Уж если кататься, то на Монблане
Знакомство с горнолыжными курортами, расположенными по соседству с самой высокой вершиной Западной Европы, - такова была цель рекламной поездки, организованной итальянской компанией "Eurotravel" и московским международным туроператором "Ascent Travel". Группа представителей российских турфирм и журналистов побывала в альпийской долине Аосты (итальянская автономная область Валле-д'Аосте).
Вершины заслоняют людей. Смотришь на карту: гора такая-то, а кто там, на горе или под горой?..
Все-таки еще мало знают в России старушку-Европу, изъезженную вдоль и поперек, но по-прежнему привлекательную. Наверняка немногие помнят, например, что с начала XV до начала XVIII вв. на землях нынешней северо-западной Италии и юго-восточной Франции существовало Савойское герцогство, в течение трех столетий заставлявшее уважать себя все европейские монархии. Сейчас о его былом величии напоминают многочисленные замки, которые смотрят с окрестных гор на современную автостраду, проложенную вдоль долины и заканчивающуюся на территории Италии одиннадцатикилометровым тоннелем, соединяющим Италию с Францией.
Главный город долины - Аоста был основан римским императором Августом в 25 г. до н.э. То есть эта, по российским понятиям, "малышка" (всего 40 тыс. населения) вдвое старше всей русской православной цивилизации. В наши дни потомки древних римлян, пришедших в Альпы в дохристианскую эру, и гордых альпийских феодалов занимаются строительством и эксплуатацией гостиниц, подъемников и горнолыжных трасс, привлекающих любителей активного зимнего отдыха со всего света, но главным образом, конечно, из европейских стран.
В течение пяти дней гости из России знакомились с отелями и подъемниками на горнолыжных склонах в Курмайоре, Червинии, Грессонее, Ля Туили и Пиле, любовались Монбланом (по-итальянски Monte Bianco), Монте Розой и другими горами, в том числе и печально знаменитым Маттерхорном, унесшим жизни многих альпинистов. И каждый день - в новом месте и на новых трассах - неизменно убеждались в том, что горные лыжи, может, и не являются счастьем, но вполне могут его заменить.
И конечно, турагенты - участники поездки, смогут теперь более квалифицированно и грамотно отвечать на вопросы клиентов.
Где поселиться?
Тем, кто осваивал горные лыжи на кавказском Чегете, но не бывал ни в Италии, ни во Франции, ни в Швейцарии, ни в Австрии (Зальцбург, Инсбрук), вопрос может показаться надуманным - велик ли выбор? На самом деле у тех, кто отправляется кататься в эти страны, выбор огромен.
Не является исключением и Аоста. Тринадцать ущелий длиной от 10 до 50 км спускаются в долину Аосты, и в каждом из них можно и жить, и кататься. А можно, обосновавшись в Аосте, ежедневно отправляться в новое ущелье - до любой "катальной" горы от центра долины полчаса, час, максимум полтора, езды. Более свободным в выборе и смене места жительства будет чувствовать себя, конечно, тот, кто приедет в Аосту на собственном автомобиле или возьмет его в Италии напрокат. Следует, однако, иметь в виду, что дороги здесь горные, нередко узкие, крутые и извилистые, со множеством тоннелей.
Большинство же, особенно при краткосрочном отдыхе, по всей видимости, выберет постоянное "место жительства". Везде, где мы были, гостиниц много. Особенно в Червинии, которая производит впечатление города горных отелей.
В самой Аосте можно рекомендовать 4* отели "Europe" и "Holiday Inn". А в Пиле, на высоте 1800 м над уровнем моря (и начало автодороги, и нижняя станция подъемника в черте Аосты). - отели в окружении девственно чистого снега с видом на Монблан или Монте Розу. В Крумайоре можно поселиться в "Ле Жюмо", "Чекруите" или "Курмассоне", в Червинии - в "Шале Вальдотейне", "Европе", "Кристалле" или "Серторелли", в Грессонее - в "Монбоссо", "Монте Розе" или "Лизкаме", в Ля Туили - в "Планибеле". Небольшие частные отели есть практически во всех городах (по российским понятиям крохотных, но весьма живописных). Помимо обычных номеров (single и double), можно снять резиденцию - по сути, большую квартиру (с кухней), а можно - похожий на советскую "общагу" четырех- или даже шестиместный номер, в котором спят на раздвижных креслах-кроватях. В любом номере при необходимости будет устроено спальное место для ребенка. Большинство номеров одноуровневые, но немало и двухуровневых.
Многие отели имеют гаражи или автостоянки. Сауны и тренажерные залы практически во всех гостиницах. Во многих есть различные салоны: косметические, perfect shapes, массажные и пр. Любители кино, видео, биллиарда или чтения у горящего камина тоже будут довольны. А вот тем, кто хочет после горнолыжного дня поплавать, придется выбирать гостиницу более внимательно - в небольшом отеле бассейна может и не оказаться. Нет такового и в аостовском "Holiday Inn", где жили участники ознакомительной поездки.
Самый неясный вопрос - о ценах. И кто бы и как бы ни пытался его прояснить, желаемой ясности не достигал. Хозяева отелей избегали называть возможные скидки (то есть реальный минимум цен) по своим соображениям, российские туроператоры, работающие с Аостой, - по своим. В официальных прайс-листах 3* и 4* отелей цены одноместных номеров в сутки - на уровне $100 (180 тыс. итальянских лир), двухместных - процентов на 20 больше. Но в феврале-марте, когда наплыв горнолыжников особенно велик, цена на не оплаченный заранее номер может значительно возрасти, а в декабре, когда снега для полноценного катания хватает не всегда, - вдвое, а то и втрое упасть. Так что реальные траты на жилье во многом зависят от знания конкретного курорта и складывающейся на нем обстановки, а также квалификации и предприимчивости туроператора, с которым имеет дело турагент.
В случае благоприятного стечения отмеченных условий и обстоятельств вопрос "где жить" в долине Аосты может быть решен и быстро, и недорого. Но для "фанатов" горнолыжного спорта он едва ли главный.
Нужно ли брать с собой снаряжение?
Современное горнолыжное снаряжение впитало в себя многие научно-технические достижения последних десятилетий и продолжает совершенствоваться. Развивается и конкурент горных лыж - сноуборд.
На итальянский курорт необязательно приезжать со своим снаряжением. В большинстве гостиниц можно взять снаряжение напрокат. Участникам нашей группы это стоило по $33 (60 тыс. лир) за неделю. Но при индивидуальном обращении в пункт проката, особенно в пик сезона, это может стоить в несколько раз дороже.
Тем, кто везет снаряжение с собой, следует быть особенно аккуратными в аэропорту. Горные лыжи - негабаритный авиабагаж. Превышение его веса грозит значительными непредвиденными расходами.
На чем и почем подняться на гору?
Skipass - карточка с магнитной лентой, обеспечивающая проход на все подъемники той или иной горы или той иной страны. Последняя оговорка не случайна. Имея в кармане ветровки Шенгенскую визу, турист, проживающий в итальянской Червинии, может скатиться на территорию Швейцарии, а поселившийся в Ля Туили - во Францию. Но итальянский skipass не действует ни в Швейцарии, ни во Франции.
Skipass на неделю в разных местах стоит от $30 до $180 (55-320 тыс. лир). Продаются и skipasses, действующие во всех ущельях и на всех подъемниках долины. Их покупка может существенно отразиться на расходах горнолыжника или сноубордиста.
Канатные дороги в итальянских Альпах превосходны. В самом большом вагоне, в коем мне довелось подниматься (в Курмайоре), я насчитал почти 100 пассажиров, но он вместил бы и 150. Над другими склонами плавают вагоны поменьше на 50 пассажиров и на 30.
В Червинии двухступенная скоростная канатка. На первой ступени шестиместные "корзины", на второй - такие же, но без кресел (в них могут стоять до 10 человек с лыжами в руках). Конструкция "корзины" проста и надежна. Держится она на центральной несущей металлической трубе, жестко скрепленной с полом и потолком. Все "корзины" остеклены, а их пневмодвери открываются и закрываются автоматически. Хорошо продуманы причальные устройства и подходы к ним.
Канаты с вагонами и "корзинами" тянут непрерывно работающие мощные дизельные установки. Из вагонов и "корзин" лыжники пересаживаются в открытые кресла, плывущие над склонами. Кресла рассчитаны на трех человек.
Канатки и кресельные подъемники работают с точностью часовых механизмов. Специальные автоматические барьеры предотвращают преждевременный выход лыжника на посадочную площадку на нижней станции, а подвижные механические ограждения, которыми оснащены все кресла, - от падения в случае непредвиденных остановок.
В декабре до разгара сезона в Альпах еще далеко, и большинство кресел уходило вверх пустыми. Только любители быстрых спусков, коих всегда раздражала низкая пропускная способность канатных подъемников на Чегете, а значит, и длинные очереди внизу, могут оценить всю заманчивость декабрьского катания в долине Аосты.
Какого цвета трассу выбрать?
Вместе со skipass турист получает сложенную гармошкой маленькую книжицу, раскрыв которую, он видит карту горы, разрисованную разноцветными извилистыми линиями. Когда дело доходит до выбора трассы, ни возраст, ни пол, ни общественное положение, ни толщина кошелька больше не имеют значения. Только личная отвага и горнолыжное мастерство!
Если турист начинающий или давно не катался, ему лучше подойдут трассы, обозначенные голубой линией, они безопасны. Упасть, конечно, можно и на голубой трассе. Но тем, кто боится упасть, в горы лучше не ездить.
Большинство трасс обозначено красным. И катается на них большинство. Однако кто-то по ним почти ползает, особенно на крутых участках, а кто-то почти летает. Это нормально. Крылья обретают не вдруг. И надо отдать должное мастерам горнолыжного спорта: они никогда не смеются над опасливыми неумехами, а напротив, учат их и ободряют.
А среди мастеров есть своя табель о рангах и свои вызовы. Выжав из красных трасс все возможное, асы начинают поглядывать на черные. На столь черные (крутые, неподготовленные, неразмеченные, действительно опасные), что не асам на них и смотреть-то страшно. Даже издали.
Соразмерять желания и способности необходимо и асам. На склонах Аосты пока ничего не случалось, а вот в Австрии инцидент с нашим горнолыжником недавно был. С помощью вертолета доставали. Ну да, тот же "Ascent" вместе с авиабилетом оформляет страховочный полис "Лукойл-Сити". В сервисной карточке, получаемой туристом, указан телефон, по которому в случае необходимости в любое время суток можно позвонить. И на звонок ответят. И действительно помогут. Но вам это надо? Возвращайтесь лучше живыми, здоровыми и полными сил. И без всяких инцидентов.
Горы не заслоняют людей. Они проверяют, помогают понять себя. В горах все честно: каждому по смелости и способностям. Нынешним россиянам это особенно необходимо. Ведь в гораздо большей степени, чем Европа, Россия остается вещью в себе. А пора бы уже и для себя.
А потому, если есть хоть малейшая возможность, поезжайте на Монблан. Или на Чегет. Или на любую другую гору. И чем выше, тем лучше.
Спецпредложения авиакомпаний
28.10 | Pegasus Airlines | Москва - Болонья | от 34 234 руб |
23.09 | Gulf Air | Москва - Милан | от 65 943 руб |
23.09 | Gulf Air | Москва - Рим | от 61 830 руб |
22.09 | Air Serbia | Санкт-Петербург - Рим | от 14 820 руб |
16.09 | Air Serbia | Казань - Венеция | от 41 107 руб |
09.09 | Air Serbia | Москва - Рим | от 36 870 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Рим | от 41 473 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Санкт-Петербург - Венеция | от 41 545 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Милан | от 40 222 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Катания | от 39 898 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах