Ливан: в древнем Библосе
Ливанский городок Джубейль дважды может быть занесен в книгу рекордов Гиннеса. Его история началась 7 тысяч лет тому назад с небольшого поселения рыбаков. Со временем здесь вырос финикийский морской порт Библ (библейский Гебал), считающийся самым древним в мире постоянно обитаемым городом.
А где порт, там и торговля. Для помощи купцам , которые хотели как можно быстрее заключить сделки и выписать счета, писцы Библа, (греческое слово "библос" означает папирус - товар, попадавший в Грецию через купцов Библа) разработали упрощенную систему письма, состоящую из 22 знаков. Перенятая греками и римлянами и получившая распространение не Востоке и Западе, она стала непосредственной предшественницей многих алфавитов. И еще один небольшой рекорд, связанный с Ливаном. Библейские города _ Тир, Сидон, Библос, а также знаменитый Баальбек, Издавна привлекали туристов из многих стран. Однако, россиянам с Ливаном долго не везло. В эпоху застоя за границу в одиночку не пускали, а незадолго до перестройки в Ливане начались перестрелки. Они быстро переросли в религиозную христианско-мусульманскую войну, которая продолжалась целых 16 лет. Наконец, в Ливан были введены сирийские войска, и это помогло погасить пожар. Так что долгие годы о посещении этой страны не могло быть и речи. А с 1991 года в Ливане началось "восстановление народного хозяйства", и туристы снова стали желанными гостями.
К счастью, в довоенном 1960 году Ливан присоединился к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Так что здешние античные развалины за 16 лет войны не были превращены в руины и обломки...
...Для того, чтобы отправиться в Ливан, естественно, нужна въездная виза. Но российскому страннику в ливанском посольстве вежливо отказывают: нужно приглашение, - все, как и в прежние времена. Однако есть маленькая хитрость. Оказывается, если у вас в паспорте есть сирийская виза, то ливанскую дают автоматически, без лишних формальностей. Ведь сирийские войска до сих пор стоят в Ливане, и чего уж тут играть в независимость! А в сирийском посольстве - без проблем: утром плати 30 долларов, а после обеда приходи за визой, Это, правда, при условии, что вы не были в Израиле, и ваш паспорт с "чистой биографией".
А в древности биография Библоса с Израилем была связана довольно тесно. В Библии финикийцы описаны как талантливые плотники и резчики слоновой кости. Они делали балки для храма царя Соломона и отделывали их украшениями из золота и слоновой кости.. Земля, на которой располагалось финикийское государство, была плодородна, но невелика по площади. Поэтому. жители страны , не имевшие возможности заниматься земледелием, искали счастья в других областях деятельности, например, были отличными мореходами или удачливыми купцами. Мастера из Библоса пользовались хорошей репутацией у судовладельце Тира - города, лежащего на южном побережье Ливан. В оживленном Тире (соврем. Сур) бывали "всякие морские корабли и корабельщики их" (Иезек. 27,9). Однако, судоремонтные работы" были отданы в руки корабельщиков из Библоса: "Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя, чтобы заделывать пробоины твои" (Иезек. 27,9). Финикийцы издавна отличались предприимчивостью, но их нынешние преемники - ливанцы не уступят им в этом.
...В бейрутском аэропорту события развиваются по классической схеме. Посредники бросаются к свежему новичку и приглашают к стоянке такси. Водитель возьмет недорого - "всего" 20 долларов. "Автобуса до города нет и не будет, - темнит "мастер". Можете стоять здесь хоть час и убедиться в этом сами" А мне и не надо стоять именно здесь. Поднимаюсь на эстакаду к залу отлета. Пассажирский микроавтобус быстро наполняется местным людом. Подхожу к шоферу. "В город? - До. - Сколько стоит билет? - 30 центов".
В районе бейрутского морского порта начинаю присматриваться к вывескам. Но водитель "чует нутром", что именно нужно российскому страннику. Он останавливает пикап у полуразрушенного здания, рядом с которым щит с надписью: "Отель", Где-то здесь проходила "Зеленая линия", разделявшая во время войны Бейрут на христианскую и мусульманскую части. До сих пор многие руины не восстанавливают - у хозяев нет начального капитала. С балкона машут руками: приглашают клиента на постой. Цена приемлемая: 3 доллара за койку. Правда, в номере есть другие постояльцы, но нам, росшим в мире общежитий и коммуналок, не привыкать. Зато рядом, под эстакадой, автовокзал, откуда идут автобусы в Библос и Триполи.
До заката можно пройтись по городу. Теперь в Ливане идет постоянная война за мир. На улицах Бейрута патрули с автоматами, близ горячих точек - бронетранспортеры, блок-посты, мешки с песком, проволока, надолбы. Так силой насаждается веротерпимость.. И нынче на выкрик "Аллах акбар!" из автомата не стреляют, а вежливо отвечают: "воистину акбар!" Но вечером на улицы лучше не выходить, а за чашкой чая освежить сведения о древнем Библосе.
5000 лет до н.э. - первое поселение в западной части мыса. 3200 лет до н.э. - строительство каменных домов. 3000-2800 лет до н.э. - зарождение городской цивилизации. Заселение всего мыса, строительство городских укреплений и создание системы водоснабжения; Библос становится перекрестком торговых путей между Египтом и Месопотамией. Золотой век Библоса который пришелся на 3-е тысячелетие до н.э., был неразрывно связан с историей и религией Египта. В городе было много храмов, в которым поклонялись тем же богам, что и египтяне. Фараоны посылали в Ливан за строительным материалом для своих кораблей и за смолистым деревом, необходимым для мумификации. В огромном храме, посвященном Баалат Гебал (его реконструировали вплоть до римского владычества) были найдены сосуды с именами фараонов. Они свидетельствуют о поклонении египетских правителей финикийской богине Астарте, которая почиталась здесь на протяжении многих веков. Остатки другого храма, посвященного мужскому божеству и уничтоженному пожаром в 2150 г. до н.э., а также остатки "Большой резиденции - огромной роскошной виллы - являются свидетельством процветания города в этот период. Так что время и влияние различных культур наложили неизгладимый отпечаток на город Библ - торговый центр древнего мира...
Утром прямо из гостиницы спускаюсь под эстакаду и направляюсь к автобусу. Выясняется, что прямого автобуса до Библоса не бывает и надо садиться на тот, , что следует в Триполи. Но беспокоиться не надо: водитель подскажет, где выходить. Захожу в автобус, плачу 1 доллар , и мы трогаемся в путь. Бейрут стоит на мысу, выдающемся в Средиземное море, и мы огибаем залив, любуясь открывшейся панорамой. Зеленые холмы, освещенные солнцем, мягко спускаются к морю, а выше, вровень с облаками, белеет горный хребет, покрытый снегом.
Мой сосед поднимается с места и направляется к выходу. Он едет в Библос, а значит и мне тоже выходить. У моста через горный ручей автобус притормаживает. Никаких автовокзалов, все быстро, на ходу. К крепости - под мост и вниз направо. Заблудиться невозможно: нужно просто идти под уклон и обязательно попадешь к морю.
Отправляюсь на поиски гостиницы. Мне бы что-нибудь попроще, чтобы не отрываться от масс... Походив вдоль берега, понимаю, что допустил "прокол". Дешевых гостиниц здесь нет. Местный люд в Библосе не останавливается на постой, - а ведь до Бейрута езды меньше часа. близ старинных сооружений есть две гостиницы, рассчитанные на богатых белых туристов: это "Ахирам" и "Библос на море". Усатый менеджер, потягиваясь как сытый кот, лениво называет цену: 60 долларов в сутки. Да, как говаривал другой усатый, "эта штука посильнее "Фауста" Гете..."
Иду вдоль крепостных стены, мысленно перебирая варианты. Ночевать негде, надо либо возвращаться в Бейрут, либо добираться до Триполи. А в Библос потом снова вернусь без поклажи, налегке. Но сначала нужно перекусить. Захожу в первое попавшееся кафе. молодой ливанец вежлив и предупредителен. На всякий случай спрашиваю его: нет ли в Библос и какой-нибудь дешевой гостиницы? Он ничего об этом не слышал, но попытается выяснить. Начинается долгий разговор по телефону, но, похоже, никаких шансов нет. предлагают поселиться в каком-то прибрежном "Бич-ресорт", предназначенном для стрижки шерсти" с плановых западных "овечек".
Вдруг за спиной слышится русская речь: "Могу ли я чем-нибудь помочь?". Отвечаю землячке: "разве что советом". Знакомимся. Влада -"землячка в квадрате" - родом из Петербурга. Она решила уехать в Ливан после августовского "обвала" 1998 года. вышла замуж за ливанца, и теперь они держат в Библосе кафе вблизи от туристических маршрутов. Наслаждаются миром и покоем: такого понятия, как "наезд" и "крыша" здесь не знают. Моя задача упрощается: за день можно осмотреть Библос, пообедать "у своих", а к вечеру добраться до Триполи. Оставляю котомку у гостеприимных хозяев и отправляюсь осматривать городок.
Узкая извилистая улочка начинается в центре и проходит через весь город. От нее отходят маленькие переулки, петляющие между домами. Здесь сохранился участок городской стены длиной 26 метров, которая защищала город со стороны суши. Посещение средневековой части города - первый этап путешествия в прошлое Библоса.
В 638 году мусульмане захватили Библос, и он снова стал небольшим рыбацким портом. В 1104 году крестоносцы отобрали город у арабов. Библ становится владением предводителя рыцарей - им был крестоносец Раймон де Сен-Жиль. В 1109 году Библ (Жибеле - как называли город крестоносцы) переходит семье Эмбриако из Генуи.
Прохожу мимо изящного баптистерия церкви Иоанна Крестителя (XII в.)Она построена в романском стиле и некогда являлась собором Жибеле. этот храм напоминает о том, что некоторое время город находился под властью генуэзцев. стоящий неподалеку небольшой православный храм относится к византийской эпохе. Скалистый мыл, на котором был построен Библ, являлся естественным укреплением со стороны моря. Спускаюсь к Гавани. Несмотря на сильный ветер и крутую волну, прогулочные теплоходики катают туристов вдоль побережья. Обхожу древнюю гавань. к причалу лепятся рыбацкие лодки. Так было здесь и сотни, и тысячи лет назад. Ведь Библ был местом пересечения торговых путей. На востоке торговля велась с Месопотамией, на юге - с Египтом, на севере с Хеттской империей, а на западе - морским путем - с процветающей цивилизацией Крита.
Однако в Истории Библа были и печальные страницы: около 2150 г. до н.э. амориты сжигают Библ. но около 1950 г. до н.э. город, храмы и укрепления восстанавливаются. Налаживаются связи с Египтом. Ведется торговля с такими далекими землями как Кавказ и Крит. А в 1725 г. до н.э. кочевые азиатские племена гиксов вторгаются в Египет. Развитие Библа замирает, и его гавань пустеет.
1580 г. до н.э.: египтяне изгоняют гиксов и превращают Финикию в свой протекторат, защищая таким образом финикийскую цивилизацию. Торговля в Библии возобновляется и процветает, а, значит, в гавани становится оживленнее.
Нынче в квартале, примыкающему древнему порту, появилось нечто новенькое. На фасаде одного из домиков вывеска: "Почетный консул Мексики", а неподалеку - ресторанчик с испанским названием "Молинья" ("мельница"). Зачем консулу забираться в такую даль? быть может в годы войны здесь было не так опасно как в Бейруте? (Полякам, например, там не повезло: их недвижимость" в Бейруте была разрушена, а денег на строительство нет. Вот и торчит посреди участка, огороженного проволокой до лучших времен , табличка с надписью "Собственность польского государства").
Поскольку Библ в течение долгого времени был перекрестком различных цивилизаций, в 1960 годы (нашей эры!) возникла идея создать там международный центр, деятельность которого способствовала бы диалогу между религиями и культурами. В довоенном 1974 году ЮНЕСКО поддержало этот проект и включило его в программу Отдела философии под названием "Международный центр гуманитарных наук и развития в Библе". Цель центра состояла в том, чтобы "изучить современного человека, его отношения с природой и обществом и проблемы, поставленные развитием в разных аспектах". А вскоре после этого в Ливане начались "событи". Доизучались...
Гордость Библоса - археологический и архитектурный заповедник, где соседствуют сооружения различных эпох и культур. Старая часть горда занимает более 10 гектаров. Над ней возвышается величественный и массивный замок крестоносцев. Его стены повидали немало на своем "веку". Замок находится на месте сооружения, построенного в IX веке египетскими правителями из династии Фатимидов. Камни разрушенных финикийских и римских памятников служили материалом для его сооружения. Крепость с просторными сводчатыми залами начала строиться крестоносцами в XII веке. Однако в 1187 году арабский полководец Салах-ад-дин I вновь захватывает Библ, разрушает замок крестоносцев и сносит укрепления. В 1199 году крестоносцы вернули |Жебеле под свою власть и снова стали возводить замок. И хотя с 1266 года, после ухода крестоносцев, Библ снова утратил свое значение, замок постоянно укреплялся и перестраивался на протяжении ряда столетий. С верхней площадки замка хорошо видны места многочисленных археологических раскопок древнего города, выросшего на месте сменявших друг друга древних поселений. С близлежащего минарета слышны возгласы муэдзина, приглашающего мусульман к полуденному намазу. Со стороны церкви св. Иоанна доносится колокольный звон. Неподалеку - поле красных маков.
в 1860 году французский писатель и историк Жозеф Эрнест Ренан провел в Библосе первые раскопки. Среди жилищ эпохи медного века выли обнаружены глиняные сосуды , украшенные отпечатками морских раковин и датировавшиеся 6-5-м тысячелетием до н.э., большие погребальные урны и кувшины, содержащие зерно, пищу, оружие и ювелирные изделия. Самые древние жилища Библа были обыкновенными хижинами. Дома с каменными стенами стали строить лишь в конце 4-го тысячелетия до н.э.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах