← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Розги по-африкански. Традиции и современность

Поговорка "Мудрость приходит через ягодицы", с которой я познакомился в Черной Африке, на первый взгляд, звучит довольно туманно, даже двусмысленно. Однако она содержит дидактический подтекст, причем весьма суровый, что помогает понять другая фольклорная жемчужина: "Мудрость рождается со шрамами". Волею журналистской судьбы мне довелось наблюдать это лично с обнаженной, извините за невольный каламбур, наглядностью.

Произошло это в деревушке на западе Мали, где живет народ малинке. У огромного, метров под 30, хлопкового дерева под названием капока собралась веселая толпа. Она галдела и что-то скандировала, прихлопывала в такт в ладоши. "Наверное, танцы", -- подумал я и заглянул через головы собравшихся. То, что открылось взгляду, было абсолютно неожиданным.

На двух установленных параллельно лежаках распласталась юная пара, обнажив бронзовые литые ягодицы. А крепкие парни в ритме, заданном тамтамами, со всего размаха хлестали по ним пучками упругих прутьев.

Юноша переносил экзекуцию молча, разве что дышал тяжело, а девушка при каждом ударе тоненько взвизгивала. Зато зрители веселились от души, подтверждая справедливость еще одной пословицы: "Когда охаживают чужой зад, твой не болит". В Африке, как я не раз убеждался, на каждый случай припасен целый комплект народной мудрости.

"Бедолаги несчастные", -- сочувственно подумал я и спросил у соседа по толпе, старика по имени Фадиги, в чем они провинились. "В тяжелом грехе, -- ответил он. -- Завет предков нарушили -- оказались недостойными любовниками". Тут надо сразу оговориться, что понятие "любовник" в здешних местах не имеет привычного для европейцев фривольного смысла, а обозначает что-то вроде подготовительных курсов, облегчающих молодым постижение таинств будущей супружеской жизни.

В малийской, гвинейской или сенегальской глубинке дети примерно одних лет образуют возрастные группы, в которых им передают необходимый минимум знаний и навыков, учат труду, воспитывают. Совместные игры и соревнования сближают ребят, что со временем может перерасти во взаимную симпатию. И наступит вечер, когда девушка, войдя в круг танцующих, бросит платок своему избраннику, предлагая ему стать "стражем ее души". А тот, если согласен, обмотает им руку и в лихом переплясе выразит переполняющие его чувства. Этот обряд означает, что появилась новыя пара "любовников". После этого для закрепления выбора юноша иногда мотыжит поле матери "любовницы", а девица белит его хижину.

Следующий этап наступает, когда обожатель приносит матери возлюбленной горстку орехов кола. Их дожно быть десять, поскольку это число воплощает идею сватовства. В случае, если колы окажется больше или меньше, ритуальный смысл действа утрачивается -- просто угостил орешками, что ж, спасибо.

Ну а коли мать приняла зачетный десяток, парень становится защитником и спутником ее дочери до обретения той статуса взрослой. Девушка навещает "любовника", когда ей заблагорассудится, они могут даже делить ложе. Ho -- внимание! -- отношения должны оставаться целомудренными: ведь он ее хранитель.

Таким путем в молодых воспитываются взаимное уважение и терпеливость, хотя искушение, -- поднял указательный палец многоопытный Фадиги, -- велико: темперамент в африканцах пробуждается рано. "Любовница" вовсе не обязательно станет женой телохранителя -- она его подруга. Однако, если в день свадьбы выяснится, что он не сберег "любовницу", тень бесчестия упадет на всю его семью. Молодая, до срока потерявшая невинность, должна назвать имя виновника -- иначе отвечать "любовнику".

-- Мамаду, которого сейчас порют, не устоял перед соблазном, а Уму его не одернула, -- укоризненно покачал головой Фадиги. -- Прав был мой дед: леопарда не оставляют ночевать с козой.

От соседа я узнал и про то, как вершился суд над парой, не выдержавшей испытания. "Как вы осмелились нарушить обычай? -- сурово спросил вождь. -- Разве неведомо вам, что женщина без скромности подобна супу без соли?" Надо сказать, что по уровню фольклорной эрудиции проштрафившиеся не уступали высокому суду. "Конечно, я знаю, что у цыпленка нет прав перед ястребом, -- опустил повинную голову Мамаду. -- Но глупости совершают не только дураки". Хорошей полемисткой показала себя и Уму. "Спрошу тебя, о вождь, -- сказала она, -- станет ли море меньше, если собака чуть-чуть от него отопьет? Наша любовь с Мамаду меньше не стала".

В общем, дебаты были жаркими и долгими. Самые непримиримые требовали выслать юного нарушителя традиций из деревни, что в Африке считается одним из самых страшных наказаний. Другие настаивали на таком числе плетей, которого не выдержала бы даже небезызвестная героиня русской мифологии Сидорова коза. Про нее я вспомнил, возможно, потому, что штраф, наложенный на Мамаду в дополнение к 40 розгам, включал названное животное, а также две рубашки, три набедренные повязки и десять орехов кола, которые он должен был вручить семье пострадавшей; плюс козел -- для вождя.

Наказание Уму ограничилось 20 розгами. Так что победил гуманизм. Тем более, что после наказания "любовников" (в данном случае кавычки можно было бы снять) решили поженить, поскольку они и раньше предназначались друг другу. Вот если бы Уму была просватана за другого, то ее после порки отвели бы к суженому, которому за понесенный моральный ущерб надлежало выплатить весомую компенсацию.

После окончания экзекуции молодые покинулм лобное место, держась за руки. Казалось, они поддерживают друг друга -- все-таки парни с прутьями поработали добросовестно. "Ромео и Джульетта, -- растроганно подумал я. -- С поправкой на африканскую специфику"...

А порка, между прочим, появилась в Африке еще при фараонах. У нее вообще глубокие корни, которые можно проследить в мифах Древней Греции и Рима, в Библии. "Палка ниспослана людям с неба, как божье благословение", -- были убеждены древние египтяне. Фараоны, не скупясь, одаривали поркой виноватых и невиновных -- для острастки. Сбор податей в те времена, да и в последующие был практически немыслимым без бастонады (от испанского bastonada -- палочный удар; наказание палками по пяткам и спине).

Истый египтянин узнавался по исполосованным спине и заду. Он даже стыдился, если на его теле не было следов экзекуции: значит, он исправно, как последний глупец, платил налоги. Историк Джеймс Глас Бертрам рассказывал, что в 1827 году в Каире одного копта приволокли к уполномоченному паши за уклонение от уплаты податей. В оправдание тот ссылался на бедность, что подтверждали его жалкие отрепья. И все же бедолагу повалили наземь и принялись охаживать палками. Когда боль стала нестерпимой, он прохрипел, что готов уплатить все сполна. Под конвоем его доставили домой.

Жена встретила измордованного супруга без тени сочувствия. "Простофиля! -- объявила она. -- Схлопотал, наверное, каких-нибудь пять-шесть ударов и сдался! А в будущем году тебя заставят платить вдвое больше". Вместо ответа муж распахнул свое рубище, обнажив истерзанную плоть, выдержавшую не меньше ста ударов. "Можно было бы потерпеть и подольше", -- слегка смягчилась жена.

Сохранились свидетельства, что девушки в Египте питали слабость к мужчинам, многократно подвергавшимся экзекуции, и охотно шли за них замуж, принимая исполосованные седалища за знак отличия. Да и на Руси истари говорилось: "За битого двух небитых дают".

Еще в XIX веке вытерпеть пару ударов египетскому школьнику было все равно, что чихнуть. Это было рутинной нормой учебной жизни. Как-то один путешественник, беседуя с учителем в Каире, обронил, что много слышал про порку, но ни разу не видел ее. "Вы наш гость!" -- галантно воскликнул его собеседник, схватил первого подвернувшегося ученика и сноровисто высек его. "Какой проступок совершил мальчик?" -- полюбопытствовал путешественник, делая пометки в блокноте. "Никакого, но вы же хотели это увидеть!" -- пожал плечами учитель.

Однако вернемся в Черную Африку. Здесь порка до сих пор считается одним из действенных способов воспитания. Президент Либерии Чарльз Тейлор, разделяющий этот взгляд, подал пример своим зарубежным коллегам, публично "наградив" свою 13-летнюю дочь-школьницу Эдену десятью ударами палки за недисциплинированность. Свой поступок он объяснил тем, что как президент несет ответственность за воспитание не только своих детей, но и всего подрастающего поколения страны. Взрослые должны быть уверены, что бразды управления страной перейдут в надежные руки, сказал он. У Ч.Тейлора 10 своих и около 20 приемных детей. Так что поле для воспитательной работы достаточное.

В каких случаях применялось это наказание в Африке? Поркой или битьем палками карались нерадивые сборщики налогов и даже вожди деревень, отвечавшие за выполнение общественных работ. Ну а простой люд секли по любому поводу. С течением времени бастонада несколько гуманизировалась, постепенно опускаясь со спины до филейных частей тела. Изменились и орудия наказания. Еще в XIX веке плети изготовлялись из кожи носорога, порезанной на полосы, -- в умелых руках это было страшным инструментом. Но потом от него отказались -- может, просто носорогов стало меньше?

Возможно поэтому парламент Занзибара, островной части Танзании, принял поправку к уголовному кодексу, согласно которой грабителей и воров на острове подвергают порке обычной кожаной плетью-треххвосткой. Зато эту процедуру они проходят дважды: до и после тюремного заключения -- для закрепления урока. Число ударов, определяемых судьей, колеблется от 50 до 300 в зависимости от тяжести правонарушения.

Кто научил порке черных африканцев, людей по натуре незлобивых, редко наказывающих детей? Ответ известен. Первыми миссионерами в Конго были католические патеры, они-то и завезли в африканскую глубинку систему покаяния и очищения от грехов путем истязаний и самобичевания. Ну а следующий шаг -- переход от самоистязания к истязанию провинившихся -- был логичным продолжением. Широко применялись телесные наказания, в частности, в Сьерра-Леоне и Либерии, где была колония освобожденных рабов. Там считалось, что без колотушек черный человек работает плохо. Известен случай, когда в 1827 году один миссионер до смерти засек в чем-то провинившегося мальчика.

А на территории нынешнего Зимбабве новую "традицию" начали внедрять англичане. Причем с присущим им педантизмом они осуществляли это законодательным путем. Секли не только уголовников в тюрьмах, но и взрослых граждан за мелкие провинности и, само собой, детей в школах. Правда, в женских учебных заведениях порка заменялась трудовыми работами и выполнением дополнительных письменных заданий, а в случаях особенно злостных -- принудительным трудом. Закон устанавливал даже параметры орудий кары. Детей вразумляли палками длиной один метр и диаметром 10 миллиметров. Взрослым полагалась трость длиной 1,2 метра при диаметре 12,5 миллиметра.

Так палка и плеть гармонично вписалась в африканские законы и обычаи. За грабежи или порчу полей виновному задавали основательную порку. Муж, уличив жену в неверности, имел право прогнать ее, предварительно хорошенько проучив палкой. Эта прерогатива распространялась и на обольстителя, застигнутого врасплох на ложе любви.

В это трудно поверить, но и сегодня в Африке лупцуют за добрачный секс. Так, в 1999 году в городе Малунфаши на севере Нигерии 23-летний Лавал Сада по законам шариата получил сто ударов плетью. На него донес будущий тесть, обнаруживший, что его 18-летняя дочь ждет от Лавала ребенка. Молодой женщине тоже полагалась своя порция плетей, но из гуманных соображений наказание отсрочили -- надо было подождать две недели после родов.

Замфара -- один из восьми северных штатов Нигерии, на территории которых в 2000 году в качестве высшей юридической инстанции был введен шариатский суд. На основании его решений нарушители исламского порядка караются физическими наказаниями, в том числе поркой, побитием камнями и даже ампутацией конечностей. Так, в августе 2000 года два водителя такси в Замфаре изведали палок только за то, что перевозили женщин.

Там же, в Замфаре, некий Дагого Какуми был наказан 40 ударами палкой и двумя месяцами тюрьмы за "искажение исламских законов". Как известно, Коран предписывает правоверному мусульманину иметь не более четырех жен. Какуми же ошибся в счете и обзавелся еще и пятой. На суде он пытался оправдаться тем, что не силен в арифметике, но на старейшин этот довод впечатления не произвел. Самое любопытное в этой истории заключается в том, что на супруга донесла самая молодая жена под номером 5. Оказывается, Какуми не удосужился предупредить ее, что новобрачной придется делить кров и супружескую постель еще с четырьмя женами.

В Кано, той же исламской части Нигерии, шариатский суд приговорил к битью 22-летнего крепыша и его 63-летнего наставника в питейном деле за употребление спиртного. Юноша и его многоопытный собутыльник безропотно лежали на циновке, пока исполнитель приговора с помощью бамбуковой палки пытался отучить их от неподобающей для мусульманина привычки. Поднявшись, они отправились обмывать порку...

За пьянство в Африке могут поплатиться и весьма почтенные, занимающие высокое положение в обществе люди. В Гусау (штат Замфара) январским вечером 2001 года судья Мухаммаду Найла накануне важного процесса решил укрепить свой дух, для чего зашел в подпольный притон и выпил. На следующий день судил уже не он, а судили его. На рыночной площади с согрешившего судьи стянули брюки, и на радость толпе он получил 80 ударов плетью. Кстати, законника застукал в притоне собственный зять. Значит, у парня накипело.

Лидер ливийской революции Муамар Каддафи распространил законы шариата на проституток. Жриц древнейшей профессии публично секут плетью (по сто ударов), транслируя этот увлекательный спектакль в назидание другим по национальному телевидению.

Функциональное использование палки необычайно широко. Вот случай, который описал французский писатель Андре Мальро. Племя, жившее в Сенегале у озера Казаманс, избирая нового вождя, устраивало ему проверку -- избивало палками. Если кандидат выдерживал это испытание, его с почестями возводили на трон и отдавали в жены любую девушку, до которой дотрагивался его золотистый соломенный скипетр. "Он будет справедливым властелином, потому что понял, что такое боль и страдание", -- удовлетворенно говорили старейшины.

Порка может быть и инструментом политической борьбы. Так, в Кении генеральный секретарь оппозиционной партии ФОРД-Асили Мартин Шикуку, выступая на митинге в Камукунджи, порекомендовал коллегам по партии "пороть молодых политиков, которые позволяют себе критиковать действия своего генсека, а также председателя Кеннета Нагибы".

В Демократической (умеренно, конечно) Республике Конго в ноябре 1997 года десять журналистов получили по 20 ударов хлыстами по месту несколько ниже спины. Полицейские наказали их так за то, что они решили освещать пресс-конференцию видного политика Захиди Артура Нгомы, главного оппонента президента ДРК Лорана-Дезире Кабилы.

А двумя годами позже заместитель менеджера суданской газеты "Ар-Рай аль-Ахар" Абдель Азиз аль-Джаали лично выпорол плеткой в своем кабинете талантливого, но строптивого репортера Али Омара. Он вздумал критиковать руководство этого издания за недостаточное внимание к посетителям газеты. А когда ему посоветовали не совать нос не в свое дело, позволил себе угрожать начальству. Избитый репортер пытался искать защиты в Союзе журналистов Судана, но тщетно.

От души могут выпороть и иностранца -- за незнание местных обычаев. В апреле нынешнего года в Западной провинции Замбии верховный правитель народа лози Литунги торжественно переезжал из летней резиденции в зимний дворец. Туристка из Китая попыталась сфотографироваться на фоне королевской ладьи, из которой в этот момент выходил Литунги, и мгновенно получила несколько ударов плетью. Потом ей любезно объяснили, что нельзя стоять спиной к вождю.

Случается, порка носит показной характер, становится маленьким представлением. Как-то в субботний день в Бамако я заглянул к своему другу Бираме Диаките. Мы сидели на лавочке перед его домом и мирно беседовали. Вскоре к нам подсел Сеиду, сосед Бирамы. "Я сегодня свободен, -- вскольз обронил он. -- Жену отправил к ее родителям". Мы толковали о том о сем, как вдруг Сеиду вскочил со скамьи и двинулся навстречу молодой женщине, которая, изящно покачивая бедрами, выплыла из-за угла. "Это его жена Фатимату. Похоже, сейчас последует интересная сцена", -- толкнул меня локтем в бок приятель. И не ошибся.

"Куда это ты запропастилась?" -- громко спросил Сеиду, хотя минуту назад сообщил нам, что жена гостит у родителей. "Люди добрые, -- с ходу заголосила Фатимату, призвав в свидетели улицу, -- посмотрите, как ревнив мой муженек! Он готов навечно запереть меня в четырех стенах, даже к родителям не пускает".

У Сеиду в руках неожиданно возник пучок прутьев. Дождавшись с непроницаемым лицом, пока супруга кончит причитать, он принялся стегать ее по тугому заду, который африканцы иногда называют нижним бюстом, и приговаривал: "Никогда не ври мужу! Помни, что говорили предки: можно переплыть море, но утонуть в луже лжи". Фатимату слушала его с явным удовлетворением и временами молотила кулачками по его могучей груди -- словно аплодировала.

В этой потасовке угадывалась явная нарочитость. Чувствовалось, что супруги стараются не причинять боли друг другу, а Фатимату украдкой оглядывалась окрест: видят ли зрители, как бьет ее муж? На такое способен лишь тот, кто безумно любит жену...

Этот милый обычай хорошо известен в Африке, о чем в сентябре 1995 года даже говорилось с парламентской трибуны ЮАР. Сенатор Джордж Машамба прямо заявил, что некоторые мужья в его стране временами испытывают нужду выпороть супругу, чтобы доказать ей свою любовь. Правда, его собственная жена Джойс, тоже член Национальной ассамблеи, поспешила заявить журналистам: "Меня он не бьет. Я бы такой любви не стерпела".

Но бывают и обратные случаи, нечто вроде синдрома "Тоска по розге". Как-то старушка из селения близ Гбадолита, между прочим, родины бывшего президента Заира Мобуту Сесе Секо, придя на исповедь, ошарашила кюре неожиданным признанием. "Падре, каюсь: я изменила мужу, -- сказала она. -- Прикажи меня отхлестать".

"А когда это случилось? -- недоверчиво спросил священник, глядя на седую голову грешницы. "32 года назад", -- объявила она. Кюре с облегчением улыбнулся: "За давностью лет это уже не имеет значения. Кроме того, телесные наказания не дело церкви". Но старушка не унималась: "Я просила вождя, но он сказал, что наказать меня не может. Помоги, святой отец, для меня это очень важно".

Кюре посоветовался с мужем и вождем, после чего старую даму приговорили к пяти символическим ударам прутьями. Она осталась очень довольна и покинула место порки с мечтательным выражением лица. Видимо, вспомнить старый грех было очень приятно.

А Налонго Накато, жительница угандийского села Кикагати, свела знакомство с палкой из-за пристрастия к спорам. Эта крепко сбитая молодуха готова была держать какое угодно пари. Зная о ее слабости, местный шутник Бьяруханга Мунього в присутствии многочисленных свидетелей объявил, что Налонго, конечно, отважная женщина, с этим никто спорит, но и она не решится пробежаться голой по улице -- из конца в конец. И предложил держать пари на 200 угандийских шиллингов.

"Как это не смогу? -- немедленно завелась импульсивная черная красавица. -- Только надо увеличить ставку впятеро -- за позор". Ударили по рукам. К безмерной радости собравшихся зевак, по преимуществу мужчин, Налонго скинула с себя одеяние и упругим шагом легко пробежала отмеренную дистанцию. Помимо выигранных денег ей достались рукоплескания.

Однако, когда Налонго все еще в костюме Евы ожидала выигранных денег, подкатил полицейский патруль, привлеченный быстро растущей толпой. Возмутительницу спокойствия присудили к штрафу, равному выигранной сумме (1000 шиллингов), и десяти ударам смоченной бамбуковой палкой.

Приговор был немедленно приведен в исполнение -- благо черная леди так и не оделась. Рядом с ней на скамью для битья лег вдохновитель спора -- Бьяруханга. Ему установили еще более суровое наказание: за подстрекательство он получил 20 палочных ударов. Штраф же в сумме 2,5 тысячи шиллингов с него будет взыскан позднее, поскольку всю свою наличность он вложил в пари.

-- И все-таки я выиграла! -- заявила после порки неунывающая угандийка...

Однако розга на Черном континенте постепенно сдает позиции. В 1989 году были объявлены вне закона телесные наказания в Мозамбике, а в 95-м в Уганде. 12 июля 1989 года Верховный суд Зимбабве отменил закон, разрешавший применять телесные наказания к несовершеннолетним. Взрослых от этого избавили годом раньше. Впрочем, за родителями, попечителями и учителями в Зимбабве признается право на "разумное телесное наказание детей".

Ответить на вопрос, исчезнет ли порка со временем окончательно, пока трудно. В Африке хорошо известна поговорка "Правду кнутом из зада не вышибешь", однако такие попытки все еще предпринимаются. И вряд ли кто-нибудь возьмется предсказать, чей зад огреет розга в последний раз.

Пока же отмечу любопытную подробность: кое-где в Черной Африке в розгах видят лечебное средство -- что-то вроде пиявок. Колдуны и знахари убеждены, что благодаря порке прутьями некоторых местных растений гонится кровь, растворяются осадки, содержащие соли, облегчается желудок, укрепляются нервы да еще яснеет мысль.

В Сенегале мне самомоу доводилось видеть, как перед состязанием по народной борьбе тренер разминал увешанного гри-гри (амулетами) питомца. Он безжалостно хлестал подопечного по ногам ветками дерева зинги. Здоровенный борец при этом отчаянно скакал, стараясь увернуться от болезненных ударов, но это у него не всегда получалось. Молва уверяет, что таким способом человек получает питательные соки зинги и становится сильнее.

Не знаю, насколько соответствует такой метод канонам классической медицины. Но в таком гуманитарном виде розги могли бы пожить и в XXI веке.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта