ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Вот говорят, иностранцы мало едят и пьют! В этот вечер умеренности явно не наблюдалось. Все нагрузились так, что едва из-за столов встали. Причем блюдами, которые раньше в Ирландии подавали только за королевским столом.
У нас такие замки давно бы уже разрушились и бурьяном поросли. А тут в 10 минутах езды от международного аэропорта Шеннон стоят эти серые, мрачно-прекрасные средневековые строения. Весьма впечатляющие масштабами три замка. И совершенно не пустуют. Каждый вечер и почти каждую ночь в них происходят традиционные ирландские банкеты.
За 25 ирландских фунтов (а на всю ночь чуть-чуть дороже) гостей встречает во дворе замка настоящий волынщик, одетый по средневековой моде, наигрывающий того же времени мелодии. С легкой руки Пушкина ирландскую музыку считают заунывной, могу свидетельствовать, что это совсем не так. Примечательно, что когда волынщик перекидывается с гостями словом-другим, музыка не прерывается - вот инструмент! Если кто не видел, волынка - это такой бурдюк, который исполнитель держит под мышкой и локтем все время раздувает меха, а от бурдюка на шлангах отходит несколько дудок, на которых он же по очереди играет мелодию. Ну, а если кто никогда волынки не слышал - описывать, какова она на слух, не берусь. Очень своеобразный звук.
В замок дорога идет по шаткому деревянному мостику через ров, по крутой каменной лестнице без перил в зал с потолком, уходящим прямо в хмурое ирландское небо. Чтобы немножко отдышаться, принимаем по большой глиняной кружке медового напитка, как выяснилось позже, изрядно хмелящего.
В Ирландии до сих пор сохранился жанр устного рассказа. Рассказывают старинные легенды, рассказывают эпизоды ирландской истории. Иногда рассказчик же поет, аккомпанируя себе на скрипке или арфе. Иногда с ним выступают певцы и музыканты. Но рассказчик как таковой пользуется большой популярностью на ирландских застольях. Нас, конечно, развлекала целая бригада из рассказчиков, певцов и музыкантов. Были и скрипки, и арфы, и флейты, и барабаны. И чудесные старинные баллады. Ирландцы - на удивление певучий народ. Поют всюду, даже в маленьких "заштатных" кафе обязательно есть свой музыкант. Да что в кафе! Уличные музыканты такие, что любой эстрадник позавидует. Мы на улице одному парню даже водки налили - до того проникновенно пел.
А в замке, да под медовуху, да в старинных костюмах - начинаешь чувствовать себя, как написано в проспекте, в "благородном доме знатных людей". Приятное, между прочим, ощущение. Выпрямляешь спину и так неспешно, без суеты, вплываешь в трапезную. А за тобой еще "благородных" человек сто-сто пятьдесят.
А в трапезной столы тоже средневековые - из дубовых досок на века, и такие же лавки. Без толкотни и давки все рассаживаются, а конопатые красотки, которые только что пели и играли, повязывают каждому вокруг шеи салфетку. И накрывают на стол со средневековым представлением о сервисе: из приборов - только ножи. Медовуху, правда, заменили красным вином, но стаканы оставили глиняные.
На первое подали похлебку из протертых овощей в глубокой деревянной миске. Как я уже писал, ложек предложено не было. Хлебали через край. После похлебки принесли деревянные подносы с дымящейся бараниной, жаренной на вертеле. Ну, ножи у нас были острые, и с бараниной мы управлялись еще ловчее. Вино к тому времени носили уже не стаканами, а кувшинами. (Продукты, как нам потом сказали, все с близлежащих ферм.)
Песни становились все зажигательней, и гости начали нестройно подпевать. Поскольку гости были из международного аэропорта, то за ирландским столом оказалась немецко-голландско-аргентинско-американско-индийско-грузино-русская компания. Немного уже подвыпившая. Разнообразие акцентов и неравномерно распределенные музыкальные способности давали весьма интересные результаты. Бедные ирландцы, на которых приходилась большая часть музыкальных способностей всех присутствующих наций, поспешили с "гвоздем" обеда - королевским блюдом из тушеной курицы с крупно порезанными овощами. На это блюдо уже не у всех хватило сил. Курица из рук выскальзывала, а овощи плохо шли через край миски. Десерт оказался очень уместным отступлением от средневекового ритуала - кусок торта с чайной ложечкой и чашка кофе. Благородство имеет свои неприятные стороны.
Из замка, как ни странно, все вышли сами. Несмотря на дующий изо всех сил с Атлантического океана ветер, распорядитель банкета вышел проводить нас в своем средневековом костюме, в котором, извиняюсь, одни дырки. На шатком мостике он попрощался за руку с каждым из гостей.
Не то что полиция, даже приличествующие эпохе стражники не охраняли ворот. Всегда ли такая беспечность? Ведь эти замки посещали люди не просто благородные, но прямо во всех отношениях. Изволили отужинать Джон Фитцджеральд Кеннеди с супругой и Раиса Максимовна Горбачева, как ни странно, без супруга.
За сорок минут мы доехали автобусом до небольшого городка Лимерика, где собирались заночевать. Навстречу из бара выходит зигзагами ирландец, плюхается на скамейку и сползает с нее. Садится снова и снова падает. Меняются времена, думаю, мельчает народ.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах