← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Шестая колонна

Между нами и иностранцами много различий, хотя устроены мы все одинаково. То же самое касается и городов - наших и иностранных, к примеру, голландских. Самое главное же различие состоит, пожалуй, в том, что маленькие голландские города никогда не комплексуют по поводу своей "провинциальности" - живут и процветают, расслабляются по-столичному, сами имеют или приобретают все, что нужно для счастья, - не в пример нашим, которые только и делают, что жалуются и кивают на Москву.

Взять хотя бы город Зволле - сравнительно небольшой (15 минут из конца в конец на велосипеде, самый высокий дом - 5 этажей), сравнительно провинциальный (полтора часа на поезде от Амстердама). Так, чтобы особо, ничем он не примечателен, но в качестве собирательного образа весьма нагляден. Самое жизнеопределяющее учреждение этого города - университет, поэтому три четверти жителей Зволле - студенты. Они приезжают сюда на пять лет, снимают квартиры и комнаты, но город любят и берегут, как родной. Живут здесь тоже, соответственно, по-студенчески: передвигаются только на велосипедах, носят все только супермодное - некоторые магазины выглядят тут как музеи эпатирующих ботинок или самых чудных украшений мира. Буквально в каждом доме - бар или дискотека; люди переходят из одного места в другое, пьют свое любимое пиво и часа в четыре утра усталые, но счастливые отваливают домой. Если вы прогуляетесь ночью по улицам Зволле, то просто не поверите своим глазам - в темное время суток народу здесь больше, чем в светлое. Посередине города здесь, как и в любом населенном пункте, стоит ратуша, самое высокое здание города, видное с любой точки. Отовсюду можно увидеть и голландский флаг на куполе и светящийся по ночам циферблат. И услышать средневековый бой часов. По праздничным дням в ратуше можно подняться на смотровую площадку, а по будням здесь работает музей города.

Есть в Зволле и пара других музеев - "Харлей Дэвидсон" и музей наивного и потустороннего искусства, чтобы не называть его буквально - музей творчества умалишенных. Лично для меня подобное сочетание было несколько удивительным - просто-напросто я не могу себе представить, как у нас в каком-нибудь Торжке был бы музей мотоциклов "Харлей Дэвидсон" или хотя бы "ночных волков". Самое большое - это музей Мыши в городе Мышкине. Музей наивного и (atsider) потустороннего искусства, первый и единственный в Голландии, расположен недалеко от центра Зволле в неоклассическом пафосном здании серого цвета. Одна из шести колонн - желтая. "Зачем?" - спросила я у голландцев. "А так, для смеха, - пояснили они. - Чтобы сразу было видно, что здесь музей сумасшедших".

Здесь находятся картины людей из разных стран, которые сошли с ума или покончили жизнь самоубийством. Каждый автор сугубо индивидуален, но все работы отличают удивительные простота, точность и искренность. Как раз те качества, которые зачастую отсутствуют у профессиональных и нормальных людей. Сумасшедшие авторы рисуют, как хотят, они не придерживаются никаких правил и стандартов, и в большинстве случаев у них нет никакого специального образования. Речь здесь идет не о технике, их картины - лишь состояние души. Иногда человек рисует только одно - свой Страх, идею, которая лежит в основе его сумасшествия. Так, Лео Неерварт рисовал только групповые портреты - картины, где много (обычно не меньше сотни) лиц: кричащий стадион, футбольная команда, оркестр в театре или марширующая армия. Кто-то изображал поезда. Ад Мосс рисовал все, что связано со смертью, - трупы, скелеты, черепа... Причем не только рисовал, но и мастерил, вырезал из дерева или картона. Наверное, это самое страшное место в музее - зал, полный гробов, фигурок повешенных, пауков на дверях и окнах. Ад Мосс родился в Германии в 1930 году. Может быть, это что-то объясняет.

Одна женщина нарисовала 60 портретов знаменитых писателей, как она их себе представляет. Среди них есть русские лица. А человек по имени Адам Ниджгорски творил только на газетах. Но самые впечатляющие залы - это те, где показана как бы эволюция одного художника с того момента, когда он был нормальным, таким, как все. В зале художницы Анн Жерар - красивые деревянные куклы, яркие жизнерадостные картинки, на которых русалки, гномы и маленькие мальчики дарят цветы прекрасным девочкам - это вначале. Дальше - зеленые перекошенные лица, болотные и синеватые оттенки, болезни и ожившие страхи. Жутковато. В общем-то, в этом музее все время не по себе. Как будто тебе неловко от того, что ты нормальный и всегда смотрел на сумасшедших слегка свысока, а они, оказывается, такие богатые душой, такие талантливые и такие несчастные люди. Они совсем не думают о славе и о том, что про них скажут, и картины они пишут не для музеев, и даже не для того, чтобы о них узнали правду. Они рисуют просто так. И это очень ненормально.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта