← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Орден францисканцев на Святой Земле

Каждый орден почитает своего создателя...
У каждого ордена своё призвание, своя миссия, свои деяния...
У каждого ордена свой характер и свои законы...
У каждого ордена есть своё искусство, свой стиль, свои писатели и свои поэты...

Но только Орден францисканцев заслужил право именоваться Хранителями Святой Земли, а его основатель, Франциск Ассизский, - носить на своём теле стигматы от ран Иисуса...

Пребывание францисканцев на Святой Земле имеет многовековую историю, но плановое возведение Орденом церквей на местах, почитаемых традицией, началось лишь в ХХ веке и строительство большинства из них связано с деятельностью выдающегося итальянского архитектора Антонио Барлуцци.

Антонио Барлуцци (1884 - 1960 гг.) происходил из глубоко верующей католической семьи, потомственными узами связанной со службой в Ватикане. По окончании Инженерной школы Римского Университета он, вместе со своим братом Джулио, был приглашён в 1912 году на работу в Иерусалим для проектирования Итальянского госпиталя. С началом Первой мировой войны военный инженер, лейтенант Антонио Барлуцци, был направлен в Палестинский экспедиционный корпус. В октябре 1917 года он, вместе с войсками британского генерала Э.Алленби, вступает в освобождённый от многовекового мусульманского владычества Иерусалим, чтобы остаться в нём навсегда.

Глава Ордена францисканцев в Палестине (Кустод Святой Земли), отец Фердинандо Дио Таллеви, поручает ему, совсем ещё молодому архитектору, выполнение сразу двух ответственнейших проектов: на строительство Базилики Всех Наций в Гефсиманском Саду и Церкви Преображения на горе Тавор.

Что могло послужить причиной подобного доверия со стороны умудрённого отца Церкви? - убедительность изложенной Антонио программы и вера в то, что работа им воспринимается как религиозное призвание и церковное служение. В дневниках А.Барлуцци сохранились такие записи: "Возможность посвятить всю свою жизнь храмам Святой Земли наполняет верой и вдохновением мой ум, сердце и душу". "Я чувствую непреодолимое желание полностью отдать свои силы Святым местам в полном смиренном сознании, что не мне суждено явить здесь собственные мои таланты, но чрез меня совершается одно из чудес, которые может творить Господь с самыми негодными средствами. Для меня это не вопрос хлеба насущного, но вопрос духа, стремящегося осмыслить Божьи веления".

Таким образом, первым исходным принципом итальянского зодчего явилась религиозная вера, умение видеть и чувствовать в истории и в собственной работе осуществление замысла Божьего. Вторым - стремление к достижению максимально возможного соответствия художественного уровня проектов с религиозным статусом Иерусалима и Святой Земли, как сакрального центра мира. И, наконец, третьим принципом был поиск оптимального внутреннего единства архитектурного образа и богословского задания, связанного конкретно с той или иной святыней родины христианства.

Антонио говорил: "В Палестине каждое из Святых мест имеет прямое отношение к конкретной мистерии в жизни Иисуса Христа. Совершенно естественно, в этом случае, отказаться от типовой архитектуры, постоянно повторяющей одно и то же, и попытаться строить архитектурный образ так, чтобы он выражал религиозные чувства, вызываемые именно данной мистерией. Тогда верующий, входя в святилище, легко сможет представить себе соответствующий евангельский рассказ и сосредоточиться мысленно на самой сути именно здесь, в единственный миг истории свершавшегося таинства. Не выбирать сначала - более или менее стандартно или, наоборот, субъективистски ту или иную форму и потом всё подгонять под неё, а определить основную религиозную концепцию Святого места, для которого строится храм, и архитектуру подбирать под эту концепцию каждый раз интуитивным и независимым образом".

С согласия Кустода, его "францисканского" благословения, открылась многолетняя программа церковного строительства на Святой Земле, реализатором которой стал её "Главный архитектор", выдающийся Мастер Антонио Барлуцци.

Начнём "прогулки" по возведенным им церквам...

Церковь Всех Наций

"Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Заведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отошед немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение; дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отошед в другой раз, молился говоря: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы не пить Мне её, да будет воля Твоя. И пришед находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И оставив их, отошед опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предаётся руки грешников".
От Матфея, (26:36/45)

"И вышед пошёл по обыкновению на гору Елеонскую; за Ним последовали и ученики Его. Пришед же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошёл от них на вержение камня и, преклонив колена, молился. Говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю".
От Луки, (22:39/44)

"Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошёл Сам, и ученики Его".
От Иоанна, (18:1)

Гефсиманский Сад занимает важное место в христианской традиции. Здесь Иисус часто встречался со Своими учениками, сюда Он пришёл молиться после последней пасхальной Тайной Вечери, тут произошёл Его арест. Благодаря этому, совершенно объяснимо то, что Кустодия избрала именно Гефсиманский Сад, наряду с церковью Преображения на горе Тавор, первыми объектами программы нового церковного строительства Ордена на Святой Земле.

Византийская церковь была возведена здесь во второй половине IV века. Она подверглась разрушению персами в 614 году, восстановлена крестоносцами, а после захвата Иерусалима Саллах ад-Дином в 1187 году, была вновь разрушена. В таком виде развалины простояли до конца XIX века, когда францисканцы, которые приобрели этот участок ещё в 1681 году, начали здесь археологические изыскания, проведенные с 1891 по 1901 гг. Они подтвердили наличие на этом месте древних церковных строений. После начала подготовки к закладке фундамента новой церкви в 1919 г., стала ясна необходимость более тщательных археологических работ, результаты которых вынудили А.Барлуцци изменить первоначальный проект. Новый - был создан с учётом вскрывшегося плана ранней византийской церкви.

Новая Базилика получила название Церкви Всех Наций, потому что в финансировании её строительства участвовали многие страны. Я перечислю в алфавитном порядке те государства, гербы которых расположены в куполах потолка: Англия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Испания, Италия, Канада, Мексика, США, Франция, Чили. Иногда Базилику называют ещё и Церковью Агонии или Страстей Господня, что, конечно же, ей более соответствует. Раскрытие именно этого состояния Спасителя - создание атмосферы Агонии, которую Иисус испытывал в Своих молитвах к Отцу, - стало генеральной задачей А.Барлуцци. Давайте посмотрим, какое решение нашёл архитектор...

В Базилику, разделённую колоннами на три нефа, практически полностью ограничен доступ света. Лиловые стёкла, которыми закрыты окна, способствуют созданию атмосферы той пасхальной ночи, в которую происходили драматические события. Со всех сторон - изображения оливковых ветвей, которые словно колышатся в свете мерцающих язычков пламени свечей, поставленных верующими около алтаря. Единственный концентрированный источник света направлен на Скалу. Ту самую, с которой Иисус Христос обращался к Отцу.

Алтарь сделан в виде чаши, аллегорически наполненной страданиями Иисуса, которые Он должен был "испить". Этот же элемент декоратор, изготовивший терновый венец вокруг Скалы, вводит в самый его центр: два смиренных голубя готовы, как и Спаситель, испить содержимое до дна, выполняя Божественное Предписание. На мозаиках апсид (слева - направо) изображены три сцены: "Поцелуй Иуды" - "Judas kiss", "Спаситель в Агонии" и, описанная Иоанном, "Я есмь" - "Ego sum". Для их изготовления А.Барлуцци пригласил молодого итальянского художника Умберто Нони, который в то время был ещё студентом Академии изящных искусств в Риме. Одновременно с этой работой Умберто Нони создал, наряду с художником А Виллани, ряд мозаик Базилики Преображения на горе Тавор, а затем стал постоянным членом "команды" А.Барлуцци в его деятельности по оформлению других церквей на Святой Земле.

Начинают формироваться мастерские приёмы, которые станут в последствии "визитными карточками" А.Барлуцци: во всех возведенных им церквах, он необычайно органично включает сохранившиеся остатки древних церквей в современное строение (а то, что остаётся вне поля зрения посетителей - он открывает зрителю через "люки" в полу, покрытые стеклом). Они настолько сплетаются, что начинают восприниматься чуть ли не элементами декоративного оформления. Его излюбленный приём - "игра" со светом, не только за счёт окон и прочих отверстий в стенах и куполах, но и за счёт использования продуманных элементов архитектурных конструкций. В данном случае - это взлетающие ввысь огромные колонны, которые словно раздвигают полумрак, помогая рассмотреть внутреннее убранство церкви.

Выход из Базилики выводит вас из состояния медитации, и только сейчас следует спуститься по ступеням к заборчику и осмотреть мозаику портика фасада церкви (работа Джулио Баргеллини). Становится ясно, во имя чего состоялась искупительная жертва Христа. Он предстаёт на мозаике посредником между Богом-Отцом и человечеством. Группа людей, находящихся слева, демонстрирует смирение, покорность; на книге, в руке юноши, надпись "Ignoratio"-"Невежество". Мать, из группы находящейся справа, предлагает с надеждой Иисусу своё дитя. Четыре евангелиста парадно-торжественно стоят на капителях колонн с открытыми Евангелиями в руках, свидетельствуя перед миром о происшедшем. Фасад повёрнут в сторону Храмовой горы, словно взывая к развалинам Дома Отца в призыве принять молитвы Искупителя.

Всё пространство внутреннего двора занимает огороженный оградой Гефсиманский Сад. Восемь из растущих в нём олив имеют возраст около или даже более двух тысяч лет. И это - не преувеличение. Учёные-ботаники утверждают, что ствол дерева остаётся практически вечным, и обновляются лишь его ветви.

Отметим, что рядом, возле входа в церковь Успения Богородицы, находится Гефсиманский Грот, также принадлежащий францисканцам. Они утверждают, что в нём Иисус оставил Своих учеников, когда ушёл молиться.

Здесь проходят католические службы, в которых можно принять участие.

Гефсиманский Сад и Церковь Всех Наций - Орден францисканцев The Garden of Gethsemane and Church of All Nations

Адрес: Jericho Road, Mount of Olives, P.O.B. 19094 Jerusalem. Basilika of the Agony.
Tel.: 972-26-283264; 972-26-266444. Gethsemane Grotto - 972-26-266444.
Местонахождение: подножие центральной части Масличной горы.
Как добраться: арабские автобусы №№ 43, 44 от Шхемских ворот или автобусы фирмы "Эгед" №№ 1, 2, 38, 99 до остановки "Львиные ворота", и далее около 0.5 км пешком.
Часы посещения:
в летнее время, с апр. по сент.: 08:00 - 11:45 и 14:00 - 18:00;
в зимнее время, с окт. по март: 08:00 - 11:45 и 14:00 - 17:00.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: автомобильная стоянка в "накопителях" вдоль шоссе. Платный туалет напротив выхода из церкви. Арабские сувенирные киоски, прохладительные напитки. Фото-видеосъёмка разрешена. Другие объекты, рекомендуемые для посещения в этом районе: Гробница Богородицы в долине Иосафат, Гефсиманский Грот, Русский Православный Гефсиманский женский монастырь и церковь Св.Марии Магдалины, церковь Доминус Флевит.

Гора Тавор. Францисканская церковь Преображения

"Когда Он ещё говорил, се облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых".
"От Матфея" 17:5/9

"И по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не сможет выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Пётр сказал Иисусу: Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И внезапно посмотревши вокруг, никого бо лее с собой не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых".
"От Марка" 9:2/9

"После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистаю щею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с Ним отягчены были сном, но пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей остался Иисус один. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели".
"От Луки" 9:28/36

Преображение Господне имеет глубокий символический смысл - христианское вероучение истолковывает это событие, как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека; в Преображении Христа показано то новое, благодатное состояние, которое мир обретет с Воскресением Христа.

О важности события и места, на котором оно произошло, говорит сам за себя тот факт, что первую церковь здесь поставила сама равноапостольная царица Елена, в своём паломничестве на Святую Землю. Перед царицей стояла непростая задача идентификации горы с местом Преображения, т.к. в Евангелиях не указано точно, где именно Иисус предстал пред Своими учениками в новом качестве. Что же предопределило выбор царицей Еленой горы Тавор? Главное, - святость места: вершина Тавора издревле была местом языческого богослужения, на котором богам приносились жертвы; по преданиям, на Таворе находилась пещера таинственного Царя-Первосвященника Мелкицедека, которого встретил праотец Авраам, придя со своим племенем в Кнаан; у его подножия пророчица Дебора выиграла решающее сражение, поставившее точку на завоевании Земли Обетованной. На Храм, построенный на вершине подобной горы, будет нисходить Божья Благодать, а он, в свою очередь, будет словно взмывать в Небесное Царство. Другим фактором, стало географическое расположение горы Тавор, с вершины которой (588 м.) открывается великолепный обзор, круговая панорама с видами на Хермон, Заиорданье, Самарию, Изреэльскую долину вплоть до побережья Средиземного моря! Начинаешь понимать, что название её отнюдь не случайно: "табур" на арабском - "пуп". Лучшего наблюдательного пункта не избрать!

Первая церковь не сохранилась до наших дней. В более поздний византийский период здесь был построен монастырь, от которого остались лишь некоторые фрагменты, обнаруженные францисканцами при раскопках. В VI в., на Пятом Вселенском Соборе, было решено образовать здесь епископию, и Святитель оставался там даже при нашествии мусульман. Крестоносцы возродили место для паломничества. Принц Танкред передаёт Тавор в распоряжение Ордена бенедиктинцев, которые строят здесь большой монастырь, разрушенный в свою очередь султаном Бейбарсом в 1263 году, после чего развалины погружаются в небытие вплоть до того времени, когда на Таворе вновь появляются греки, а за ними францисканцы. Несмотря на то, что участок юридически принадлежал им ещё со времён правления друзского эмира Фахр эд-Дина (1620 г.), Орден ставит здесь небольшую церковь, и только в плане нового церковного строительства, принятом к периоду окончания Первой мировой войны, возведение Храма поручается в 1919 году Антонио Барлуцци. Как уже упоминалось в предыдущем очерке, строительство он ведёт одновременно: здесь, на горе Тавор, и в Иерусалиме, на Масличной горе в Гефсимании.

Поднимемся на Тавор и ознакомимся с работой А.Барлуцци...

Подъём, несмотря на относительно небольшую высоту, непрост. Автобусы доезжают лишь, примерно, до половины пути, где находится оборудованная площадка для транспорта, с магазинами и кафе, после чего туристы должны пересесть в арабские такси, которые довозят их до вершины. Въехав через сохранившиеся со времён крестоносцев ворота (арабск. - "Баб аль-Хава" - "Ворота ветра") и выйдя из машин, Вы оказываетесь на площадке, откуда открывается общий вид на фасад церкви францисканцев.

В приведенных отрывках из Евангелий определена генеральная идея, стоявшая перед А.Барлуцци - Преображение Господне. Христос появляется в сопровождении Моисея и Ильи, тех двух праведников Ветхого Завета, от которых не осталось могил: Илию огненная колесница взяла на небо; а после смерти Моисея, перед самым входом в Землю Обетованную, место его захоронения осталось неизвестным. Предания, которые существовали в Ветхозаветной Церкви, говорили о том, что его похоронили Ангелы. В Апокалипсисе мы видим, что, как говорит Господь, придут "два свидетеля", которые будут свидетельствовать о Мессии и через три с половиной года будут убиты Антихристом. Одним из этих свидетелей будет Илия, а вторым - Моисей. Именно эти три персонажа вырастают перед Вами, воплотившись в трёхчастную композицию фасада. Центральная часть, символизирующая собой Иисуса, поддерживается с боков двумя одинаковыми башнями, соединенными в центре огромной аркой, опирающейся на пилоны. Башни эти - застывшие образы Моисея и Илии, а композиция в целом - символизирует собой шатры в честь Иисуса, Моисея и Илии, о которых говорит апостол Пётр, в приведенных выше цитатах из Евангелий.

А.Барлуцци пока лишь нащупывает свой стиль. На его проекте ещё ощущается влияние сооружений византийских церквей в Сирии, в частности, в Антиохии, но будущие его "коронки" уже налицо: органичное включение здания в окружающий ландшафт, сохранение архитектурно-археологических напластований прошлых эпох, подчинение всего комплекса выразительных средств, используемых во внутреннем оформлении интерьера, раскрытию генеральной идеи, в данном случае - Преображению Господню. Корабль трёхнефовой базилики ведёт нас к главному алтарю, через росписи которого перед нами словно воссоздаётся происшедшая здесь мистерия. Двенадцать ступеней ведут вниз, в крипту, к отмеченному монахами месту, на котором стоял Иисус Христос во время Его Преображения. Автором проекта крипты является архитектор А.Виллани (A.Villani). Он же создал и великолепные мозаики, символически изображающие таинства Жизни и Смерти, Креста и Причащения. Именно здесь наиболее отчётливо просматриваются фрагменты остатков прежних церквей, органично вписанные в новые стены; престол, сохранившийся со времён крестоносцев. Уместно будет назвать и некоторых соратников А.Барлуцци, которых он привлёк в свою "команду", как оказалось на долгие годы. Это - инженер Чезаре Филиппи, генеральный суперинтендант проекта де Регибус, архитектор Пьер Риччи, художник Умберто Нони и др.

Храм был открыт 1 июня 1924 года кардиналом Джиорджи, прибывшим на Тавор для освящения базилики. Он лично прикрепил золотую медаль Папы Римского Пия XI на выходной белый пиджак Антонио Барлуцци.

Выйдя из храма, стоит осмотреть находящуюся слева от ворот монастыря скульптуру Франциска Ассизского, молитвенно созерцающего распятого Спасителя, посетить археологический музей францисканских раскопок и полюбоваться панорамой окрестностей со смотровой площадки.

Церковь Преображения - Гора Тавор - Орден францисканцев Church of the Transfiguration - Mount Tabor

Адрес: Church of the Transfiguration, Kefar Tavor, Galilee.
Tel.: 972-46-732283.
Местонахождение: Нижняя Галилея, Назаретский горный массив, гора Тавор, съезд с шоссе № 65 на местную дорогу № 7266, и далее по дорожным указателям.
Как добраться: только туристическим или личным транспортом, такси.
Часы посещения: ежедневно 08:00 - 12:00 и 14:00 - 17:00.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: на территории - сувенирный киоск, кафе, туалет, оборудованная бесплатная автомобильная стоянка, оборудованная площадка со столиками для еды. Фото-видеосъёмка разрешена.

Монастырь Иоанна Крестителя в пустыне

На самом обрыве горного хребта, в труднодоступном месте, прилепился к отвесной скале монастырь Иоанна Крестителя (Предтечи), с маленькой пещеркой, где он провел свое детство, юность, где он молился всей душой, устремленной к Богу. Питался святой пророк, как известно, акридами и диким медом. Акриды - это плоды рожкового, или хлебного, дерева, похожие по форме на груши, питательные и вкусные, растущие прямо на стволе. С древнейших времен эти плоды заменяли хлеб, и из них приготовляли даже вино.

Место, на котором построен монастырь, арабы называют Дир (Аин) эль-Хабис - Источник отшельника. Францисканцы купили этот участок в 1911 году, а в 1923 г. здесь начинается возведение монастырских зданий, проектирование которых поручается Антонио Барлуцци. Задачей Мастера стало создание соответствующего настроения паломников при посещении святого места пребывания Иоанна в пустыне. А.Барлуцци органично соединяет грот и источник: небольшой живописный водоём, с плавающими в нём ослепительно белыми кувшинками и рыбками, призван вызвать ассоциацию с живительной влагой мудрости, которую он здесь обрёл и с которой возвратился на берег Иордана, проповедуя смирение и покаяние в ожидании Мессии. А каменная полать Грота, служившая некогда ложем Предтечи, служит теперь алтарём, перед которым молятся паломники и у которого проводятся службы.

Над Гротом пророка Божия находится часовенка с гробницей прав. Елизаветы - матери Иоанна Крестителя. Маленький огонек лампадки освещает пещеру с тремя иконами: Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя; прямоугольное углубление в торцевой стене с двумя высокими подсвечниками.

Монастырская церковь, небольшая по своим размерам, спланированная в плане в виде узкого, вытянутого прямоугольника, - имеет многие признаки, использовавшиеся А.Барлуцци в культовом строительстве: максимальное использование света, врывающегося в базилику сквозь многочисленные окна; подмена икон или настенных фресок открывающимися из окон видами на живописные рельефы Иудейских гор (с этим же приёмом мы встречаемся в церкви Нагорной Проповеди на горе Блаженств, в церкви Доминус Флевит на Масличной горе в Иерусалиме) и др.

В монастыре живут французы, придерживающиеся обряда Восточной Церкви, но подчинённые Папе Римскому.

Местонахождение: Иудейские горы в районе Эйн-Карема.
Как добраться: туристическим или личным транспортом до больницы "Адасса" в Эйн-Кареме и далее по указателю до поселения Эвен Сапир. Через Эвен Сапир ориентируясь по автобусным остановкам (до конечной), и далее пешком по указателям: "францисканский монастырь". Обыкновенным автомобилем (не автобусом) можно доехать до входа в монастырь (дорога просёлочная).
Часы посещения: с 08:00 до 16:00.
Вход: свободный.

Капелла Бичевания

Скорбный (Крестный) путь Иисуса, от места Осуждения до Распятия на Голгофе, имеет очень важное значение в христианской традиции. Существовало несколько его версий, окончательная из которых сложилась к XIII-ХIV векам, благодаря усилиям францисканцев. Маршрут прошёл по улице Виа Долороза и стал насчитывать 14 остановок, называемых "станциями". Происхождение этого термина ведёт своё начало из Рима: верующие христиане, отправляясь в путешествие из Вечного города, хотели и должны были для себя знать, где они могут молиться в дороге. Им предоставлялась карта с обозначением церквей на их пути. Эти возможные остановки назывались "станциями", что со временем было перенесено на Виа Долороза.

После Своего Осуждения, Иисус был, как известно, приговорен к Распятию. Распятию на кресте, по римским законам, предшествовало бичевание. Пилат велел бичевать Его "легко". Несколько палачей (lictor) наносили удары со всех сторон. Их бичи (flagellum), представлявшие собой ремни, с вложенными в них острыми, костяными или свинцовыми шариками, врезались в Его тело и рвали до крови, струёй лившейся на пыль площади. А пока плотники заканчивали изготовление креста, воины придумали себе забаву над "царём Иудейским": накинули на Иисуса лохмотья красного плаща, водрузили на голову колючую ветку терновника "...и плевали на Него, и, взявши тростник, били Его по голове" ("От Матфея" 27:30). А затем возложили на Него крест и шествие отправилось в Его последний путь Страданий по дороге к Искуплению.

Ясно, что это место почиталось издавна. Архитектурно-строительная история Капеллы Бичевания сложна и многообразна. О постройках византийского периода можно лишь делать предположения. А вот во времена крестоносцев, и вплоть до XIV века, она точно существовала. При раскопках 1901-1903 гг. археологи обнаружили на месте нынешнего двора Францисканского Библейского Института остатки почти квадратной в плане трехнефной средневековой капеллы, в которой четыре мощные колонны поддерживали купол над древним римским помостом, тем самым Литостротосом (дословно "каменным мощением"), расхаживая по которому беседовал Пилат с Иисусом. Над этими древними фундаментами сейчас стоит Капелла Осуждения, воздвигнутая в начале столетия, - раньше, чем появился в Иерусалиме А.Барлуцци.

Итак, на этом месте в XII веке крестоносцы возвели церковь, которая сохранилась и после их выдворения из Иерусалима, но использовалась османскими правителями в качестве конюшни. Когда один из них, Мустафа-Бей (1623-40 гг.), решил построить над бывшим храмом помещения для своего гарема, здание не выдержало нагрузки и рухнуло (в 1632 г.). Есть свидетельство, что в XVIII веке оно использовалось турецкими ткачами, пока, наконец, Ибрагим-паша (1792-1848 гг.) вернул это место в 1838 г. францисканцам, и они реставрировали и расширили древнюю капеллу в 1839 году.

Широкомасштабная программа францисканского церковного строительства, о которой было упомянуто мною в предисловии, предусматривала, в том числе, и обновление Капеллы Бичевания.. Дополнительным толчком этому послужило землетрясение 1927 года, которое нанесло повреждения многим зданиям в Иерусалиме, в том числе и этой церкви. Реставрация была, поручена Антонио Барлуцци. Архитектор принял решение о полном сносе старого здания.

В 1928 году старую францисканскую церковь Бичевания полностью разобрали. Капелла, воздвигнутая на месте, где, по церковному преданию, Христос был подвергнут бичеванию римскими воинами, должна была стать первой "станцией" Крестного Пути. Одним из главных, наиболее впечатляющих элементов новой постройки, по замыслу А.Барлуцци, должна была стать высокая квадратная колокольня (на которую впоследствии не хватило денег). Правой рукой Антонио стал его верный соратник, инженер Чезаре Филиппи, с которым он работал на строительстве Базилики Преображения на горе Тавор.

Вновь отстроенная капелла представляет собой однонефную базилику с куполом над алтарной частью. Как и во всех храмах А.Барлуцци, её покрывает стилизованная под византийскую золотая мозаика. Вся внутренняя полусфера купола занята огромным терновым венцом. А.Барлуцци делает нас очевидцами предсмертных пыток, через которые прошёл Иисус. Без мук, без страданий - нет победы над Злом, а, следовательно, нет Спасения, на которое указывают просвечивающиеся сквозь шипы и иглы венца яркие звёзды, символы Победы, которую Спаситель Своим Крестом и Воскресением одержал над Грехом и Смертью. Этим настроением насыщены и витражи в хорах, сюжеты которых: (слева - направо) "Пилат умывает руки", "Поругание Христа" и "Освобождение Варравы" (работа витражиста Пиккирини по эскизам художника Камбелотти).

Капелла, как было отмечено выше, находится на том самом месте, где совершались избиения и поругания Иисуса: "Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить его. И воины, сплетши венец из терна, возложили ему на голову, и одели его в багряницу и говорили: Радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: Се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: Распни, распни Его!" (От Иоанна, 19/1:6).

Капелла Осуждения, также расположенная во дворе монастыря, построена монахом-францисканцем Венделином Герлихом Мандельским в 1903-1904 гг. Она не претендует на обладание теми высокими художественными достоинствами, которые есть у её соседки, Церкви Бичевания. Но у неё тоже есть свои функции: хранителя материальных свидетельств римского периода (остатков плит внешнего двора Преториума) и мистического присутствия героев разворачивавшихся здесь некогда событий.

И, наконец, несколько слов о расположенном здесь же францисканском Музее. Это центр духовного и богословского факультета "Studium Biblicum Franciscanum", основанный в 1927 г. Первоначально, он был филиалом римского института св.Антония (Antonianum), став затем самостоятельной структурой. Его сотрудники принимают участие в раскопках и др. библейских исследованиях; с 1941 г. Музей издаёт серии трудов по Священному Писанию; его деятельности мы обязаны выдающимся открытиям в области археологии Святой Земли, библейской истории, и теологии в целом. Музей открыт для посещений. В нём находятся интереснейшие экспозиции с экспонатами, собранными со всех раскопок, производившихся на францисканских объектах.

Капелла Бичевания и церковь Осуждения - Орден францисканцев Chapel of the Flagellation and Church of the Blate

Адрес: P.O.Box 19424, Jerusalem 91193, Israel.
Теl.: 972-26-282936; Fax: 972-26-894519.
Местонахождение: Старый город Иерусалима.
Как добраться: от Шхемских или Львиных ворот Старого города.
Часы посещения:
весенне-летний период: 08:00 - 12:00 и 14:00 - 18:00
осенне-зимний период: 08:00 - 12:00 и 13:00 - 15:00
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: туалет.

Францисканский музей Studium Biblicul Franciscanum

Все данные смотрите в предыдущей информации.
Часы посещения: 08:00 -12:00. В соответствии с предварительной договоренностью можно согласовать посещение монастыря. Вход: бесплатный. Информацию о Музее можно получить на сайте израильских музеев: www.ilmuseums.com

Между II и III станциями находятся объекты, возможные для посещения:

Литостротос. Монастырь сестёр Сиона Lithostrotos. Sister's of Zion Monastery

Открыт: 08:30 - 12:30 и 14:00 - 16:30.
Вход: платный.
Тел.: 972-26-277292.

Церковь сестёр Сиона "Ecce Homo" Sister's of Zion Church "Ecce Homo"

Открыта:
в весенне-летний период: 08:30 - 12:30 и 14:30 - 17:30
в осенне-зимний период: 08:30 - 12:30 и 14:30 - 16:30
в воскресенье - закрыта.
Вход: бесплатный.
Тел.: 972-26-282445, 972-26-277292.

Крипта церкви Святой Вероники - VI станция Виа Долороза. Разделение риз - Х станция Виа Долороза (в Храме Гроба Господня). Работы Антонио Барлуцци есть ещё на двух станциях Виа Долороза - Шестой и Десятой. Это очень важные и интересные места, с точки зрения христианской традиции. Я не буду выделять их в отдельный очерк, т.к. их размер невелик и я лишь обращаю внимание читателя на руку Мастера их оформлявшего.

На Шестой станции находится в настоящее время женский орден малых сестёр Иисуса, а Десятая станция является первой из пяти последних, расположенных внутри Храма Гроба Господня. А подробности читатель узнает при экскурсии по Виа Долороза.

Церковь Нагорной Проповеди

"Увидев народ, Он взошёл на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и пророков, бывших прежде вас".
От Матфея, 5:1/12

Перед нами Нагорная Проповедь, в которой Иисус раскрыл человечеству тайны Своего Небесного Учения. Это - Конституция христианства. Гора, упомянутая в Евангелие "От Матфея", находится у северной оконечности озера Киннерет, над поселением Табха. Сохранившиеся воспоминания паломников IV века, повествуют нам о том, что первая часовня располагалась на холме, в 60 метрах к Северу от современной бенедиктинской церкви Умножения Хлебов и Рыб, над дорогой, ведущей в Капернаум. Это подтвердили и археологические раскопки, проведенные в 1935 г. францисканскими исследователями, под руководством знаменитого историка-археолога отца Беллармино Багатти (Bagatti - 1905-1990 гг., итальянский католический специалист по библейской археологии. Родился в Пизе. Окончил Папский Библейский институт. Член Францисканского ордена. С 1935 по 1980 проф.Иерусалимской библейской школы. Проводил многочисленные раскопки в местах, связанных с евангельскими событиями). Были обнаружены остатки маленькой (4.48 х 7.20 м.) капеллы, которая была идентифицирована в качестве сооружения византийского периода. Однако, для строительства новой церкви, Орден избрал другое место, более впечатляющее и удобное, выше по склону холма, получившее из-за строительства здесь церкви название "Гора Блаженств".

Строительство новой церкви было профинансировано миссионерами-христианами Италии (Итальянская Миссионерская Ассоциация). Есть данные о том, что в финансировании её строительства лично участвовал Б.Муссолини.

А.Барлуцци, назначенный главным архитектором, подошёл к воплощению генеральной идеи, стоявшей перед ним, как всегда, нестандартно. Он проектирует здание восьмиугольным в плане, венчая одноэтажную постройку большим медным куполом, также восьмиугольной формы, и колокольней. Повторяющееся в конструкциях церкви число "восемь" - соответствует числу заповедей о Блаженствах, каждое из которых написано на окнах купола. Здание, спроектированное в стиле неоренессанса, сложено из контрастно оттеняющих друг друга чёрного базальта и белого известняка. Со всех четырех сторон оно окружено великолепной открытой галереей.

При входе в церковь, стоило предположить, что Вас встретит роскошное оформление, присущее многим католическим культовым сооружениям. Однако, всё очень просто, может быть, даже несколько нарочито. И только начиная всматриваться, понимаешь, что встретился с моделью костюма, изготовленного у выдающегося кутюрье. На стенах - окна, дающие возможность окинуть взглядом пейзажи Киннерета и окружающей его среды. Именно в этом заключался замысел А.Барлуцци: заменить иконы местами по которым ступал Иисус. Этот приём будет несколько позднее использован и в церкви Доминус Флевит на Елеонской горе, когда вместо алтарной иконы Антонио создаст окно с видом на Храмовую гору.

Алтарь, находящийся в центре ротонды (работа художника А.Миструцци), сделан из мрамора, с использованием полудрагоценных камней в отделке. Его верхняя часть украшена крестом и сценами Распятия и Вознесения. А на полу, вокруг алтаря, изображены семь символов человеческих добродетелей, которых следует придерживаться в жизни в соответствии с Блаженствами, изложенными в Нагорной Проповеди: Справедливость, Доброта, Осторожность, Вера, Доблесть, Надежда и Скромность. Особое внимание привлекает к себе фигура распятого Иисуса, помещённая в овал, сделанный из оникса. По стенам, около окон, развешены работы художника д'Ачиарди, изображающие 14 станций Виа Долороза - Скорбного (Крестного) Пути Иисуса.

Выйдя из церкви, совершенно необходимо обойти здание по террасе, погулять по парку, на территории которого находится, так же, и гостиница для паломников.

Церковь и гостиница обслуживаются сёстрами францисканского Ордена Непорочного сердца Святой девы Марии (Congregatio Filiarum Purissimi Cordis Beatae Маriae Virginis). Орден был создан Св.Антонием Мария Кларетом (родился в Салленте, близ Барселоны, 23 декабря 1807 г.). В молодости св.Антоний изучал ткацкое ремесло. Идя за гласом призвания, вступил в духовенство. Как священник, занимался, прежде всего, пастырской работой в приходе, а затем, как апостольский миссионер в Каталонии и на Канарских островах. В 1849 г. св.Антоний основал орден Сыновей Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии. Вскоре после этого был назначен архиепископом Сантьяго де Куба и усердно работал над возрождением католической жизни в той архиепархии. Для христианского воспитания девочек основал конгрегацию сестёр-учительниц под именем Непорочной Марии. В 1857 г. был отозван в Испанию и стал исповедником королевы Изабеллы II. Затем он сопровождал её в изгнании во Францию. Умер во Франции 24 октября 1870 г.

Владельцем этого места является Итальянское католическое общество (Associazione Nazionale per soccorrere i Missionari Italiani). В последние годы территория была благоустроена, созданы условия для парковки, открыты магазины и прочие услуги. Невдалеке от этого места был заложен краеугольный камень нового духовного центра для христианских паломников и исследователей. Краеугольный камень был доставлен с могилы Апостола Петра в Риме и благословлён Его Святейшеством Папой Иоанном Павлом II в Сочельник 1998 года. Упомянем так же всуе, что эти места посетил в 1964 году Папа Римский Павел VI.

Церковь Нагорной Проповеди - Орден францисканцев Church of the Beatitudes

Адрес: Sister's Convent. Italian Hospizio M.P.12365 South Golan, Israel.
Tel.: 972-46-790978; Fax: 972-46-723372.
Местонахождение: гора Блаженств, над северо-западной оконечностью озера Киннерет. Съезд с шоссе № 90 на местную дорогу № 8177, и далее по указателю.
Как добраться: рейсовыми автобусами, идущими по шоссе № 90 в направлении Севера страны, с остановкой на повороте к горе Блаженств, далее около 1 км пешком.
Часы посещения: ежедневно 08:00 - 12:00 и 14:30 - 17:00.
Вход: бесплатный, кроме въезда на территорию.
Дополнительные данные: обустроенная автомобильная стоянка (въезд на территорию - 1 шек. с человека), магазин, киоск, туалет. Странноприимный дом - Guest House - тел.: 972-46-726712; факс: 972-46-726735.

Церковь Посещения (Эйн-Карем)

"Вставши же Мария во дни сии с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин". "От Луки" (1:39)

"И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету. Когда услышала приветствие Марии взыграл младенец во чреве её; и Елизавета исполнилась Святого Духа". "От Луки" (1:40/41)

После того, как Архангел Гавриил сообщил Марии Благую весть, Она отправилась к своей двоюродной сестре Елизавете в гости. Ребёнок, который родится у Елизаветы и Захарии назовётся Иоанном, миссией которого станет Предтеча Господня, и крестит он Иисуса в водах Иордана.

Из двух приведенных выше цитат мы узнаём о посещении Девой Марией Елизаветы. Но это не просто встреча двух родственниц. Она содержит в себе глубокий смысл, т.к. знаменует собой встречу двух земных женщин, носивших под своими сердцами: одна - будущего Предтечу Господня, последнего пророка Ветхого Завета; а другая - Христа, основателя Нового Завета. По замыслу Ордена - предстояло воздвигнуть Храм Встречи двух Заветов, двух разных религиозно-космических эпох. Одновременно, храм должен был воплотить в пластической и даже лирической форме и ликующую душу Матери, обычной женщины, но рожающей не просто младенца, а Бога и Спасителя.Т.е. воплотить в архитектурную форму то состояние, которое заложено в молитву Марии:

"Величит душа Моя Господа. И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века". "От Луки" (1:46/55)

Рождество 1937-ого года стало важной вехой в творческой биографии Антонио Барлуцци. Мессу в рождественскую полночь впервые служили под куполом ещё недостроенной церкви на горе Блаженств у озера Киннерет. Наутро Антонио поспешил в Иерусалим заканчивать реставрацию католического придела на Голгофе в Храме Гроба Господня. Новый Кустод, отец Альберто Гори, заговорил о строительстве храма в Горнем (так называлось в библейской традиции древнее селение, располагавшееся невдалеке от Иерусалима, арабы называли его Эйн-Карем), главным архитектором которого должен был стать вновь А.Барлуцци. Работы по возведению церкви начались в 1938 году, но строительство закончилось лишь в 1958 г.

Источником вдохновения для А.Барлуцци стало вновь Евангелие. Перед Антонио стояла задача перевести на язык камня и фрески приведенную выше молитву Марии, получившую название "Магнификат" (от первого слова латинского текста: Magnificat = Величит. Молитва стала латинским гимном в честь Девы Марии). С другой стороны, как во всех святых местах, имеющих давнюю традицию литургического почитания и сложную по археологическим напластованиям предыдущую историю, А.Барлуцци должен был сохранить и ввести в конструкцию новой церкви остатки более ранних строений.

Археологические исследования, проведенные под руководством знаменитого францисканского историка-археолога отца Беллармино Багатти (Bagatti - 1905-1990 гг. - итальянский католический специалист по библейской археологии. Род. в Пизе. Окончил Папский Библейский институт. Член Францисканского ордена. С 1935 по 1980 проф. Иерусалимской библейской школы. Проводил многочисленные раскопки в местах, связанных с евангельскими событиями) выявили наличие фундаментов византийской капеллы и церкви периода крестоносцев, а также Грот, который стал основной единицей Нижней церкви. Она представляет собой небольшую, почти квадратную в плане капеллу, как бы прислонённую к скале и врубленную в толщу горы своей алтарной частью.

Прямо напротив входа симметрично расположены две ниши. В левой - находится мраморный алтарь - престол с барельефным изображением Агнца и тернового венца, напоминающими слова Иоанна Крестителя об Иисусе: "Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира" ("От Иоанна" 1:29). В правой - главная святыня монастыря - колодец над святым источником. В приведенном выше отрывке, когда Елизавета вышла встречать Марию, "взыграл" младенец во чреве её". Предтеча приветствовал Мессию. В соответствии с традицией, забил источник из безжизненных недр скалы. Кроме того, здесь находится камень с углублением, напоминающим отпечаток тела ребёнка. Красивая легенда рассказывает о чудесном спасении Иоанна от слуг царя Ирода I во время его гонений на младенцев: гора раскрылась и впустила Елизавету с сыном. Оглядевшись по сторонам, можно полюбоваться фресками художника Анджелло делла-Торе: "Посещение", "Спасение младенца Иоанна" и "Захария в облачении первосвященника".

Переход эпохи Ветхого Завета в принципиально иное содержание Нового - в этом смысл применения А.Барлуцци приёма двухуровневого решения строительства церкви. Перейдя в помещение Верхней церкви, вы оказываетесь словно в Царствии Небесном: изобилие источников света, праздник орнаментики, радостные сюжеты фресок (работа художника Цезаря Вагерини), прославляющих Богородицу: "Богородица" - Эфесский собор, провозгласивший Марию Богородицей; "Покровительница всех верующих" - на троне в окружении святых женщин; "Посредница и Заступница" - сцена свадьбы в Кане Галилейской; "Патронесса христиан" - папское благословение на сражение во имя победы Креста; "Непорочная Приснодева" - диспут о непорочном зачатии. Образ Марии впитал в себя лучшие качества библейских женских персонажей, предстающих перед нами: Эсфири, Сарры, Деборы, Юдифи и др.

По всему периметру зала размещены изображения 14 станций Скорбного (Крестного) пути Иисуса. Это уже стало приёмом Антонио, вспомним, например, аналогичное использование сцен в церкви на горе Блаженств. И мир, преподносящий дары Мадонне, с францисканцами, среди которых сам Антонио Барлуцци со своей церковью Посещения, которая, безусловно, является его достойным вкладом в прославление Богородицы.

Выйдя из церкви, стоит осмотреть клуатр (от лат. claustrum - типичная для романской и готической архитектуры галерея, обрамляющая двор монастыря или крупной церкви). Вся его западная и, отчасти, северная стена занята плакетками с текстом "Магнификата" более чем на 50 языках народов мира.

Важным элементом ансамбля стала кампанилла - колокольня у правого, северо-западного, угла комплекса. А.Барлуцци мечтал себя проявить в проектировании звонниц ещё в 1927 году, при строительстве капеллы Бичевания на Виа Долороза. Тогда не получилось. И, оказалось, к лучшему - здесь она более уместна: звон колоколов словно благовествует о наступлении Новой эры.

Ежегодно, каждое 2-ое июня, здесь проводится праздничная литургия, в которой принимают участие тысячи верующих самых различных религиозных конфессий. А праздник этот освящает Своим присутствием Богородица Дева Мария, изображённая на мозаике фронтона церкви.

Церковь Посещения - Орден францисканцев The Church of Visitation

Адрес: Madregot Habikur Str., Ein Karem, Р.О.В. 1718, The Church of Visitation.
Tel.: 972-26-417291, Fax: 972-26-431163.
Местонахождение: пригород Иерусалима Эйн-Карем.
Как добраться: автобусами №№ 17 и 17-а от центральной автостанции.
Часы посещения:
в весенне-летний период: 08:00 - 11:45 и 14:30 - 18:00
в осенне-зимний период: 08:00 - 11:45 и 14:30 - 17:00
в субботу закрыта
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: стоянка на площадке перед Родником Марии, туалет, сувенирный магазин. Фото-видеосъёмка разрешена. Церковь граничит с Горним монастырём, на противоположной стороне шоссе (=1 км) находится францисканская церковь Иоанна Крестителя (Предтечи) с Гротом Рождества (тел. 972-26-413639), монастырь Сестёр Сиона (тел. 972-26-415738 и 972-26-430887).

Клуатр церкви Святой Екатерины в Вифлееме

В сущности, церковь Святой Екатерины в Вифлееме является латинской частью церкви Рождества. Об этой церкви и находящихся в ней святынях можно было бы написать самостоятельный очерк, но нас интересует в ней только та часть, которая была отреставрирована Антонио Барлуцци - внутренний двор, клостер (клуатр) древнего августинского монастыря. Сама же церковь проектировалась архитектором Гийлемо (Guillemot) в 1881 году.

Антонио Барлуцци начал работы в 1947 году и к 1953 году их закончил. Стоит ли включать в наш цикл оценку столь незначительной части большого культового сооружения? Да! Так как на этом примере мы, со всей очевидностью, можем убедиться в том, что даже часть целого становится в руках Мастера "жемчужиной", при возведении которой он использует весь свой арсенал средств и к которой он относится с полной ответственностью. Никаких случайностей! Клуатру придан тот вид, который был создан самими крестоносцами. Первый же взгляд на колоннаду наталкивает на мысль, что её автором является А.Барлуцци: монументальность колонн, сочетающаяся с их лёгкостью (вспомним колонны церкви Всех Наций); высота потолка и расстояние между колоннами продуманы так, что позволяют свету проникать вовнутрь с лёгкостью, не давя на психику, а вызывая радостное состояние духа.

В центр клуатра, размером 26,5 х 25 кв.м. и окружённым зданиями, А.Барлуцци ставит скульптуру, пожалуй, главной фигуры в истории этого древнего византийского монастыря - блаженного Иеронима (340 - 420 гг.). Основатель киновии в Вифлееме и воспитатель нескольких поколений учеников, ставших святыми; автор фундаментального перевода Библии ("Вульгата") - он возвышается над внутренним пространством клуатра, определяя генеральную идею архитектурного проекта, воплощённую А.Барлуцци.

Церковь Св.Катерины - Орден францисканцев The Church of St.Catherine

Адрес: Bethlehem Manager Square, P.O.Box 61, The Church of St.Catherine.
Тел.: 972-22-742425. Туристическое информационное бюро - 972-22-770751.
Местонахождение: Вифлеем (Бейт-Лехем) - территория ПА.
Как добраться: туристическим транспортом.
Часы посещения: ежедневно 06:00 - 12:00 и 14:00 - 19:30.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: есть возможность посещения целого ряда других церквей и монастырей Вифлеема.

Церковь Св. Лазаря

"Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими. Сёстры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услыхав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез неё Сын Божий... Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его... Иисус сказал им прямо: Лазарь умер... Иисус пришед нашёл, что он уже четыре дня в гробе... Марфа, услышавши, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, то даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт... Иисус же опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что если будешь веро- вать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон. И вышел умер-ший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт. Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него". "От Иоанна" (11:1-4, 11, 13-14, 17, 20-25, 38-45)

Помимо совершенно фантастического Воскресения смертного из мёртвых, это Чудо имеет огромное значение для осознания пути, который Иисус прошёл от Первого Чуда в Кане Галилейской до последнего в Виффании. И, совершённое Им, не могло остаться вне христианской традиции и почитания ею этого места, в целом, и вне францисканского интереса, в частности...

Свидетельства о том, что эта церковь явилась одной из первых церквей Палестины вытекают из записок паломников, начиная с IV века, и результатов археологических исследований, проведенных в 1949 г. под руководством знаменитого францисканского историка - археолога отца Беллармино Багатти (Bagatti - 1905-1990 гг. - итальянский католический специалист по библейской археологии. Родился в Пизе. Окончил Папский Библейский институт. Член Францисканского ордена. С 1935 по 1980 проф. Иерусалимской библейской школы. Проводил многочисленные раскопки в местах, связанных с евангельскими событиями). Судьба церкви полностью совпадает с трафаретом исторических событий, происходивших в Палестине. В 1863 году завершился процесс приобретения францисканцами участка, и с этого времени началось возрождение традиции.

В 1952 - 53 гг. Антонио Барлуцци строит здесь новую церковь. Как и во всех своих проектах, архитектор стремился передать главную идею, заложенную в соответствующем евангельском событии. В данном случае: Смерть и Воскресение того, кто верует во Христа. Внешний вид церкви - могильный склеп, к которому подошёл Иисус, прибыв в Виффанию. С этим Вы входите вовнутрь. И... одна из "коронок" Антонио - "игра со светом": на вас падает неожиданный сноп света, ниспадающий с купола, мозаики которого изображают голубей, взлетающих в небесное Царство, как души спасённых верующих. О том, что именно этот смысл заложен в сюжет мозаик, говорит отрывок из Евангелия "От Иоанна", размещённый на куполе: "Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек" (11:25/26). А на мозаичных картинах, развешенных на стенах базилики, изображены сцены из жизни Иисуса во дни Его пребывания в семье Лазаря, воскрешение Лазаря и др. Разумеется, что особый интерес представляет собой главная святыня церкви - гробница, в которой лежал Святой. Центральный алтарь расположен на месте более ранних алтарей. Два других, размещённых по его сторонам, сделаны в виде саркофагов. Они практически без украшений, которые были бы здесь неуместны.

По одной из христианских традиций, от этих мест начинается праздничное шествие в Пальмовое (в России - Вербное) Воскресенье. Точности ради скажем, что если есть "по одной", то значит есть и "по другой". По другой традиции, шествие начинается от францисканского монастыря и церкви в Виффагии (в ивритском произношении "Бейт - Паги" - "Bethfage"). Это место знаменательно в христианской традиции тем, что сюда привели по указанию Иисуса ослицу, на которой Он начал Свой торжественный въезд в Иерусалим. Церковь тоже имеет давнюю историю, но к нашему очерку она имеет отношение только тем, что Антонио Барлуцци пристроил к церкви в 1954 году колокольню, строительство которой явилось, очевидно, "пробным камнем" перед возведением колокольни Церкви Посещения в Эйн-Кареме.

Церковь Св.Лазаря - Орден францисканцев Church of Lazarus in Bethany

Адрес: Bethania, Church of St.Lazarus.
Тel.: 972-26-271706.
Местонахождение: восточный склон Масличной горы, арабское поселение эль-Азария, местное шоссе № 417 ведущее от Иерусалима в Маале - Адумим.
Как добраться: туристическим транспортом.
Часы посещения: ежедневно с 08:00 до 11:45 и с 14:00 до 17:00. Кроме воскресенья.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: бесплатная автомобильная стоянка, туалет.
Бейт-Паги, тел. 972-26-284352. Открыта: 08:00 - 12:00 и 14:00 - 17:00.

Церковь пастушков. Вифлеем

"В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал перед ними Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежавшего в яслях. Увидевши же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было".
От Луки, 2/8:20

Пастухам, как взращивающим не только пищу для человека, но и приношения для Бога, Ангелы дали право первыми услышать Благую весть о Рождении Иисуса. За местом, где вифлеемским овцеводам было ангельское явление, так и закрепилось название "Поле пастырей", а в русской традиции, как ласково говорят богомольцы, - "Поле пастушков". Церковное почитание этого святого места восходит к первым временам христианства, а само Поле традиционно поделили между собой православные и католики. На православном участке сохранилась крипта древнего византийского храма. По преданию, - та самая пещера, в которой укрывались пастухи со своими овцами в ту холодную декабрьскую ночь. А на католическом участке, принадлежащем Ордену францисканцев, было решено возвести, в честь описанных в евангельском отрывке событий, церковь Ангелов. Архитектором стал вновь Антонио Барлуцци. Храм был заложен им в канун Рождества 1953 года, а освящён ровно через год.

Как во всех барлуццианских проектах, архитектура полностью подчинена историко-богословской концепции. На большой цельной скале развёрнут типичный древний бедуинский шатёр. Именно такими были жилища пастухов-кочевников времён Иисуса Христа. Архитектор продолжает экспериментировать. После восьмигранной конструкции церкви Нагорной Проповеди на горе Блаженств, этот храм приобретает в плане форму десятигранника. Напомним себе: восемь - число Блаженств, десять - напоминание о церковной десятине, приношении Богу десятой доли от каждого стада и каждого урожая. Несмотря на то, что каждая вторая грань оснащена мощным контрфорсом (от франц. Contre-forse - противодействие), мастерство архитектора делает эти вертикальные опоры декоративными и, в целом, конструкция храма воспринимается достаточно простой и лёгкой. Над нижним, основным сложнофигурным многоугольником, вырастает десятерик барабана с куполом, также разделенным белыми поясами на десять сегментов.

В каждой из своих работ, А.Барлуцци придаёт огромное значение свету. Помните из отрывка: "...и Слава Господня осияла их"? Этот Свет, скорее всего исходящий от Святого Духа, Антонио создаёт продуманной системой окон и прочих отверстий. Купол весь превращен в своеобразное ячеистое полусферическое окно: небольшие круглые отверстия, по 88 в каждой из десяти полос кровли, наполняют внутреннее пространство храма загадочным струящимся светом. Каждая из десяти граней барабана участвует в процессе создания мистерии.

Над входом в храм, простирает крылья бронзовый ангел, подобный тем, которые возвестили Рождение Спасителя. Посетителя встречают три алтаря, расположенные на Востоке, Севере и Юге. Над каждым из них размещены большие фрески работы художника Умберто Нони. Того, который был ещё студентом Академии изящных искусств в Риме, когда А.Барлуцци впервые, в 1923 году, пригласил его помогать в изготовлении мозаик для Базилики Преображения на горе Фавор. На фресках - три эпизода из жизни вифлеемских пастухов: явление Ангелов, возвещающих Рождество Спасителя; поклонение Младенцу и Его Матери в Вифлеемской пещере и возвращение радостных пастырей к своим овцам.

Церковь Ангелов на "Поле пастушков" была освящена, в праздник Рождества, 25 декабря 1954 года. После чего, Антонио Барлуцци, буквально на следующий же день, приступил к своей последней работе на Святой Земле - Капелле Доминус Флевит.

Капелла Доминус Флевит

Капелла поставлена на том месте, где остановился Иисус, входя в Иерусалим. Может быть, это событие не нашло бы себе места в христианской традиции, если бы не пророчество Иисуса о судьбе любимого Им города. К этому времени Он был уже отвергнут Назаретом, Коразимом и Капернаумом. Дошла очередь и до Иерусалима. Остановившись на Елеонской горе прямо напротив Храма, Он не удержался от слёз:

"И когда приблизился к городу, то смотря на него, заплакал о нём. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду; и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего".
От Луки, (19:41/44)

Францисканцы приобрели эту территорию в 1891 году. Археологические раскопки здесь были произведены в 1953-55 гг. под руководством знаменитого фран-цисканского историка - археолога отца Беллармино Багатти (Bagatti - 1905-1990 гг. - итальянский католический специалист по библейской археологии. Родился в Пизе. Окончил Папский Библейский институт. Член Францисканского ордена. С 1935 по 1980 проф. Иерусалимской библейской школы. Проводил многочисленные раскопки в местах, связанных с евангельскими событиями). Прежде всего, были обнаружены остатки древней византийской церкви с прекрасно сохранившейся мозаикой. От византийского монастыря (примерно V века) остались фундаменты жилых помещений, маслодавильни и цистерны для производства вина, фрагменты колонн. Кроме того, был обнаружен древний некрополь, захоронения в котором производились со 135 г. до н.э. по 300 г. н.э. Нужно сказать, что саркофаги и каменные гробы были редкостью для Палестины. Как правило, хоронили в гробницах, вырубавшихся в скалах. Существовало два вида захоронений: первый (kokhim), при котором нишу вырубали вглубь пещеры и тело располагали по её длине; и второй (acrosolium), при котором вырубали аркообразную нишу и тело укладывали боком. Из таких гробниц останки, по завершении процесса разложения, можно было извлечь и поместить в урну. Как правило, останки помещали в урну, представлявшую собой небольшой сундучок из камня или дерева длиной от 50 до 75 см., шириной от 25 до 38 см. и высотой от 20 до 35 см. Прах можно было извлечь из любой гробницы, после чего её использовали для нового захоронения, т.к. построить новую гробницу было дорого. Эти находки (120 оссуариев и 7 саркофагов) размещены для осмотра за ограждением около входа.

По окончании археологических изысканий Антонио Барлуцци приступает в 1955 году к строительству церкви. Согласитесь, что выразить языком архитектуры плач Иисуса - очень непростая задача. А.Барлуцци избирает архитектурную форму наиболее соответствующую настроению Спасителя: накрывает храм чёрным куполом, который отягчён книзу, и словно оплывает в форме слезы. По углам кровли ставит подобные вазонам сосуды, напоминающие те, в которые античные плакальщицы в буквальном смысле слова "собирали" слезы.

Внутреннее пространство капеллы представляет собой в плане квадритолий (лат. quattuor - четыре и folium - лист), элемент конструкции здания в виде четырёхлистника, в восточном "лепестке" которого - ниша с мраморным византийским алтарём, вокруг которого обнажён для осмотра мозаичный пол раскрытой археологами церкви. В южном "лепестке" - полукруглая плита, с приведенным мною выше отрывком из Евангелия "От Луки". В северном - ктиторская доска с надписью: "Христу Плачущему - при Кустоде Святой Земли отце Гиацинте Фаччио, архитектор Антонио Барлуцци, Италия, Канада и Мексика - приносят в лето Господне 1955" (перечисленные страны - это участницы финансирования проекта). Алтарь А.Барлуцци располагает не в восточном направлении, как того требует традиция, а поворачивает его на Запад, заменяя икону окном, из которого открывается восхитительная панорама: за решёткой в форме тернового венца, с причастной чашей посередине, - перед нами Дом Его Отца на Храмовой горе, а вдали просматриваются серые купола Храма Гроба Господня, воздвигнутого на месте Его будущей казни на Голгофе. Этим А.Барлуцци повторяет тот свой приём, который он использовал при возведении церкви Нагорной Проповеди на горе Блаженств, из окон которой открываются ландшафты Киннерета. На алтаре расположена мозаика, с изображённой на ней курицей с цыплятами. Вспомним:

"Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели".
От Луки, (13:34)

А по стенам А.Барлуцци развешивает рельефные изображения 14 станций Виа Долороза. Церковь-часовня выглядит очень ухоженной. Напрашивается сравнение с каким-либо произведением ручной работы.

Церковь Доминус Флевит - Орден францисканцев Dominus Flevit Church

Адрес: Mt. of Olives, Dominus Flevit Church, Jerusalem.
Tel.: 972-26-274931; 972-26-266455/0.
Местонахождение: центральная часть западного отрога Масличной горы, под смотровой площадкой гостиницы "Интерконтиненталь", над Гефсиманским Садом.
Как добраться: арабскими автобусами №№ 43, 44 от Шхемских ворот или автобусами фирмы "Эгед" №№ 1, 2, 38, 99 до остановки "Львиные ворота" и далее около 0.5 км пешком до Гефсиманского Сада, подъём на Масличную гору.
Часы посещения:
в весен.-летн. время с апр. по сент.: 08:00 - 11:45 и 14:30 - 18:00
в осенне-зимн. время с окт. по март: 08:00 - 11:45 и 14:30 - 17:00
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: витрина с сувенирными открытками, туалет. Фото-видеосъёмка разрешена. Объекты, рекомендуемые для посещения в этом районе: Русский Православный Гефсиманский женский монастырь, еврейское кладбище, Базилика Всех Наций, Гефсиманский Грот, Гробница Богородицы в долине Иосафат, подъём на вершину Масличной горы.

Заключение

Капелла "Доминус Флевит" стала последним архитектурным творением в авторском списке Антонио Барлуцци. Почти десять лет, с 1944 года, он пытался работать над проектом Храма Благовещения в Назарете, который должен был стать его "лебединой песней" на Святой Земле. Но проект старого мастера был, на сей раз, отвергнут, Кустодия предпочла другого архитектора, в лице Джованни Муцио. Антонио, как скажет он в одном из писем, чувствовал себя так, словно с него живьём сняли кожу. В первый раз он не знал, что делать и чем заняться. Друзья звали его домой, в Рим. Кустод Святой Земли, Альфредо Полидорри (их сменилось 15 за сорок с лишним лет палестинской деятельности А.Барлуцци), обещал, что в случае возвращения в Италию великому зодчему будет предоставлено на выбор, где жить - в монастыре, в больнице или дома, в кругу родных. Но для Антонио жизнь была окончена. Последние годы он прожил в Риме, сначала с сестрой, в небольшой квартирке, а потом в монастыре, на подворье Стражей Святой Земли. Слишком привык он к монашескому францисканскому распорядку, к ежедневной утренней мессе... А когда Антонио не сможет больше вставать с постели, монахи будут оставлять открытой дверь его кельи, чтобы он слышал богослужение из храма. В 1960-ом году Великий Мастер Антонио Барлуцци мирно ушёл в мир иной.

Смотрите также
2138

Спецпредложения авиакомпаний

07.03 Азимут Сочи - Тель-Авив от 5 745 руб
07.03 Азимут Сочи - Тель-Авив от 14 167 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах