Транспорт в Иране: личный опыт
Нейшабур (или Нишапур) - древняя столица Хорасана. Сейчас это относительно небольшой город с 230 тысячами жителей в 50 километрах к западу от Мешхеда.
В город можно доехать по автостраде А83, связывающий Мешхед с Тегераном. Проезд по автостраде платный. Толл-гейт на выезде из Мешхеда. Ограничение скорости - 100 км/ч .
Сама автострада выглядит современно. Не чужд Иран и новым экологичным технологиям производства электроэнергии. Придорожные автомастерские слега диссонируют с ветряками по ту сторону полотна.
Главная угроза безопасности туриста - хаотичное автомобильное движение. Машин в Иране много, правила водители не очень уважают. Жертв ДТП на душу населении в Иране побольше, чем в России. Но надо отдать должное иранским автомобилистам - в суматохе запруженных машинами улиц они чувствуют себя очень уверенно, и обходятся почти без клаксона, в отличие от постоянно бибикающих индусов или египтян. Большая часть машин - иранского производства.
На улицах Тегерана пробки.
Система общественного транспорта в Иране развита неплохо. В крупных городах (Тегеране, Мешхеде, Исфахане, Ширазе) есть метро. Есть автобусные маршруты. Для путешествий между городами я попробовал все возможные виды транспорта - авиацию, железную дорогу и междугородние автобусы. Самолеты в Иране старые - из-за санкций, и летать на них боязно. Скоростной поезд меду Тегераном и Мешхедом - вполне современный. Но главный вид междугороднего сообщения - автобусы.
На выезде из города, а также на границе между областями стоят блокпосты, которые ночью хорошо освещаются, около них можно стопить круглосуточно. Более того, на блокпостах останавливаются для короткого отдыха рейсовые междугородние автобусы, поэтому Вы можете договориться с водителем автобуса проехать за деньги, такой билет, как правило, обойдется в несколько раз дешевле.
Например, билет из Мешхеда в Тегеран (1000 км) в кассе стоил $17, а билет у водителя автобуса, который остановился в Нишапуре, первом крупном городе в 100 км от Мешхеда, после жесткого торга стоил мне всего $6. Хотя водители предыдущих автобусов озвучивали разные цены, от $9 до $12. Полицейские и окружающие люди относятся к автостопщикам с пониманием, точнее, с непониманием, поэтому если сказать, что денег нет, то в поисках транспорта для Вас они станут суетиться больше, чем Вы сами, и этим поставят Вас в неловкое положение.
Несколько раз было так, что водитель понимал, что "денег нет" (пу́ль надора́м), на просьбу подвезти "бесплатно" (маджо́ни) соглашался, а в конце просил оплатить проезд. В одном таком случае я повторил, что денег нет, водитель похлопал меня по плечу и пожелал удачи. В другом случае водитель очень обиделся на меня и сказал, что бензин стоит денег, и я плохо поступаю, отказываясь оплатить проезд. Тогда я напомнил ему, что заранее предупреждал, что денег нет, сказал спасибо и покинул машину.
Из города в город в Иране удобнее всего перемещаться на самолете. Вот цены на перелеты по стране авиакомпанией Iran Air в мае 2007 года:
Тегеран - Йезд = 20 евро
Шираз - Исфахан = 16 евро
Исфахан - Мешхед = 31 евро
Мешхед - Тегеран = 28 евро
По европейским меркам – почти бесплатно. Обслуживание на достаточно высоком уровне.
В Москве работает офис Iran Air, где можно ознакомиться с расписанием и забронировать необходимые перелеты. Оплатить и получить билеты на руки можно только на территории Ирана: городские офисы Iran Air работают примерно до 16.00, в аэропортах – чуть подольше.
Спецпредложения авиакомпаний
08.07 | Mahan Airlines | Москва - Тегеран | от 27 022 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах