← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Жить надо просто. Как река

Жара, как в парилке, но это никого не смущает. Зной здесь - дело привычное, как мороз в России. Тысячи людей, не жалея голосовых связок, выкрикивают древние молитвы в момент, когда стройная девушка ("Девственница!" - шепчет мне сосед в толпе) бросает в воды Ошун арбузные семечки и куски мяса только что забитого козла.

-Да поможет нам богиня Ошун! - восклицают молящиеся, и каждый в этот волнующий момент мысленно выражает свои самые сокровенные желания. Это великое мгновение - встреча с богиней, которая в ответ на щедрые дары может сделать для своего народа все. Ведь она уже много веков оберегает народ йоруба, живущий на юго-западе Нигерии, от болезней, напастей, голода и войн.

Колоритная церемония, ежегодно собирающая людские толпы на берегах реки Ошун, несомненно, языческая. Но среди собравшихся примерно поровну представлены приверженцы двух монотеистических религий - ислама и христианства. Однако они не прервали и пуповины, связывающей их с верованиями предков. Возвращение к Ошун, как возвращение к истокам, помогает йоруба сохранять свою идентичность. Живя в самой многонаселенной африканской стране, раздавленной гнетущей бедностью, залитой кровью незатихающих межэтнических конфликтов, терзаемой СПИДом, малярией и другими тяжкими недугами, они испытывают острую потребность обращать молитвы к богам предков, вошедших в их сознание с молоком матери. А потом так же истово совершают молитвенный обряд в мечетях и церквах.

25-летний христианин Калопо Вале впервые совершил паломничество к берегам Ошун 12 лет назад, после того как еще мальчишкой был вынужден бросить школу - родители по бедности не смогли платить за учебу. "Я очутился тогда в тупике, выхода не было, - рассказывает он. - И тогда ноги сами принесли меня сюда. Опустившись на колени, я в отчаянии взывал к богине о помощи, и, знаете, она действительно, мне помогла".

Праздник, именуемый "Ошунский водный фестиваль", длится неделю. Она не успела истечь, как к Калопо подошел один именитый портной и нежданно-негаданно предложил ему, почти бродяге, работать у него подмастерьем. Прошли годы, старательный парень овладел портновским ремеслом, открыл собственное дело и продолжает каждый год приезжать сюда - благодарит богиню за помощь и просит дальнейшего процветания, пусть самого скромного.

Несмотря на влияние западной цивилизации, которая давно проникла в Африку, йоруба дорожат своей самобытной культурой и образом жизни, органичными именно для этих географических широт и помогающими им ощущать себя единым народом. В глубь веков, к примеру, уходит диковатый для европейцев обычай хоронить умерших домочадцев в пределах своего жилища. Христианский обряд похорон на кладбище был введен в стране еще в 1840 году, но так и не прижился. Как и мусульманский.

Тщетно священники запугивали нигерийцев тем, что за пределами кладбищенской ограды усопшим нет спасения, и те, кто захоронены дома, будут забыты в час Второго Пришествия. Не вступая в богословский спор, они тем не менее упрямо твердили, что человек, ведший добродетельную жизнь, всегда отыщет дорогу в рай независимо от места погребения.

Так уж сложилось, нигерийцы убеждены, что живые охраняют мертвых, а мертвые - живых, и лучше им держаться вместе, под одной кровлей. Надо заметить, что этот обычай существует у трех ведущих народностей Нигерии: у йоруба, на юго-западе страны, у хауса-фулани - на севере и у игбо - на востоке. Хаббаре - "могила" на языке хауса - знаменитого Османа Дана Фодио (1744-1817 годы), который в течение четырех лет возглавлял священную войну своего народа, находится в его доме в Сокото и уже более полутора веков служит объектом паломничества.

Есть и еще одна причина глубокого укоренения языческого похоронного обряда: некоторые нигерийские колдуны норовят заполучить для своих магических ритуалов различные органы мертвецов и потому разрывают могилы на кладбищах. В итоге даже строгая католическая церковь разрешила черным прихожанам хоронить своих близких дома. "Мы сознаем, что было бы просто катастрофой не считаться с культурой и традициями своей паствы", - признался член секретариата католической церкви Нигерии Эммануэль Адетойезе Бадеджо.

Чтобы понять йоруба, надо также иметь в виду, что жизнь для них не только не ограничивается земным существованием (этот догмат свойственен многим религиям), но одновременно протекает - духовно и физически - как бы в нескольких измерениях. Потусторонний мир для них столь же реален, как и окружающая природа.

Пытаясь постигнуть смысл этого странного самоощущения, я как-то завел речь о нем с замечательным нигерийским писателем, лауреатом Нобелевской премии Воле Шойинка. Сам этот 70-летний литератор, журналист и театральный деятель являет собой пример породнения двух цивилизаций. Свои книги, пронизанные неповторимым народным юмором, он пишет на великолепном английском языке, но они построены на сюжетах и мотивах африканского фольклора.

Воле сказал мне, что йоруба, этот умный предприимчивый народ с оригинальной старинной культурой, способен физически ощущать три главные, взаимосвязанные сферы существования: мир живущих, мир еще не рожденных и мир мертвых. А над всеми этими сферами возвышаются боги, которые определят судьбу и живых, и не рожденных, и мертвых.

Вы поняли? Я, честно говоря, не очень. Наверное, для того чтобы проникнуть в столь мудреную философию, надо родиться йоруба. В их пантеоне 201 божество, у каждого из которых свой круг ответственности, включающий то или иное явление природы, жизнь и судьбу человека, мир его чувств.

Многие из богов когда-то сами были людьми, поэтому все про них знают. Естественно, находясь в человеческом обличье, они были не простолюдинами, а вождями. Поэтому йоруба на всякий случай всегда воздавали своим вождям божественные почести, видя в них потомков великого и непостижимого Одудувы, который одновременно является праотцем и праматерью йоруба, а если воспользоваться европейской терминологией, - гермафродитом.

Имея такую родословную, вожди обладали жреческой властью, руководили всеми магическими обрядами, выступали посредниками в отношениях с богами и духами предков, оберегали народ от всяких бед и напастей. Одним из главных проявлений божественной эманации вождя считалась его мужская сила, от чего напрямую зависела плодовитость женщин. С учетом всех этих заслуг вождям безропотно приносили найденные золотые самородки, шкуры убитых на охоте зверей, первые плоды нового урожая.

В этой связи мне вспоминается поездка в весеннюю пору в округ Эките, провинция Ойо. Там в это время был в разгаре праздник Эпа, отмечаемый раз в два года. Большое впечатление произвел выезд на коне воина в полном боевом снаряжении и в маске Олоко (хозяина леса). Она представляла собой сложную художественную конструкцию, изображавшую леопарда, вскочившего на спину антилопы. Причем на хвосте самого леопарда сидел петух.

"Олоко - символ власти", - пояснил сидевший рядом старейшина йоруба. В общем-то, я это понял и сам, поскольку знал, что на юге Нигерии леопард так же, как лев, лошадь, бык, орел и кобра, воплощает власть. Поэтому я решил вытянуть у соседа дополнительную информацию - попросил рассказать о вожде деревни. В ответ он показал мне кулак. От неожиданности я отшатнулся. "Похоже, я что-то лишнее брякнул. Неужто бить будут?" - мелькнула опасливая мысль.

Но сосед успокоил - снова потряс кулаком, но на этот раз сопроводив жест переводом. "Он у нас очень умный и крепкий!" - сообщил старейшина, явно гордясь своим лидером. Оказалось, что кулак здесь показывают в знак восхищения человеком могучим и авторитетным. Тогда я тоже показал кулак, обозначив, что присоединяюсь к его оценке. Так приходит взаимопонимание.

Вождь - фигура почитаемая. Однако в его статусе в разные времена встречались моменты, показавшиеся мне спорными. Так, в старину в царстве Ойо для бале (короля) был установлен семилетний срок правления. В принципе такой временной отрезок для выполнения властных полномочий встречается и в наши дни. Во Франции, например, при де Голле срок президентства тоже был семилетним. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов упорно добивается того же и для России. Однако специфика царства Ойо заключалась в том, что там после семи лет счастливого правления короля убивали, либо требовали, чтобы он убил себя сам, добровольно.

Говорят, это было связано с тем, что йоруба требовались лишь крепкие - физически и интеллектуально - правители, а за семилетний срок они обычно изнашивались. Как бы то ни было, но такая система не прижилась - запас королей быстро иссяк...

Кадровые проблемы, возникшие в Ойо с венценосцами, объясняются, наверное, тем, что изначальная планка была очень высокой. По преданиям, королем здесь в свою бытность человеком был сам Шанго, гневливый бог грома и молний. Прежде чем поселиться в облаках, он прошел на земле что-то вроде производственной практики. Государем он был не только могущественным, но и довольно жестоким - рассердившись, мог убивать подданных, изрыгая пламя изо рта. "Даже мирный он слишком страшен, а когда в глазу его полыхнет война, от него в рассыпную бегут и враги, и друзья", - до сих пор поют йоруба.

Переместившись на небо, Шанго поселился в огромном медном сияющем дворце, откуда бдительно следит за тем, как ведут себя покинутые им люди. Особенно он нетерпим к тем, кто нарушает клятвы или лжет, и швыряет в провинившихся сверху раскаленные камни-молнии. Между прочим, в некоторых деревнях до сих пор настороженно относятся к тем, в чей дом попала огненная стрела. Хозяина, оплакивающего сгоревший дом, могут вдобавок и оштрафовать за то, что он разгневал Шанго и навлек небесный огонь на родную деревню.

В сезон дождей в Нигерии от оглушительного грома душа в самом деле может уйти в пятки, а ослепительные молнии разят людей десятками. Тех, кто от ее удара терял сознание, в старину убивали, но не хоронили. Считалось, что они еще могут понадобиться Шанго для дальнейшего выяснения отношений.

Естественно, что ни один йоруба и сегодня не посмеет поднять голос против всемогущего Хозяина грома и молний. Но можно попробовать смягчить его гнев заклинаниями. Например, таким: "Легкий ветер - отец дождя,/ Мягкий ветер - ливня отец!/ Дождь не промочит сегодня меня,/ Он сложит пожитки и прочь уйдет!". Простенькая песенка, но, случалось, помогала, особенно если ее выводили звонкие женские голоса.

Всем известно, что у Шанго при всей его крутости есть своя слабость, как и у всякого языческого божества: он любит женщин. В том числе - в воспитательных целях это стоит подчеркнуть особо - своих жен и слывет хорошим семьянином. Не случайно в фольклорной поэме "Шанго, бог молнии и грома", возносящей хвалу его многочисленным добродетелям, особо подчеркнуто такое его достоинство: "Бог, придающий красоту свою женам, его познавшим".

Став волею судеб богом, Шанго возвысил до божественного статуса и своих прижизненных жен. Кстати, одна из трех его супруг - Ошун сделалась владычицей одноименной реки, несущей свои воды в Атлантику. В отличие от своего властного, вспыльчивого мужа она более сострадательна к людям и считается богиней плодородия. Воды ее реки, по общему поверью, исцеляют женщин от бесплодия, поднимают на ноги больных, приносят удачу, обеспечивают процветание и долгую жизнь.

Потому-то так многолюден Ошунский водный фестиваль, с которого начинался наш рассказ.

Вереницы женщин с кувшинами и пластиковыми пакетами, заполненными коричневатой водой, на головах покидают берег, чтобы донести ее до родного очага, а их место занимают новые искательницы счастья. Провожая их взглядом, местный старейшина по имени Умуаро говорит:

- Чудесный дар - эта вода. На нее можете молиться, ее можно пить, подливать в таз при купании. Можно просить исполнения любого желания. Но не надо вымаливать большего, чем положено. Йоруба это понимают и соблюдают меру. Посмотрите, как спокойно, без суеты катит свои волны Ошун, открытая для всех и готовая помочь каждому нуждающемуся. Надо и нам научиться жить так, как живет эта великая река...

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта