← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Эх дороги, пыль да бурьян

Есть дороги хорошие, есть плохие, а есть еще монгольские. Чего стоят только названия опасных участков на перевалах или в солончаковых долинах -- "Тещин язык", "Долина слез", "Перевал мучений", "Дорога смерти", способные заранее испортить настроение даже у бывалых водителей.

...А между тем Монголия с ее фантастическими пейзажами -- идеальная страна для туризма.

Преодолев большое расстояние по ее необъятным степям и сопкам, по пустыням и полупустыням, каждый, невзирая на дорожные неурядицы, как бы становится героем сказки своего детства. Вот, к примеру, перед тобой вырос символический камень с древней монгольской письменностью, где причудливые знаки писались сверху вниз и справа налево. Или же на переднем плане -- множество эдельвейсов, а за ними, насколько хватает взгляда, на несколько десятков километров громоздятся скалы -- зеленые, рыжие, синеватые, бронзовые. Скалы похожи на сказочных богатырей в круглых и остроконечных шлемах, либо на огромных черепах, верблюдов, или же напоминают фигуру одинокого философа, навечно склонившегося над драгоценным для него фолиантом. Будто попадаешь в иное измерение. Недаром утверждают, что безлюдные монгольские степи -- идеальное место для посадок НЛО.

Так что в отношении возможностей для туризма в Монголии сомневаться не приходится. Главное состоит в том, чтобы монголы взялись за решение транспортной проблемы, что сулит им многомиллионные прибыли.

Монголия причислена к разряду беднейших стран мира, однако ее автопарк по разнообразию и стоимости моделей вызывает удивление даже у видавших виды зарубежных туристов. По официальным данным, в стране насчитывается более 130 тысяч автомобилей, грузовиков, мотоциклов. По тем же статистическим данным, каждый 18-й монгол располагает собственным средством передвижения, и по мере роста благосостояния современные марки джипов и легковушек пользуются в этой стране все большим спросом. В основном, конечно, в Улан-Баторе, где проживает более 800 тысяч человек.

Впрочем, неменьшим спросом по-прежнему пользуются российские "уазики" стоимостью от 4,5 до 6 тысяч американских долларов и ижевские мотоциклы, которые великолепно зарекомендовали себя в условиях монгольского бездорожья. Монголы, между прочим, славятся как отменные гонщики на УАЗах. Проводятся даже ежегодные национальные соревнования, на которых они показывают чудеса вождения на этих "народных джипах".

Не только на состязаниях, но и на улицах монголы норовят выступать в своем исконном амплуа лихих наездников. Местные водилы очень любят ездить быстро, забывая сигнализировать о своих непредсказуемых маневрах.

Говорят, у монголов хорошо развито боковое зрение, однако, судя по количеству дорожно-транспортных происшествий в столице, особенно в зимний гололед, оно их частенько подводит. В Улан-Баторе, кстати, не принято посыпать в этот период дороги песком.

Что же касается таксистов, оседлавших сотни быстроходных "Хендэ аксент" ядовито-желтого цвета, то местные пешеходы в один голос называют их "камикадзе" за нежелание считаться с элементарными правилами дорожного движения. Справедливости ради нужно признать, что полицейские регулировщики, вооруженные светящимися жезлами импортного производства, в последнее время начали активнее бороться с нарушителями. Повинуясь их строгим жестам, нерадивые водители послушно останавливают машину у тротуара и в зависимости от степени вины платят штраф или даже лишаются прав. Злостные нарушители вполне могут на месте "схлопотать" по физиономии на глазах у любопытной публики.

Что касается уланбаторгских дорог, то мэрия обещает в обозримом будущем довести автотрассы до цивилизованного уровня, прежде всего -- залатать выбоины и засыпать ямы, но их пока еще очень много для того, чтобы расслабляться за рулем.

Одним словом, есть масса современных автомобилей, но нет современных дорог. Поэтому прибывающим в страну, к примеру, японским и немецким туристам летом приходится в полуденной монгольской парилке добираться до подготовленных специально для них комфортабельных юрт по труднопроходимым участкам грунтовых дорог. И все равно за такое путешествие часто приходится расплачиваться нервным расстройством и поломкой рессор.

Правда, надо отдать должное правительству Монголии, которое последнее время вкладывает крупные средства в реализацию амбициозного проекта "Дорога тысячелетия". По задумке проектировщиков, автодороги пройдут через территорию более 10 аймаков (краев), где находятся основные месторождения природных ископаемых и проживает около 77 процентов населения. Общая длина автотрасс составит 2,7 тысячи километров. Если ежегодно будет прокладываться 200-километровый путь, то на реализацию проекта потребуется больше 10 лет.

В конце прошлого года индийская компания Ай-Си-Ти по договоренности с монгольским правительством подготовила технико-экономическое обоснование проекта "Дорога тысячелетия". По расчетам ее специалистов, для строительства автотрассы потребуется 300--400 миллионов долларов. По завершении строительства интенсивность автотранспортного движения в Монголии возрастет в два раза, объем грузоперевозок увеличится на 30 процентов, а перевозка пассажиров -- на 50 процентов.

Машина хорошо, а верблюд лучше

Увы, недалек тот год, когда монгольский верблюд будет занесен в Красную книгу, если не приостановить стремительное сокращение его поголовья. По данным национального статистического управления, в стране сейчас насчитывается 284 тысяч этих гордых животных, а в 1960 году их было 800 тысяч.

Во время приватизации, начавшейся в стране в 1990 годах, верблюдов начали раздавать отдельным семьям, которые, как правило, не имели никакого понятия об этих "кораблях пустыни", между прочим, требующих постоянного присмотра. Поэтому, чтобы не потерять упавшее с неба "богатство", новоиспеченные скотоводы обращали верблюдов в деньги, иными словами сдавали их на убой.

Есть еще одна причина небывалого сокращения поголовья верблюдов в Монголии -- большой спрос на них в соседней стране. Не так давно китайские фармацевты заинтересовались верблюжьими ступнями, которые, как они считают, обладают целебными свойствами. И верблюдов начали массами забивать, чтобы сбыть ступни.

Как утверждают ученые, впервые верблюд был приручен именно на территории современной Монголии. Есть наскальные рисунки, свидетельствующие о том, что уже 3000 лет назад монголы занимались верблюдоводством. Когда Чингисхану исполнилось 9 лет, он, как гласят древние источники, "отправился в путь на телеге запряженной верблюдом". Его до сих пор считают незаменимым транспортным средством в условиях пустыни: он может обходиться без пищи около 60 дней.

Дорожная полиция Монголии бьет тревогу

С начала нового года ситуация на автомобильных дорогах страны резко обострилась. Только в январе число дорожно-транспортных происшествий по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло на 24 процента. 14 человек погибли, 132 получили травмы.

По мнению местных "гаишников", основной причиной роста ДТП, несомненно, является беспредел на дорогах, очень низкий уровень подготовки водителей в расплодившихся, как грибы после летнего дождя, многочисленных автошколах.

Пьяный водитель за рулем сегодня явление обычное. К этому следует добавить безответственное поведение пешеходов на автодорогах. Профилактика безопасности движения на научном уровне вообще не проводится.

По статистическим данным полицейского управления, сегодня в результате ДТП ежедневно в стране погибает как минимум пять человек и получают травмы разной степени сложности.

В 2001-м по сравнению с предыдущим годом пьяных водителей за рулем автомобиля стало на 30 процентов больше. Только в столице было задержано около 6,4 тысячи водителей, управлявших автомобилем в нетрезвом виде. Не секрет, что подчас им удается "договориться" с сотрудниками дорожной полиции за определенную мзду.

Одна из причин роста ДТП на дорогах страны -- техническая неисправность автомобилей. В Монголии, в основном в Улан-Баторе, насчитывается свыше 130 тысяч автомашин 792 марок, произведенных в 20 странах мира. Причем 70 процентов столичного автопарка составляют "бэушные" машины.

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах