← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Рождественские и новогодние обычаи молдаван

Со многими из них мы знакомы, ведь по телерадио одна Колинда сменяет другую, в дверь то и дело стучат "semanatorii" - маленькие сеятели, а Моша Крэчун, шествие "Cu steaua" - "Со звездой" и новогодние маски Козы, Медведя, Старика и других сказочных героев можно увидеть просто на нашей главной улице. Теперь странно, что были времена, когда соблюдать народные молдавские обычаи, а тем более пропагандировать их, мягко говоря, не поощрялось. Бессарабский фольклорист Петре В.Штефанукэ стал жертвой репрессий, "провинившись" лишь в том, что ездил по селам и расспрашивал, как люди отмечают праздники. Эти записи сохранились, но только в наши новые времена (полвека спустя после его смерти) изданы книгой на румынском языке "Фольклор и народные традиции". Правда, судя по чистеньким, кое-где не разрезанным страницам можно судить о том, что в Национальной библиотеке этот труд мало кем востребован. Давайте заглянем в эту книгу.

"Lichie" - обмен угощениями

В канун Рождества у молдаван есть обычай обмениваться угощениями. Пекут "lichie" - лепешки, пряники или хлебец из пшеничной муки (без дрожжей). Мальчики и девочки берут обычно по две лепешки, а впридачу - конфеты и яблоки, заворачивают все это в платок и отправляются к родственникам и крестным. Здороваются с теми, кто в доме, а старикам целуют руку и говорят: "Мама и папа послали вам ликие". Хозяйка дома берет верхний пряник, на его место кладет другие, испеченные ею, а сверху - орехи, яблоки, мелкие деньги. Обмен хлебом означает, что люди помнят о своих родственниках и поддерживают с ними связь.

Пришел Игнат

На праздник Игната, который предвещает наступление Рождества, режут свиней. Те, кто "не могут, потому что жалеют", зовут соседа. Потом свинью шмалят, моют и заворачивают в ковровую дорожку, на нее верхом садятся дети, "чтобы размягчить шкурку". Перед тем как вынуть внутренности, на лбу животного вырезают форму креста и благословляют. Это означает, что еда предназначается для христиан. После вынимают пузырь, моют, перетирают золой, надувают через камышовую трубочку и кладут зерна кукурузы - чтобы звенели, когда с ним играют дети.

"Сu steaua"

Как известно, Звезда привела волхвов с востока к яслям, где родился Иисус Христос. Поэтому обычай колядовать "Cu steaua" имеет особый религиозный смысл. Перед тем как идти по селу, парни сначала отправляются к священнику, чтобы получить его согласие и взять церковную кружку. Тот, кто несет Звезду, держит в руке колокольчик. В доме, где ребят принимают, после нескольких строчек Колинды раздается звон колокольчика, потом Звезду несколько раз наклоняют к иконам. Звезда разукрашена ленточками из цветной бумаги, которая наклеена на полоски полотна. Полученные от хозяев калачи ребята делят между собой, а собранные деньги относят в церковь.

"Plugusor"

Дети, обычно после обеда, ходят по домам с маленьким деревянным плугом, украшенным базиликом и ленточкой из красной шерсти. Парни ходят вечером с большим плугом. Они выбирают те дома, где есть невесты. Девушки заранее предупреждены о том, что должны быть готовы принять и потчевать гостей. Колинда "Plugusora" связана по смыслу с пожеланием доброго урожая. После нее ребят приглашают к столу. Девушка дарит им красиво сделанный, украшенный базиликом калач.

"Сalutel"

Это целый спектакль. Парень, играющий Лошадку, сидит верхом на палке, которая соединяет два круга сита. К переднему кругу прикреплена голова лошади (глаза из пуговиц, грива, уздечка), а к заднему - лошадиный хвост. Капитан ведет лошадь под уздечку, но она все время брыкается. Появляется Скрипач, играющий Сырбу, и все танцуют. Вдруг Лошадка падает. Звучит грустная "Дойна", но недолго. Тут же к Лошадке подходит Доктор и дает лекарство. Лошадка резво вскакивает на ноги, и все вокруг нее начинают петь и веселиться. Доктор подходит к мужчинам и женщинам и в шутку предлагает им вырвать зубы.

"Hurdughie"

На все время зимних праздников парни нанимают какой-нибудь дом - Hurdughie. Здесь они собираются, чтобы учиться колядовать, и сюда же приносят полученные дары. Хора в эти дни тоже называется "Hurdughie". Говорят: "Иду на Hurdughie", что значит "Иду на Хору". Но сначала они идут колядовать с Плугошором, а после остаются на Хоре до утра. Из дома приносят еду, играют и танцуют всю ночь.

Куда идут доходы

Собранные продукты - калачи, сало, орехи (те, что не съедены) - продают одному из хозяев села. Делают торги, и тот, кто дает более высокую цену, их забирает. Часть денег идет музыкантам, приглашенным на хору, другая - священникам на церковные нужды. На эти средства принято также строить колодцы или делать еще что-то полезное для села.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта