← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Аэропорт восходящего солнца

Это один из самых удобных аэропортов в мире. Персонал готов расшибиться в лепешку, обращение с багажом – супербережное. Указатели на нужном месте. Регистрацию можно пройти быстро. Единственная проблема – расстояние до Токио...

Это ужасно нелепый аэропорт. Куда бы вы ни пошли, попадаете в очередь. Сочувствую бедолагам, которые чуть припозднились на регистрацию. Иммиграционный контроль – просто загон для овец. Толпами набивают туда людей и заставляют стоять целую вечность. Ах, вы решили самостоятельно добраться до города? Что ж, храни вас Господь...

Эти диаметрально противоположные характеристики взяты с интернет-форума токийского аэропорта Нарита. Подозреваю, что после суровой аскетичности родного Шереметьева большинство россиян согласится все же с первым откликом.

Один из десяти крупнейших

После открытия 12 лет назад второго терминала Нарита принял на себя основную нагрузку международных пассажирских и грузовых авиаперевозок, а другой токийский аэропорт – Ханэда стал использоваться в основном для внутренних рейсов.

Ежегодно к услугам Нарита прибегают свыше 26 миллионов пассажиров, – то есть каждый день через оба терминала проходят до 80 тысяч человек, которых обслуживают более 25 тысяч сотрудников аэропорта. По объемам грузооборота Нарита занимает второе место в мире. Каждый час в Нарита садятся или взлетают до 27 самолетов, за сутки среднее число взлетов и посадок – около 470. Прямым воздушным сообщением с аэропортом связаны 97 городов в 40 странах. Главные ворота Японии принимают лайнеры 68 авиакомпаний мира.

Есть и недостатки

Открывшись четверть века назад (в мае ему исполнилось 26 лет), Нарита с каждым годом все больше задыхается от перегрузок, располагая лишь одной взлетно-посадочной полосой длиной в 2500 метров. Вторая полоса покороче и не приспособлена для приема суперлайнеров. В классификации Международной организации гражданской авиации токийский аэропорт занимает лишь 17 место по числу совершаемых за год взлетов и посадок – около 170 тысяч, тогда как у лидера в этом зачете – парижского аэропорта Шарль де Голль – их 450. В Нарита действуют самые высокие в мире расценки для авиакомпаний. А вот плата за пользование его услугами вдвое выше, чем в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди, и в десять раз превышает тарифы в лондонском Хитроу.

Склока вокруг редьки

Заветные планы расширения Нарита упорно блокируются несколькими крестьянами, которые наотрез отказываются продавать свои засеянные редькой и капустой "стратегические участки". Они не могут забыть, как в 60–70-е годы местных фермеров почти насильно заставляли продавать земли под строительство аэропорта. Самые упрямые сколотили тогда Фронт сопротивления и в союзе с ультраправыми группировками развернули отчаянную кампанию против Нарита, сооружение которого выливалось в настоящие побоища с полицией. По сей день наиболее упорные "партизаны" периодически обстреливают тщательно охраняемый аэропорт из самодельных пушек (много грохота, но никаких травматических последствий, поскольку снаряды холостые), а гордые и непокоренные крестьяне отвергают баснословные суммы, которые им сулят чиновники за покупку земель. Тем не менее с годами накал страстей постепенно спадает. Не теряя надежды выпутаться из затяжной склоки, администрация аэропорта держит марку главного аэропорта Японии, максимально используя имеющиеся возможности.

Уроки японского

В аэропорту Нарита царит идеальная чистота – почти как в операционной. Японцы вообще отличаются предельной чистоплотностью, и опыт знакомства с развитой бытовой культурой приобретается уже в токийском аэропорту с его вычищенными ковровыми покрытиями и безупречным кафелем в туалетах. Панический ужас от запоздалого осознания того, что под рукой нет туалетной бумаги или не работает смыв воды, в Японии вам не грозит.

Перед получением багажа иностранцам необходимо преодолеть первое препятствие в виде паспортного контроля. До него зачастую нужно проделать длинный путь по коридору, где для особо уставших пассажиров оборудованы самодвижущиеся дорожки. Они автоматически включаются, как только к ним приближается человек, и на всем пути женским голосом по-японски и по-английски призывают смотреть под ноги.

Паспортный контроль – дело непредсказуемое. Если вы не пробились в число первых, лучше запастись терпением. Скорость обслуживания зависит от характера конкретного сотрудника иммиграции. Вообще на человека тратится в среднем две минуты, но известны случаи, когда с отдельными паспортами возились и десять, и двадцать минут. Вопросы, как правило, стандартные: "цель приезда", "где остановитесь" и так далее.

С беглым английским у большинства рядовых японцев проблемы. Не исключение и сотрудники аэропорта. Иной раз встречаются и такие, которые, задав нужный вопрос, решительно не понимают ответов. Поэтому совет всем очутившимся в аэропорту Нарита: либо переходите на японский, либо изъясняйтесь предельно кратко, по возможности сузив словарный запас до лаконичных "да" и "нет".

Будь здоров, не кашляй

В последнее время в аэропорту Нарита "свирепствует" санитарный контроль. Нынешней весной, например, до проверки паспортов пассажиров просили заполнить анкету с вопросами о состоянии здоровья и о странах, где они успели побывать за последние недели. Эта профилактическая мера была введена в связи с охватившим тогда Азию "птичьим гриппом". Если у кого-то обнаруживались жар и кашель да еще вдобавок выяснялось, что недавно он побывал во Вьетнаме или Таиланде (в этих странах "куриный вирус" особенно разбушевался и даже повлек гибель людей), срочная госпитализация была гарантирована: носилки, оглушительный вой сирены, изолированная палата. Конечно, в анкете можно было утаить болезнь. Однако если бы по степени опасности "птичий грипп" сравнялся с атипичной пневмонией, то вместо либерального заполнения пунктов о наличии (или отсутствии) лихорадки пассажиры должны были бы проходить мимо аппаратов с инфракрасными сенсорами, которые реагируют на тепло и мгновенно выявляют у человека повышенную температуру.

Таможня не против!

Есть еще один неприятный этап – таможня. Впрочем, единственная неприятность для людей, не таящих камня за пазухой, заключается в том, что в токийском аэропорту под гипотетическим прицелом террористической угрозы исполнительные таможенники стали чаще вскрывать поклажу пассажиров. Делается это с истинно японским тактом и деликатностью. Японец тысячу раз извинится, будет, как двоечник, прятать глаза и под конец процедуры аккуратно разложит все вещи по своим местам...

Впрочем, есть еще одна мелкая неприятность. Касается она лишь любителей перекуров. Перекурить в токийском аэропорту категорически негде! Дымить запрещено не только внутри аэропорта, но и снаружи. Ну, а тем, кому с собой не сладить, полагается пройти в специальные загончики, расположенные "у черта на рогах" – на самом краю здания.

Электричка – лучший транспорт

Удаленность от города – наверное, основной минус Нарита, который, несмотря на официальное название – Новый токийский международный аэропорт, расположен не в Токио, а в соседней префектуре Тиба – в 65 километрах к северо-востоку от столицы. Преодолеть их можно несколькими способами.

Самый незамысловатый и далеко не лучший – это такси, которые караулят пассажиров у выхода из аэропорта. Дорога по автобану займет минут 40, но в утренние и дневные часы на подъезде к столице можно увязнуть в многокилометровой пробке. Японские такси, кроме того, – едва ли не самые дорогие в мире. Средняя такса от Нарита – 15–16 тысяч иен (140–150 долларов).

В аэропорту круглосуточно работает множество автобусных компаний, которые развозят пассажиров не только в различные части столицы, но и в прилегающие префектуры. Путешествие в рейсовых автобусах — их здесь почему-то называют "лимузинами" — длится 75–85 минут, плата – в районе трех тысяч иен (менее 30 долларов).

Разумеется, и автобусы не застрахованы от стояния в многочасовых пробках. Тем, кто не хочет рисковать временем, рекомендуем рельсовый транспорт. В Нарита существует пять видов электричек. Самая быстрая – JR Narita Express (NEX) соединяет аэропорт с Токийским железнодорожным вокзалом и портом Иокогама. NEX – достаточно просторный электропоезд, созданный специально для авиапассажиров. До Токийского вокзала он идет ровно 53 минуты. Это удовольствие вам обойдется в три тысячи иен.

Второй экспресс – Keisei Skyliner – курсирует между Нарита и станцией Уэно, рядом с которой расположен один из самых больших токийских парков с крупнейшим в столице зоосадом и множеством музеев. Дорога займет 56 минут, стоимость чуть меньше двух тысяч иен (20 долларов).

Остальные электрички менее удобны в плане экономии времени, но предпочтительнее для кошелька. Поезд Keikyu Airport Limited Express доставит вас до центра Токио за 85 минут и тысячу с небольшим иен (10 долларов). Две линии простых электричек – поезда JR Sobu Line и Keisei Limited Express – еще дешевле. Они делают несколько остановок, и в "часы пик" в вагонах творится примерно то же, что по утрам в московском метро.

Кстати, структура токийского метрополитена, включающего не только подземку, но и мощную сеть наземных линий, совсем не похожа на московскую, поэтому лучше заранее запастись картой и точно знать, куда в случае беды тыкать пальцем, чтобы вам поскорее помогли найти потерявшуюся станцию.

Кое-что об острых и режущих предметах

Если вы улетаете из Нарита, удостоверьтесь, что у вас на руках не осталось острых предметов, включая маникюрные ножницы и щипчики для бровей. Это отголоски 11 сентября. При обнаружении в ручной клади эти орудия диверсантов изымают без разговоров. И тогда вы можете либо оставить их в Японии, либо сдать для получения в аэропорту прибытия, потратив изрядное количество времени на заполнение каких-то бумажек, по которым в Шереметьево вам должны вернуть любимые мелочи.

До посадки в самолет вас ждет последняя, контрольная проверка – на случай, если кому-то удалось утаить от таможенников запретные щипчики. Справедливости ради надо признать, что меры безопасности, как говорят, существенно ужесточенные в Нарита в связи с угрозой терроризма, доставляют пассажирам все же не очень много хлопот. Учтивые японцы не будут заставлять вас раздеваться до трусов только потому, что кому-то не понравилось ваше лицо. Иной раз "повышенные меры безопасности" даже умиляют своей наивностью. Если не считать запрета на вилки и маникюрные ножницы на борту, а также невидимые невооруженным глазом регулярные учения спецподразделений полиции, то ужесточение выглядит следующим образом. Перед входом в зону для пассажиров охранник просит показать ему посадочный талон, переворачивает его лицевой стороной вниз, внимательно всматривается в лицо пассажира, а затем с хитрым прищуром вдруг спрашивает: "А как вас зовут?". Сверив ответ с тем, что написано в талоне, и переспросив еще раз, он возвращает талон и обращается к другому пассажиру.

Еще одна специфичная мера безопасности была принята в токийском аэропорту в конце апреля нынешнего года. Теперь перед посадкой в самолет некоторых пассажиров могут попросить разуться для проверки обуви. Такая система контроля введена, чтобы помешать террористам пронести в каблуках и подметках на борт самолетов взрывчатку или оружие. Если таможенник решит, что внутри вашего каблука можно оборудовать тайник для мини-взрывчатки, то придется разуться. После этого обувь будет просвечена рентгеновскими лучами. В категорию потенциально опасных пассажиров отныне автоматически попадают девушки на платформах. Служба контроля в этой связи советует улетать из Японии в кедах или сандалиях.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта