Свет в заброшенной шахте
Отыскать это место на карте Японии довольно сложно. В префектуре Симанэ, расположенной на западе острова Хонсю, есть городок Ивами, зажатый между отрогов горного кряжа Тюгоку. Однако шахта Ивами гиндзан, о которой пойдет речь, расположена достаточно далеко, в 30 км к северо-востоку от этого места. Центром добычи руды в свое время стала деревушка Омори (раньше ее называли Сама). Она прилепилась на обрывистых берегах маленькой горной речки, скорее даже ручья, стремящегося к Японскому морю. Теперь эти кварталы административно принадлежат морскому городу-порту Ода. Впрочем, впоследствии горнодобывающая деятельность распространилась на весь прилегающий район, захватив и узенькую горную долину Ивами. Вероятно, отсюда и название шахты.
Типичное малозаселенное захолустье. Местным жителям, издавна осевшим в узких горных долинах, не хватало места для полей и огородов. Прокормиться дарами земли было трудно, и многим мужчинам приходилось уходить на заработки в центральную Японию. Но так продолжалось до середины XVI века, когда в ручьях, приносивших воду с гор, обнаружили маленькие серые катышки — серебряные самородки. Поиски основной жилы прошли успешно, но денег на освоение месторождения у местных бедняков не было. Тут кстати подвернулся богатый купец из города Хаката, что на Кюсю, приезжавший на богомолье в храм Идзуми (ныне — территория префектуры Симанэ). Его звали Дзютэй Камия. Так вот, этот Камия и стал с 1526 года разрабатывать обнаруженное месторождение серебра.
Предприятие это с самого начала казалось малоприбыльным. Технологии добычи и обработки руды были примитивнейшими. Однако рудник не закрыли, надобность в серебре испытывали не только феодалы, владевшие округой, но и правительство страны. Дело пошло на лад лишь с 1533 года, когда в Саме объявились два мастера — Кэйдзи и Сотан, имевшие опыт работы на рудниках в Корее. Они привезли с собой прогрессивную для того времени технологию обогащения серебряной руды. Новый метод позволил резко увеличить выход драгоценного металла.
Рудник стал приносить значительную прибыль, что тут же привело к обострению междоусобиц между князьями-даймё, мечтавшими набить свои кошельки серебряными монетами из Ивами. Сначала отсюда вышибли низкородного предпринимателя Камию, основавшего шахту, потом за обладание прииском сцепились самурайские кланы Оути, Амако и Мори. Более успешной в этом противоборстве оказалась семья Мори, захватившая в 40-х годах XVI века власть над 10 провинциями юго-западной части Хонсю. Но удача улыбалась князьям Мори недолго. В битве при Сэкигахаре (1600) они выступили против войск успешного политика и полководца Иэясу Токугавы. Победа досталась Токугаве, который, объявив себя сёгуном — военным правителем страны, по полной "отыгрался" на своих противниках. Серебряные рудники Ивами были объявлены собственностью сёгуната и в течение ряда десятилетий пополняли казну правительства.
Впрочем, это случилось позже. А пока шахтой владели князья Мори, слава о "серебре Сома" (почему-то название деревни Сама несколько переиначили) распространилась далеко за пределы провинции. Причина была простой. Качество добывавшегося здесь серебра, да и его количество, были много выше, чем на других серебряных рудниках страны.
Более того, о перспективной шахте быстро узнали и за рубежом, сначала в Корее и Китае, куда переправлялась часть добычи в уплату за различные поставки, а затем и в Европе. Уже в 1552 году известный католический проповедник Франсис Ксавье, обращавший в христианство жителей острова Кюсю, писал в Португалию: "Кастильцы называют эти острова (Японию. — Ред.) “Серебряным островом”". Затем упоминания о деревне Ивами появились на испанских (1561) и португальских (1568) географических картах, причем окрестности шахты на них стали именовать Серебряная гора или Королевство серебряных копей. Вокруг Ивами закружился целый хоровод купцов и авантюристов. Из близлежащих гаваней Оура (ныне порт города Ода), Мадзи-Томогаура (теперь порт Нима) и Юноцу стали один за другим уходить на запад, в страны Азии и Европы корабли, груженные серебром как в слитках, так и в монете. Их называли Серебряными кораблями, и они подвергались постоянным налетам китайских и испанских пиратов.
Пришлось принимать меры по обеспечению безопасности. В начале XVII века зона шахт Ивами гиндзан (гиндзан — серебряные рудники) была окружена высоким забором, подходы к ней завалили срубленными деревьями. В центре зоны (ее назвали Сакуноути) воздвигли замок Ямабуки, где постоянно пребывал вооруженный отряд стражников, со всех опасных направлений ее прикрыли дополнительные крепости поменьше. Всего же в Сакуноути насчитывалось до полутысячи шахт и галерей, выкопанных на территории в 300 га. Серебряная гора стала напоминать головку сыра, трудолюбиво изъеденную мышами. Под землей образовался целый лабиринт, уходящий вниз на сотни метров.
О масштабах добычи серебра в Ивами можно судить хотя бы по таким цифрам. В первой половине XVII века на Японию приходилась треть всей продукции серебра в мире. А объемы поставок на мировой рынок "серебра Сома" достигали 38 т в год. Это составляло пятую часть всей мировой добычи!
Размах работ потребовал притока рабочей силы. В годы наибольшей активности рудника в долине Ивами работали до четверти миллиона человек как в самой шахте, так и на вспомогательных производствах. Деревня Сама превратилась в достаточно большой поселок, длинной лентой протянувшийся вдоль речки. Шахты, обогатительные заводы и порты вывозки были объединены дорогой гиндзан кайдо.
Условия труда на руднике были, конечно же, весьма тяжелыми. Смертность среди шахтеров была очень высокой. Это, в частности, объясняет необычайно большое число буддийских храмов (почти 200), обосновавшихся на прилегающей территории. Ведь именно буддийским монахам по традиции поручались проводы скончавшихся японцев в иной мир. Но было и немало красивых частных домов, выстроенных сотрудниками шахтной администрации, которые заметно улучшили провинциальный облик поселка. Однако всему приходит конец. С конца XVII века запасы руд стали истощаться, что привело к падению производства. В 1823 году добыча серебра на шахтах Ивами гиндзан прекратилась. Но как это бывает, серебряные жилы струились в горе рядом с медными. Началась разработка медного пирита. Это было уже не столь прибыльно, поэтому шахты в 1895 году передали в управление коммерческой группе Фудзита-гуми. В 1923 году рудник полностью закрыли. Но поселок с его "серебряными дорогами" остался. Что-то из инфраструктуры богатейшего рудника ушло в небытие. Не выдержали природных бедствий и человеческой жадности замок Ямабуки с окружающими крепостями. Сейчас только по громадным камням, некогда легшим в фундамент цитаделей, можно угадать, где они стояли. Стены твердынь разобрали на строительные материалы. Сгорели и изветшали некоторые жилые дома и конторские здания, развалились обогатительные фабрики. К счастью, поселок горняков обошли стороной американские бомбардировщики в годы Второй мировой войны, поскольку тратить боезаряды на бесперспективную шахту летчики не хотели. В послевоенные годы вокруг заброшенного рудника мало возводили новых домов, но это скорее не недостаток, а удача для исторической застройки. И поныне деревня Сама (теперь ее называют Омори) поражает самобытной архитектурой, богатой деревянной резьбой жилых и храмовых сооружений, а также уникальной музейной экспозицией, рассказывающей о днях славы Ивами гиндзан.
* * *
Весной нынешнего года эксперты ЮНЕСКО пополнили список Мирового наследия новыми объектами. В этот почетный перечень вошли на этот раз Сиднейская опера, Красный форт императора Шахьяхана из династии Мугхалов (Индия, XVII век), парфянские крепости в Нисе (Туркмения), где находятся артефакты Парфянской империи. Включили в этот список и шахту Ивами гиндзан с окрестностями. Эти места превращены в обширный природно-археологический заповедник площадью 442 га. Он включает в себя остатки предприятий по крупномасштабной добыче серебра и меди, плавке и обработке, датируемые XVI–XX веками, городок, возникший при рудниках, и порт по отгрузке серебра в слитках. Шахта Ивами гиндзан стала 13-м объектом в Японии, включенным в список Мирового наследия. 10 из этих объектов имеют культурное значение, 3 — считаются природными памятниками.
Спецпредложения авиакомпаний
04.11 | China Eastern | Казань - Осака | от 42 735 руб |
10.10 | China Southern | Москва - Осака | от 28 565 руб |
27.09 | China Eastern | Казань - Фукуока | от 37 572 руб |
23.09 | China Eastern | Казань - Токио | от 38 821 руб |
15.09 | China Eastern | Казань - Нагоя | от 38 127 руб |
08.09 | Hainan Airlines | Москва - Осака | от 25 783 руб |
08.09 | Hainan Airlines | Москва - Токио | от 23 807 руб |
21.08 | China Southern | Москва - Токио | от 44 464 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах