Живая вода Мертвого моря
Был конец января, но температура воды оказалась вполне приемлемой: не то чтобы теплая, а, как говорят в таких случаях, бодрящая. Я бодро ухнул, нырнул и сделал несколько энергичных гребков. Наказание последовало незамедлительно: меня выбросило на поверхность и перевернуло, как байдарку, управляемую неумелой рукой, а глаза резануло, словно по ним провели наждачной бумагой. Я понял, что надо быть осторожнее. Все-таки передо мной не Черное море и даже не Чермное (Красное), через которое посуху провел свой народ Моисей, а Мертвое, требующее особого режима поведения.
Плотная, перенасыщенная солью вода не желала принимать посторонних предметов, в данном случае мое тело, и упруго выталкивала их на поверхность. Мне кажется, что при определенных навыках и упорной тренировке можно научиться с разбегу делать пару-тройку шагов по поверхности Мертвого моря. Но Христос ходил по волнам за триста километров к северу от здешних мест, на Галилейском озере – крупнейшем в Израиле резервуаре пресной воды, где можно запросто утонуть. Что, кстати, чуть было не случилось с апостолом Петром. Он попросил Учителя даровать и ему возможность ходить по воде, но уже на ходу испугался и начал тонуть. Иисус же простер руку и, не прикасаясь, поддержал его, с укором сказав: "Маловерный! Зачем ты усомнился?".
Наши непритязательные современники довольствуются чудесами попроще. Аттракцион, которым с редким единодушием забавляются туристы, приезжающие на Мертвое море со всех концов света, – зайти по пояс в воду, аккуратно лечь на спину и развернуть в руках газету, будто более комфортного способа для чтения в природе не существует. Оставшиеся на берегу друзья бегают и приседают с фотокамерами, стремясь запечатлеть это серийное чудо в наиболее эффектном ракурсе. Я заметил только одно отступление от этой схемы. Некая изобретательная дама предпочла лечь на живот, опустив подбородок на скрещенные под ним руки. В такой томно-диванной позе, слегка колыхаясь, она медленно дрейфовала вдоль берега, по которому за ней вприпрыжку передвигался персональный фотолетописец.
Я же, выбравшись из воды, поспешил смыть соль, щипавшую глаза и рот. Вода в пустыне Негев, что в переводе с иврита означает "сухая земля", – дефицит, и расходуют ее здесь с разумной экономией. Желающие обмыться залезают в круглый бетонный бассейн без воды, становятся под индивидуальное ситечко и дергают за ручку на металлической цепочке – своеобразный вариант ретро-туалета. В ответ на тебя проливается дозированное количество влаги, достаточное, чтобы смыть с тела соль, не подорвав при этом водного баланса пустыни. При повторном погружении в море я вел себя более осмотрительно: плавая, избегал резких движений, рта не открывал и старался удерживать голову над водой. При соблюдении этих несложных правил общение с Мертвым морем гарантирует максимум удовольствия и даже, как уверяют израильские медики, оказывает целебный эффект. Кстати, это море поставляет важные ингредиенты для всемирно знаменитых снадобий, дарящих женщинам красоту. Они так и называются: "Косметика Мертвого моря". Так что в известном смысле вода Мертвого моря – живая.
...Вдруг на берег с веселым гомоном вывалилась ватага черномазых туземцев. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это такие же бледнолицые, но покрытые нашлепками грязи. Как выяснилось, лечебной. Они только что приняли сеанс грязелечения и вышли подышать свежим морским воздухом. Климатические условия в зоне Мертвого моря благоприятны для лечения многих недугов, в частности бронхиальной астмы.
Водоем этот уникален, с какой стороны на него ни взглянуть. Если сверху вниз: голубая чаша у наших ног – самая глубокая впадина на земном шаре. Зеркало воды расположено на 398 метров ниже уровня Средиземного моря. "Провал" – следствие могучего тектонического сдвига. Своим незаслуженно мрачным именем море обязано римлянам, считавшим, что здешние воды убивают все живое. Мнение это стойко держалось до конца XIX века, успев получить научное подтверждение. Концентрация соли в Мертвом море примерно в 7,5 раза превышает ее процентное содержание в обычной морской воде. Говорят, временами морские волны выбрасывают на берег рыбешек, имевших неосторожность заплыть сюда из реки Иордан (той самой, в которой Иоанн Креститель крестил Сына Божьего). Они настолько пропитываются солью, что затвердевают, превращаясь в крошечные каменные изваяния. Однако известный израильский микробиолог Булками в результате четырехлетних изысканий обнаружил, что в Мертвом море кипит своя жизнь – на уровне микроорганизмов. Кроме того, его воды представляют собой природную кладовую многих полезных химических веществ: поташа, хлористого магния, брома, кальция и, конечно, соли. В библейские времена одним из названий Мертвого моря было Соленое.
Кстати, о соли. Помимо чисто кулинарного ее использования, применения при изготовлении мазей и иных лечебных снадобий, во времена, описанные в Торе, она имела и культовое значение. Излагая Моисею основополагающие заповеди бытия, Яхве наставлял его "солить солью" всякое жертвоприношение: "Это завет соли вечный перед Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобой". А в Нагорной проповеди, желая подчеркнуть высокое призвание апостолов, Христос, не часто баловавший учеников похвалой, сказал: "Вы – соль земли". С библейских же времен совместное вкушение соли символизировало закрепление дружбы или союза. Ну, а в нашем отечестве дружба исстари измерялась пудами совместно съеденной соли.
Арабы называют Мертвое море Бахр Лот – море Лота. Именно здесь разыгралась одна из самых знаменитых библейских драм. На берегу Мертвого моря есть отель под названием "Лот". Перед входом в него на декоративной подставке возвышается глыба соли – как бы фрагмент Лотовой жены, обращенной Богом за непослушание и любопытство в соляной столб. Туристы с почтением осматривают это наглядное пособие, а потом переводят назидательный взгляд на своих спутниц.
Жену Лота можно увидеть и в более впечатляющем масштабе. На южной оконечности побережья справа от шоссе над обрывом возвышается соляной столб, очертаниями отдаленно напоминающий человеческую фигуру. Не знаю, в самом ли деле это кристаллические останки библейской героини, но на туристических картах Израиля этот объект помечен как "Жена Лота". Признаюсь, мне искренне жаль эту даму, ведь даже имя ее до нас не дошло: всего лишь мужняя жена, олицетворение далеко не самого страшного порока — женской любознательности. Как было не оглянуться, когда за спиной, обдав жаром, полыхнул дождь серы и огня, пролитый с неба на Содом и Гоморру? Можно себе представить, какое это было феерическое зрелище! Но об увиденном жена Лота, к сожалению, так никому и не успела рассказать. Наверное, последним, что зафиксировало ее угасающее сознание, был резкий вкус соли на губах, а потом – минерализованная вечность... Впрочем, похоже, эта суровая кара вовсе не изменила женский характер.
Современная наука подтвердила историческую достоверность многих библейских сюжетов, а на некоторые пролила новый свет. Скажем, более проработанным стал историко-бытовой фон такого постыдного явления как "содомский грех". Известно, что греховные жители Содома, проведав, что в доме Лота остановились на ночлег двое незнакомцев, окружили его жилище и потребовали: "Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам, мы познаем их". В действительности они посягнули на ангелов, посланных к праведнику Лоту, чтобы убедить его покинуть обреченный на уничтожение город. Но нечестивые содомяне об этом не подозревали, что и ускорило их ужасную гибель. Я ни в коей мере не намерен реабилитировать любострастных жителей Содома, вознамерившихся предаться утехам с гостями Лота, но сегодня мы знаем, что в древних языческих общинах (а содомяне были язычниками) занятия такого рода не считались грехом. Это было всего лишь одним из проявлений древнеханаанских культовых обрядов. Более того, существовало даже такое диковинное явление как сакральная проституция, связанная с обрядом плодородия и культом местных богов. Гиеродулам — так назывались служители подобных святилищ, принадлежавшие к обоим полам, — вменялось в обязанность оказывать сексуальные услуги священникам и посетителям. Доход от этого "священного" промысла шел на отделку культовых сооружений. Так что нравственные устои современников библейского Содома были довольно размытыми.
Окрестности Мертвого моря пустынны и безжизненны. Некоторое разнообразие в монотонный пейзаж Негева вносят лишь нагромождение скал и глубокие каньоны. Видя все это, с трудом представляешь себе, что имел в виду Господь, обещая Моисею дать сынам Израилевым "землю, текущую молоком и медом". Такой, как Негев, наверное, была почти вся израильская земля, когда в конце XIX века сюда стали приезжать первые еврейские переселенцы, в большинстве своем выходцы из Российской империи.
Среди скал, в изобилии громоздящихся на западном берегу Мертвого моря, самая знаменитая – Масада, по-древнееврейски – "скала-крепость". Приземистая, начисто лишенная растительности серая громада с тупо срезанной вершиной, – альпинисты называют такие горы "столовыми", очевидно, потому, что их плоская крыша напоминает поверхность стола. Но скатерть для такого "столика" как плато Масады потребовалась бы изрядная: в длину — девять футбольных полей, в ширину — три с половиной. Природа создала идеальную по конструкции, практически неприступную крепость.
Человеку оставалось только слегка ее усовершенствовать. В 56–50 годах до н.э. по распоряжению Ирода Великого здесь был построен замок-убежище. Надо заметить, что иудейский царь Ирод прославился не только злодейским истреблением младенцев в Вифлееме, но и крупномасштабными стройками. Среди его созидательных подвигов — отстройка и украшение Иерусалима, совершенствование городского водоснабжения, восстановление грандиозного и великолепного храма Соломона (знаменитая Стена плача — часть этой постройки). По размаху строительных амбиций я бы сравнил Ирода с Юрием Лужковым, ударными темпами восстановившим Храм Христа Спасителя, если бы над царем Иудеи не висела кровавая тень вифлеемских младенцев. Московский же градоначальник, как мы знаем, чадолюбив.
Масаду Ирод строил тоже с размахом. Она оказалась самой мощной крепостью всей страны и не раз с успехом выдерживала длительную осаду. Во время Иудейской войны крепость на берегу Мертвого моря стала последним рубежом сопротивления иудеев всесильному Риму. Обстоятельства героической обороны Масады в подробностях сохранены для потомков на страницах "Иудейской войны" историка Иосифа Флавия, который участвовал в военной кампании в качестве ее летописца.
Уже пал Иерусалим, война считалась законченной, а Масада еще долгие три года выдерживала осаду. За стенами крепости укрылось 960 человек, включая женщин, стариков и детей. Взять осажденных измором не было никаких шансов, – в крепости, строившейся в расчете на длительную осаду, заблаговременно припасли в достатке продовольствия и, главное, воды. Собирать ее позволяли 12 огромных резервуаров. Одного хорошего зимнего дождя было достаточно, чтобы запастись почти 40 миллионами литров влаги.
Однако римляне недаром считались лучшими стратегами того времени, и настало время, когда стены крепости должны были вот-вот рухнуть. Осажденные, поняв, что их положение безнадежно, решили не сдаваться и все вместе уйти из жизни, убив друг друга.
Бросили жребий, чтобы определить, кому суждено умереть первыми и от чьих рук им должно пасть. Здесь я передам подчеркнуто бесстрастный слог Иосифа Флавия: "Каждый улегся рядом с простертыми близкими, обнимая своих жен и детей, с готовностью открыв горло мужчинам, коим на долю выпало столь злосчастное дело. Последний из оставшихся оглядел лежавших повсюду убитых, чтобы убедиться, что нескончаемые смерти не оставили в живых никого и никто более в помощи его рук не нуждается. Удостоверившись, что все уже мертвы, поджег он во многих местах дворец. И пронзил со всею силою мечом свое тело". Когда римские легионеры через проломы в стенах ворвались в горящую крепость, им открылся город мертвых. Позднее в одном из пустых водосборных резервуаров были обнаружены две женщины и пятеро малышей. И в этой щемящей подробности, в том факте, что двум матерям, по-видимому, не достало духа позволить умертвить своих детей, есть что-то очень человечное, придающее живое дыхание драме, разыгравшейся почти два тысячелетия тому назад...
Археологические раскопки подтвердили достоверность всего, о чем написал Иосиф Флавий.
Крепость и замок Ирода частично реставрированы, и в разгар туристического сезона здесь всегда полно посетителей. Некоторые запасаются спальными мешками и остаются наверху на ночлег, чтобы полюбоваться редким зрелищем — восходом солнца над Мертвым морем.
Есть у древних стен Масады и еще одно назначение: у них приносят присягу на верность родине бойцы вооруженных сил Израиля. Торжественно звучит клятва: "Второй раз Масада не падет!"...
Спецпредложения авиакомпаний
15.11 | El Al | Москва - Тель-Авив | от 56 427 руб |
15.11 | El Al | Тель-Авив - Москва | от 50 690 руб |
13.11 | Азимут | Сочи - Тель-Авив | от 9 660 руб |
13.11 | Азимут | Сочи - Тель-Авив | от 15 615 руб |
13.11 | Азимут | Тель-Авив - Сочи | от 5 955 руб |
06.09 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Тель-Авив - Сочи | от 9 310 руб |
05.09 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Сочи - Тель-Авив | от 9 250 руб |
05.09 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Сочи - Тель-Авив | от 18 560 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах