев.
Этот город гордится своими искусными чеканщиками.мозаистами, эмалировщиками, мастерами по изразцам и др. Из сельскохозяйственных культур, возделываемых здесь, можно отметить пшеницу, ячмень, горох "маш", чечевицу, рис и горох, а также другие бобовые, кукурузу, лен и другие культуры, которые полностью обеспечивают потребности региона. Из выращенной здесь сельскохозяйственной продукции продается хлопок, табак, которые хорошо произрастают в местном умеренном климате.
С учетом того, что здесь построен большой металлургический комбинат и эксплуатируются месторождения серы, каменного угля, железной руды, свинца и сурьмы, можно сказать, что этот город буквально стоит на полезных ископаемых. Нужно не жалеть усилий для разработки и использования этого данного от Бога богатства.
В старые времена в Исфахане было 14 ворот - Марунан, Се-Пелле, Амйаран, Чахар-Ру, Дар-дашт, Тугчи, Джуздан, Бидабад, Джуйбаре, Сеййед Ахмадийан, Керан, залле, ладжу и Чахар-Баг. Стены закрывали все входы в город со всех четырех сторон, а в настоящий момент они превратились в отдельные городские кварталы.
Знаменитые исфаганские горы называются Саффе и Каркас, которые, как утверждается, являются отрогами Зард-кух.
Не следует забывать Исфахан, ведь в нем покоится часть истории. Нужно сделать так, чтобы об этом городе прослышали даже в самых удаленных концах света, чтобы о нем узнали туристы и приехали в город первого иранского падишаха, в столицу династий Пишдадидов и Сефеви.
Спецпредложения авиакомпаний
08.07 | Mahan Airlines | Москва - Тегеран | от 27 022 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах