Назарет. Храм Благовещения и церковь Святого Иосифа
Статистика знает всё. Нужно думать, что известно и общее количество церквей и храмов Благовещения, возведенных на всех материках земного шара. Но только один из этих многих тысяч находится здесь, в Назарете, на месте, которое Божественная Воля избрала колыбелью для "Слова, которое стало плотию".
Вот как изложил происшедшее Дм.Мережковский в своей книге "Иисус Неизвестный": "Выше всех домов селения расположился уютный домик плотника Иосифа, обручника юной Марии. Дважды в день, утром и вечером, бегала она вниз, к источнику, по узкой, крутой улочке-лесенке в сто пятьдесят ступенек. Только о ней и болтали назаретские девицы-завистницы: "…на что ей Иосиф-то, плотник, старый вдовец!" - "Как на что? Царского рода он, Давидова, а она Ааронова, Левитского. Сын родится - будет Мессия, Царь-священник, по Асмонееву пророчеству". Нет, не просто так это говорилось. С раннего детства Мария воспитывалась у родственницы своей Елизаветы, жены священника Авиевой череды Захарии. Слышала пророчества Симеона, пророчицы Анны и ждала: "Скоро! Скоро! Скоро!". Так и жила до пятнадцатого своего года, пока однажды не услышала у себя за спиною: "Мирьям! Мирьям!". Открыла глаза и увидела: Ангел стоит перед нею: лицо его как молния, ризы белы как снег…".
"В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет. К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же увидевши его смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала в старости своей, и ей уже шестый месяц; ибо у Бога бессильным не останется никакое слово. Тогда Мария сказала: се раба Господня; да будет Мне по слову твоему! ("От Луки" 1:26/38).
Так: "Здесь Слово стало плотию" - "Verbum Caro Hic Factum Est". Как событие, так и место обязаны были стать центральными в христианской традиции. И стали!
Когда император Византии Константин I Великий провозгласил в 325 году христианство государственной религией империи, его мать, равноапостольная царица Елена, отправилась с паломничеством на Святую Землю с целью идентификации святых мест и строительства на них церквей. Так, Грот Святого Семейства вошёл в Историю. Судьба строений, возводившихся здесь, ничем не отличалась от участи других церквей Палестины: они строились и разрушались, вновь возникали из пепла и вновь исчезали под ним. Поэтому, зная хроники того времени, перенесёмся сразу в век XVIII, когда была построена скромная церковь, простоявшая вплоть до 1955 года, года принятия исторического для неё решения: сноса старой и возведения новой церкви на месте Благовещения и Инкарнации. Четырнадцать лет понадобилось известной израильской строительной компании "Солель Боне" для воплощения проекта в жизнь. В 1969 году Храм был освящён. Войдём в него.
Церковь Благовещения
К Храму нас подводит узкая арабская улочка, заполненная гомоном посетителей бесчисленных маленьких сувенирных магазинчиков и кафе. Ничто, ну вот совсем ничто, пока не говорит о предстоящей встрече со Святым Семейством. И так - до самого входа, когда перед нами возникает открытое пространство внутреннего двора, так разительно контрастирующее с только что пройденными улочками. Массивное, прочно стоящее на своих фундаментах здание Храма, его парадный фронтон - со всей определённостью указывают на то, кто в этом здании Хозяин. Но мы не будем пока здесь останавливаться, а в соответствии с правилами этикета пройдём на южную часть Храма, чтобы поздороваться с Хозяйкой дома, которая нас здесь встречает и которой тут всё посвящено.
Дева Мария предстаёт перед нами во всей непорочности своего юного возраста, одетая в будничное, скромное платье, раскинувшая руки в типично иудейском приветствии-приглашении. Сейчас лишь Она знает то сокровенное, что Ей открыто, но с рождением Сына об этом узнает весь Мир, который взорвётся в благодарных словах антифона, вырезанного на полосах из красного песчаника фронтона:
"Привет Тебе, Святая Царица, Мать милосердная, Мать нашей жизни. Дорогая наша и наша надежда, мы взываем к Тебе и посылаем Тебе наши стоны, страдаем и плачем в глубине слёз наших. О самая щедрая Заступница, взгляни на нас глазами жалости и на место изгнания нашего – покажи нам Плод чрева Твоего, Благословенного Иисуса. О милосердная! О любимая! О сладчайшая Дева Мария!".
Внутренний притвор портала Марии украшен резьбой на мраморе, а центральные двери и боковые створки рельефами (мне кажется уместным не утомлять читателя по ходу "прогулки" именами мастеров, выполнявших эти и другие работы, а вынести их в приложение в конце этой статьи). Сюжеты рельефов центральных дверей изображают сцены из жизни Марии. Их стоит упомянуть, осмотрев снизу-вверх и слева-направо: 1. Радость родителей Марии, Иоахима и Анны, в связи с рождением дочери; 2. Введение Богородицы во Храм; 3. Обручение; 4. Благовещение; 5. Посещение Елизаветы; 6. Рождество в Вифлееме; 7. Чудо на свадьбе в Кане Галилейской; 8. Распятие; 9. Мать всех скорбящих; 10. Успение и Вознесение; 11. Мария - Царица неба и земли; 12. Своим покровом Богородица защищает всех верующих.
Как мы видим, все названия известны и узнаваемы. А вот сюжеты, изображённые на боковых дверях, могут вызвать вопросы, если не призвать на память отрывки из "Песни Песней", авторство которой принято относить к царю Соломону: пальма, древний город, два оленёнка - разве это не образные ассоциации с воспетой Соломоном женской красотой? Ведь большим знатоком предмета был автор, судя по дошедшим до нас легендам о его гареме!.. Солнце и месяц, солдаты и башня – аллегория любви Всевышнего к Своей невесте, народу Израиля, а дополняющие идею символы "лиры" и "кораблика", вырезанные на мраморе на боковых стенах, указывают на царя Давида, перебрасывая "мостик" от него к Иисусу, как к потомку великой династии.
Вдоль всего внутреннего двора, называемого клостером, тянется галерея, на стенах которой развешено более 50 портретов Богородицы. Это подарки католиков разных стран мира со всех континентов. Обращает на себя внимание особенность передачи внутренней сущности образа Девы Марии так, как его ощущают художники разных рас. Полюбовавшись портретами, вернёмся к центральному западному фасаду…
Назовём, наконец, имя главного архитектора проекта. Это Джованни Муцио. Замечательный мастер подобрал в свою, как сейчас говорят "команду", лучших художников, скульпторов, резчиков и витражистов из разных стран мира. Своеобразие национальных школ, их стилевых особенностей, казалось должны были бы привнести в ансамбль безвкусицу. Однако, это не случилось, т.к. замысел именно в том и заключался, чтобы создать многовариантность передачи образа Марии. Показать, что весь мир во всём его разнообразии - у Её ног. И уровень мастерства художников сделал то, что казалось невозможным: создал "букет" из подлинных произведений искусства, составные части - "цветы" которого органично вписались в это произведение "икебаны".
Бронзовая фигура Иисуса, прочно стоящая на фронтоне, венчает собой композицию, посвящённую таинству Инкарнации. Фигуры Архангела Гавриила и Девы Марии сопровождает надпись: "Ангел Господень благовествовал Марии". Два библейских пророчества, располагающиеся слева и справа, пророчествуют об Иисусе, как о Мессии:
"И вражду положу между тобою и женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". (Бытие 3:15).
"Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил". (Исайя 7:14).
Каждый из четырёх евангелистов по своему возвещает возрождение Бога, как человека, в Иисусе Христе. Как известно, воплощение Бога подчиняется законам четырёх стихий: огня, воды, воздуха и земли. Их символические изображения высечены на красных полосах фронтона, а фигуры евангелистов их дополняют. Матфей - символизируя собою Воздух. Его знак зодиака - Водолей. Он именно тот, кто подчёркивает земное происхождение Христа. Марк - Огонь, его знак Лев. Он олицетворяет силу Бога. Лев, мирно лежащий рядом с овцой – символ человека, который полностью управляет своими силами. Лука - Землю, его знак Телец. Земля - его сила, а Телец - земной аспект мужской энергии. Иоанн - Воду, его знак Скорпион. Эзотерики вкладывают в евангелистов символические послания человеку: "Знай. Желай. Дерзай. Молчи".
Внутренний притвор портала украшен, да-да именно украшен, другого термина не подобрать, центральной и двумя боковыми дверьми. На них и на мраморной резьбе дверных косяков изображены многочисленные сцены и библейские персонажи, впрямую или символически относящиеся к житию и личности Иисуса. Мы словно стоим перед компьютером и можем очередным кликом "мышки" оживить любой фрагмент и дать возможность заговорить Моисею, Давиду, Исайе или Петру. Не стоит вдаваться в детали, определим лишь темы "сериалов": от Адама до Иисуса, пророчества о Христе из Ветхого и Нового Заветов, земной путь Иисуса от Рождения до Искупления. Пора войти в Храм…
Перед архитектором стояли две задачи: выделить в самостоятельную единицу главную святыню места - Грот Святого Семейства и соорудить базилику для проведения служб, способную принять тысячи паломников и туристов. Мастер увидел решение в двухуровневом строительстве Храма.
Нижняя церковь представляет собой скупо освещённый зал, в центре которого расположен священный Грот. Здесь находился дом праведного Иосифа, где и совершилось таинство Боговоплощения. Преддверие пещеры - маленькая комнатка, называемая приделом Архангела Гавриила. В ней расположено два престола: на восточной стороне во имя праведных Иоахима и Анны, и на западной - во имя Архангела. Двумя ступенями ниже находится небольшое помещение (7 м. длиной и 4 м. шириной) неправильной четырёхугольной формы. Это и есть горница Пресвятой Девы Марии. К сожалению, вход вовнутрь в н.в. невозможен из-за плохого технического состояния помещений. Однако, можно осмотреть остатки более ранних церквей: византийской и периода крестоносцев. В различных местах сохранились фрагменты их фундаментов, стен, мозаичного пола.
Перед входом в Грот находится алтарь. Под алтарём выгравирована надпись: "Здесь Слово стало плотию". На том месте, где стоял Архангел Гавриил, установлена мраморная колонна, а место Девы Марии обозначено мраморным кругом с крестом. Балдахин из меди, расположенный над Гротом, изображает сцену Инкарнации. Перед алтарём есть площадка со скамьями для проведения служб. Она обрамлена ажурной решёткой с различной христианской символикой. В целом, зал оформлен весьма аскетично, т.к. ясно, что роскошь здесь была бы неуместна.
Ещё один алтарь, покрытый балдахином, опирающимся на гранитные столбы, установлен в центральной из трёх аспид восточной части базилики. Здесь можно во время служб послушать орган итальянского производства. Справа висит картина "Благовещение", сохранившаяся ещё от старой францисканской церкви.
Основным источником света являются окна в южной стене зала. Они украшены витражами, буквально вбрызгивающими оптимистическую струю в настроение присутствующих. Современный абстрактный стиль предполагает многовариантность прочтения сюжетов, заложенных художницей в свои работы. Многочисленные намёки дают понять, что тематика продолжает выражать иными средствами то, что заложено в реализме сюжетов изображённых на входных дверях. Очевидно, что это цепочка персонажей и событий: от Адама и его первородного греха, до Искупления его во Иисусе.
Поднимемся в Верхнюю церковь…
Над входом на лестницу расположен деревянный барельеф, на котором изображены знаменитые паломники, способствовавшие прославлению святости этого места. Витая лестница вводит в Верхнюю церковь, где нас ожидает истинное потрясение от грандиозности базилики, её архитектурного решения и роскоши оформления.
Осмотр зала начнём с центральной точки у западной стены, повернувшись лицом к открывшемуся перед нами простору. Под нашими ногами роскошная мраморная дорожка. Она начинается мемориальной плитой, посвящённой Папе Иоанну XXIII, а заканчивается другой плитой с посвящением Папе Павлу VI, т.е. тем Папам, которые проявили особое почитание Храма и Святого Грота. Вглядевшись в причудливые узоры дорожки, можно увидеть изображения неких существ, похожих на фантастических птиц, которые, возможно, символизируют собой райское блаженство душ праведников.
Базилика разделена на две части: зал со скамьями для молящихся и пресвитерию для духовенства и проведения малых служб. Эти части отделены друг от друга деревянной перегородкой. В центре базилики - отверстие, соединяющее верхний и нижний залы Храма, заглянув в которое, можно увидеть Священный Грот. Мощные бетонные конструкции делят базилику на три нефа. Они выглядят удивительно легко, открывая лёгкие и душу, физические и духовные силы для немого проявления радости и восторга.
А они возникают уже при первом взгляде на грандиозное мозаичное панно, расположенное на задней стороне пресвитерии. Главная его идея - объединение человечества в любви и равенстве под покровительством Вселенской Церкви. Над всем и вся - Бог Отец, присутствие которого символизируется Всевидящим оком. Святой Дух в виде парящего голубя и Сам Бог Сын, Иисус, стоящий на Сионе с распростёртыми руками и призывающий всех под Свои длани.
"Придите ко Мне, все нуждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко". ("От Матфея" 11:28/30).
Рядом с Иисусом сидит Богородица, а по другую сторону стоит Пётр. Тот, которому было сказано:
"И Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". ("От Матфея" 16:18/19).
За Петром - остальные апостолы, Папы - миротворцы ХХ века, духовенство и нескончаемый поток мирян со всех стран всех континентов, объединённые лозунгом Никео - Цареградского символа веры: "Верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь".
Мозаики на боковых стенах связаны с эпизодами из жизни Иисуса как в Галилее, так и в Иерусалиме. Сюжеты узнаваемы и не требуют перечисления. К тому же, мы встретимся с большинством из них в последующих "прогулках" этой части. А теперь - небольшое отступление, без которого не обойтись…
"Господи, дай мне узнать, как Ты любил и страдал! - молился Франциск. - Я сораспялся Христу, и уже не живу, но живёт во мне Христос". "Тотчас (после Альвернского видения) на руках и ногах его начали появляться как бы знаки от гвоздей, с круглыми и чёрными головками и как бы с немного загнутыми остриями внутри ладоней и ступней, также на правом боку появилась рана, как бы от копья, иногда источавшая кровь, и на лбу - язвинки, как бы от тернового венца". Он был единственным из людей, носившим на теле своём язвы Господни, Франциск Ассизский - основатель Ордена, который получил особый статус на Святой Земле: "Стражей Святой Земли" - "Custodia Terra Sancta". А так как Орден является владельцем этого Храма, то совершенно логично наличие здесь капеллы францисканцев.
Она расположена в конце левого нефа. В капелле находятся четыре подлинных реликвария XVIII века (то, что в России называется "рака") с мощами францисканских святых. Каждое имя, из числа изображённых на стенах капеллы знаменитых паломников, известно и узнаваемо. Полагаю, что нет необходимости в их перечислении.
В конце правого нефа находится капелла Испании. Вновь великие паломники, миротворцы, мученики, пострадавшие за веру и те, кто неординарно прославлял Богородицу во имя единства христианского мира.
На северной и южной стенах вывешены 17 уникальных портретов Девы Марии, являющиеся подарками Австралии, Англии, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Венгрии, Испании, Камеруна, Канады, Китая, Ливана, Мексики, Португалии, Польши, США, Франции и Японии (перечислено в алфавитном порядке). Тот, кто ещё не был в Храме, посчитает меня, после прилагательного "уникальные", восторженной "институткой". Но после посещения, он скажет, что я был даже скуп в своей оценке. Каждая работа, в сущности, не нуждается в определении национальной принадлежности, т.к. самобытность очевидна. Считайте, что Вы побывали, после картин клостера и этого зала, в картинной галерее Богородицы. Равные им? - видел в других странах, но столько и сразу в одном месте? - нет, никогда; и не слышал, что подобное существует!
Ну а теперь встанем посреди базилики и поднимем взгляд вверх: огромный купол, видимый почти из любой точки Нижнего Назарета, имеет высоту 30 м. при диаметре 18 м.. Форма его напоминает лилию - символ чистоты, а сплетения конструкций - букву "М". Вместе? - правильно, непорочная Дева Мария. На барабане под куполом находятся витражи, представляющие апостолов и родителей Марии. А под куполом, в полу, архитектор разместил отверстие, соединяющее Верхнюю и Нижнюю церкви в единое целое. Помимо чисто функционального назначения, как дополнительного источника света, для меня эта связь несёт ещё и мистический характер, как связь современности с древностью. Кроме того, можно заглянуть любопытства ради вниз, чтобы увидеть алтарь Грота сверху.
А когда будете гулять по Верхней церкви, рассмотрите керамические панно, размещённые на опорных конструкциях. Их 14, по количеству станций Скорбного (Крестного) пути Иисуса на Виа Долороза в Иерусалиме.
"Прогулка" по Храму закончена, но как бы Вы ни устали - рассмотрите рельефы дверей северной стороны церкви, они этого заслуживают. Многое узнаётся, что-то дорасскажет гид, но, как правило, только самым выносливым.
На мраморной террасе стоит стеклянное строение. Это - символический баптистерий, подарок Германии. Заглянув вовнутрь, можно разглядеть небольшую бронзовую скульптуру, изображающую Крещение Иисуса в Иордане Иоанном Крестителем (Предтечей). А под террасой находятся раскопки древнего поселения Назарета и археологические экспонаты. Некоторые из них извлечены и размещены снаружи, под открытым небом, на территории, примыкающей к монастырю и церкви Св.Иосифа.
Церковь Благовещения - Орден францисканцев. Church of the Annunciation
Адрес: Terra Sancta, Kaza Nova Str., P.O.B. 23 Nazaret 16000, Israel.
Tel.: 972-46-572501.
Местонахождение: Назарет - нижний арабский город. Въезд по шоссе № 60 от Афулы; №№ 75, 79 от Хайфы; местная дорога № 754 от Каны Галилейской.
Как добраться: автобусом № 331 Хайфа - Назарет, маршрутным такси № 331 от здания центральной синагоги на ул. Герцль (Хайфа). Автобусами фирмы "Эгед" из любого города Израиля.
Часы посещения:
в летнее время с апр. по сент.: 08:00 - 11:45 и 14:00 - 18:00.
в зимнее время с окт. по март: 08:00 - 11:45 и 14:00 - 17:00.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: в непосредственной близости к Храму автомобильных стоянок нет. Парковка возможна только на платных стоянках вдоль дороги ведущей к Храму (стоимость - 10 шек. = 2 $). Туалет платный (на выходе из монастыря, стоимость 2 шек.). Храм закрыт для посещения в дни христианских праздников: 01 - 06.01; 19.03; 25.03; 29.06; 04.10; 25.12. Фото-видеосъёмка разрешена не во всех местах. Скромная одежда.
Выйдя из Храма через северный выход - вход, осмотрев террасу с символическим баптистерием и находящимися под ней раскопками древнего селения, продолжим движение в северном направлении. Массивное, фундаментальное здание справа – это францисканский монастырь, в котором кроме различных служб и спален находятся: Высшая школа, основанная францисканцами ещё в 1640 году, библиотека, музей археологических находок, экспонаты которого как бы материализуют экспозиции Библейского францисканского музея, расположенного на II-ой станции Виа Долороза в Старом городе Иерусалима (открыт в часы посещения Храма, стоимость входа - 5 шек. = 1 $).
Приложение.
Творческая группа оформителей Храма Благовещения.
Главный архитектор - Джованни Муцио (Италия). Строительный подрядчик - фирма "Солель Боне" (Израиль).
Западный фасад (главный) - эскизы Анжело Бианчини (Италия).
Рельефы (Архангел Гавриил - Мария) – Корнелио Турелли (Италия).
Статуя Иисуса - Анжело Бианчини (Италия).
Символы земли, воды, воздуха, огня (четыре полосы) - Наджиб Ноуфи (Индия).
Рельефы входных дверей - Рональд Фридрихсен (Бавария, Германия).
Резьба на дверных косяках - Корнелио Турелли (Италия).
Южный фасад (Мадонны).
Статуя Марии - Марио Верокко (Италия).
Резьба входных дверей - Джузеппе Пепе (Италия).
Рельефы входных дверей - Фредерик Шрейди (США).
Нижняя церковь.
Балдахин (медь) над Гротом - C.Colruit (Бельгия).
Решётка над Гротом - H.Pedit (Австрия).
Витражи - Лидия Ропполт (Австрия).
Керамические картины (Анна и Иоахим) - Анжело Бианчини (Италия).
Балдахин главного алтаря (медь) - Бен Шалом (Израиль).
Орган - фирма "Тамбурин" (Италия).
Рельеф (дерево) на лестнице - О.Ленгард (Аргентина).
Витражи окон над лестницей - францисканский монах, брат А.Фарина (Италия).
Верхняя церковь.
Центральная мозаика - Сальваторе Фиуме (Сицилия, Италия).
Боковые стены - Марио Баруцци (Италия).
Главный алтарь - C.Colruit (Бельгия).
Фреска в капелле францисканцев - Марио Баруцци (Италия).
Фреска в капелле Испании - Рафаэль Пинейро (Испания).
Мозаичные панно на южной и северной стенах - А.Фарина (Италия).
Картины над исповедальнями - Роберто Алессандрини (Италия).
Дорожка пола базилики - Роберто Алессандрини (Италия).
Витражи барабана купола - Йоки Эбишлер (Швейцария).
Витражи балкона купола - Макс Ингранд (Франция).
Керамические панно 14 станций Иисуса - Анжело Бианчини (Италия).
Орган - францисканский монах, брат Фернандес (мастерская в Иерусалиме).
Северный фасад.
Рельефы дверей - Н.Стеенберг (Дания).
Скульптура над западной дверью - Анжело Бианчини (Италия).
Скульптура над восточной дверью - Анжело Бианчини (Италия).
Мраморная терраса - Роберто Алессандрини (Италия).
Баптистерий - Бернард Гатман, Ирма Рохель (Германия).
Портреты Мадонны в Верхней церкви.
Австралия - Justin O’Brein.
Англия - Michael Rooney.
Аргентина - Raul Soldu.
Бразилия - P.Sedan.
Венгрия - Ishtvan Moldovan.
Венесуэла - F.Narvaez.
Испания - S.Padros.
Камерун - Mling S.J.
Канада - C.Lafleur, M.Dennis.
Мексика - Jose Garsia Ocelo.
Португалия - Antonio Lino.
США - Charles Madden.
Япония - Luka Hasegava.
Церковь Святого Иосифа
Освежим в памяти отрывок из Евангелия "От Матфея" (1:18/25).
"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это – се Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог". Встав ото сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус".
Кто же он был, Иосиф, обручник Марии? Лучше, чем определил Дм.Мережковский не скажешь: "Ангел благого молчания… Молча жил, молча умер Иосиф, но сделал всё, что надо: миру сохранил такое сокровище, что весь мир его не стоит. Слово сохранил Молчальник. Тихий сам, тишиной оградил и Сына своего наречённого, как стеной нерушимой: тайну Бессеменного зачатия покрыл молчанием своим, как нежнейшее зерно - скорлупой адамантовой".
Да, не дала Библия Иосифу возможности произнести хоть слово, но за текстом ощущается надёжная рука отца, воспитавшего юного Иисуса и давшего Ему надёжную рабочую профессию. В своей рабочей мастерской, находившейся именно на этом месте. Оно стало почитаться, очевидно, одновременно или лишь несколько позднее Грота Святого Семейства, хотя это только предположение, т.к. точная дата неизвестна. Доподлинно известно, что крестоносцы построили свою базилику на византийских фундаментах. После их изгнания она была разрушена и только в 1754 году территория была приобретена Орденом францисканцев, установивших здесь капеллу, а в 1914 году - церковь.
Архитектурные приёмы, которые использованы при строительстве церкви: тяжёлая, квадратная башня лишь несколько облегчённая за счёт оконных проёмов, череда стройных аркатур укрепляющих высокие стены трёхнефной базилики - указывают на романский стиль.
В базилике - три апсиды, в которых находятся фрески: "Святое семейство", "Сон Иосифа" и "Смерть Иосифа". На стенах расположены картины с сюжетами из жизни Иосифа малоизвестных художников.
Однако, не базилика представляет собой интерес, а крипта, находящаяся под ней, в которой располагалась, в соответствии с традицией, мастерская Иосифа.
Фрагменты этого помещения можно рассмотреть, если заглянуть в отверстие, покрытое стеклом. Спуститься вниз невозможно по тем же естественным причинам плохого технического состояния, что и в Гроте Святого Семейства, находящегося в Храме Благовещения на территории того же самого францисканского монастыря. Можно осмотреть древний баптистерий и водную цистерну.
Этим посещением устанавливается связь между местожительством (смотри "прогулку" Храм Благовещения) и местом работы Иисуса. Церковь величает Святого Иосифа небесным покровителем трудящихся и отмечает его День Памяти - 19 марта.
Церковь Святого Иосифа - Орден францисканцев. St.Joseph’s Church
Адрес: Terra Sancta, Kaza Nova Str., P.O.B. 23, Nazaret 16000, Israel.
Tel.: 972-46-572501.
Местонахождение: Назарет - нижний арабский город. Въезд по шоссе № 60 от Афулы; №№ 75, 79 от Хайфы; местная дорога № 754 от Каны Галилейской.
Как добраться: автобусом № 331 Хайфа - Назарет, маршрутным такси № 331 от здания центральной синагоги на ул. Герцль (Хайфа). Автобусами фирмы "Эгед" из любого города Израиля.
Часы посещения:
в летнее время с апр. по сент.: 08:00 - 11:45 и 14:00 - 18:00.
в зимнее время с окт. по март: 08:00 - 11:45 и 14:00 - 17:00.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: в непосредственной близости к церкви автомобильных стоянок нет. Парковка возможна только на платных стоянках вдоль дороги ведущей к Храму Благовещения (стоимость - 10 шек. = 2 $). Туалет платный (на выходе из монастыря, стоимость 2 шек.). Церковь закрыта для посещения в дни христианских праздников: 01 - 06.01; 19.03; 25.03; 29.06; 04.10; 25.12. Фото- видеосъёмка разрешена. Сувенирный киоск. Скромная одежда.
Спецпредложения авиакомпаний
15.11 | El Al | Москва - Тель-Авив | от 56 427 руб |
15.11 | El Al | Тель-Авив - Москва | от 50 690 руб |
13.11 | Азимут | Сочи - Тель-Авив | от 9 660 руб |
13.11 | Азимут | Сочи - Тель-Авив | от 15 615 руб |
13.11 | Азимут | Тель-Авив - Сочи | от 5 955 руб |
06.09 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Тель-Авив - Сочи | от 9 310 руб |
05.09 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Сочи - Тель-Авив | от 9 250 руб |
05.09 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Сочи - Тель-Авив | от 18 560 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах