Главное чудо на Площади Чудес
Колоколам всемирно известной пизанской башни вновь позволено услаждать округу серебряным звоном. После 11 лет реставрационных работ международная бригада передала знаменитую "падающую" башню -- обновленной и частично выпрямленной -- городским властям Пизы. Однако туристов будут пускать на башню только с ноября 2001.
Пизанская башня возвышается на тщательно подстриженном ярко-зеленом травяном ковре главной площади Пизы -- Пьяцца дей Мираколи, что означает "Площадь Чудес". Однако самое главное из чудес -- это башня, Кампанила. Не случайно же сама Пиза получила мировую известность как "город с Падающей башней".
Впрочем, история появления как самого города, так и Кампанилы окутана тайнами, которые до сих пор полностью не разгаданы. Как-то даже странно порой слышать из уст пизанцев наивные утверждения о том, что своим появлением Пиза обязана Пелопсу, сыну Тантала -- одного из известнейших героев мифов древней Греции. После того как Пелопс был проклят сыном Гермеса, на него обрушились всяческие беды. Пелопсу ничего не оставалось, как покинуть берега реки Алфео на юге Греции, чтобы на берегах итальянской реки Арно основать город, который напоминал бы ему родную Пису.
Не довелось мне побывать в греческой Писе. Честно говоря, я даже на карте ее не нашел. Но позволю себе утверждать, что Писа по красоте вряд ли сравнится со своей преемницей Пизой. Так что, может, и правы пизанцы в том, что такой город способен появиться только из легенды. Красота-то -- просто неземная.
О существовании падающей башни знаешь с детства. И едешь в Пизу с известной долей настороженности -- вдруг впечатления от Кампанилы не оправдают ожидания. Но стоит только вступить на Площадь Чудес, как все сомнения улетучиваются.
Даже самый последний скептик замирает от очарования. Неповторимая гармония пространства и безупречная геометрия архитектурных форм. Трудно не согласиться с теми, кто считает: Соборная площадь Пизы не имеет себе равных в мире.
Это место было священным еще во времена не менее загадочных племен этрусков. В римскую эпоху здесь стоял Палладиум. А в 1063 году -- в честь победы пизанского флота над неверными в гавани Палермо -- на фундаменте Палладиума начали возводить собор, чтобы увековечить славную победу Морской республики. В средствах не стеснялись -- на строительство пошли все богатства, захваченные у сарацин.
Описывать красоту собора -- дело неблагодарное. Как говорят, лучше один раз увидеть, чем десять -- услышать. Голубое небо, белый мрамор с серо-черными полосами и сочная зелень травы. Яркие солнечные лучи как бы подчеркивают строго вертикальные линии. Окидываешь взглядом громадину собора, и -- о ужас! -- в поле зрения попадает стоящая чуть позади готовая в любой момент рухнуть падающая башня. Правда, ее удерживали стальные троссы-помочи. Но это скорее еще больше пугало, чем успокаивало. Дело порой доходит до того, что туристы поначалу невольно стараются держаться подальше от "опасной зоны". И лишь несколько попривыкнув -- башня-то почему-то не падает, осмеливаются осмотреть ее вблизи.
Справа от входа в башню есть выгравированная надпись, сообщающая о том, что первый камень в основание Кампанилы был заложен 9 августа 1173 года. Это, пожалуй, один из немногих протокольно зафиксированных фактов в истории создания завершающего композиционного элемента Площади Чудес. К сожалению, доподлинно так и неизвестно имя автора проекта башни. Есть лишь догадки, которые скорее вносят путаницу, чем проясняют истину. Не остывают бурные дебаты вокруг того -- была ли задумана Кампанила падающей с самого начала или нет.
Поначалу кажется, что сам предмет спора -- нонсенс. Ну кто же из архитекторов -- пусть даже почти тысячу лет назад -- пошел бы против здравого смысла и элементарных законов физики?! А вообще-то, почему бы и нет. Вон сколько веков простояла и -- слава богу -- не упала. Может, и вправду нашелся сумасбродный честолюбивый новатор, который решил удивить весь мир.
Однако, скорее всего, во всем виновато несоответствие веса башни и прочности почвы. Как оказалось, заложенный на глубину три метра фундамент опирался на естественные слои наносного происхождения -- достаточно плотные на поверхности, но мягкие и податливые на глубине. Вот и началось проседание.
Первые признаки наклона были замечены, когда возвели третье колоннадное кольцо -- примерно через 10 лет после начала строительства. Отклонение уже тогда достигло 5 сантиметров, а оседание грунта -- 30--40 сантиметров. Работы решили приостановить.
Строительство башни было возобновлено в 1275 году -- более века спустя после закладки первого камня. Теперь работами руководил архитектор Джованни ди Симоне, который решил "выпрямить" Кампанилу весьма оригинальным способом. Возводя следующие три этажа, он увеличивал высоту галерей на стороне наклона и соответственно уменьшал с противоположной. В результате угол наклона сглаживался. Однако чисто зрительно.
Как бы то ни было, строительство шести этажей с лоджиями-галереями было завешено в 1284 году. К тому времени наклон башни достиг 90 сантиметров. Однако это не помешало установить на вершине башни в начале XIV века колокола, которым сейчас вновь разрешено звонить.
Вряд ли известна другая многовековая стройка шедевра архитектуры, который постоянно требовалось спасать. Что только ни делали, чтобы хотя бы затормозить наклон Кампанилы! Особенно бурная деятельность по спасению башни развернулась в XIX веке, когда отклонение от вертикали достигло 4 метров 10 сантиметров. Разрушили стены и балюстрады перед входом, построили мраморный бассейн вокруг Кампанилы. Однако башня неудержимо клонилась. Казалось, достаточно легкого толчка и она упадет. И вот наступило 14 августа 1846 года. В Пизе случилось землетрясение. Башня устояла! Это было настоящим чудом.
Ажиотаж вокруг Кампанилы разгорелся с новой силой, когда 14 июля 1902 года рухнула Венецианская колокольня. С того времени заседало 15 комиссий, которые рассмотрели множество проектов, предпринимались отчаянные попытки спасти падающий колосс. И вновь чудо. Кампанила устояла и во время бомбардировок в годы Второй мировой войны, когда пострадали многие другие здания Пизы.
И все-таки 7 января 1990 года башню пришлось закрыть для доступа туристов. Возникли вполне реальные опасения, что Кампанилу спасти уже нельзя -- каждый год верхушка башни отклонялась на 1--2 миллиметра.
Очередной совет экспертов изучил полтысячи проектов спасения, среди которых были и весьма оригинальные. Китайцы, например, советовали соорудить рядом еще одну "падающую башню", чтобы они макушками поддерживали друг друга. Другие предлагали облегчить вес башни, высверлив в мраморе 10 тысяч полостей и заполнив их легким веществом.
Однако Международный комитет экспертов по "выпрямлению" Кампанилы пошел своим путем -- взял на вооружение идеи и технологии, почерпнутые в различных проектах. Хотя все тонкости операции держатся в секрете, известно, что в грунт в районе фундамента закачали десятки тысяч тонн бетона. Тем временем колокольню "подтягивали" 100-метровыми стальными троссами, а почву вокруг уплотняли многотонными свинцовыми чушками.
В результате наклон удалось уменьшить на 39,6 сантиметра. Башня как бы вернулась на два столетия назад -- сейчас ее наклон такой же, как в конце XVIII века. Так что, уверяют эксперты, Кампанила спокойно простоит еще 250--300 лет.
Но что интересно -- зародилась очередная тайна. До этого дискутировали -- кто автор проекта башни? Теперь разгорятся споры в отношении автора "основополагающей идеи" проекта спасения. И не только споры, но и суды.
Свое авторство намерен отстаивать Евгений Страздин, инженер из Барнаула. Еще в 1965 году, будучи студентом, он разработал проект спасения Пизанской башни, который направил в итальянское посольство. Более того, он даже защитил диплом по этой теме. Между тем никаких "реальных предложений" по использованию его идеи из Италии так и не поступило. В то же время, по словам Страздина, сооружение железобетонного кольца для укрепления фундамента башни точно соответствует его проекту.
Спецпредложения авиакомпаний
28.10 | Pegasus Airlines | Москва - Болонья | от 34 234 руб |
23.09 | Gulf Air | Москва - Милан | от 65 943 руб |
23.09 | Gulf Air | Москва - Рим | от 61 830 руб |
22.09 | Air Serbia | Санкт-Петербург - Рим | от 14 820 руб |
16.09 | Air Serbia | Казань - Венеция | от 41 107 руб |
09.09 | Air Serbia | Москва - Рим | от 36 870 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Рим | от 41 473 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Санкт-Петербург - Венеция | от 41 545 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Милан | от 40 222 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Катания | от 39 898 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах