Панама: все дело в шляпе
Хотя у большинства из нас слово "панама" вызывает первую ассоциацию с популярным головным убором, на деле вся история небольшого (площадь - 74 тыс. кв. км, население - чуть более 2 млн. человек) государства с этим названием на стыке Северной и Южной Америки связана с торговлей отнюдь не шляпами. Уникальное географическое положение Панамы, занимающей длинный узкий перешеек между Атлантическим и Тихим океанами, издавна делало ее оживленным морским торговым перекрестком.
Уже в начале XVI в., вскоре после открытия перешейка Колумбом, конкистадор Бальбоа по заданию испанского короля приступил к поиску соединяющего океаны морского пути. Он вышел через горы и тропическую сельву к тихоокеанскому побережью, но пролива не обнаружил.Безуспешными оказались и последующие попытки. Так что возникший в 1519 г. на месте индейской деревушки город Панама почти 400 лет оставался не межокеанским портом, а сухопутной перевалочной базой для ценностей - прежде всего золота и серебра, - отправлявшихся из колоний тихоокеанского побережья Южной Америки в Испанию.
Понятно, что неудобство и дороговизна сухопутной перевалки грузов заставляли испанцев пытаться построить межокеанский канал. Но гористая местность, труднопроходимая сельва и тропические болезни были непреодолимыми препятствиями для строительства вплоть до конца XIX века. Задача оказалась настолько трудной, что перед ней в конце концов спасовал даже знаменитый строитель Суэцкого канала француз Фернан Лессепс. Крах возглавлявшейся им "Всеобщей компании Панамского канала" в 1893 году стал первым в истории случаем скандальной финансовой "пирамиды", потрясшим тогдашнюю благопристойную Европу. В результате слово "панама" надолго стало синонимом грандиозной финансовой аферы. Начатое Лессепсом строительство завершили американцы. Для этого им пришлось "посодействовать" превращению в 1903 году колумбийской провинции в независимое государство Панама.
Мы прибыли в Панаму самолетом, как и большинство визитеров, хотя морской путь тоже довольно распространен. Добраться можно и по суше - через соседние центральноамериканские страны, по вполне приличному шоссе. Оказались мы во влажном и довольно жарком тропическом раю: температура воздуха в Панаме в течение года колеблется всего делений на 5 вокруг 30-градусной отметки, - сказывается близость к экватору. Жара, впрочем, переносится легко.
Уже при первом знакомстве с местным сервисом выяснилось, что в прокате представлены автомобили всех основных фирм. Цены примерно соответствуют уровню американской "глубинки", то есть начиная от 20-25 долларов в сутки за скромный японский "компакт". Бензин существенно дешевле, чем в Европе (50-60 центов). Наши права (международные) действуют без местного переподтверждения 90 дней.
Немного о деньгах. Местная валюта - "бальбоа" - по курсу жестко приравнена к доллару США, причем панамцы сами чеканят лишь металлические монеты, а бумажные деньги со свойственным им остроумием заимствуют у северного "большого брата". Результат - вызывающая зависть у соседей низкая инфляция и удобство банковских операций. Все основные кредитные карточки принимаются практически без ограничений. Вообще же в столице действуют сотни две банков - на душу населения даже больше, чем в Москве. Панама - огромный, практически оффшорный финансовый центр с годовым оборотом 450 млрд. долларов. И кое-кто из предприимчивых соотечественников уже понял, что хранить деньги здесь выгоднее, чем в сберкассе.
В столице - Панаме - машина, в общем-то, не очень и нужна. Учитывая, что расстояния в этом 500-тысячном городе небольшие, а цены на такси, по московским меркам, смешные - 1 доллар (один!) с человека в пределах центра и доллара 3, если ехать черт-те куда; да если еще добавить к этому настойчивое желание выпить ледяного пива в тропических условиях и высокие "американские" штрафы за управление транспортом в нетрезвом виде, выбор, как говорится, очевиден.
Тем более что одна из местных автомобильных достопримечательностей - разукрашенные всеми мыслимыми и немыслимыми цветами и рисунками городские автобусы на шасси грузовиков - вызывают гораздо большую симпатию, если смотреть на них с тротуара, а не ехать рядом в автомобильном потоке, поскольку водители этих экзотических экипажей чувствуют себя полными хозяевами дороги и представляют повышенную опасность для окружающих "чайников" (даже если это московские или питерские "самовары").
Сами же автобусы заслуживают отдельного рассказа. Они очень яркие, очень шумные (квакающие, ревущие и т. п. сигналы отнюдь не редкость) и носят романтические названия, вроде "Прекрасной Магдалены" или "Дарьенского тигра". На крышах автобусов - дополнительные багажники, которые в городе, конечно, пустуют, но если вам попадется пригородный маршрут, то чего там только не увидишь: от мешков с апельсинами и клеток с живыми курами до велосипедов и детских колясок. Разукрашенные автобусы распространены не только в Панаме. Это примета латиноамериканской провинции вообще. Но, пожалуй, нигде они не выглядят так весело и экзотично, как здесь, и еще на колумбийском побережье. Автобусы вошли в местный фольклор, о них рассказывают анекдоты, поют куплеты. А их уменьшенные копии из папье-маше - обязательная принадлежность любой сувенирной лавки.
Столица, Панама-сити, состоит из двух частей. Старинный город привлекает развалинами испанских фортов, на которые нападали головорезы знаменитого пирата Генри Моргана. Архитектура колониального города неповторима. Ее украшением, безусловно, является церковь Сан-Хосе со знаменитым Золотым алтарем. Кажется, что из-за угла, звонко гремя шпорами по брусчатой мостовой, выходят усатые кабальеро - искатели приключений и золота, или монахи в длинных черных рясах, неторопливо перебирающие четки. А вот индейцы, которые принесли в кабак золотые украшения, чтобы поменять их на стекляшки и вино.
Современная Панама - это причудливое переплетение небоскребов, изысканных особняков, утопающих в зелени, модных ресторанов, казино, великолепных отелей, банков, ночных клубов и строгих офисов. Как Манхэттен, перенесенный в джунгли. Но гораздо больший интерес у визитеров вызывает канал (экскурсии туда организуются всеми местными турагентствами и стоят около 30 долларов, причем смею вас уверить, что эти деньги будут потрачены не зря, посмотреть действительно есть на что).
Канал, открытый в 1914 году, стал одним из инженерных чудес света. Через него прошло свыше 700 тыс. судов. Вы своими глазами увидите, как через крупнейшие в мире шлюзы Мирафлорес проходят океанские суда, - их тащат 3, а то и 4 пары специальных электровозов, и борта самых крупных лайнеров проходят всего в 30-40 см от стенок шлюза; побываете на искусственном Гатунском озере, питающем канал пресной водой. Кстати, как на хорошо организованном дорожном перекрестке, на этом перекрестке морских путей тоже действуют свои правила движения. С утра суда движутся в сторону Атлантики, после обеда - только в Тихий океан.
Кое-где видны небольшие поселения индейцев. На деревьях свистят и скачут обезьяны. Огромные черепахи то и дело всплывают на поверхность воды, видимо, контролируя процесс прохода судов. На островке можно передохнуть, поесть шашлычков и фруктов.
Впечатляет и зона свободной торговли в городе Колон (два часа пути на специальном автобусе с кондиционером за 15 долларов в оба конца или довольно мучительные те же два с половиной часа на своем автомобиле по переполненному транспортом узкому шоссе). Посетить эту зону стоит хотя бы потому, что хотя она предназначена в основном для оптовых закупок, в розницу здесь тоже можно купить достаточно качественные и недорогие ювелирные изделия, духи и - если у вас хватит духу тащить это через океан - электронику.
Еще одно место, которое стоит посетить, не прибегая к помощи четырехколесного друга, - это райский островок Контадора, входящий в Жемчужный архипелаг и расположенный в 15 минутах лету от столицы Панамы. Его давно облюбовали местная элита и богатые американцы. Тут роскошные пляжи. Есть даже нудистский. Укрывался здесь в течение нескольких месяцев от фанатичных сторонников Хомейни и свергнутый шах Ирана, дом которого с тех пор входит в число местных достопримечательностей. Говорят, он скучал по потерянному трону. Вообще же на Контадоре, безусловно, стоит пожить хотя бы несколько дней. Если же вас потянет за руль, придется ограничиться трехколесными мотороллерами, на которых здесь ездят по опоясывающим остров песчаным пляжам. Маленькие шедевры архитектуры - виллы богатых и сильных мира сего - разбросаны по всему острову. Поэтому встречи со знаменитостями здесь не редкость.
Однако лучшую часть Контадоры занимают оригинальные - в колониальном французском стиле - строения единственного отеля "Контадора Ресорт и Казино". Здесь одновременно комфортно и романтично. Много удовольствий и развлечений. Яхты, катера, водные мотоциклы и лыжи, акваланги, рыбалка на яхте, теннис, гольф, стрельба из лука, бадминтон и многое другое.
Обслуживают здесь прекрасно. Отдыхают в большинстве своем американцы и канадцы.
С наступлением вечера начинают работать казино, дискотеки, бары. Можно посмотреть спектакли и фильмы. Поздно ночью все затихает. Темная тропическая ночь. Мириады звезд на небе и огромный серебряный диск луны. Неторопливо накатывают волны океана, легкий освежающий бриз раскачивает кроны пальм.
На острове есть лавочки и магазины, включая "дьюти-фри".
Вернувшись в столицу, вы можете выбрать несколько вариантов.
Наиболее живописный и популярный маршрут - на запад, вдоль тихоокеанского побережья. Вам придется пересечь Панамский канал по знаменитому Мосту Америк, построенному после Второй мировой войны. Жаль, что на довольно узком мосту нельзя останавливаться, а то получился бы эффектный снимок - одна нога в Северной, а другая в Южной Америке. Проехав еще несколько десятков километров, вы попадаете в одну из природных жемчужин - Валье де Антон, или просто Валье. Здесь, на высоте 600 м над уровнем моря нет влажной жары побережья, а местный пейзаж - невысокие зеленые горы, луга и буйно цветущие тропические растения - восхитит любого. Эль Валье - не только курортное место, где на родовых асиендах коротают часы досуга местные кабальеро из хороших семей. Здесь разводят породистых лошадей, и если вы любитель скачек, то именно здесь вы увидите состязания таких непривычных для наших мест перуанских иноходцев. А еще Эль Валье - единственное в Панаме и всей Центральной Америке место, где растут редкие деревья с квадратными в сечении стволами.
Продолжив путь на запад, вы попадете в живописную горную провинцию Чирики - "панамскую Швейцарию", центр садоводства и цветоводства, сыроделия, народных ремесел и своеобразного местного фольклора (добираться сюда из столицы часов шесть), а потом пересечете границу соседней с Панамой Коста-Рики по Панамериканскому шоссе.
Если же вы хотите продолжить путешествие по Панаме, можно либо перебраться по второстепенным дорогам на Атлантическое побережье, в провинцию Бокас дель Торо, где уже совсем другая, карибская экзотика, либо, вернувшись в столицу, предпринять экспедицию на джипе в Национальный парк Чагрес. Там вы сможете не только насладиться близостью к природе, но и познакомиться с вполне первобытными индейцами, которые живут почти так же, как их предки, - ну разве что чуть-чуть подрабатывают на модном ныне экотуризме.
И хотя это, конечно же, далеко не все, что можно увидеть в Панаме, по-моему, не так уж мало для одной из самых маленьких латиноамериканских стран?
А кстати, шляпы - панамы - здесь все-таки носят многие.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах