Черная трасса по-норвежски
Подъемников и подготовленных горнолыжных склонов в Норвегии много, но норвежцам ничего не стоит на своих двоих залезть на какую-нибудь дикую, малоприступную гору с лыжами наперевес – как в старые добрые времена. Такие вот они романтики. В конце весны в Хемседале, который называют скандинавскими Альпами, даже проходят соревнования на выносливость: кто быстрее заберется и скатится с трех вершин подряд. При высотах в 1500 м особенно шустрые и жилистые норвежцы умудряются проделать этот трюк всего за 3 часа.
Фрирайд в Хемседале действительно королевский. Для таких любителей целины, как Рома, хемседальцы придумали даже особый сервис – смс-сообщения о том, что в горах выпал свежий снег. Для тех, кто ответственно подходит к внетрассовому катанию, – курсы лавинной безопасности с опытными спасателями. А еще в Хемседале занимаются ледолазанием и зимним кайтингом, ездят на сноумобилях и на собачьих упряжках.
Летом Хемседал тоже не пустует – туристы гуляют по горам, ныряют в гидрокостюмах и масках в речку Хемсилу и наблюдают под водой за форелью, катаются на горных велосипедах и лошадях, терпеливо сидят в засадах, поджидая диких лосей. Природа у норвежцев – пунктик: к родным фьордам и горам они относятся с трепетным благоговением. Лес, скалы, водопады и ручьи норвежцы одушевляют и населяют сказочными существами.
Верите вы в сказки или нет, но после посещения парка "Хундерфоссен" даже последним скептикам начинают всюду мерещиться тролли и прочая сказочная живность. В парк пускают с наступлением темноты – при свете костров и фейерверков он выглядит гораздо загадочнее. Словно призрачные тени, посетители бредут из ледяного бара в ледяную же пещеру с гигантскими шахматами, от ледяного боулинга к ледяному картингу.
Звучит таинственная музыка, кто-то завывает и булькает, а инсталляции временами выглядят довольно зловеще – дети в восторге! И каждая деталь сделана с такой любовью, что становится ясно: норвежцы очень гордятся своими сказками и своей природой. Причем не напоказ и не для того, чтобы привлечь туристов местной экзотикой.
Обычно в горах действует правило: чем выше, тем интереснее – то есть круче и серьезнее склон. Но в Хафьеле все оказалось с точностью до наоборот. Поднявшись на трех подъемниках на самую макушку (около 1000 м над уровнем моря), мы обнаружили почти плоское поле с редкими деревцами... Все-таки север есть север, и горы тут больше похожи на сопки. Зато чем ниже мы спускались, тем становилось веселее – под самый конец норвежцы подготовили парочку черных трасс (самых сложных по горнолыжной классификации). Именно на этих склонах проходили соревнования во время зимней Олимпиады в Лиллехаммере в 1994 году.
Правильные черные склоны, оказывается, умеют делать в Норвегии. Рецепт такой: идеально отратраченный очень крутой и широкий склон. Спускаться по нему и приятно, и страшновато одновременно: скорость набирается очень быстро. Такие трассы – большое удовольствие и большая редкость.
Еще одна диковина, которую можно увидеть только в Норвегии и изредка в Швеции и Финляндии, – телемарк. Грубо говоря, телемарк – это катание с гор как бы на равнинных лыжах. На самом деле, у большинства телемаркеров современные горные лыжи, но с особыми креплениями – пятка свободна. Получается такой скандинавский стиль: с одной стороны, современные технологии, а с другой – дань традиции.
Для норвежцев блюсти верность телемарку – дело чести. Ведь его придумал изобретатель горнолыжного спорта, фермер и столяр Сондре Норхейм, уроженец губернии Телемарк. Это произошло примерно в 1860-х годах. А лыжная история Норвегии началась гораздо раньше – во времена бога и богини лыж, великих Уле и Скейде.
Норвежцы уверены, что именно их предки первыми в мире додумались скользить по снегу на деревянных досках. О том, что они катались на лыжах еще 4 тысячи лет назад, свидетельствуют наскальные рисунки. Да что говорить: ведь даже общее во всех европейских языках слово ski, "лыжи", пришло из норвежского.
От Хафьеля до Лиллехаммера рукой подать – всего 15 минут на машине. И если вы уже устали от елок и снега, пожалуйста, – музеи, магазины и рестораны. Лиллехаммер – маленький городок с очень длинной главной улицей: кажется, что уходящая за горизонт Стургата бесконечна. По этому пешеходному променаду можно гулять очень-очень долго – разглядывать деревянные домики XIX века, заходить в магазины и дотошно выбирать какой-нибудь старомодный норвежский свитер или варежки.
Лиллехаммерцы гордятся своим Музеем изобразительного искусства, расположенным в современном эффектном здании, но детям наверняка больше понравится Музей дорожного движения с его действительно большими машинами. Здесь и горнопроходческая техника, с помощью которой норвежцы умудряются строить самые длинные туннели в мире, и интерактивные тренажеры, которые превращают посетителей музея в участников экстремальных ситуаций на дороге.
Хотите чего-то поспокойнее? Отправляйтесь в Майхауген – музей под открытым небом, посвященный истории долины Гудбрансдален. Его основатель, зубной врач Андерс Сандвиг, был необычным коллекционером – он собирал старые церкви и крестьянские дома. Экспонаты присматривал во время врачебных поездок по окрестным деревням. Поначалу Сандвиг хранил их на заднем дворе своего дома, а в 1901 году городские власти нашли место для его коллекции неподалеку от Лиллехаммера.
На огромной территории собраны десятки уникальных домов – горных ферм, хижин и деревянных церквей. Самая старая из них, Гармо-ставкирка, была построена еще в начале XIII века.
Горный курорт Квитфьель, хоть и находится по соседству с Хафьелем, совершенно на него не похож. Горы тут выглядят покруче: головокружительные обрывы и отвесные скалы, на краю которых скрючились корявые березки.
Склонов в Квитфьеле немного – всего 18 (из них 7 зеленых, для начинающих), высота над уровнем моря – 1044 м. Но самый длинный спуск достигает 3,5 км – и благодаря таким "суперчерным" участкам, кататься здесь нескучно. Главное вечернее развлечение – камин в коттедже и звезды на ночном небе. Причем на звезды лучше всего любоваться сидя в бочке с горячей водой. Такие бочки-джакузи на открытом воздухе – фирменное удовольствие норвежцев, довольно равнодушных к сауне. Их можно понять: отмокать в горячей минеральной воде с видом на заснеженные горы и правда приятнее, чем в потеть в темном тесном помещении.
Что значит для норвежцев спорт, можно понять в Олимпийском музее в Лиллехаммере — его экспозиция рассказывает об истории Олимпийских игр со времени их возникновения в Греции в 776 году до н. э. и до сегодняшнего дня. Всем Олимпиадам XX века посвящена отдельная комнатка: тут вырезки из газет и фотографии, там, сидя в удобном кресле, можно посмотреть телепередачи 30-летней давности или поразглядывать медали и памятные монеты – всего более 7 тыс. разнообразных экспонатов. А вот галерея славы норвежских спортсменов – черно-белые фотопортреты 250 героев Норвегии.
Другая страсть этого народа – море. Рыбалка и яхты. О своей лодке мечтает каждый норвежец. Это покупка номер один для любой молодой семьи, и только потом молодожены думают о недвижимости и автомобиле.
Яхты и лыжные трассы, безлюдные острова и дикие животные – все это, как ни странно, можно найти не где-нибудь в глухой провинции, а в норвежской столице – самой маленькой и самой солнечной из всех скандинавских столиц.
Еще Осло называют сине-зеленым городом. Синим, потому что стоит он на берегу Осло-фьорда, где плещется ослепительно синий Гольфстрим (говорят, у тех, кто подолгу смотрит на это течение, глаза становятся голубыми). И зеленым, потому что 75% территории города составляют парки и леса. Звучит фантастично, но в Осло живут и прекрасно себя чувствуют дикие лебеди, лоси, лани и даже рыси, а уж ежи и кролики просто кишмя кишат.
Зимой всего в 20 минутах езды от центра города открыт горнолыжный курорт Трюванн. А для катания на равнинных лыжах проложены сотни трасс – их общая протяженность более 2600 км, и около 90 км из них освещены в темное время суток, так что можно спокойно бегать на лыжах без оглядки на короткий день.
Это зимой. А летом, с мая по сентябрь, в Осло по-южному тепло и по-северному светло. Самое время для морских прогулок – у набережных прямо в центре города тянутся причалы с бесчисленными лодками всех сортов: от королевской яхты, которую королю-дедушке подарили его подданные, до самых разных плавсредств обычных жителей Осло. Некоторые норвежцы даже живут на воде круглый год и выходят на сушу только по необходимости – ну чтобы немного поработать, например.
Для Осло у нас осталось слишком мало времени — всего один день. Мы, журналисты, должны были увидеть самое главное. То, чем больше всего гордятся норвежцы. И в первую очередь гид Элена повела нас в Музей кораблей викингов.
Второй по важности норвежский музей посвящен современному искателю приключений – Туру Хейердалу. Этот любимец норвежцев воплощал в себе лучшее, что есть в национальном характере, – смелость и оригинальность, страсть к приключениям, неотразимое обаяние и блестящее чувство юмора.
Да, норвежцы гордятся монументальными работами скульптора Густава Вигеланна и непременно напомнят иностранцам о художнике Эдварде Мунке, композиторе Эдварде Григе и писателях Генрике Ибсене и Кнуте Гамсуне. Но главная их гордость – исследователи, путешественники и просто смелые люди, бросившие вызов стихии.
Лыжи, яхты и горные походы – во все тяжкие норвежцев толкает тоска по большому приключению и желание проверить себя. И пусть они держатся невозмутимо и степенно, знайте, это видимость. В душе им не больше двенадцати лет, и они только и ждут возможности в очередной раз сбежать из города и встретиться лицом к лицу с какой-нибудь опасностью.
Спецпредложения авиакомпаний
28.10 | Pegasus Airlines | Москва - Осло | от 32 362 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах