Литовская часть Куршской косы: курорты Клайпеда и Нида
Через неделю, 15 июля 2010, в порт города Клайпеды прибывает паром, набитый немецкой аристократией. На борту, ни много ни мало, большой симфонический оркестр - больше полутора сотен музыкантов, весь их скарб (музыкальные инструменты) и около двух тысяч сопровождающих. Им предстоит пересечь границу с Россией, чтобы сыграть на концерте памяти великого немецкого композитора Карла Отто Николаи, родившегося в Кёнисберге ровно двести лет назад.
Вся операция: прибытие в порт Клайпеды, отправление автобусами (50 штук автобусов!), прохождение границы и отъезд тем же вечером из Калининграда обратно вряд ли пройдет без сучка и задоринки. Можно ли пропихнуть толпу граждан Евросоюза в Калининградскую область в сжатые сроки, и чем развлечь тех, кому через границу за указанное время просочиться не удалось? Поскольку мне предстоит сопровождать музыкантов, я отправился заранее - ознакомиться с местами будущего музыкально-логистического приключения.
Клайпеда
Великий русский историк и путешественник Николай Михайлович Карамзин писал о Клайпеде, называвшейся тогда Мемель: "Город невелик; есть каменные строения, но мало порядочных. Цитадель очень крепка; однако ж наши русские умели взять ее в 57 году".
Цитадель до моего приезда не дотянула, сейчас ее постепенно раскапывают, и вроде бы даже хотят восстановить. В одном из сохранившихся крепостных валов сделали музей. Каменных строений, видимо, стало побольше - в паре современных небоскребов, выстроенных в форме букв К и D разместился ультрасовременный отель. В какой-то мере клайпедчанам удалось сохранить и старый центр, застроенный немецким "фахверком". Вообще городок получился по-скандинавски уютный, очень чистый и богатый на забегаловки.
В корчмах Мемеля, о которых еще Карамзин отзывался с почтением, все по-прежнему в порядке. Малый бизнес осваивает кварталы старого города, превращая некоторые улочки в замкнутое пространство с уютными ресторанчиками на любой вкус. Цены в среднем вдвое ниже московских. Кормят и поят вкусно, разве что винная карта дело редкое, зато сортов отличного пива всегда не меньше пяти. Из местных блюд приезжих поражают цепеллины - картофельные кулебяки размером с гандбольный мяч.
В Клайпеде нет недостатка и в развлечениях весьма эстетского толка. В Музее Часов находится интересная коллекция различных часовых механизмов, а над прямо над его двориком, в башне старой почты, ежедневно с полудня до часу дня играет карильон. На этом инструменте, объединяющим 48 колоколов, карильонист Станисловас Жилевичюс исполняет захватывающие дух мелодии, от классических до современных.
Еще лет за четыреста до Карамзина Клайпеда уже была стратегически значимым городом-портом, остается им и до сих пор. Своим местонахождением она прикрывает вход в Куршский залив, и, соответсвенно, в Неман. Столетиями по Неману до Клайпеды сплавляли лес, чтобы в дальнейшем продавать его по всей северной Европе. Немцы, дольше всех владевшие Мемелем, всегда пытались здесь понадежнее укрепиться. В преддверии Второй мировой здесь была построена батарея береговых орудий, по бастионам которой можно побродить до сих пор.
Куршская коса
Северный мыс Куршской косы находится прямо напротив клайпедского порта. Сюда попадаешь паромом, за десять минут пересекая залив в его самом узком месте. Здесь, в бастионе, отстроенном теми же немцами, но на две сотни лет раньше, выкопано масса замысловатых бассейнов. Ныне это, без сомнения, один из символов современной Литвы. Здесь находятся дельфинарий и морской музей.
Разумные дельфины, гигантские спортсмены-сивучи и прочая дрессированная морская фауна радует и удивляет детей. Аквариумы со всей палитрой подводного мира, в полутьме музейного шатра, не на шутку увлекают юношей и девушек. Все светится изнутри, булькает и плещется. Залы музея, представляющие историю мореплавания, и этнографический домик рыбака будут интересны взрослым, движимым жаждой впечатлений.
По косе в сторону российской границы 50 километров тянется живописнейшая дорога. Даже поверхностный взгляд из окна автомобиля ясно показывает, что литовцам за короткое время независимости удалось устроить абсолютно открыточную серверную Европу. Все как будто вычистили пылесосом. Хочется выйти из автобуса и удостовериться в материальности картинки за оконным стеклом. Не ленивому путешественнику имеет смысл взять на прокат велосипед (25 литов в день) - инфраструктура косы идеально заточена под велосипедный (и пеший) отдых.
Куршская коса была важным торговым путем - сначала между рыцарскими орденами, а после - на протяжении двух веков - дорогой из Санкт-Петербурга в Париж. Повышенная активность торговцев и воинов привела к тому, что лес в окрестностях когда-то изрядно повырубили. Исчезло препятствие для песков косы, и они стали ползающими дюнами, угрожающими деревням. Так 14 деревень и съели. Так что лес за последние 80 лет насадили новый, берегут его как зеницу ока.
Экология у местного правительства вообще вопрос номер один. Мэр Неринги (так, номинально объединенными в единый город называются все поселки на литовской части косы), с которым мне довелось познакомиться, только и рассказывает об экологическом сборе на транспорт (20 литов с каждой машины), о раздельном сборе мусора, о расплодившихся в заливе больших бакланах.
Бакланов развелось столько, что они съедают и вылавливают рыбы много больше, чем это делают рыбаки. Но ни уничтожить, ни как либо подвинуть их нельзя - большой баклан (он же - черный корморан) - не только охраняемый вид, но и один из символов местного благополучия.
Забота об экологии приносит свои плоды. Набережная курортного городка Нида больше напоминает съемочный павильон с декорациями к фильму о викингах, нежели обитаемый город. Лебеди, в изобилии живущие на побережье Куршского Гафа, берут хлеб с рук. Рыбаки увозят с пирса свежий улов, весьма разнообразный, хвастаются корытами с миногой и камбалой. Над дюнами, расправив огромные крылья, по-хозяйски парят белохвостые орлы.
Нида
Находясь здесь, сложно заподозрить наличие российской границы в четырех километрах. Город как был прибежищем художников всех мастей, так им и остается. Поселение из сказки про древние языческие народы - даже на местном кладбище (еще вернее - капище) надгробия, по большей части - не крестами, а абрисами языческих тотемов.
Ванильно-огненный вечер Ниды вгоняет меня в романтическое приключенческое настроение. Девушка из бюро туристической информации вызывается показать нам места силы - из тех, где наступает непосредственное переживание волшебной энергии Куршской косы.
Мы оказываемся на вершине дюны, посреди мощеной камнем площадки с огромной гранитной стелой солнечных часов. Отсюда виден и закат и восход - солнце встает из вод залива и падает в воды Балтики. Здесь в один из дней года происходило таинство - солнечный луч, проходя через "игольное ушко" в обелиске, попадал в треугольное отверстие магического камня и, пронзая его насквозь, отмечал время наступления равноденствия. Но силы природы прогневались на жителей Куршской косы (похоже, за ее раздел между странами) и налетевший однажды ураган сломал гранитную стелу на три многотонных части.
Белый песок пляжей Ниды, в котором то и дело находят янтарь, удивительно мягок и приятен. Слава вильнюсской автономной республики художников "Ужупис" не дает покоя городкам Литвы. Всем бы городам европейских стран так и расти, перестраиваясь, с расчетом на непременное торжество искусства, музыки и покоя.
Рецепт вдохновения для любого художника здесь отточен десятилетиями. Арендовать квартирку, а лучше мастерскую, с видом на море, взять велосипед и поехать в дюны Дюны Любви или Дюны Смерти - кому как больше нравится. Добраться до Горы Ведьм. Множество художников понавырезали здесь деревянных статуй, изображая в них героев народных легенд и сказок. Из лесной чащобы то и дело выплывают статуи ведьм, чертей, драконов и былинных богатырей. Днем - это место для детских прогулок, вечером - с наступлением тумана появляется мистический холодок.
В Ниде есть несколько небольших и аккуратных музеев, стоит упомянуть Музей миниатюры и Музей янтаря. В современном краеведческом музее, помимо прочего, в фотографиях продемонстрирован народный промысел голодных времен - ловля ворон.
И все же: как там с границей?
Мэр Неринги Вигантас Гидрайтис успокоил меня насчет границы - здесь никогда не бывает очередей.
В телефонной книжке мэра нашелся и телефон начальника российской пограничной заставы Талгата Исатаевича Киргизбаева. Я беру на себя ответственность выяснить ответ на крайне актуальный вопрос: насколько легко смогут преодолеть границу две тысячи тяжеловооруженных музыкантов. Интернационал работает исправно - рабочие совещания со всех сторон уже проведены. Концерт в Калининграде просто не может не состояться.
Ну а после концерта уют и благолепие Ниды возьмут свое - тихий уикэнд на Куршкой Косе способен снять стресс после любого переживания. Приятно, что в ближайшие недели метеорологами запланированы ни облачка на небе и около 30 градусов по Цельсию. Очевидно господам музыкантам предстоит насыщенный музыкально-романтический отдых.
Более подробную информацию о Литве можно найти на сайте Информационного центра по туризму Литвы в России.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах